Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 15:12, курсовая работа
Бизнесмен и менеджер — это не одно и то же. Бизнесмен — это тот, кто «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Им может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в организации, но является владельцем ее акций и, может быть, состоит членом ее правления. Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди. Несколько более частный случай бизнеса — предпринимательство. Этот вид деятельности еще больше связывается с личностью человека — предпринимателя, который осуществляет бизнес, затевая новое дело, реализуя некоторые нововведения, вкладывая собственные средства в новое предприятие и принимая на себя риск.
Введение………………………………………………………………2
I.Малый бизнес и роль менеджмента в его развитии……………...4
Роль малого бизнеса в рыночной экономике……………………..4
Факторы, определяющие особенности менеджмента в малом бизнесе………………………………………………………………..4
Организация управления в малом бизнесе……………………….6
Менеджер - организатор эффективного управления……….…….7
II.Основы менеджмента……………………………………………..8
Планирование – экономический аспект менеджмента……….….8
Миссия и стратегия организации фирмы…………...…………….10
Организационная структура управления………………………….14
Типы организационных структур………………..……………….17
Управление маркетингом…………………………………..……..19
Стратегический менеджмент…………………..…………………22 Менеджер, его функции……………………………………………27
Участие персонала в управлении……………………………..….29
Сущность и значение предпринимательской деятельности……………31
Виды предпринимательской деятельности………………………………….32
Заключение…………………………………………………………...34
Библиографический список …………………………………
Введение…………………………………………………………
I.Малый бизнес и роль менеджмента в его развитии……………...4
Роль малого бизнеса в рыночной экономике……………………..4
Факторы, определяющие особенности
менеджмента в малом бизнесе……………………………………………………………
Организация управления в малом бизнесе……………………….6
Менеджер - организатор эффективного управления……….…….7
II.Основы менеджмента……………………………………………..
Планирование – экономический аспект менеджмента……….….8
Миссия и стратегия организации фирмы…………...…………….10
Организационная структура управления…………………………
Типы организационных структур…
Управление маркетингом……………………
Стратегический менеджмент……………
Участие персонала в управлении……………………
Сущность и значение
предпринимательской
Виды предпринимательской
Заключение……………………………………………………
Библиографический список ………………………………………....
ВВЕДЕНИЕ
Менеджмент в упрощенном понимании — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент — функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент — это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от слова «менеджер» — это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.
За рубежом значимость менеджмента была особенно ясно осознана в 30-е годы. Уже тогда стало очевидным, что деятельность эта превратилась в профессию, область знаний — в самостоятельную дисциплину, а социальный слой — в весьма влиятельную общественную силу. Растущая роль этой общественной силы заставила заговорить о «революции менеджеров», когда оказалось, что существуют корпорации-гиганты, обладающие огромным экономическим, производственным, научно-техническим потенциалом, сопоставимым по мощи с целыми государствами. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.
Однако роль менеджеров не ограничивается их присутствием лишь в огромных многоуровневых и разветвленных корпоративных структурах управления или же в государственном аппарате. В зрелой рыночной экономике не менее важен и малый бизнес. По количеству это более 95% всех фирм, по значению это наибольшая приближенность к повседневным нуждам потребителей и в то же время полигон технического прогресса и сфере нововведений. Для большинства населения это еще и работа. В нашей стране большинство мелких предприятий в производстве и сфере обслуживания приватизированы и наряду с вновь созданными относятся к малому бизнесу. В России сегодня в малом бизнесе занято около 12 млн. человек. Умело управлять им — значит выжить, устоять, вырасти. Как это сделать — тоже вопрос эффективного менеджмента.
В культуре развитых капиталистических стран понятие менеджмент очень часто соседствует с понятием бизнес. Бизнес — это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. «Управление бизнесом» — это управление коммерческими, хозяйственными организациями. Наряду с этим практически как синоним применяется термин business administration, который можно перевести как «деловое администрирование». Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но, если речь идет о государственных органах любого уровня, правильнее использовать термин public administration — «государственное управление».
Бизнесмен и менеджер — это не одно и то же. Бизнесмен — это тот, кто «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Им может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в организации, но является владельцем ее акций и, может быть, состоит членом ее правления. Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди. Несколько более частный случай бизнеса — предпринимательство. Этот вид деятельности еще больше связывается с личностью человека — предпринимателя, который осуществляет бизнес, затевая новое дело, реализуя некоторые нововведения, вкладывая собственные средства в новое предприятие и принимая на себя риск. Различия между менеджером и предпринимателем будут очень велики, если менеджер тяготеет к бюрократическому стилю руководства, но они в определенной мере стираются, если он придерживается предпринимательского стиля управления. Решить это противоречие пока удается очень немногим фирмам.
1. МАЛЫЙ бИЗнес и роль менеджмента в его развитии.
Однозначного определения малого бизнеса нет. Обычно его связывают с объемом деятельности и численностью работающих на предприятии. Именно исходя из этих критериев различают малый, средний и большой бизнес. В разных странах эти критерии различны. Чаще всего используются следующее деление предприятий:
В соответствии с Законом под субъектами малого предпринимательства понимаются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Роль малого бизнеса в рыночной экономике.
Малые предприятия
– это не побочная сфера
экономики. Малый бизнес
Общественное разделение труда. Причем роль его неуклонно растет. Если в прошлом малые предприятия создавались как результат стремления многих собственное дело, то сегодня создание малых предприятий чаще инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства. Конкретно роль малого бизнеса проявляется в том, что его развитие способствует:
Факторы, определяющие особенности менеджмента в малом бизнесе.
Малый бизнес очень многообразен. Он различается по ряду факторов, и каждый из них в той или иной степени влияет на особенности управления конкретной фирмой. Среди таких факторов – размер предприятия, численность и состав работающих, форма собственности, отрасль деятельности, объем и ассортимент выпускаемой продукции или услуг, организационная структура и др.
Наибольшее
влияние на определение
В Японии, например, в этой связи выделяют три уровня управления:
Первый низкий уровень технологии управления соответствует малым предприятиям с численностью работающих до 20 человек. В них отсутствует специальное управленческое подразделение, а само управление ведется на элементарном уровне и включает ведение бухгалтерского учета, контроль за рентабельностью хозяйственной деятельности, руководство работой.
Второй средний уровень технологии управления соответствует предприятиям с численностью работающих от 21 до 100 человек. В них имеется специальное управленческое подразделение, способное организованно хозяйством. Практически технология управления производством, сбытом, трудом, финансами.
Третий высокий уровень технологии управления соответствует предприятиям с численностью работающих более 100 человек. На таких предприятиях имеются хорошо организованные управленческие подразделения. Каждое из таких подразделений обладает более высокой технологией управления в своей области.
Существует ряд факторов, в той или иной мере влияющие на организацию управления:
Организация управления.
Управлять – означает вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы. Специалисты считают, что не существует единой идеальной модели управления, поскольку каждая фирма уникальна. Фирмы находятся в процессе постоянного поиска своей модели управления. Это непрерывный процесс, так как меняются сама фирма и ее среда.
Современная
система управления должна
Организация управления предполагает решение следующих вопросов:
Для малого
бизнеса наиболее простой
По мере
роста предприятия и объема
продаж (услуг) создается
Для временной
работы приглашается бухгалтер.
При общей простоте организационно – управленческих структур малых фирм многие из них сталкиваются со сложными проблемами. Успех функционирования таких фирм основывается по сути дела на личном мастерстве и энтузиазме управляющего. Но в современной жизни одного энтузиазма недостаточно.
Как показывает опыт, один из основных факторов, способствующих разорению малых фирм, - нехватка управленческих знаний у владельцев и управляющих этих предприятий. Поэтому они вынуждены прибегать к услугам консультационных фирм или привлекать на работу профессиональных менеджеров.
Практика
бизнеса показывает, что если
на предприятии своевременно
не было создано работоспособно
Непременным условием успешной работы фирмы является готовность ее основателей создать специальную управленческую группу, а не все самим. Если один или два руководителя фирмы считают, что они, и только они, должны всем заниматься, то такая фирма рано или поздно обязательно попадет в полосу управленческого кризиса.
Менеджер – организатор эффективного управления.
Особенности менеджмента
в малом бизнесе обусловлены
преимущественно неформальным
В работе менеджера есть пять базовых операций. Их результатом является достижение поставленных целей.
Во – первых,
менеджер устанавливает цели. Он
определяет, каковы они, ставит
конкретные задачи в каждой
группе целей, решает, что должно
быть сделано, чтобы их
Во – вторых, менеджер организует. Он анализирует виды деятельности, решения, отношения. Затем группирует задачи в организационную структуру предприятия, дает людям возможность эффективно работать.
В – третьих, менеджер
поддерживает мотивацию и