Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 09:53, контрольная работа
Принципы и задачи организации труда.
Основные направления в организации труда торгового персонала.
В системе экономических наук организация и нормирование труда представляют собой разделы экономики труда. В рыночном хозяйстве, отличающемся довольно высокой конкуренцией между предприятиями, важнейшей экономической категорией является эффективность деятельности, которая проявляется в низких издержках производства, низкой себестоимости продукции и высоком ее качестве. Чем эффективнее производство, тем оно конкурентоспособнее, т.е. имеет преимущество перед другими предприятиями, занятыми аналогичным видом деятельности.
Эффективность зависит от многих факторов, прежде всего от использования новой техники и прогрессивной технологии производства. Эту группу факторов можно назвать главной. Однако эффективность также зависит и от персонала — уровня профессиональной подготовки работников, их дисциплинированности, инициативности, т.е. от так называемого человеческого фактора, который можно назвать решающим. Однако сами по себе эти факторы без соответствующей организации труда и производства не дадут нужного эффекта. Организационные факторы дают возможность наилучшим способом использовать факторы технические и человеческий. Иначе говоря, без хорошей организации деятельности невозможно быть конкурентоспособным. В этом и заключается огромное значение организации труда и производства.
Понятие «организация труда» имеет много толкований. Так, в силу неоднозначности этого термина нередко возникают споры, поскольку, одни понимают под организацией труда одно, другие — иное.
Во-первых, по смыслу понятие «организация труда» имеет два значения:
- организация труда как система, имеющая характерный признак, обладающая необходимыми свойствами и конкретным составом слагающих ее элементов или частей. Такое определение должно быть атрибутивным1, т.е. раскрывать существенный признак, который отличает это явление от его противоположности, в данном случае — от дезогранизации труда;
- организация труда как процесс, как функция управления, работа, обязанность по установлению или изменению названной выше системы, обладающей характерным признаком. Определение, подчеркивающее этот аспект, будет функциональным.
Во-вторых, понятия «организация труда» различаются по иерархическим уровням. Выделяют три уровня организации труда:
- это термин, обозначающий неотъемлемое свойство, существенный признак какого-либо предмета, объекта, явления в масштабе общества (страны, региона или отрасли экономики);
- на предприятии, в учреждении, подразделении;
- на рабочем месте.
В-третьих, по числу элементов, составляющих содержание организации труда, различают понятия:
а) в узком смысле, когда к элементам организации труда относят лишь те, которые прямо и непосредственно в полном объеме образуют ее содержание;
б) в широком смысле, когда к содержанию организации труда относят еще и элементы, лишь частично имеющие к ней отношение на рассматриваемом уровне, а в другой своей части относящиеся к организационной системе более высокого уровня. Например, подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала как элемент организации труда на предприятии частично осуществляются им самим, но в значительной степени эти вопросы решаются за пределами его компетенции (то же можно сказать об условиях труда, о его оплате на предприятиях и в учреждениях, о дисциплине труда и др.);
в) в расширительном смысле (неправомерное определение), когда перечень элементов выходит за пределы понятия в широком смысле, т.е. при включении в содержание организации труда элементов, к ней не относящихся (например, механизации, автоматизации и т.д.). Такие определения нередко можно встретить в литературе.
В конкретном случае «организация труда» будет рассматриваться на уровне конкретного предприятия.
Итак, в этих рамках, организация труда — это деятельность, одна из управленческих функций, часть управления предприятием (организацией) по созданию, поддержанию, упорядочению и развитию системы организации труда, по ее преобразованию на основе нововведений. Данная деятельность должна осуществляться как постоянный процесс, а не как единовременные разрозненные действия. В этом суть так называемого процессного подхода к организации труда.
Организация труда – организационная система, имеющая своей целью достижение наилучших результатов использования живого труда в процессе производства.
Организация труда опирается на познание и использование экономических законов, законов физиологии и психологии труда, данные исследований социологической науки, а также математики и кибернетики, базируется на знаниях юридической науки. В том случае, если практическому внедрению конкретных мероприятий по организации труда предшествует научный анализ трудовых процессов и условий их выполнения, а данные практические меры базируются на достижениях современной науки и передового опыта, мы имеем дело с научной организацией труда (НОТ).
Очевидно, совершенно неправомерными являются попытки разграничить два этих понятия - «организация труда» и «научная организация труда». На практике НОТ призвана решить три основные взаимосвязанные задачи: экономическую, психофизиологическую и социальную.
- Экономическая задача НОТ состоит в создании условий для целесообразного использования техники, материалов и сырья, что обеспечивает экономию живого и овеществленного труда на производство единицы продукции (снижение трудозатрат на производство работ и продукции, повышение производительности труда, экономичное использование производственных фондов, материалов, сырья, обеспечение высокого качества работ и продукции, снижение издержек производства, повышение конкурентоспособности и т.п.)
- Психофизиологическая задача связана с созданием наиболее благоприятных условий труда, обеспечивающих сохранение физического здоровья и безопасности людей, поддержание высокого уровня их работоспособности.
- Социальная задача направлена на повышение степени удовлетворенности людей трудом, создание условий, обеспечивающих рост их профессиональных знаний (создание благоприятных условий трудовой деятельности работников, сохранение их здоровья, повышение содержательности и привлекательности труда, рациональное и более полное использование и развитие трудового потенциала, обеспечение удовлетворения разнообразных потребностей персонала и т.п.).
НОТ нельзя представлять
как простой комплекс мер, осуществление
которых обеспечивает подлинно научную
организацию труда. НОТ представляет
собой постоянный творческий процесс,
обеспечивающий приведение в соответствие
организации труда изменяющемус
Комплексная система
организации труда и
При совершенствовании организации трудовых процессов в современном производстве все 11 подсистем следует применять последовательно и комплексно на каждом рабочем месте, на всех производственных участках и предприятиях.
Комплексная система организации труда призвана решить следующие проблемы:
- комплексного проектирования трудовых, технологических и производственных процессов, которая до настоящего времени не имеет научного решения. В науках об организации труда и организации производства существуют разрозненные рекомендации о проектировании отдельных трудовых и производственных процессов. Представляется сейчас весьма важным создать научные методы планирования новых и совершенствования действующих производственных процессов на основе использования стандартов трудовых движений, действий, приемов и комплексов в сочетании с прогрессивными технологическими способами и методами обработки деталей;
- обоснования трудовых нормативов и норм в условиях перехода к свободным рыночным отношениям, сохранения и развития организующего значения норм и нормативов. Передовая зарубежная практика убедительно подтверждает, что в мире нет ни одной страны с рыночной экономикой, в которой бы не применялись нормы труда, причем достаточно жесткие, весьма точные и, хорошо обоснованные;
- создания нормальных условий труда и уровня его интенсивности, поскольку труд, который не оценивается или оценивается неверно, становится бессмысленным и малопродуктивным. Поэтому нужна большая научная и практическая работа по нормализации интенсивности и повышению производительности труда на российских предприятиях;
- создания мотивов и стимулов высокоэффективного труда. Сказываются неустойчивое состояние многих предприятий, низкий уровень минимальной оплаты и тарифных ставок, величина которых не соответствуют прожиточному минимуму. Несоответствие уровня оплаты труда на российских предприятиях требованиям рынка необходимо ликвидировать, подняв оплату труда до стабильного и нормального рыночного значения. Это возможно только при соответствующем повышении производительности труда и эффективности производства;
- взаимосвязи личных и общих трудовых, социальных и производственных процессов с эффективностью производства. Это проблема комплексного управления эффективностью труда и производства, которая требует учитывать основные законы и положения рыночной экономики, повышать заинтересованность работников в поиске пути к повышению эффективности труда персонала и всего производства на предприятиях.
В целом же, цель организации труда как управленческой деятельности — создание организационных условий, необходимых для достижения высокой социально-экономической результативности трудовой деятельности.
Обычно компания устанавливает
торговому персоналу четкие задачи,
легко поддающиеся контролю со стороны
руководства. Предположим, она требует,
чтобы 80 % рабочего времени работники
службы сбыта уделяли работе с клиентами,
а 20 % — разработке перспективных направлений;
или 85 % времени — продаже основной продукции
компании, а 15 % — новым товарам. В противном
случае, торговые представители, скорее
всего, основную часть рабочего времени
будут заняты продажами хорошо зарекомендовавших
себя товаров текущим потребителям, пренебрегая
новыми продуктами и перспективными клиентами. Комплекс
задач торгового представителя зависит
от состояния экономики. В периоды ее роста
и высокого спроса торговые представители
не имеют никаких проблем с реализацией
продукции, и некоторые компании приходят
к поспешному выводу, что они обойдутся
и меньшим число работников службы сбыта.
Однако они упускают из вида, что торговые
работники выполняют и ряд других функций:
распределение продукции, обслуживание
недовольных покупателей, коммуникация
планов компании по устранению нехватки
товаров, продажа не пользующихся особым
спросом товаров компании. По мере обострения
борьбы за потребителя, компании все более
придирчиво оценивают способности своего
торгового персонала по удовлетворению
потребителей и обеспечению прибыли компании.
Торговые работники должны уметь собирать
информацию, анализировать данные о результатах
продаж, измерять потенциал рынка, разрабатывать
стратегию и планы маркетинга. Торговые
представители нуждаются в аналитических
маркетинговых навыках, приобретающих
особую значимость на высших уровнях торгового
менеджмента. Однако целиком возлагать
задачу сбора информации на торговых представителей
нельзя. Наоборот, они часто нуждаются
в информационной поддержке со стороны
отдела маркетинга. Определение количества
торговых представителей. Компании следует
четко определить необходимое количество
торговых представителей, поскольку они
— один из самых производительных, но
и дорогостоящих активов предприятия.
Увеличение их количества приведет к возрастанию
как уровня продаж, так и накладных расходов.
Для определения численности торгового
персонала компании используют следующие
методы: • Метод трудозатрат (метод определения
нагрузки торгового агента). Он состоит
из следующих этапов. 1. Покупатели разбиваются
на классы по годовому уровню сбыта. 2. Для
каждого класса определяется надлежащая
частота контактов (число телефонных звонков
в год). 3. Численность каждого класса покупателей
перемножается на соответствующую частоту
контактов, что после суммирования дает
общие трудозатраты по стране в телефонных
звонках за один год. 4. Определяется среднее
количество звонков, которые осуществляет
один торговый представитель за год. 5.
Требуемое количество торговых представителей
вычисляется путем деления общих трудозатрат
на среднее количество звонков одного
представителя. • Метод оценки возможностей
сбыта. При использовании этого метода
служба маркетинга производит оценку
возможностей сбыта в конкретном районе,
за которым планируется закрепление торгового
агента. Затем определяется сумма продаж,
делающая целесообразной закрепление
за районом агентов. Число необходимых
агентов определяется путем деления потенциала
территории на эту сумму продаж. Метод
трудозатрат представляется более простым
для определения численности торгового
персонала, поскольку не всегда возможно
точно оценить возможности сбыта для каждой
территории, однако его результаты не
всегда отвечают рыночной действительности,
и могут привести в чрезмерному раздутию
штата торговых работников. Поэтому целесообразно
корректировать результаты, полученные
методом трудозатрат, с помощью оценки
сбытового потенциала территорий. Залог
организации успешной системы сбыта —
выбор эффективных торговых представителей.
Различие в производительности между
средними и высококлассными торговыми
представителями может быть весьма существенным.
Западные исследования показали, что 27
% торгового персонала компания осуществляют
52 % продаж. Средний уровень текучести
торговых кадров составляет почти 20 %. В
западных компаниях, когда торговый работник
увольняется, затраты на найм и обучение
нового сотрудника, вместе с ущербом от
незаключенных сделок, составляют $ 50-75
тыс. К тому же служба сбыта, в которой
преобладают новички, малопродуктивна.
Рисунок 1 – Модель мотивации персонала с пропорциональной связью
Исследователи предлагают модель,
основная идея которой заключается
в тезисе о прямо пропорциональной
связи между стимулами
Информация о работе Основы организации труда торгового персонала