Основы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Бизнесмен и менеджер — это не одно и то же. Бизнесмен — это тот, кто «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Им может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в организации, но является владельцем ее акций и, может быть, состоит членом ее правления. Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди. Несколько более частный случай бизнеса — предпринимательство. Этот вид деятельности еще больше связывается с личностью человека — предпринимателя, который осуществляет бизнес, затевая новое дело, реализуя некоторые нововведения, вкладывая собственные средства в новое предприятие и принимая на себя риск.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………2
I.Малый бизнес и роль менеджмента в его развитии……………...4
Роль малого бизнеса в рыночной экономике……………………..4
Факторы, определяющие особенности менеджмента в малом бизнесе………………………………………………………………..4
Организация управления в малом бизнесе……………………….6
Менеджер - организатор эффективного управления……….…….7
II.Основы менеджмента……………………………………………..8
Планирование – экономический аспект менеджмента……….….8
Миссия и стратегия организации фирмы…………...…………….10
Организационная структура управления………………………….14
Типы организационных структур………………..……………….17
Управление маркетингом…………………………………..……..19
Стратегический менеджмент…………………..…………………22 Менеджер, его функции……………………………………………27
Участие персонала в управлении……………………………..….29
Сущность и значение предпринимательской деятельности……………31
Виды предпринимательской деятельности………………………………….32
Заключение…………………………………………………………...34
Библиографический список …………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

Положительные факторы  системы участия персонала в  управлении очевидны. Во-первых, участие персонала в управлении делает производственный процесс более демократичным. На предприятиях, где применяется данная система, как правило, легче разрешаются конфликтные ситуации, и сокращается число забастовок. Во-вторых, осознание работниками факта своего участия в управлении предприятием служит стимулом к повышению качества своего труда и укреплению трудовой дисциплины. Следствием этого является снижение текучести кадров на предприятии. В-третьих, участие в управлении повышает у работников чувства ответственности за качество выполняемых работ. У них появляется желание совершенствовать свою квалификацию, как в профессиональной, так и в управленческой области. И, наконец, участие в управлении придает работнику уверенность в себе, как соучастнике общего дела. Уверенность в том, что его всегда выслушают, стимулирует его от участия в управлении к участию в инновационном процессе.

Однако нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. И поэтому, говоря об участии персонала  в управлении предприятием, необходимо помнить и о возможных негативных последствиях такой практики. Во-первых, персонал, участвующий в управлении, должен обладать достаточной квалификацией в решении производственных, инновационных, финансовых или бытовых проблем. Во-вторых, участие персонала в управлении может привести к возникновению определенных группировок, между которыми будут развиваться разногласия и конфликты. Конечно, такое положение дел негативно скажется на общем климате производства. В-третьих, расширение масштабов участия персонала в управлении может понизить активность непосредственных управляющих, что вызовет сбои во всей организационной структуре управления. Возможно и падение авторитета профессиональных менеджеров. В связи с этим в их работе пропадает инициативность, и управляющие стремятся уйти от ответственности. Последнее особенно заметно в тех случаях, когда необходимо оперативно принимать решения.

Таким образом, в процессе управления необходимо найти ту, при  которой позитивные факторы, о которых  речь шла выше, будут преобладать  над негативными. Зная возможные негативные последствия применения системы участия персонала в управлении, нужно их предупредить.

Исходя из анализа положительных и отрицательных сторон использования системы участия персонала в управлении, сформулируем некоторые важные выводы:

Не следует игнорировать инициативных работников, желающих принять участие в управлении предприятием. Искоренить, раз и навсегда, расхожее мнение: "инициатива наказуема". Необходимо выделять инициативных работников из остального персонала и стимулировать развитие их управленческих потенции, как материально, так и морально. Чем больше будет таких работников, тем выше будет эффективность производства.

Каждый участвующий в управлении работник должен обладать необходимым квалификационным уровнем.

Квалификация работников - важнейший актив фирмы и один из главных факторов достижения целей.

       Сущность и значение предпринимательской деятельности.

        Предпринимательство – неотъемлемая  часть рыночной экономики, присущая  работе организаций в условиях конкуренции.

       В  статье 2 ч. 1 Гражданского кодекса  Российской Федерации определено, что предпринимательской является  самостоятельная осуществляемая  на свой риск деятельность, направленная  на систематическое получение  прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, зарегистрированная в этом качестве в установленном порядке.

      В этом  определении следует отметить  два важных момента. Во-первых, данная деятельность самостоятельная,  т.е. никто не заставляет человека заниматься тем или иным делом. Он сам выбирает сферу деятельности, один или с единомышленником организует дело.

     Во –  вторых, эта деятельность осуществляется  на свой риск. Иными словами,  если она не приносит прибыль,  то это проблемы только самого предпринимателя.

Поэтому к выбору и  организации дела надо подходить  ответственно…

    Однако при  всей важности отмеченных моментов  они не в полной мере характеризуют  сущность предпринимательской деятельности, которая заключается в поиске  новых, более эффективных способов использования ресурсов, гибкости действий, постоянной самообновляемости.

     Субъектами  предпринимательства могут быть:

Граждане Российской Федерации и других государств, не ограниченные в установленном порядке  в своей деятельности;

Граждане иностранных государств и лица без гражданства в пределах полномочий, установленных законом;

Объединения граждан  (партнеры).

      Статус  предпринимателя приобретается  только посредством государственной  регистрации предприятия. В тех  случая, когда предпринимательская деятельность ведется без привлечения наемного труда, она регистрируется как индивидуальная трудовая деятельность, а с привлечением наемного труда – как предприятие.

      Из этого  следует, что предпринимательская  деятельность осуществляется в двух формах:

  • самим собственником средств производства на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность (индивидуальная трудовая деятельность);
  • руководителем предприятия от имени собственника.

       Пределы  распоряжения такой собственностью регулируются контрактом (договором), определяющим взаимные обязательства сторон. В этом договоре указываются ограничения прав в использовании и имущества и проведения отдельных видов деятельности, порядок и условия финансовых взаимоотношений и материальной ответственности сторон, основания и условия расторжения договора. 

 

Виды предпринимательской  деятельности.

    Предпринимательство можно разделить на производственное, коммерческое и финансовое. Каждый вид имеет свою специфику особенности и , следовательно свою технологию. Однако, будучи относительно самостоятельными, виды предпринимательской деятельности взаимосвязаны и дополняют друг друга, т.е. один вид деятельности может содержаться в другом.

За производственным предпринимательством обычно следует торговое, так как надо продать или обменять производственный товар. Производство и продажа товара связаны с финансовыми операциями, требует денежных средств, поэтому к производственному и коммерческому предпринимательству тесно примыкает финансовое. Порой в одном предпринимателе сочетаются производственник, коммерсант и финансист. Иногда как самостоятельный вид выделяют страховое предпринимательство.

Необходимо отметить, что из всех видов предпринимательства  производственное является самым сложным  и трудным, особенно в условиях современной российской действительности, поэтому подавляющее большинство отечественных предпринимателей устремляется преимущественно в коммерцию и торгово-посредническую деятельность. Однако по мере стабилизации политической и экономической обстановки в обществе производственное предпринимательство будет занимать свое достойное место, так как оно является для развитии экономики страны.

  К производственному предпринимательству относится деятельность, направленная на производство продукции, проведение работ и оказание услуг, сбор, обработку и предоставление информации, создание других ценностей, подлежащих последующей реализации потребителям. Оно включает производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, строительные работы, транспортные перевозки грузов и пассажиров, услуги связи, коммунальные и бытовые услуги, производство информации, знаний, выпуск книг, журналов, газет.

Коммерческое предпринимательство  характеризуется тем, что суть его  содержания составляют товарно-денежные отношения, торгово-обменные операции. Иными словами, имеет место перепродажа товаров и услуг. В отличие от производственно-предпринимательской деятельности здесь нет необходимости обеспечения производственными ресурсами, связанными с выпуском продукции, и др. Но очень важно сделать выбор – что покупать, что перепродавать и где. В решении этих вопросов, прежде всего, следует исходить из положения, что реализационная цена товара должна быть значительно выше закупочной, а спрос на предлагаемый товар достаточным для реализации его намечаемом масштабе сделки. Но чтобы быть уверенным, что эти условия выполнимы, предприниматель должен провести тщательный маркетинг, направленный на анализ рынка ряда товаров и услуг и  на выработку прогнозной оценки конъюнктуры рынка, т.е. выяснить, какие товары и услуги будут пользоваться наибольшим спросом, каковы будут оценки покупки и реализации.

Особый объект коммерческого  бизнеса представляют  экспортно-импортные  операции, в ходе которых товар  закупается в одной стране, а продается в другой.

Финансовое предпринимательство  является разновидностью коммерческого, поскольку объектом его купли-продажи  выступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя, ваучеры и т.д.), т.е. происходит покупка и продажа денег и ценных бумаг по ценам, обеспечивающим получение прибыли.

С переходом к рыночным отношениям рынок денег, валюты и  ценных бумаг становится реальностью. Его участниками выступают коммерческие банки, фондовые биржи, предприятия, организации и физические лица – это разновидность коммерческого, то технология финансовой предпринимательской сделки аналогична технологии коммерческой сделки с той лишь разницей, что товаром является финансовые активы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Управление - это организация, анализ, контроль. Управление - один из главных моментов предпринимательской деятельности, важнейший фактор ее успеха. Управление — это тяжелая работа, но это и искусство, это и наука. И именно поэтому в качественном управлении так нуждается малый бизнес.

Малый бизнес зародился более чем 40 веков назад в восточной части средиземноморья. Хотя малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.

       Малый бизнес находится в центре интересов современного общества, затрагивает жизнь всего населения. Немногие сектора экономики могли бы функционировать без его нескончаемого потока продукции и услуг. И что особенно важно, его деятельность инициирует изобретательскую и инновационную деятельность: исследования показывают, что основные идеи и изобретения чаще поступают от малых, нежели от крупных предприятий. Творчество малых предприятий будет способствовать распространению новых продукции и услуг для потребителей.

         То, что малый бизнес сегодня  занимает важное место в экономике  России, показал недавний XIII съезд Российского союза промышленников и предпринимателей, который состоялся в Москве 14 ноября 2003 года.

        Всего в работе съезда участвовали около 1200 человек, из них более 200 делегатов работают в малом бизнесе.

         Наряду с рассмотрением проблем  большого бизнеса, промышленной  политики России, взаимодействия  власти и бизнеса, были затронуты  проблемы малого бизнеса. О нем говорят, как было отмечено, в последнее время много и многие. Но, результатов пока не видно. Развитие малого предпринимательства нельзя пока назвать приоритетном в развитии нашего общества. Грустные цифры показывают итоги перерегистрации предприятий. Почти вдвое уменьшилось фактическое число индивидуальных предпринимателей. Примерно такая же картина в малом бизнесе – на сегодня чуть более 3 миллионов. И это на 146 миллионов жителей. В США на 240 миллионов жителей 23 миллиона малых предприятий.

          Ситуация малых предприятий –  это бег с барьерами: чиновничий  произвол, бюрократия, также экономические  явления, как непроизводственные  издержки, “наезды” по заказу  конкурентов. Главная и принципиальная  проблема – это неактивно работающая  система государственной издержки малого предпринимательства.

          Делегаты от Кузбасса сообщили  съезду, что у нас, в Кузбассе, создана уникальная структура  поддержки малого и среднего  бизнеса. В 16ти городах и  5-ти районах области действуют  22 фонда поддержки предпринимательства. На микрокредитование малых предприятий было направлено около 100 миллионов рублей, на необходимые для региона проекты. Делегаты обратились к съезду за поддержкой о ходатайстве перед Правительством РФ о гарантии на поддержание малого бизнеса в размере 3-х миллиардов рублей.33

            На съезде состоялся серьезный  разговор по существу назревших  проблем, в том числе по развитию  малого бизнеса. А участие Президента  в обсуждении острых вопросов  показало, что власть настроена  на конструктивное взаимодействие с бизнесом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

  1. В.Д. Грибов. Менеджмент в малом бизнесе. М.: Финансы и статистика.
  2. И.Н. Герчикова. Менеджмент. М.:
  3. В.Р. Веснин. Менеджмент. М.:
  4. Алан Вест. Бизнес – план. М. Проспект.
  5. “Промышленник России”. Специальный выпуск журнала. М. ООО Издательство “Промышленник России”. Март 2004.

 

 

 

 


Информация о работе Основы менеджмента