Основы аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 15:32, реферат

Описание работы

Внести в Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 15) следующие изменения:
1) второе предложение части 3 статьи 1 изложить в следующей редакции: "Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" или изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами или изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Содержание работы

1.Федеральный закон «об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г.№307 ФЗ
2.Определение аудита
3.Основные пользователи аудиторского заключения
4.Основные принципы аудита
5.Виды аудита
6.Оновные понятия в аудите
6.1.Аудиторское заключение
6.2.Существенность и уровень существенности
6.3.Риск
6.4.Аудиторская выборка
6.5.Аудиторские доказательства
6.6.Аудиторские процедуры
7.Методика проведения обязательной аудиторской проверки
8.Основные этапы проведения аудиторской проверки
9.Список литературы

Файлы: 1 файл

Основы аудита.docx

— 405.77 Кб (Скачать файл)

Внешний аудит проводится на договорной основе независимыми аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами для проверки достоверности финансовых отчетов проверяемого предприятия,  а также объективной  оценки  его финансовых возможностей. Цели внешнего аудита определяются интересами заказчиков, которыми могут быть как государственные органы, так владельцы средств и фондов. Если государственные органы интересуют результаты социально-экономических программ, то владельцы средств и акций в большей мере обращают внимание на вопросы эффективности заключаемых исполнительной властью сделок, рационального использования денежных и товарно-материальных запасов, эффективности управленческой системы принадлежащей им компании, а также на другие специальные вопросы.  
Основные задачи внешнего аудитора: оценка состояния бухгалтерского учета и финансовой отчетности, проверка достоверности их данных, выражение о них мнения заказчику, защита прав собственности.  
Внешний аудит регламентируется юридически и позволяет внешним пользователям  наблюдать и потенциально контролировать деятельность хозяйствующего субъекта и его руководства. Статус внешних аудиторов определяет требования их ответственности за свой отчет, критерии, на которых этот отчет базируется, полномочия проверяющих, правила их назначения и отстранения, уровень их квалификации, размер вознаграждения и нормы поведения. Внешние аудиторы осуществляют свою деятельность в соответствии со стандартами аудита и основными принципами аудита.

Внутренний аудит — организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежности функционирования системы внутреннего контроля *.

Внутренний аудит —  один из способов контроля за эффективностью деятельности звеньев структуры  экономического субъекта.

Проведение внутреннего  аудита имеет для руководства  и (или) собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение, поскольку призвано содействовать  оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.

Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в связи с тем, что высшее руководство  не занимается повседневным контролем  деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов  менеджеров. Внутренний аудит необходим  главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления  необходимых изменений внутри предприятия.

Организация, роль и функции  внутреннего аудита определяются самим  экономическим субъектом, т.е. его  руководством и (или) собственниками, в  зависимости от:

  • содержания и специфики деятельности экономического субъекта;
  • объемов показателей финансово-экономической деятельности экономического субъекта;
  • сложившейся системы управления экономического субъекта; состояния внутреннего контроля.

Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные  службы или отдельные аудиторы, состоящие  в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешние  аудиторы.

Как правило, к функциям внутреннего  аудита относятся:

  • проверка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработка рекомендаций по улучшению этих систем; 
  • проверка бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;
  • проверка соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;
  • проверка деятельности различных звеньев управления;
  • оценка эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценка контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;
  • проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;
  • работа над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;
  • оценка используемого экономическим субъектом программного обеспечения;
  • специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;
  • разработка и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.

Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой  организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего  аудита, руководство предприятия  может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения  внутри предприятия.

Внутренний аудит решает следующие задачи:

1) контроль за состоянием  активов и недопущение убытков;

2) подтверждение выполнения  внутрисистемных контрольных процедур;

3) анализ эффективности  функционирования системы внутреннего  контроля и обработки информации;

4) оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной  системой.

Таким образом, в рамках внутреннего  аудита осуществляется не только детальный  контроль за сохранностью активов, но и контроль за политикой и качеством  менеджмента.

Несмотря на кажущиеся  различия, внутренний и внешний аудит  во многом дополняют друг друга. Многие функции внутренних аудиторов могут  быть выполнены приглашенными независимыми аудиторами; при решении многих задач  внутренние и внешние аудиторы могут  использовать одинаковые методы —  разница заключается лишь в степени  точности и детальности применения этих методов.

По отношению к требованиям  законодательства различают обязательный и инициативный аудит

Обязательный  аудит регламентируется государством. Обязательный аудит согласно закону об аудиторской деятельности в Российской Федерации — это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

1) организация имеет организационно-правовую  форму открытого акционерного  общества;

2) организация является  кредитной организацией, страховой  организацией или обществом взаимного  страхования, товарной или фондовой  биржей, инвестиционным фондом, государственным  внебюджетным фондом, источником  образования средств которого  являются предусмотренные законодательством  Российской Федерации обязательные  исчисления, производимые физическими  и юридическим лицами, фондом, источниками  образования средств которого  являются добровольные отчисления  физических и юридических лиц;

3) объем выручки организации  или индивидуального предпринимателя  от реализации продукции (выполнения  работ, оказания услуг) за один  год превышает в 500 тыс. раз  установленный законодательством  Российской Федерации минимальный  размер оплаты труда (МРОТ) или  сумма активов баланса превышает  на конец отчетного года в  200 тыс. раз установленный законодательством  Российской Федерации МРОТ;

4) организация является  государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного  ведения, если финансовые показатели  его деятельности соответствуют  указанным выше нормативам. Для  муниципальных унитарных предприятий  законом субъекта Российской  Федерации финансовые показатели  могут быть понижены;

5) обязательный  аудит в отношении этих организаций  или индивидуальных предпринимателей  предусмотрен федеральным законом.

Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах  которых доля государственной собственности  или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских  услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок  проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации.

Инициативный  аудит — это аудит, проводимый по инициативе руководства аудируемой организации. Проводится по той же методике, что и обязательный аудит. Имеет целью выражение мнения независимого проверяющего (аудитора) о достоверности финансовой отчётности. Основное отличие обязательного аудита от инициативного состоит в том, что первый проводится в обязательном порядке в соответствии с Федеральным законом № 307-ФЗ, второй — по желанию заказчика услуг аудитора.

По объектам аудита различают: банковский аудит; аудит страховых  организаций; аудит бирж; инвестиционных институтов и внебюджетных фондов; общий аудит; государственный аудит. На все эти виды аудита (кроме  государственного) аудитором необходимо иметь соответствующие аттестаты. Термин «государственный аудит» пока не нашел в России широкого применения, однако в Счетной палате Российской Федерации существует должность  аудитора.

Аудит банковской  деятельности  имеет ряд особенностей,  которые требуют

создания специализированных аудиторских организаций. Дело  в  том,  что  при

аудиторских  проверках  банков  и  других   финансово-кредитных   учреждений

рассматриваются  различные  стороны  экономической  деятельности  как  самой

кредитной  системы,  так  и  обслуживаемого  хозяйства.  Это   налагает   на

аудиторов  особую  ответственность  за   квалифицированность   обследований,

объективность и достоверность  выводов, поскольку  результаты  аудита  служат

основанием для подтверждения  годового отчета,  публикации  баланса  и  общей

оценки итогов работы кредитного учреждения.

В аудите страховых организациях проверяются как общие вопросы, свойственные деятельности юридических лиц многих отраслей хозяйства, так и специфические операции, характерные только для страховых организаций. К общим вопросам относятся проверка операций с основными фондами, товарно-материальными ценностями и нематериальными активами, соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда, расчетно-платежных и кассовых операций, расчетов с дебиторами и кредиторами и ряда других. Контроль за этими операциями и расчетами у страховщиков существенно не отличается от аналогичных проверок в других сферах деятельности, так как в обоих случаях субъекты хозяйствования руководствуются в своей работе одними и теми же нормативными документами

Основная  цель проведения аудита бирж аудитором состоит в предоставлении аудитору возможности выразить свое мнение о том, дает ли опубликованная финансовая отчетность биржи «правдивое и достоверное» представление о финансовом положении биржи и результатах ее деятельности за период, отраженный в данной финансовой отчетности. Однако пользователю не следует рассматривать аудиторское заключение в качестве гарантий будущей жизнеспособности биржи или в качестве подтверждения эффективности и рациональности, с которой руководство ведет дела, т.к. это не входит в цели аудита.

Общий аудит – это независимая проверка бухгалтерской и финансовой отчетности, а также правильности постановки бухгалтерского учета на предприятии. Результат проведения общего аудита – подтверждение достоверности отчетности и уровень соответствия бухгалтерского обслуживания действующему законодательству.

Государственный аудит-это проверка экономии, эффективности деятельности и програм, включая определение соблюдения соответствующего законодательства и правил. Некоторые виды государственного аудита, например, налоговая служба, осуществляет аудит исключительно в качестве проверки соответствия.

В зависимости от назначения аудит делится на несколько видов.

Аудит финансовой отчетности представляет собой проверку отчетности субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее установленным критериям и общепринятым правилам бухгалтерского учета. Этот аудит проводится сторонними аудиторами, приглашенными компанией, отчеты которой проверяются. Результаты аудита финансовой отчетности публикуются компанией и рассылаются широкому кругу пользователей — владельцам акций, кредиторам, органам государственного регулирования и др.

Налоговый аудит — это аудиторская проверка правильности и полноты начисления и уплаты налогов, соблюдения налоговой политики.

Информация о работе Основы аудита