Основы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Бизнесмен и менеджер — это не одно и то же. Бизнесмен — это тот, кто «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Им может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в организации, но является владельцем ее акций и, может быть, состоит членом ее правления. Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди. Несколько более частный случай бизнеса — предпринимательство. Этот вид деятельности еще больше связывается с личностью человека — предпринимателя, который осуществляет бизнес, затевая новое дело, реализуя некоторые нововведения, вкладывая собственные средства в новое предприятие и принимая на себя риск.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………2
I.Малый бизнес и роль менеджмента в его развитии……………...4
Роль малого бизнеса в рыночной экономике……………………..4
Факторы, определяющие особенности менеджмента в малом бизнесе………………………………………………………………..4
Организация управления в малом бизнесе……………………….6
Менеджер - организатор эффективного управления……….…….7
II.Основы менеджмента……………………………………………..8
Планирование – экономический аспект менеджмента……….….8
Миссия и стратегия организации фирмы…………...…………….10
Организационная структура управления………………………….14
Типы организационных структур………………..……………….17
Управление маркетингом…………………………………..……..19
Стратегический менеджмент…………………..…………………22 Менеджер, его функции……………………………………………27
Участие персонала в управлении……………………………..….29
Сущность и значение предпринимательской деятельности……………31
Виды предпринимательской деятельности………………………………….32
Заключение…………………………………………………………...34
Библиографический список …………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

    В – четвертых, менеджер  добивается, чтобы у каждого работника  были показатели, сфокусированные  на работе данного человека и всей организации. Он анализирует, оценивает данные результаты.

    В – пятых, он способствует  профессиональному росту работников, включая себя самого. В организации,  ориентированной на результат,  менеджер необходим. 

2. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА.

       Планирование – экономический аспект менеджмента.

      Рассмотрим, что же представляет собой Малое предприятие и как добиться развития компании.

      Для любого предпринимателя малое предприятие всегда привлекательно. Достаточно отметить лишь такие особенности как безопасность, приспосабливаемость, прибыльность. И действительно, в тех малых предприятиях, которые успешно функционируют и в которых грамотно работает менеджмент, все эти черты можно обнаружить. Так же верно и то, что именно этих качеств недостает тем малым предприятиям, которые нуждаются в планах и их эффективной реализации для размещения дефицитных ресурсов именно на тех участках, где они всего нужнее.

          Существует достаточно распространенное  представление о малом предприятии  как о бизнесе, который существует сам по себе. Им никто не руководит, он целиком зависит от внешних обстоятельств. Руководители этих предприятий не видят большого смысла в планировании, как элементе менеджмента. Считая менеджмент чем – то очень сложным, ресурсоемким, руководители часто не понимают, что нормальное ежедневное функционирование компании может в процессе ее деятельности меняться. Первые один – два года – становление: поиск и сохранение клиентов, развитие товаров и услуг. Следующий период – консолидация: поиск и сохранение компетентного персонала, делегирование полномочий, контроль бизнеса. Последующая стадия – развитие: привлечение инвесторов, конкуренция с более серьезными фирмами на рынке.

          Однако ресурсы малого предприятия  находятся под серьезным прессингом по ряду причин:

  • число служащих и менеджеров невелико, навыки ограничены, опыта мало;
  • деньги – постоянная проблема, у менеджеров слишком мало опыта, чтобы грамотно использовать даже то, что имеется;
  • менеджерская команда очень небольшая (обычно это партнеры в бизнесе с весьма специфическими умениями), которая познает главные проблемы бизнеса по мере их возникновения и поэтому всегда страдает от нехватки времени;
  • достаточно узкий географический и промышленный сектор;
  • помещения не всегда удобны для организации бизнеса;
  • менеджеры не всегда используют верную информацию для принятия решений; они зачастую полагаются на информацию, которая базируется на устаревших, по крайней мере на один год, внешних годовых отчетах.

         Успешный бизнес – это эффективное размещение дефицитных ресурсов. Крупные, хорошо зарекомендовавшие себя компании с достаточным финансированием могут быть и часто бывают убыточными, но это не бросается в глаза, так как они разоряются реже, чем малые предприятия. Имея гораздо меньше ресурсов, малое предприятие, чтобы выжить, вынуждено быть более эффективным, чем крупная компания. Здесь необходимо планирование – один из важных экономических аспектов менеджмента.

          Планирование определяет те участки бизнеса, которые контролируются лишь частично, но требуют принятия срочных мер еще до того, как компания выйдет с реальным предложением к внешним инвесторам.

           Планирование – важный источник информации о возможных перспективах компании в плане финансирования со стороны банков или местной администрации.

          Планирование обеспечивает основу для информирования служащих и других заинтересованных лиц о перспективах компании.

           Планирование является гарантом  того, что решения, принимаемые менеджером, базируются на объективном анализе сильных и слабых сторон компании, а также  способствует более эффективному продвижению информации на уровне менеджмента.

           Планирование определяет те ключевые  области, где необходимо фирме  набраться опыта, а также определить, будет новый продукт или процесс успешным.

           Оно также позволяет держать  менеджеров в курсе относительно  конкурентов на рынке.

           Типичное малое предприятие можно  рассматривать как состоявшееся, если оно существует на протяжении 5 лет. Многие фирмы прекращают свое существование в течение первых 5 лет, что особенно типично для сфер строительства, легкого машиностроения и индустрии моды.

          Поэтому важно проводить планирование, т.к. это улучшает перспективы  Малого предприятия. И наконец, разрешение на получение различных грантов и займов также зависит от хорошо подготовленного бизнес – плана. 

         МИССИЯ И СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФИРМЫ.

Предпринимателя, прежде всего, интересует, какую материальную выгоду он извлечет из своей деятельности. Получить прибыль и накопить капитал, достаточный для продолжения своего дела в более широких масштабах, можно только в том случае, если производимая продукция (работы, услуги) пользуется спросом у потребителей. Значит, предпринимателю, менеджеру, прежде всего, следует продумать, каким направлением бизнеса он должен заниматься, т.е. определить предпринимательскую идею.

Предпринимательская идея — основа любого делового начинания. Чтобы она постоянно формировалась у человека, нужно обладать предпринимательскими способностями, иметь необходимые знания о производстве той или иной продукции, о торговле, посреднической и инновационной деятельности в сфере финансов.

Чтобы реализация предпринимательской  идеи принесла положительные результаты, необходимо разрабатывать стратегию хозяйственной деятельности, определяющую главные цели, генеральную программу действий с выделением приоритетных проблем и важнейших ресурсов для достижения этих целей.

Одной из главных задач  менеджмента является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система. Целеполагание - это исходный момент в деятельности менеджера, приобретающий все большее значение в условиях развивающейся рыночной экономики.

Целевая функция начинается с установления общей цели предприятия, выражающей причину его существования. В литературе она нередко обозначается такими понятиями как "политика", "философия", "миссия". В ней обычно детализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и действительные намерения руководства, дается определение самых важных характеристик организации.

         Миссия не должна зависеть  от текущего состояния организации,  форм и методов ее работы, так  как в целом она выражает  устремленность в будущее, показывая на что, будут направляться усилия и какие ценности будут при этом приоритетными.

Общая цель организации  образует фундамент для разработки стратегии развития и установления ключевых целей по таким функциональным важнейшим подсистемам организации, как маркетинг, производство, персонал, финансы, менеджмент.

       Стратегия фирмы - это рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение конкретных намеченных компанией целей. Сущность выработки и реализации стратегии состоит в том, чтобы выбрать нужное направление развития из многочисленных альтернатив и направить производственно-хозяйственную деятельность по избранному пути.

Стратегическое управление предполагает, что фирма определяет свои ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетности целей. Отсюда различные виды стратегий, на которые фирма может ориентироваться. Их можно классифицировать следующим образом.

• Продуктово - рыночная стратегия направлена на определение: видов конкретной продукции и технологий, которые фирма будет разрабатывать; сфер и методов сбыта; способов повышения уровня конкурентоспособности продукции.

• Стратегия маркетинга предполагает гибкое приспособление деятельности фирмы к рыночным условиям с учетом позиции товара на рынке, уровня затрат на исследование рынка, комплекса мероприятий по форсированию сбыта; распределение средств, ассигнованных на маркетинговую деятельность, между выбранными рынками.

• Конкурентная стратегия направлена на снижение издержек производства, индивидуализацию и повышение качества продукции, определение путем сегментации новых секторов деятельности на конкретных рынках.

• Стратегия управления набором отраслей предполагает, что высшее руководство фирмы постоянно держит под контролем виды деятельности и номенклатуру продукции по фирме в целом в целях диверсификации видов деятельности и выпускаемой продукции за счет новых отраслей и прекращения тех из них, которые не согласуются с целями фирмы и ее ориентирами.

• Стратегия нововведений (инновационная политика) предполагает объединение целей технической политики и политики капиталовложений и направлена на внедрение новых технологий и видов продукции. Она предусматривает выбор определенных объектов исследований, с помощью которых фирмы стремятся содействовать в первую очередь систематическим поискам новых технологических возможностей.

• Стратегия капиталовложений предполагает определение относительного уровня капиталовложений на основе расчета масштабов выпуска отдельных видов продукции и деятельности фирмы в целом; определение конкурентных позиций фирмы по отношению к соперникам; выяснение возможностей фирмы на основе результатов планирования и выполнения планов путем организации оперативно-хозяйственной деятельности.

      •    Стратегия развития направлена на реализацию целей обеспечения устойчивых темпов развития и функционирования фирмы, как в целом, так и ее филиалов и дочерних компаний. Стратегию развития филиалов и дочерних компаний по следующим ключевым направлениям определяет материнская компания: разработка новых видов продукции, расширение вертикальной интеграции, повышение конкурентоспособности компании; увеличение экспорта; создание смешанных предприятий за рубежом; расширение зарубежных капиталовложений.

• Стратегия поглощения предполагает приобретение акций других компаний, характеризующихся быстрым ростом и научно-техническими достижениями, с целью повышения эффективности деятельности фирмы путем проникновения в новые отрасли хозяйства, транснационализации капитала.

• Стратегия зарубежного  инвестирования направлена на создание за рубежом собственных производственных предприятий - сборочных и по разработке сырьевых ресурсов.

• Стратегия ориентации на расширение экспортной деятельности предполагает разработку таких мер, которые могли бы обеспечить целесообразность развития такой деятельности, снизить до минимума предполагаемые возможные риски и оценить выгоды. Стратегия экспорта предусматривает ориентацию производства на удовлетворение потребностей иностранных потребителей и используется наиболее часто крупными компаниями, выпускающими сложное оборудование и суда на основе заказов, а также средними и небольшими фирмами, выпускающими новейшую малогабаритную продукцию (часы, фотоаппараты, бытовые электроприборы) и сбывающими ее на тех рынках, где транспортные издержки невелики, а риск зарубежных инвестиций велик.

  • Стратегия внешнеэкономической экспансии предполагает по всем видам деятельности: создание заграничного производства, экспорт в третьи страны товаров и услуг, заграничное лицензирование.

Выбор стратегии делается на основе сравнения перспектив развития фирмы в различных видах деятельности, установления приоритетов и распределения ресурсов между видами деятельности для обеспечения будущего успеха.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ.

Организационная структура фирмы направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределение между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию системы управления, находящие выражение в тех или иных принципах управления. Организационные структуры управления промышленными фирмами отличаются большим разнообразием и определяются многими объективными факторами и условиями. К ним могут быть отнесены, в частности, размеры производственной деятельности фирмы (крупная, средняя, мелкая); производственный профиль фирмы (специализация на выпуске одного вида продукции или широкой номенклатуры изделий различных отраслей); характер выпускаемой продукции и технология ее производства (продукция добывающих или обрабатывающих отраслей, массовое или серийное производство); сфера деятельности фирмы (ориентация на местный, национальный или внешние рынки); масштабы заграничной деятельности и формы ее осуществления (наличие дочерних предприятий за границей: производственных, сбытовых и др.); характер объединения фирмы (концерн, финансовая группа).

Создание эффективной  структуры управления предприятием — одна из важнейших задач, которую должен решить начинающий предприниматель.  Он должен определить, сколько людей, каких национальностей (специалистов), какой квалификации с какими личностными качествами ему нужно объединить в своей, организации, чтобы она могла эффективно работать. Потребность в рациональной структуре еще больше возрастает: по мере увеличения предприятия, расширения сферы его деятельности. На стадии зрелости даже процветания предприятия организационная структуру становится главнейшим фактором, определяющим его жизнеспособность. От способности предприятия адаптироваться к меняющимся условиям зависит его возможность выдерживать конкурентную борьбу, поддерживать свои мощности.

Информация о работе Основы менеджмента