Основы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Управление – это процесс распределения и движения пяти видов ресурсов в организации с заранее заданной целью по заранее разработанному стратегическому плану с непрерывным контролем результатов работ.
Адаптивное управление – это приспосабливающееся к новой обстановке (окружающей среде) управление с изменением планов и моделей в зависимости от складывающейся ситуации.

Содержание работы

Введение. Основные понятия.bsp;
Принятие решения в организации.
Организация взаимодействий муниципальными подразделениями и другими субъектами.
Построение организации.
Мотивация в менеджменте.
Понятие групповой динамики
Производственная группа = Руководитель + Подчинённый
Модель Команса
Руководство: власть и личное влияние

Файлы: 1 файл

Основы Менеджмента.doc

— 330.00 Кб (Скачать файл)

Основы менеджмента

Курс лекций

Содержание:

Введение. Основные понятия.bsp; 

Принятие решения в организации. 

Организация взаимодействий муниципальными подразделениями и другими субъектами. 

Построение организации. 

Мотивация в менеджменте. 

Понятие групповой динамики 

Производственная группа = Руководитель + Подчинённый 

Модель Команса 

Руководство: власть и личное влияние 

Понятие баланса власти 

4 системы в  стиле лидерства Лайнерда 

Решетка стилей лидерства Блейка и Мутона 

Ситуационная модель Фидлер 

Теория "жизненного цикла". Поля Херси и Кена Бланмара. 

Модель принятия решений Врума-Йеттона 

Конфликт. Управление конфликтом в организации. 

Понятие стресса. 

Обеспечение эффективной деятельности организации. 

Управление производством. Основные понятия. 

Цепь производственных потребностей потребителя. 

Автоматизированные склады и ГПС. 

Планировка в производстве 

Нормирование труда. 

Планирование выпуска продукции. 

Планирование материальных потерь по системе MRP. 

Учётно-плановые графики Ганта. 

Управление производительностью (комплексный подход). 

Сетевые графики 

Поиск резервов производительности труда. 

Способы поиска резервов производительности труда. 

Оптимальное управление трудовой нагрузкой. 

Имитационное моделирование в менеджменте. 

Интенсивное и экстенсивное развитие организации.

Введение. Основные понятия.

Организация – это открытая система взаимодействующих и управляемых частей (подразделений, людей и т.д.), работающая с определённой целью, смыслом, миссией и имеющая в своём распоряжении ресурсы:

  1. финансовые ресурсы;
  2. материальные ресурсы (оборудование и т.п.);
  3. людские ресурсы;
  4. информационные ресурсы;
  5. временные ресурсы.

Управление – это процесс распределения и движения пяти видов ресурсов в организации с заранее заданной целью по заранее разработанному стратегическому плану с непрерывным контролем результатов работ.

Адаптивное управление – это приспосабливающееся к новой обстановке (окружающей среде) управление с изменением планов и моделей в зависимости от складывающейся ситуации.

Организации бывают формальными и неформальными. Формальные организации строятся в соответствии с заранее заданной структурой управления. В формальных организациях действуют заранее запланированные связи между подразделениями, людьми и т.д. неформальные организации образуются и действуют спонтанно, на основе личных контактов, симпатий и т.п.

Существуют так называемые уровни управления – это уровни в дереве иерархии.

Дерево иерархии:

Соответственно руководители делятся на руководителей высшего, среднего и низшего звеньев управления.

Искусство менеджера заключается в том, чтобы при изменении внешних факторов получить заранее запланированный результат. Важно, чтобы цель была поставлена в цифровой, показательной форме.

Предприниматель – это организатор чего-то нового (идеи, товара и т.п.).

Бизнесмен – это человек, имеющий своё дело. Бизнесмен может один вложить деньги в какое-либо мероприятие, ценные бумаги, инвестировать проект и т.д., не занимаясь рутинной работой в этом деле. Последнее замечание отличает его от менеджера.

Менеджер – это человек, работающий в организации и занимающийся организацией работ с комплексом ресурсов.

В теории менеджмента существуют следующие школы управления:

  1. Классическая (традиционная) школа управления: Рабочий представлялся как орудие труда в целях максимизации прибыли;
  2. "Доктрина человеческих отношений" (30-40гг.): Учитываются психологические факторы работника, его чувства, эмоции, взаимоотношения с коллективом. В этом стали видеть резервы производительности труда;
  3. "Эмпирическая школа управления": Основывается на практике управления. Представители – крупные бизнесмены, менеджеры, получившие определённый результат в своей деятельности;
  4. "Школа социальных систем": Внимание акцентируется на взаимоотношении человека в коллективе. Исследуется процесс формирования рабочих групп оптимальной численности. Исследуется корреляция – статистическая связь между этническими, психологическими, возрастными, половыми факторами и производительностью труда;
  5. "Новая школа управления": Основывается на математических методах экономики. Реализация управления на базе вычислительной техники, компьютерных сетей и т.д.

Существует несколько подходов в управлении:

  1. процессный подход: управление рассматривается как процесс, например планирование, организация, мотивация, контроль;
  2. системный подход: обозначаются цели, задачи в показательной форме, строится дерево цели:

система разбивается на подсистемы, организация на подразделения;

  1. ситуационный подход: анализируются результаты деятельности организации в различных ситуациях, исследуется динамика изменения этих результатов.

Существует внутренняя среда организации, внешняя среда организации и международное окружение. Внутренняя среда определяется структурой самой организации, стоящими целями и задачами, технологиями производства, распределением полномочий и власти. Внешняя среда – это поставщики ресурсов, конкуренты, покупатели, государство и его структуры. К внешней среде относится культура морали и нравственности, религиозные особенности народа, профсоюзы, научно-технический прогресс, состояние экономики, политический фактор.

Качество управления зависит в большой степени от связующих процессов или коммуникаций. Коммуникации могут быть:

  • по нисходящей (команды с высшего уровня на низший);
  • по восходящей (команда с низшего уровня на высший);
  • коммуникации между подразделениями, секциями, отделами;
  • коммуникации типа: руководитель – рабочая группа;
  • коммуникации между руководителями;
  • неформальные коммуникации (на основе дружеских отношений);
  • невербальные коммуникации (жесты, мимика и т.д.).

Принятие решения в организации.22

Решение – это результат или действие, произведённое на основе анализа информации и ведущее к планируемым (прогнозируемым) результатам в работе организации. Необходимо учиться принимать решения в условиях неопределённости и риска. Существуют специальные методы принятия решений.

Процесс принятия решений может быть формализован. Например, предположим, что имеются три альтернативы А1, А2, А3, имеются условия, которые могут произойти или не произойти в будущем: Р1, Р2.

Пример:

 

Вероятность 0,6

вероятность 0,4

 

 

Р1

Р2

А1

5

3

А2

4

1

А3

2

1


Балл обозначает эффективность.

Показатель: 
Е1=5*0,6+3*0,4=4,2 
Е2=4*0,6+1*0,4=2,8 => Еmax=Е1 => Первое решение оптимально. 
Е3=2*0,6+1*0,4=1,6

Если вероятность наступления условия определить сложно (или Р1=Р2=0,5), то применяют критерии из теории игр:

  1. Правило оптимиста (азартного игрока): Из строк матрицы выбирается максимальные элементы, из выбранных максимальных выбирают максимальное, по нему определяется оптимальная строка и оптимальная альтернатива – max max aij ;
  2. Правило пессимиста (консервативного игрока): Возможны две комбинации: а) max min aij – применяется, когда необходимо уйти от наихудшего наименьшего элемента. В каждой строке выбирают минимальный элемент, из выбранных минимальных выбирают максимальное; б) min max aij – применяется, когда необходимо уйти от наихудшего максимального элемента. В каждой строке выбирают максимальный элемент, из выбранных максимальных выбирают минимальное;
  3. Правило Гурвица: аддитивная комбинация правила оптимиста и пессимиста.

б*max max aij+(1-б)*max min aij

где ? – коэффициент значимости;

  1. Правило Лапласа: в строках матрицы рассчитывают средние элементы, из рассчитанных средних выбирается максимальное и по нему определяется альтернатива.

Применяя эти правила, уходят от наихудших результатов.

  1. Фиксируем множество Парето.
  2. Из множества выделенных объектов выделяем те, которые находятся на правой верхней границе множества (3,4,6,7), у них величины х1 и х2 максимальны. 3, 4, 6, 7 – множество Парето.
  3. Из этого множества выделяем одно оптимальное. Для этого применяем предыдущий метод.

Для принятия решений часто используются:

  1. теория массового обслуживания;
  2. методы линейного программирования;
  3. методы нелинейного программирования;
  4. метод динамического программирования;
  5. анализ безубыточности;
  6. причинно-следственное моделирование (позволяет определить, насколько каждый из факторов производства влияет на конечный результат);
  7. измерение общественного мнения (измеряя общественное мнение можно определить критические факторы успеха в работе той или иной фирмы);
  8. измерение мнения торговых агентов.

Выгоды от использования информации могут быть:

Чем площадка ?Р уже, тем сложнее управлять такой системой.

Планирование делится на стратегическое, оперативное и рабочее.

Стратегия – это план для обеспечения миссии и достижения долгосрочных целей. Миссия определяется причиной её существования, связанной с потребностями общества. Стратегическое планирование обычно осуществляется на срок от 1 до 5 лет, оперативное – до 1 года.

Стратегия планирования делится на:

  1. Стратегическое планирование ограниченного роста (от достигнутого + инфляция).
  2. Стратегия планированного роста (назначается прирост %).
  3. Стратегия сокращения (сокращение функций организаций, объёмов производства, продаж, персонала, финансов, аппарата и т.д.).

Тактика – это целенаправленное и запланированное действие, направленное на достижение цели.

При реализации стратегических и оперативных планов очень важно вести правильную политику. Политика – это искусство, возможно, один из способов влияния на ход или динамику целенаправленного процесса различными средствами и методами (переговоры, завоевание общественного мнения, и т.д.). Процедура – последовательность действий в конкретной ситуации.

Правило планирования – это соответствие вопроса и ответа.

Бюджет организации – метод распределения ресурсов для достижения цели. Бюджет состоит из двух статей – расходной и доходной.

Часто используется метод управления по целям, который заключается в прогнозировании будущих событий и разработке ряда мероприятий в целях совершения этих событий.

Прогнозирование делится на краткосрочное и долгосрочное.

Краткосрочное планирование:

Мы сглаживаем известный статистический ряд с моделированным рядом с коэффициентом сглаживания ?. Ищем отклонения dx. Суммируем эти отклонения. Повторяем это для другого ?. Находим теоретический ряд с оптимальным ?, при котором суммарное абсолютное отклонение минимально. Делаем прогноз на следующий промежуток времени для оптимального варианта.

Краткосрочное прогнозирование оправдывается в розничной торговле с большой номенклатурой скоропортящихся товаров.

Долгосрочное прогнозирование:

Долгосрочное прогнозирование заключается в определении тенденций статистического ряда.

Основным недостатком является то, что при усреднении ряд укорачивается.

Организация взаимодействий муниципальными подразделениями и другими субъектами.

Организация взаимодействий осуществляется с помощью полномочий, делегирования ответственности, власти, согласований, принципов единоначалия, аппарата. Делегирование – это передача полномочий и ответственности за выполнение задачи. Ответственность – это обязательность выполнения задачи, закреплённая документально и предусматривающая санкции за просчёты и ошибки. Полномочия – это ограниченные права использования пяти видов ресурсов в соответствии с документальными нормами. Власть – реальная способность действовать и влиять на ситуацию. Можно иметь власть, но не иметь полномочий. Единоначалие – один начальник на n подчинённых.

Типы полномочий:

  1. Аппаратные (штабные) – связаны с колинеальными решениями штаба или какого-либо аппарата, обычно ограниченные консультативно;
  2. Рекомендательные – полномочия экспертов, аналитиков, помощников и т.п.;
  3. Обязательное согласование штаба с линейными руководителями;
  4. Параллельные – с правом отклонения решения линейного руководства, служат для уравновешивания власти и исключения ошибок;
  5. Функциональные – предлагают или запрещают какие-либо действия;
  6. Линейные – внутри аппарата.

Основными являются линейные полномочия.

Принцип соответствия: полномочия и власть должны соответствовать уровню ответственности за выполнение задач

Информация о работе Основы менеджмента