Основы бизнес – планирования в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы изучить проблемы практического применения бизнес-плана в условиях рыночной экономики.
В задачи курсовой работы входит:
Рассмотрение бизнес - планирования как инструмент управления предприятием.
Изучить классификацию и признаки бизнес - планирования.
Охарактеризовать структуру бизнес-плана.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
Глава I Сущность планирования: его классификация и признаки…….…..5
Бизнес - план как институт управления предприятием…………5
Классификация и признаки бизнес – планирования……………..10
Характеристика структуры бизнес – плана………………………14
Глава II Характеристика бизнес планирования на предприятиях………..25
2.1 Проблемы применения бизнес – планирования……………………….25
2.2 Описательная часть бизнес – плана кафе………...……………………29
Заключение…………………………………………………………………..31
Список использованной литературы……………………………………….35
Приложение 1…………..……………………………………………………37

Файлы: 1 файл

курсовая по менеджменту.docx

— 377.21 Кб (Скачать файл)

- сезонность;

- как увеличить долю  предприятия на рынке;

- используемые ноу-хау;

- территориальное расположение  клиентов;

- основные конкуренты  и их сильные стороны;

- уровень технологии;

- анализ издержек;

- с какими проблемами  сталкивается предприятие;

- анализ сильных и слабых  сторон предприятия (качество  продукции и услуг, возможность  сбыта, уровень производственных  издержек, квалификация, опыт персонала,  уровень технологии, условия поставок  материалов или комплектующих,  уровень менеджмента).

- географическое положение  предприятия;

-ближайшие транспортные  магистрали.

3. Описание продукции (услуг)

В этом разделе приводится подробная характеристика производимой предприятием продукции или услуг, производится сравнение ее с продукцией конкурентов, анализируется планы  развития производства.

Характеристика продукции:

- функциональное назначение  продукции, для каких целей  она предназначена;

- примеры использования  продукции;

- стоимость в зависимости от объемов производства;

- технологичность;

- универсальность;

18

- соответствие продукции  принятым стандартам;

- требования к контролю  качества;

Анализ продукции конкурентов, имеющейся на рынке:

- почему продукты конкуренты  пользуются определенным спросом;

- принципы ценообразования  конкурентов;

- способы стимулирования  сбыта, используемые конкурентами.

Исследования и разработки:

- существующие технологические  риски;

- технологическое состояние конкурентов, возможность их технологических достижений влиять или повлиять в будущем на деятельность предприятия;

- описание концепции развития  продукции следующих поколений.

Финансирование:

- принятая концепция ценообразования;

- оптимальные размеры  заказов и формы оплаты;

- условия приобретения  сырья, материалов и комплектующих.

4. Анализ рынка

В этом разделе должно быть показано, что продукция или услуги имеют рынок сбыта, а также  возможность предприятия добиться успеха на этом рынке; необходимо показать затраты в связи с выходом  на рынок и возможные риски.  

  Характеристика рынка:

- уровень и тенденции развития рынка;

- динамика цен на рынке за последние 5 лет;

- специфические особенности рынка, например: 

- независимые прогнозы относительно развития рынка в будущем;

- предполагаемая доля рынка, которую займет предприятие;

- особые цели на рынке.

Характеристика потребителей продукции:

19

- тип потребителя;

- их географическое расположение;

Стратегия продвижения продукции  на рынок:

- расчет и обоснование цены, ценовая политика;

- система распределения (продаж) в настоящее время и в перспективе;

- реклама;

- стимулирование сбыта;

-связи с общественностью.

Характеристика конкурентов:

- перечень предприятий – основных конкурентов;

- их сильные и слабые стороны;

- их финансовое положение;

- используемые конкурентами стратегии маркетинга;

- возможная реакция конкурентов.

5.Производственный план

Этот раздел должен подробным  образом описывать путь, посредством  которого предприятие планирует  эффективно производить продукцию  или услуги и поставлять их потребителю. Необходимо отразить все этапы подготовительного  периода в календарном плане (сетевом  графике). Календарный план выполнения работ в рамках проекта должен включать прогноз действий (мероприятий) и потребности в финансовых ресурсах для его реализации.

Описание технологического процесса должно отразить:

- обеспеченность сырьем, оборудованием, энергией;

- потребность и условия приобретения технологического и прочего оборудования;

- потребность в участках земли, зданиях и сооружениях, коммуникациях;

    - потребность и условия  поставки  сырья, материалов, комплектующих, производственных услуг, контроль качества и дисциплины поставок;

20

- требования к источникам  энергии и их доступность;

-  требования к подготовке  производства;

- возможности совершенствования технологии производства;

- требования к контролю качества на всех этапах производства продукции.

   Требование к квалификации и наличие необходимого персонала:

- административный персонал;

- инженерно-технический персонал;

- производственный персонал;

- условия оплаты и стимулирования;

- условия труда;

- структура и состав подразделений;

- обучение персонала;

- предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия.

6. План сбыта

План сбыта должен отражать стратегию продаж компании в различные  временные периоды и показать:

- цену продукции;

- методы ценообразования и установления гарантированного срока;

- схему реализации продукции (с авансом, в кредит, на экспорт);

- размеры скидок;

- проценты потерь;

- условия оплаты;

-время задержки платежа.

7. Финансовый план 

Этот раздел бизнес-плана  должен дать возможность оценить  способность проекта обеспечить поступление  денежных  средств  в  объеме, достаточном  для  обслуживания  долга (или  выплаты  дивидендов,  когда  речь  идет  об  инвесторах).

21

Следует  подробным  образом  описать  потребность  в  финансовых  ресурсах, предполагаемые  источники  и  схемы  финансирования, ответственность  заемщиков  и  систему  гарантий. Особое  значение следует  уделить  описанию текущего и прогнозируемого  состояния  окружающей  экономической  среды. Должны быть отражены труднопрогнозируемые факторы их альтернативные значения для различных вариантов развития событий.

     Требуется четкая разбивка  расходов по  проекту  и  использования средств.

 Должны  быть  описаны  условия  всех  остальных  относящихся  к проекту или уже  находящихся  на  балансе  кредитов. Необходимо  четко показать, как  и кем (самим предприятием или независимым подрядчиком) составлялась смета расходов; предполагаемая степень четкости сметы. Должны быть описаны условия, оценки и предложения, базируясь на которых, рассчитывались финансовые результаты проекта.

  Необходимо отразить (помесячно, поквартально, по годам):

- перечень  и ставки налогов;

- порядок выплаты займов, процентов по ним и т. д.    

   Обычно финансовый  раздел бизнес-плана представлен  тремя основными документами:

- отчетом о прибылях и убытках (показывает операционную деятельность предприятия по периодам);

- планом движения денежных средств (Кэш-Фло);

- балансовой ведомостью (финансовое состояние предприятия в определенный момент времени).

При необходимости может  быть представлен график погашения  кредитов и уплаты процентов; сведения об  оборотном капитале с указанием изменений и исходных  посылок  в  течение  срока  кредита; предполагаемый график  уплаты  налогов.

22

В  дополнение  к  этому  прилагаются  расчеты  основных   показателей  платежеспособности  и  ликвидации, а  также  прогнозируемые  показатели  эффективности  проекта.       

Сроки  прогнозов  должны  совпадать  (как  минимум)  со  сроками  кредита/инвестиций,  которые  запрашиваются  по  проекту.

Показатели  эффективности  проекта

  • Чистый дисконтированный доход (ЧДД); другие названия: чистая приведенная стоимость, чистый приведенный доход. Net Value (NPV).
  • Индекс доходности (ИД); другие названия: индекс прибыльности, Profitably Index (PI).
  • Внутренняя норма доходности (ВНД); другие названия: внутренняя норма рентабельности, возврата инвестиций, Internal Rate of Return (IRR).
  • Срок окупаемости дисконтированный. Discounted payback period (PBP).

   Показатели различных  видов эффективности относятся  к различным экономическим субъектам:

- показатели общественной  эффективности – к обществу  в целом;

- показатели коммерческой  эффективности проекта – к  реальному или абстрактному юридическому  или физическому лицу, осуществляющему  проект целиком за свой счет;

- показатели эффективности  участия предприятия в проекте  – к этому предприятию;

- показатели эффективности  инвестирования в акции предприятия  – к акционерам предприятия  – участников проекта;

- показатели эффективности  для структур более высокого  уровня – к этим структурам;

- показатели бюджетной  эффективности – к бюджетам  всех уровней.

Для оценки эффективности  ИП используются следующие основные показатели, определяемые на основе денежных потоков проекта и его участника: чистый доход, чистый дисконтированный доход, внутренняя

23

норма доходности, потребность  в дополнительном финансировании, индексы  доходности затрат и инвестиций, срок окупаемости.

8. Анализ рисков

Необходимо проанализировать устойчивость проекта к возможным  изменениям как экономической ситуации в целом (изменение структуры и темпов инфляции, увеличение сроков задержки платежей), так и внутренних показателей проекта (изменение объемов сбыта, цены продукции).

Степень устойчивости проекта  по отношению к возможным изменениям условий реализации может быть охарактеризована показателями границ безубыточности (предельных уровней) объемов производства, цен  производимой продукции и иных параметров. Эти и им подобные показатели по существу отвечают сценариям, предусматривающим соответствующее снижение объемов реализации, цен реализуемой продукции и т.д., но они не являются показателями эффективности самого проекта. Граница безубыточности (предельный уровень) параметра проекта для некоторого шага расчетного периода определяется как такой коэффициент к значению параметра, при применении которого чистая прибыль участника на данном шаге становится нулевой.

Наиболее часто граница  безубыточности определяется для объема производства. Она рассчитывается только в период эксплуатации предприятия  и носит название уровня безубыточности (точки безубыточности, break-even point). Уровнем безубыточности называется отношение “безубыточного” объема УБ продаж (т.е. объема, которому отвечает нулевая прибыль и нулевые убытки) на некотором шаге т.к. проектному. При определении этого показателя принимается, что полные текущие издержки производства продукции на шаге могут быть разделены на условно – постоянные не зависящие от объема производства, и условно – переменные, изменяющиеся прямо пропорционально объемам производства.

 

24

Уровень безубыточности может  определяться также и для цены продукции, или, например, для основного, используемого в производстве сырья. 

9. Приложения к бизнес-плану

В приложения включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. К числу обязательных относятся следующие:

- биографии руководителей  предприятия или проекта, подтверждающие  их компетенцию и опыт работы;

- результаты маркетинговых  исследований;

- заключения аудиторов  (включая аналитическую часть);

- подробные технические  характеристики продукции;

- гарантийные письма или  контракты с поставщиками и  потребителями продукции;

- договоры аренды, найма,  лицензионные соглашения;

- заключения служб государственного  надзора по вопросам экологии  и безопасности, санитарно - эпидемиологических служб;

- статьи из журналов  и газет о деятельности предприятия;

- отзывы авторитетных  организаций.

Возможно также предоставление в качестве приложения к бизнес - плану:

Информация о работе Основы бизнес – планирования в организации