Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:50, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы изучить проблемы практического применения бизнес-плана в условиях рыночной экономики.
В задачи курсовой работы входит:
Рассмотрение бизнес - планирования как инструмент управления предприятием.
Изучить классификацию и признаки бизнес - планирования.
Охарактеризовать структуру бизнес-плана.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава I Сущность планирования: его классификация и признаки…….…..5
Бизнес - план как институт управления предприятием…………5
Классификация и признаки бизнес – планирования……………..10
Характеристика структуры бизнес – плана………………………14
Глава II Характеристика бизнес планирования на предприятиях………..25
2.1 Проблемы применения бизнес – планирования……………………….25
2.2 Описательная часть бизнес – плана кафе………...……………………29
Заключение…………………………………………………………………..31
Список использованной литературы……………………………………….35
Приложение 1…………..……………………………………………………37
Следует отметить, что некоторые
из указанных фаз заново появляются
в процессе планирования и этим позволяют
принимать предварительные
пройдены в виде подциклов,
что ведет к пересмотру ранее
планируемых результатов. Периодичность
и многократность прохождения фаз
повторяются между всеми
Виды планирования можно квалифицировать по ряду признаков. Эти признаки таковы:
- временной горизонт;
- функциональная направленность;
- иерархия планирования и ряд других.
Длительность времени, на которое составляется план, называется временным горизонтом. Начало плана совпадает с началом реализации плана. Конец реализации плана может наступить также и до окончания плана. С учетом временного горизонта различают:
- краткосрочное планирование (менее 1 года);
- среднесрочное планирование (от 1 до 5 лет);
- долгосрочное планирование (более 5 лет).
Приведенные сроки планирования неоднозначны и зависят от качества прогнозов, от объекта планирования, от планирующего предприятия и от отрасли. Кроме того, жизненный цикл продукта, составляет НИОКР, а также возможность замены продукции влияют на указанные сроки.
11
По признаку функциональной направленности, с которой соотносится планирование, можно выделить: планирование сбыта, планирование производства, планирование хранения, планирование снабжения, планирование денежных потоков, инвестиционное планирование.
В зависимости от того, на какие цели развития предприятия направлено планирование (иерархия планирования) различают три уровня:
- стратегическое планирование;
- тактическое планирование;
- оперативное планирование.
Иногда эти три уровня планирования приравниваются к трем видам планирования по соотносимому временному пространству (долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное). Такое соотношение, однако, некорректно, так как стратегическое, тактическое и оперативное планирование характеризуются рядом других признаков. Наряду с временным пространством рассматриваются также такие признаки, как степень дифференцированности, точность использованной информации, а также структурные недостатки проблем планирования.
Таким образом, для успешного
развития на рынке, предприятие должно
иметь систему финансового
- стратегическое планирование;
- тактическое планирование
(чаще всего бизнес-
- бюджетирование (текущее, оперативное планирование).
Однако единого подхода
в этом вопросе нет, и разные экономисты
включают различные ступени
- стратегическое рамочное планирование (только глобальные цели);
_____________
Алексеева М.М. «Планирование Деятельности фирмы» М.: Инфра-М, 1999-С 18
12
- долгосрочное планирование
(конкретизирует программы
- среднесрочное планирование
(создание предпосылок для
- бюджетное планирование (разработка по деталям точный проект);
- скользящее краткосрочное планирование (покрывает временное пространство в 21 месяц с подразбивкой на месячные или квартальные планы).
Однако как было сказано выше, сведение иерархии планирования до
временных горизонтов недопустимо.
В заключение данного вопроса необходимо также отметить, что планы
убывающих уровней в системе планирования последовательно вытекают один из другого. Формально тактический план выводится из тактического, являясь его детализацией, а оперативный – из тактического. Подобная зависимость называется соотносительностью планов.
Говоря о роле и месте
бизнес-плана в системе
Бизнес-план - это план развития. При этом масштабы планирования могут быть различны: развитие предприятия, направления деятельности, нового вида продукции, новой системы оплаты труда и т.п.
К основным целям бизнес-плана обычно относят:
- бизнес-план определяет
степень жизнеспособности и
- конкретизирует перспективы
бизнеса в виде системы
- обеспечивает внешние инвестиции.
13
Последнее утверждение подчеркивает,
что бизнес-план, в отличии от
ранее описанной системы
Таким образом, бизнес-план, являясь неотъемлемой частью системы планирования на предприятии, является ее отдельным звеном и не
ограничивается каким-либо одним видом планирования, вне зависимости от выбранного признака классификации: временной горизонт, функциональная направленность или иерархия планирования.
Тем не менее, бизнес-плану все же присуще в достаточной мере устойчивые признаки в соответствии со стоящими перед ним задачами:
- бизнес-план не может
включать весь комплекс общих
целей предприятия, а лишь
- в отличие от стратегического
и тактического плана, бизнес-
- в бизнес-плане функциональные составляющие (план маркетинга, план производства и т.п.) в отличие от других видов планов, является полноправными, равновесными частями структуры.
Таким образом, в данном разделе
было дано определение понятию «
14
иное, как план развития с
присущими только ему целями. А
потому ни один из видов планов в
системе планирования на предприятии
не заменяет бизнес-планирования. В
то же время бизнес-план подчинен общему
стержню системы планов предприятия
и соответствуют общим
1.3. Характеристика структуры бизнес-плана
Большое значение имеет структура бизнес-плана, который является достаточно сложным документом и включает в себя описание деятельности, потенциал, оценку внутренней и внешней среды бизнеса, конкретные данные о дальнейшем развитии.
Любой бизнес имеет свои особенности и поэтому не может существовать «стандартного» плана, подходящего ко всем случаям. Любая предложенная форма носит рекомендательный характер и дает общее представление.
Бизнес-план – это специфический плановый документ, в котором отображены организационно-финансовые мероприятия для обеспечения производства отдельных видов товаров, работ, услуг. Бизнес-план дает возможность определить перспективы развития будущего рынка сбыта, оценить расходы на изготовление и реализацию нужной этому рынку продукции, определить ее потенциальную прибыльность. Бизнес-план должен также дать ответ: целесообразно ли осуществлять инвестирование производства с точки зрения самоокупаемости расходов.
Особенностью Методики составления
бизнес-плана является то, что она
содержит рекомендации для предприятий,
которые осуществляют реструктуризацию
и планируют дальнейший выпуск как
традиционных, так и новых для
данного предприятия видов
Короткое содержание основных разделов бизнес-плана представлено ниже:
15
Резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана.
Резюме должно включать следующую информацию:
- наименование проекта;
- характеристика организации,
обращающейся за
- описание проекта, особо
выделив, идет ли речь о
- описание предприятия, его специфических черт, основные этапы в его развитии;
- краткие сведения о
квалификации управленческого
- описание ситуации на рынке (отечественном и зарубежном) и в отрасли;
- преимущество продукции или услуг предприятия, собственные ресурсы компании и ее текущее финансовое состояние;
- долгосрочные и краткосрочные цели проекта, какого роста можно ожидать, какие доходы предполагается получить, за какой период времени;
- тактический план, краткое изложение того, как будут достигаться поставленные цели;
16
- степень согласования проекта с федеральными, региональными и отраслевыми приоритетами;
- потребность в инвестициях,
направления их использования,
предполагаемые источники
- если заявитель является
физическим лицом, то инвестор
должен знать, каким
- наличие лицензий, сертификатов, разрешений и т.д.
- ключевые экономические
показатели эффективности
- возможные риски и система страховок.
В случае необходимости (возможности)
привлечение иностранных
В резюме также отражается степень конфиденциальности изложенной в бизнес-плане информации.
В этом разделе необходимо охарактеризовать предприятие, обратив внимание на его отличия от других компаний, присутствующих на рынке:
- цели и задачи на
ближайший период и на
- перечень основных владельцев,
роль каждого из них в
- события, повлиявшие на развитие предприятия;
- финансирование предприятия в прошлом и в настоящее время;
- организационная структура и кадровый состав;
- тенденции в сбыте продукции (услуг) в ближайшее время и в перспективе;
- основные достижения предприятия;
- показатели финансовой эффективности предприятия за последние три года;
- каковы преимущества предприятия;
17
- какие потребности заказчиков обеспечивает предприятие;
- объем рынка продукции
или услуг, предоставляемых
- какова доля предприятия, на рынке и каковы тенденции;
- каковы возможности рекламы;
Информация о работе Основы бизнес – планирования в организации