Основы бизнес – планирования в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы изучить проблемы практического применения бизнес-плана в условиях рыночной экономики.
В задачи курсовой работы входит:
Рассмотрение бизнес - планирования как инструмент управления предприятием.
Изучить классификацию и признаки бизнес - планирования.
Охарактеризовать структуру бизнес-плана.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
Глава I Сущность планирования: его классификация и признаки…….…..5
Бизнес - план как институт управления предприятием…………5
Классификация и признаки бизнес – планирования……………..10
Характеристика структуры бизнес – плана………………………14
Глава II Характеристика бизнес планирования на предприятиях………..25
2.1 Проблемы применения бизнес – планирования……………………….25
2.2 Описательная часть бизнес – плана кафе………...……………………29
Заключение…………………………………………………………………..31
Список использованной литературы……………………………………….35
Приложение 1…………..……………………………………………………37

Файлы: 1 файл

курсовая по менеджменту.docx

— 377.21 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что некоторые  из указанных фаз заново появляются в процессе планирования и этим позволяют  принимать предварительные решения (более низкого порядка) на всех фазах, которые предшествуют фазе принятия решений. Кроме того, отдельные фазы могут быть многократно

пройдены в виде подциклов, что ведет к пересмотру ранее  планируемых результатов. Периодичность  и многократность прохождения фаз  повторяются между всеми иерархическими уровнями предприятия и дают планирование, а также контроль, важными инструментами управления.

 

    1. Классификация и признаки планирования

Виды планирования можно  квалифицировать по ряду признаков. Эти признаки таковы:

- временной горизонт;

- функциональная направленность;

- иерархия планирования  и ряд других.

Длительность времени, на которое составляется план, называется временным горизонтом. Начало плана  совпадает с началом реализации плана. Конец реализации плана может  наступить также и до окончания  плана. С учетом временного горизонта  различают:

- краткосрочное планирование (менее 1 года);

- среднесрочное планирование (от 1 до 5 лет);

- долгосрочное планирование (более 5 лет).

Приведенные сроки планирования неоднозначны и зависят от качества прогнозов, от объекта планирования, от планирующего предприятия и от отрасли. Кроме того, жизненный цикл продукта, составляет НИОКР, а также  возможность замены продукции влияют на указанные сроки.

 

11

По признаку функциональной направленности, с которой соотносится  планирование, можно выделить: планирование сбыта, планирование производства, планирование хранения, планирование снабжения, планирование денежных потоков, инвестиционное планирование.

В зависимости от того, на какие цели развития предприятия  направлено планирование (иерархия планирования) различают три уровня:

- стратегическое планирование;

- тактическое планирование;

- оперативное планирование.

Иногда эти три уровня планирования приравниваются к трем видам планирования по соотносимому временному пространству (долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное). Такое соотношение, однако, некорректно, так как стратегическое, тактическое и оперативное планирование характеризуются рядом других признаков. Наряду с временным пространством рассматриваются также такие признаки, как степень дифференцированности, точность использованной информации, а также структурные недостатки проблем планирования.

Таким образом, для успешного  развития на рынке, предприятие должно иметь систему финансового планирования. В эту систему обычно включают:

- стратегическое планирование;

- тактическое планирование (чаще всего бизнес-планирование);

- бюджетирование (текущее,  оперативное планирование).

Однако единого подхода  в этом вопросе нет, и разные экономисты включают различные ступени планирования. Так некоторыми авторами предлагается следующая схема плановой системы:

- стратегическое рамочное  планирование (только глобальные  цели);

_____________

 Алексеева М.М. «Планирование Деятельности фирмы» М.: Инфра-М, 1999-С 18

12

- долгосрочное планирование (конкретизирует программы инвестиций);

- среднесрочное планирование (создание предпосылок для реализации инвестиционных программ);

- бюджетное планирование (разработка по деталям точный  проект);

- скользящее краткосрочное  планирование (покрывает временное  пространство в 21 месяц с подразбивкой  на месячные или квартальные  планы).

Однако как было сказано  выше, сведение иерархии планирования до

временных горизонтов недопустимо.

В заключение данного вопроса  необходимо также отметить, что планы

убывающих уровней в системе  планирования последовательно вытекают один из другого. Формально тактический  план выводится из тактического, являясь  его детализацией, а оперативный  – из тактического. Подобная зависимость  называется соотносительностью планов.

Говоря о роле и месте  бизнес-плана в системе планирования на предприятии, необходимо подчеркнуть, что бизнес-план – это, прежде всего, документ. Документ, наделенный специфичными, только ему присущими чертами. Между  тем, о бизнес-плане нельзя говорить, и это очень важно, как о  строго регламентированном документе.

Бизнес-план - это план развития. При этом масштабы планирования могут  быть различны: развитие предприятия, направления деятельности, нового вида продукции, новой системы оплаты труда и т.п.

К основным целям бизнес-плана  обычно относят:

- бизнес-план определяет  степень жизнеспособности и будущей  устойчивости предприятия, снижает  риск предпринимательской деятельности;

- конкретизирует перспективы  бизнеса в виде системы количественных  и качественных показателей;

- обеспечивает внешние  инвестиции.

13

Последнее утверждение подчеркивает, что бизнес-план, в отличии от ранее описанной системы планирования на предприятии, учитывает не только внутренние цели предприятия, но и внешние  цели лиц, заинтересованность в участии  которых есть у предпринимателя. Помимо инвесторов заинтересованными  лицами могут являться потенциальные  потребители и поставщики фирмы.

Таким образом, бизнес-план, являясь неотъемлемой частью системы  планирования на предприятии, является ее отдельным звеном и не

ограничивается каким-либо одним видом планирования, вне  зависимости  от выбранного признака классификации: временной горизонт, функциональная направленность или иерархия планирования.

Тем не менее, бизнес-плану  все же присуще в достаточной  мере устойчивые признаки в соответствии со стоящими перед ним задачами:

- бизнес-план не может  включать весь комплекс общих  целей предприятия, а лишь одну  из них, ту, которая связана  с инвестиционным процессом (внутренним  или внешним). Бизнес-план – это  всегда инвестиции (развитие). Нет  инвестиций – не может быть  и бизнес-плана (в отличие от  других видов планирования, например  стратегического);

- в отличие от стратегического  и тактического плана, бизнес-план  имеет четко очерченные временные  рамки, по истечении которых  определенные планом цели и  задачи должны быть выполнены;

- в бизнес-плане функциональные  составляющие (план маркетинга, план  производства и т.п.) в отличие от других видов планов, является полноправными, равновесными частями структуры.

Таким образом, в данном разделе  было дано определение понятию «планирование», приведены его признаки, дана классификация  по различным признакам. Определена его главная цель – выявление средств, альтернатив, оценка рисков и вероятностей достижения целей и выбор соответствующих мероприятий. В соответствии с этим определено, что бизнес-план есть не что   

14

иное, как план развития с  присущими только ему целями. А  потому ни один из видов планов в  системе планирования на предприятии  не заменяет бизнес-планирования. В  то же время бизнес-план подчинен общему стержню системы планов предприятия  и соответствуют общим принципам  планирования.

 

1.3. Характеристика  структуры бизнес-плана

Большое значение имеет структура бизнес-плана, который является достаточно сложным документом и включает в себя описание деятельности, потенциал, оценку внутренней и внешней среды бизнеса, конкретные данные о дальнейшем развитии.

Любой бизнес имеет свои особенности и поэтому не может  существовать «стандартного» плана, подходящего  ко всем случаям. Любая предложенная форма носит рекомендательный характер и дает общее представление.

Бизнес-план – это специфический  плановый документ, в котором отображены организационно-финансовые мероприятия  для обеспечения производства отдельных  видов товаров, работ, услуг. Бизнес-план дает возможность определить перспективы  развития будущего рынка сбыта, оценить  расходы на изготовление и реализацию нужной этому рынку продукции, определить ее потенциальную прибыльность. Бизнес-план должен также дать ответ: целесообразно ли осуществлять инвестирование производства с точки зрения самоокупаемости расходов.

Особенностью Методики составления  бизнес-плана является то, что она  содержит рекомендации для предприятий, которые осуществляют реструктуризацию и планируют дальнейший выпуск как  традиционных, так и новых для  данного предприятия видов продукции, с учетом организационных изменений  существующих структурных подразделений.

Короткое содержание основных разделов бизнес-плана представлено ниже:

15

  1. Обзорный раздел (резюме)

Резюме представляет собой  краткий обзор бизнес-плана.

Резюме должно включать следующую  информацию:

- наименование проекта;

- характеристика организации,  обращающейся за предоставлением  средств:

  • Наименование
  • организационно-правовая форма
  • форма собственности
  • среднесписочная численность
  • уставный фонд
  • точный почтовый адрес, телефон
  • банковские реквизиты (в т.ч. рублевый, валютный, депозитный счета)
  • фамилия, имя, отчество, возраст и квалификация руководителя проекта.

- описание проекта, особо  выделив, идет ли речь о начале  работы «с нуля» или о расширение  существующего дела;

- описание предприятия,  его специфических черт, основные  этапы в его развитии;

- краткие сведения о  квалификации управленческого персонала,  какими особенностями, применительно  к настоящему проекту, обладает  управленческий персонал, каковы  доли участия управленческого  персонала в капитале предприятия;

- описание ситуации на рынке (отечественном и зарубежном) и в отрасли;

- преимущество продукции  или услуг предприятия, собственные ресурсы компании и ее текущее финансовое состояние;

- долгосрочные и краткосрочные  цели проекта, какого роста  можно ожидать, какие доходы  предполагается получить, за какой  период времени;

- тактический план, краткое  изложение того, как будут достигаться  поставленные цели;

 

16

- степень согласования  проекта с федеральными, региональными  и отраслевыми приоритетами;

- потребность в инвестициях,  направления их использования,  предполагаемые источники финансирования, как они будут возвращаться (погашаться) инвесторам;

- если заявитель является  физическим лицом, то инвестор  должен знать, каким имуществом  он владеет;

- наличие лицензий, сертификатов, разрешений и т.д.

- ключевые экономические  показатели эффективности проекта;

- возможные риски и  система страховок.

В случае необходимости (возможности) привлечение иностранных инвесторов резюме составляется как на русском, так и на английском языках.

В резюме также отражается степень конфиденциальности изложенной в бизнес-плане информации.

  1. Описание предприятия

В этом разделе необходимо охарактеризовать предприятие, обратив  внимание на его отличия от других компаний, присутствующих на рынке:

- цели и задачи на  ближайший период и на перспективу;

- перечень основных владельцев, роль каждого из них в основании  и деятельности предприятия;

- события, повлиявшие  на развитие предприятия;

- финансирование предприятия  в прошлом и в настоящее  время;

- организационная структура  и кадровый состав;

- тенденции в сбыте  продукции (услуг) в ближайшее  время и в перспективе;

- основные достижения  предприятия;

- показатели финансовой  эффективности предприятия за  последние три года;

- каковы преимущества  предприятия;

17

- какие потребности заказчиков  обеспечивает предприятие;

- объем рынка продукции  или услуг, предоставляемых предприятием;

- какова доля предприятия,  на рынке и каковы тенденции;

- каковы возможности рекламы;

Информация о работе Основы бизнес – планирования в организации