Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 02:03, курсовая работа
На протяжении всей жизни человеческого общества были те, кто руководит и те, кем руководят. Но люди до начала двадцатого века мало придавали значения самому понятию управление. Руководители (приказчики, распорядители и другие) управляли, опираясь на интуицию. В то время не задумывались над этим серьезно. С начала 20 века управление начинает выделяться в самостоятельную науку под названием менеджмент и продолжает развиваться в настоящее время. На протяжении развития этой науки основное внимание уделялось тому, как менеджер, (т.е. руководитель) должен руководить, чтобы организация работала эффективно. Но, к сожалению, мало внимания уделялось тому, как организовать работу самого менеджера.
Современное развитие общества показывает, что успешная деятельность организации
Введение ………………………………………………………………………........3
Глава 1.Менеджмент.
1.1. Понятия менеджмент…………………………………………………….5
1.2. Этические нормы менеджера…………………………………….……..11
Глава 2. Профессия:должность;призвание………………………………………17
2.1. Особенности управления и руководства……………………………… 17
2.2 . Качества современного менеджера…………………………………….18
2.3 . Менеджер нашего времени………..…………………………………....26
2.4. Инновационный менеджер……………………………………………...32
Заключение.…………………………………………………………………….......38
Список используемой литературы.………………………
Для начала мы рассмотрим некоторые наиболее популярные представления о профессии менеджера и выясним, что здесь факты, а что - фольклор. Затем мы попытаемся задать новые рамки рассмотрения нашей темы - содержание труда менеджера - на основе наблюдений автора, которые были сделаны им в последнее время.
Под карьерой понимается весь путь,
который может (планирует) пройти специалист
в своей профессиональной деятельности.
1.2.
Этические нормы менеджера.
Менеджер
в своей деятельности с коллегами
и партнёрами руководствуется общепринятыми
нравственными правилами и
Личные ресурсы менеджера. Основными ресурсами менеджера являются: информация и информационный потенциал, время и люди, умело используя которые руководитель обеспечивает получение высоких результатов, постоянно повышая конкурентоспособность руководимой им организации.
С содержательной точки зрения в прочесе управления можно выделить следующие этапы: прогнозирование, планирование, организация, координация, стимулирование (мотивация), учет и контроль, анализ.
Прогнозирование представляет собой процесс исследования, направленный на выяснение тенденции развития предприятия и его внешней среды.
Планирование - это процесс разработки планов деятельности и развития предприятия. План в свою очередь представляет собой систему, включающую:
-
цели деятельности или
- описание этапов и способов достижения целей;
-
расчет требуемых для
-
показатели, по значению которых
можно судить о степени
Организация - это процесс размещения в пространстве и во времени ресурсов, необходимых для достижения целей, и определения способов их интеграции и взаимодействия.
Координация - это регулирование взаимодействия ресурсов в процессе достижения цели.
Стимулирование представляет собой совокупность действий субъекта управления, побуждающих людей делать то, что считает нужным субъект.
Учет и контроль представляет
собой фиксирование на каком-
Анализ - это сравнение результатов
учета и контроля с
Технология процесса управления представляет собой порядок взаимодействия работников аппарата управления, информации и технических средств управления при выполнении какой-либо управленческой деятельности. Если технология процесса управления оформляется документально, то в документе указывается:
- что должно быть сделано;
- срок выполнения;
- исполнитель;
- необходимые ресурсы;
- методика исполнения;
- место исполнения;
-
как должен быть оформлен
Именно с помощью технологии каждый из этапов процесса управления может быть расчленен на различные операции и процедуры.
Управление. Это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации; это деятельность по согласованию и координации совместных действий участников организации, а также по приспособлению внутренней среды организации в постоянно меняющейся внешней среде. Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.
Иерархия управления. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирование, организация, мотивация сотрудников и контроль.
Планирование. Это процесс разработки цели организации и мероприятий, направленных на достижение этой цели. Бывает оперативное и стратегическое управление. С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий). Для эффективности планирования оно должно быть непрерывным, гибким и альтернативным. Необходимо иметь бизнес-план на самые хорошие, плохие и средние внешние условия.
Организация. Это разделение задач, намеченных в процессе планирования, между рабочими организации, то есть построение организационной структуры. Кроме формирования структуры организации эта функция ещё и обеспечивает её всем необходимым (персонал, денежные средства, средства производства, материалы и т.д.). То есть на этом этапе формируются условия для достижения более эффективных результатов. Если рассматривать функцию организации более подробно, можно отметить следующие её черты:
- составление общего перечня работ, необходимы для работы организации;
- выделение отдельных видов работ в качестве самостоятельных структурных единиц;
-
разработка функций и
-
установление коммуникаций/
-
подбор сотрудников и
Мотивация. Это процесс стимулирования/пробуждения людей и коллектива в целом к деятельности для достижения целей организации. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, и создаёт наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального «роста». При хорошей мотивации персонал организации выполняет свои обязанности в соответствии с целями этой организации и её планами. Процесс мотивации предполагает создание для работников условия/возможности для удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнения ими своих обязанностей. Прежде, чем мотивировать персонал на более эффективную работу, руководитель должен выяснить реальные потребности своих работников. Стимулы бывают двух типов: материальные и моральные.
Контроль. Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организации своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает: установление стандартов. Измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения.
Крупные
организации нуждаются в
Горизонтальный принцип разделения труда - это расстановка руководителей во главе отдельных подразделений, отделов.
Вертикальный принцип разделения труда - это создание иерархии уровней управления, чтобы скоординировать горизонтально разделённую управленческую работу для достижения целей организации.
Руководителей делят на три категории:
1.
Руководители низшего звена.
2. Руководители среднего звена.
Они контролируют работу
3. Руководители высшего звена. Самая малочисленная категория. Они отвечают за разработку и реализации стратегии организации, за принятие особо важных для неё решений. К руководителям высшего звена относятся: президент компании, министр, ректор и т.д. Работа руководителя высшего звена является весьма ответственной, так как фронт работы очень большой, а темп деятельности напряжённый. Их работа, в основном, заключается в умственной деятельности. Они постоянно должны принимать управленческие решения. Усреднённое распределение рабочего времени для руководителя высшего звена:
Отсюда
следует вывод, что, безусловно, быть
руководителем высшего звена
престижнее, но в то же время возлагается
на него и больше ответственности.
Глава 2.
2.1.
Особенности управления и руководства.
Основная цель управления персоналом заключается в использовании с наибольшей эффективностью кадрового потенциала предприятия. Основополагающим элементом системы управления кадрами являются принципы работы с персоналом предприятия.
Основными принципами
- подбор кадров по личным и деловым качествам;
- преемственность персонала на основе сочетания в рабочих и управленческих коллективах опытных и молодых работников;
четкое определение прав, обязанностей
и ответственности каждого
-
обеспечение условий для
- сочетание доверия к кадрам с проверкой исполнения;
- демократизация работы с кадрами:
а) рассматривание личности каждого работника, выделение его интересов и потребностей;
б) изучение коллективного мнения работников предприятия;
в) вовлечение рядовых сотрудников через их участие в кружках качества;
г) информирование работников о результатах и перспективах деятельности предприятия;
- системность работы с кадрами означает, что управление персоналом:
а) должно охватывать не отдельные категории работающих, а весь персонал;
б) решать не текущие одномоментные задачи, возникающие в деятельности работника, а постоянно заботиться о нем;
в)
использовать разные приемы, методы, средства
работы с персоналом;
2.2.
Качества современного менеджера.
Современный менеджер во всём мире воспринимается как эффективный, инновационный руководитель. Менеджер должен иметь широкий кругозор и системное нестандартное мышление по вопросам внутренней взаимосвязи, факторов корпорации и взаимодействия последних с внешней средой. Он должен иметь высокие общечеловеческие качества и психологические способности, обладать способностями идти на разумный и взвешенный риск, уметь осуществлять бизнес - проектирование, разрабатывать, корректировать и осуществлять бизнес-план. Уметь осуществлять маркетинговые исследования, прогнозировать развитие организации с учётом потребностей и занятие в нём новых инновационных ниш.
Процесс управления многогранен, но в нем ясно вырисовывается система действий, которую можно условно назвать технологией принятия решений.