Основы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 02:03, курсовая работа

Описание работы

На протяжении всей жизни человеческого общества были те, кто руководит и те, кем руководят. Но люди до начала двадцатого века мало придавали значения самому понятию управление. Руководители (приказчики, распорядители и другие) управляли, опираясь на интуицию. В то время не задумывались над этим серьезно. С начала 20 века управление начинает выделяться в самостоятельную науку под названием менеджмент и продолжает развиваться в настоящее время. На протяжении развития этой науки основное внимание уделялось тому, как менеджер, (т.е. руководитель) должен руководить, чтобы организация работала эффективно. Но, к сожалению, мало внимания уделялось тому, как организовать работу самого менеджера.
Современное развитие общества показывает, что успешная деятельность организации

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………........3
Глава 1.Менеджмент.
1.1. Понятия менеджмент…………………………………………………….5
1.2. Этические нормы менеджера…………………………………….……..11
Глава 2. Профессия:должность;призвание………………………………………17
2.1. Особенности управления и руководства……………………………… 17
2.2 . Качества современного менеджера…………………………………….18
2.3 . Менеджер нашего времени………..…………………………………....26
2.4. Инновационный менеджер……………………………………………...32
Заключение.…………………………………………………………………….......38
Список используемой литературы.………………………

Файлы: 1 файл

Осипов С.В..doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

     Содержание 

Введение ………………………………………………………………………........3

Глава 1.Менеджмент.

        1.1. Понятия менеджмент…………………………………………………….5

        1.2. Этические нормы менеджера…………………………………….……..11

Глава 2. Профессия:должность;призвание………………………………………17

       2.1. Особенности управления и руководства……………………………… 17

        2.2 . Качества современного менеджера…………………………………….18

       2.3 . Менеджер нашего времени………..…………………………………....26

        2.4. Инновационный менеджер……………………………………………...32

Заключение.…………………………………………………………………….......38

Список используемой литературы.………………………………………….....40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение. 

     На  протяжении всей жизни человеческого  общества были те, кто руководит  и те, кем руководят. Но люди до начала двадцатого века мало придавали значения самому понятию управление. Руководители (приказчики, распорядители и другие) управляли, опираясь на интуицию. В то время не задумывались над этим серьезно. С начала 20 века управление начинает выделяться в самостоятельную науку под названием менеджмент и продолжает развиваться в настоящее время. На протяжении развития этой науки основное внимание уделялось тому, как менеджер, (т.е. руководитель) должен руководить, чтобы организация работала эффективно. Но, к сожалению, мало внимания уделялось тому, как организовать работу самого менеджера.

     Современное развитие общества показывает, что  успешная деятельность организации  во многом зависит от умелого и  грамотного руководства.  В свою очередь необходимо помнить, что  любая организация представляет собой единое целое и если работу самого менеджера не организовать должным образом,  то менеджер не сможет работать эффективно, что, несомненно, повлияет на работу всей организации. 

     Если  менеджер не спланирует и правильно  не организует свою работу, то это приведет к потерям рабочего времени, лишнему перенапряжению и, в конечном счете, скажется на качестве управления. В настоящее время в мире информационный поток возрастает в геометрической прогрессии. Целью данной работы, является рассмотрение организации работы менеджеров. То есть: как организовать работу менеджера, чтобы его труд был наиболее эффективным. Но следует помнить, что труд менеджера настолько специфичен, что правильно организовать его довольно проблематично. Умение эффективно руководить, что это, наука или искусство? Однозначного ответа на этот вопрос, наверное, не даст никто. Можно лишь предположить, что это некий синтез науки и искусства управления. И поэтому в данной работе будут по возможности рассмотрены все нюансы и пути повышения эффективности работы менеджера.

     Менеджер  – это человек, профессионально  занимающийся управленческой деятельностью, который повседневно управляет  функциями фирмы с целью сохранения её основных пропорций; это также  человек, наделённый полномочиями принимать  управленческие решения и осуществлять их выполнение. Целью менеджера является обеспечение стабильной конкурентоспособности фирмы. В компании он занимает, по сути, положение человека, нанятого на работу, выполняющего кропотливую и методичную работу, но никак не владельца, как некоторые думают.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1

    1.1.Понятия менеджмент. 

     Менеджмент (англ. management) - управление социально-экономическими системами, в том числе производственными. В более широком смысле означает разработку (моделирование), создание и максимально эффективное использование социально-экономических систем различных уровней.

     Основная  цель менеджмента - достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании. Основные функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, коммуникации, управление, процессы разработки и принятия решений, контроль. Взаимосвязь этих функций определяется тем, что нельзя управлять неорганизованной системой, то есть, чем лучше организовано предприятие, тем меньше оно нуждается в управлении.

     Понятие «менеджмент» также обозначает руководство  и руководителей различного уровня на предприятии. Понятие «менеджер» примерно соответствует устаревшему  русскому понятию «приказчик».

     В современной России, часто в силу большей престижности, понятие «менеджер» используется в отношении сотрудников, функции которых никак не связаны с управлением. Во многих магазинах, автосалонах менеджерами называют обычных продавцов. Также должность офис-менеджера, как правило, не связана с управленческими функциями.

     По  утверждению Тома Питерса, менеджеры - прежде всего деятели. Или, как говорят  на Уолл-стрит: они «дело делают». По мнению же Майкла Портера, менеджеры - это мыслители. А вот и нет, отвечают Абрахам Залезник и Уоррен Бенине, хороший менеджер - это прирожденный лидер. Анри Файоль и Линделл Урвик не устают нам повторять, что хороший менеджмент - это контроль и управление.

     Современное понимание этого термина, которое  приведено в Оксфордском словаре, определяет менеджмент как:

     1) вид деятельности, процесс управления  людьми в разнообразных организациях,

     2) область человеческого знания, особое  искусство, навык управления,

     3) определенную категорию людей,  осуществляющих работу по управлению, совокупность (группу) менеджеров отрасли, предприятия, подразделения.

     Ни  одна компания не может существовать без менеджеров - ведь как только появляется фирма, сразу же появляется и потребность в управлении ею. Именно этим занимаются современные  менеджеры. Поэтому можно сказать, что сегодня менеджер - одна из основных и наиболее востребованных профессий.

     Итак, менеджмент - это в первую очередь  управление. А управление, по определению  Питера Друкера, это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу  в эффективную, целенаправленную и производительную группу. Поэтому менеджмент можно определить как совокупность методов, принципов, средств и форм управления организацией с целью повышения эффективности ее работы. А менеджера - как работника компании, принявшего на себя ответственность за качественное исполнение порученных ему производственных процессов и с этой целью управляющего подчиненными ему работниками, непосредственно занятыми в этих процессах.

     Каждое  структурное подразделение фирмы  возглавляет менеджер, основной вид  деятельности которого включает в себя управление внутренними процессами в подразделении и согласование их со всеми внешними процессами. По аналогии с группированием структурных подразделений, одни менеджеры подчиняются другим менеджерам, образуя таким образом иерархию менеджеров (управленческую иерархию).

     Следует также учесть, что высокий уровень  квалификации и большой объем  ответственности работника еще  не означают того, что он является менеджером. Если он самостоятельно и единолично выполняет работу, связанную с управлением, то это еще не дает оснований считать его менеджером. Потребность в менеджменте появляется только в том случае, когда объем работы и ее сложность требуют привлечения дополнительных работников, специализирующихся в конкретных вопросах, и возникает необходимость управлять их деятельностью.

     Конечной  целью деятельности любого менеджера  является достижение требуемого результата (качества) всех производственных процессов, которые выполняются в возглавляемом  им структурном подразделении. Управление людьми - работниками компании не является целью его деятельности, и представляет собой только способ и средство, позволяющие менеджеру добиться нужных результатов.

     По  мнению специалистов, у данной профессии  есть ряд особенностей:

     - Менеджер - это руководитель и у него всегда имеются подчиненные.

     - Менеджер может быть предпринимателем, то есть руководить собственным делом, а может быть наемным работником.

     - Менеджер может руководить коммерческой либо некоммерческой организацией.

     - Менеджеры возглавляют государственные, общественные и религиозные организации, и этот список можно продолжить.

     При этом менеджер может возглавлять  предприятие и организацию (менеджеры  высшего звена), а может возглавлять  только часть ее (менеджеры среднего, низшего звена).

     Среди основных функций менеджера выделяют:

     - Планирование - определение целей организации и действий по их достижению;

     - Организация - структурирование работы сотрудников, повышающее эффективность работы;

     - Распорядительство - это процесс доведение решений от менеджера к его сотрудникам;

     - Координация - согласование и установление взаимосвязей для достижения поставленных целей;

     - Мотивация - создание условий, побуждающих сотрудников эффективно выполнять работу в соответствии их обязанностями;

     - Контроль - обеспечение достижения поставленных целей путем отслеживания процесса работы, сроков ее выполнения и своевременной корректировки ошибок.

     Управление  же отдельным работником (менеджером младшего звена или специалистом) включает в себя следующий минимальный набор действий и процедур, выполняемых менеджером:

     -Передача прав и ресурсов: подчиненным менеджерам передается право управлять работниками и право распоряжаться ресурсами, подчиненным специалистам - только право распоряжаться ресурсами.

     -Анализ результатов и формирование оценки эффективности деятельности подчиненных.

     - Подготовка и осуществление корректирующих управленческих действий.

     Специалисты отмечают, что в функциональном плане  все действия менеджера условно  могут быть распределены по трем группам. Можно считать, что исполнение функций, отнесенных к одной из трех групп, соответствует одной из трех ролей руководителя.

     В этой системе главное место занимает «Администратор», который производит необходимые действия по управлению подчиненными ему работниками и формированию нужной микросреды. «Технолог» обеспечивает технологическую поддержку действий менеджера и подготовку решений, а «Специалист» занят сопутствующей деятельностью неуправленческого характера.

     В ряде случаев конкретные действия менеджера  невозможно однозначно отнести к той или другой роли. Условность ролевого подхода проявляется в ситуациях, когда менеджеру приходится решать задачи, одновременно входящие в сферу ответственности разных ролей. Например, принятие решений представляет собой действие, в котором участвуют и «Администратор» и «Технолог». Однако, распределение функций руководителя в виде системы трех ролей позволяет в идеальном случае обеспечить все функциональные потребности менеджера.

     Ресурсы менеджера представляют собой набор  средств, которыми он располагает, и которые могут быть им использованы в процессе управленческой деятельности. Система ресурсов менеджера формируется из нескольких источников и включает в себя: административные, профессиональные ресурсы и психологические ресурсы личности.

     Источником  административных ресурсов является управленческая иерархия. В личные административные ресурсы менеджера входит соответствующее  его должности право руководить подчиненными и управлять ресурсами. Получение этого ресурса происходит в момент, когда менеджер «вступает в иерархию», этот процесс можно назвать иерархизацией менеджера.

     Профессиональные  ресурсы менеджера включают накопленный  опыт практической управленческой деятельности и специальные знания. Структура  профессиональных ресурсов должна быть ориентирована на обеспечение ролевых запросов. Одним из источников этих ресурсов служит сама личность, самостоятельно инициирующая процессы получения знаний, и иерархия как источник управленческого опыта и знаний.

     Психологические ресурсы менеджера включают в себя стиль делового поведения и способ мышления. Источником этого ресурса является сама личность, заданная структурой базовых компонент, включающих способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции и мотивацию.

     Баланс  системы ресурсов является одним из условий хорошей работы менеджера: профессиональные и психологические ресурсы менеджера должны соответствовать административным ресурсам, которые будут ему предоставлены в результате иерархизации. Навыки топ - менеджеров, то есть менеджеров высшего звена, можно считать универсальными, поскольку только они применимы в разных компаниях, независимо от отраслевой принадлежности и организационной формы. Чем ниже ранг менеджера, тем более специализированы его знания и навыки по отношению к данной конкретной отрасли деятельности.

Информация о работе Основы менеджмента