Основы теории управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Управление персоналом на предприятии – это вид деятельности, который позволяет реализовывать, обобщить широкий спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учет личного фактора в построении системы управлений персоналом предприятия.
Мотивация и стимулирование труда персонала – важнейший элемент управления персоналом предприятия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..……3
1. Теоретические основы…………………………………………………….………5
1.2 Теории мотивации…………………………………………………………………5
1.3 Виды мотивации……………………………………………………………………9
1.4 Влияние мотивации на текучесть кадров…………………………………….….12
2. Стимулирование труда персонала на примере предприятия общественного питания, ресторана «Low Field»…………………………………………….……13
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………...…………13
2.2 Анализ эффективности мотивации труда…………………………….…………14
Заключение………………………………………………………………………....…17
Список литературы………………………………………………………………...…18

Файлы: 1 файл

основы теор упр.гот.контр.docx

— 39.53 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..……3

  1. Теоретические основы…………………………………………………….………5
    1. Теории мотивации…………………………………………………………………5
    2. Виды мотивации……………………………………………………………………9
    3. Влияние мотивации на текучесть кадров…………………………………….….12

2.  Стимулирование  труда персонала на примере  предприятия общественного питания,  ресторана «Low Field»…………………………………………….……13

   2.1  Краткая характеристика предприятия……………………………...…………13

2.2 Анализ эффективности мотивации труда…………………………….…………14

Заключение………………………………………………………………………....…17

Список литературы………………………………………………………………...…18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Управление персоналом на предприятии – это вид деятельности, который позволяет реализовывать, обобщить широкий спектр вопросов адаптации  индивида к внешним условиям, учет личного фактора в построении системы управлений персоналом предприятия.

Мотивация и стимулирование труда персонала – важнейший  элемент управления персоналом предприятия.

Данная работа посвящена вопросам мотивации и стимулирования труда персонала на примере предприятия общественного питания, ресторана «Low Field», а также путям совершенствования этих элементов управления персоналом.

Разграничим два основных понятия, которые используются в  данной работе – мотивацию и стимулирование персонала. Под мотивацией трудовой деятельности будем понимать совокупность движущих сил, побуждающих человека к труду. Стимулирование принципиально отличается от мотивации (мотивирования) труда. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование – это одно из средств, с помощью которого может осуществляется мотивирование. При этом чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование. Это связано с тем что воспитание и обучение как один из методов мотивирования людей приводят к тому что члены организации сами проявляют заинтересованное участие в делах организации, осуществляя необходимые действия не дожидаясь или же вообще не получая соответствующего стимулирующего воздействия.

Управление персоналом вообще и мотивация труда в частности  в современных организациях осуществляется через специальную службу, называемую отдел кадров или кадровая служба. В последнее время в связи  с разработкой теорий рационализации деятельности организации за счет эффективного использования человеческого фактора  роль кадровой службы постоянно возрастает. В связи с чем возникают проблему с организацией, реорганизацией системы управления персонала в организации.

В связи с этим можно  обозначить особенности, характеризующие  актуальность данной проблемы. Во-первых, это повышение роли персонала  в современной коммерческой деятельности, принципиальные изменения в содержании труда, вызванные применением новых  техники, технологий и методов производственной деятельности.

Вторым фактором повышения  роли персонала в современной  коммерческой деятельности является изменение  возможностей контроля за сотрудниками и повышение значимости самоконтроля и самодисциплины. Повышение роли самодисциплины и самоконтроля в трудовом процессе изменяет соотношение различных методов мотивации работника, повышает удельный вес более сложных технологий управления персоналом, по сравнению с методом «награждение-наказание» по схеме «стимул-реакция», мотивации в управлении персоналом.

В-третьих, радикальное повышение  роли персонала в современной  коммерческой деятельности и управление им выступают макроэкономические факторы  и прежде всего изменение ориентации и динамики спроса и направленного  на его удовлетворение производства; обострение конкуренции на мировом  рынке; повышение значимости качества продукции.

В-четвертых, повышение роли в современной коммерческой деятельности, а также управления им является изменение  технологий организации труда на предприятии. К числу таких изменений  относится прежде всего более широкое использование коллективных форм организации труда как в масштабах всей организации – на макроуровне, так и во всех отдельных подразделениях – на микроуровне.

 Теории мотивации

В самом общем виде мотивация  человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих  человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне  и внутри человека и заставляют его  осознанно или же не осознанно  совершать некоторые поступки. При  этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать  на одинаковые воздействия со стороны  одинаковых сил.

Под мотивами понимают активные движущие силы, определяющие поведение людей. Поведение человека всегда мотивировано. Это может быть упорная работа, с воодушевлением и энтузиазмом, а может быть уклонение от нее  «в знак протеста». Поведение может  иметь любые другие формы проявления, однако всегда следует искать мотив  поведения. Мотивировать сотрудников  – значит затронуть их важные интересы, дать им шанс реализоваться в процессе труда.

Теперь рассмотрим основные задачи мотивации труда персонала [1]:

  • формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда;
  • обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения;
  • формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.

Для решения этих задач необходим  анализ:

  • процесса мотивации в организациях;
  • индивидуальной и групповой мотивации, если таковая имеется в зависимости между ними;
  • изменений, происходящих в мотивации деятельности человека при переходе к рыночным отношениям.

 

 Для решения данных задач применяются различные  методы мотивации, сущность которых  рассмотрим ниже.

Самым первым и наиболее распространенным методом был метод наказания  и поощрения, так называемая политика «кнута и пряника». Этот метод использовался  для достижения желаемых результатов  и просуществовал довольно долго. Его  основой служила: мысль о том, что ты можешь достичь или страх  перед неприятностями в случае не достижения цели. Постепенно этот метод  трансформировался в систему  административных и экономических  санкций и стимулов. 

С повышением роли человеческого фактора  появились психологические методы мотивации. С точки зрения психологии, мотивация – это влечение или потребность, побуждающая людей действовать с определенной целью, это внутреннее состояние, которое энергезирует, направляет и поддерживает поведение человека [2, с. 55].

В основе этих методов лежит утверждение, что основным модифицирующим фактором являются не только материальные стимулы, но и нематериальные мотивы, такие, как самоуважение, признание со стороны  окружающих членов коллектива, моральное  удовлетворение работой и гордость своей фирмой. Такие методы мотивации  базируются на изучении потребностей человека.

Принимая во внимание сказанное, можно  попытаться дать более детализированное определение мотивации. Мотивация - это совокупность внутренних и внешних  движущих сил, которые побуждают  человека к деятельности, задают границы  и формы деятельности и придают  этой деятельности направленность, ориентированную  на достижение определенных целей, потребностей.

Потребности - это то, что возникает  и находится внутри человека, что  достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого  человека.

Существуют несколько основных теорий мотивации:

1 Теория мотивации по  А. Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потре6ности человека, которые можно разделить на пять групп:

  • физиологические потребности, необходимые для выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и т.д.;
  • потребности в безопасности и уверенности в будущем - защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира.
  • социальные потребности - необходимость в социальном окружении. В общении с людьми, чувство «локтя» и поддержка;
  • потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям,
  • потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей [3].

Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим  фактором и потребности более  высоких уровней.

В этой теории долг руководителя заключается  в том, чтобы тщательно наблюдать  за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности  движут каждым из них, и принимать  решения по их реализации с целью  повышения эффективности работы сотрудников.

2.Теория мотивации Дэвида  Мак Клелланда. Согласно этой теории структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти, к признанию. При таком утверждении успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег. [4].

Согласно теории Мак Клелланда люди, стремящиеся к власти, должны удовлетворить эту свою потребность и могут это сделать при занятии определенных должностей в организации. 

3. Теория ожиданий В.  Врума. Согласно теории ожиданий не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения. 

Процессуальные теории ожидания устанавливают, что поведение сотрудников определяется поведением [5]:

  • руководителя, который при определенных условиях стимулирует работу сотрудника;
  • сотрудника, который уверен, что при определенных условиях ему будет выдано вознаграждение;
  • сотрудника и руководителя, допускающих, что при определенном улучшении качества работы ему будет выдано определенное вознаграждение;
  • сотрудника, который сопоставляет размер вознаграждения с суммой, которая необходима ему для удовлетворения определенной потребности.

Исходя из теории ожиданий, можно  сделать вывод, что работник должен иметь такие потребности, которые  могут быть в значительной степени  удовлетворены в результате предполагаемых вознаграждений.

4.Теория справедливости. Согласно этой теории эффективность мотивации оценивается работником не по определенной группе факторов, а системно с учетом оценки вознаграждений, выданных другим работникам, работающим в аналогичном системном окружении.  

Сотрудник оценивает свой размер поощрения  по сравнению с поощрениями других сотрудников. При этом он учитывает  условия, в которых работают он и  другие сотрудники.

5.Теория мотивации Л.  Портера - Э. Лоулера. Эта теория построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости. Суть ее в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами.

Существуют три переменные, которые  влияют на размер вознаграждения: затраченные  усилия, личностные качества человека и его способности и осознание  своей роли в процессе труда. Элементы теории ожидания здесь проявляются  в том, что работник оценивает  вознаграждение адекватно с затраченными усилиями. Отсюда важный вывод о  том, что именно результаты труда  являются причиной удовлетворения сотрудника, а не наоборот. [6,] 

 Виды мотивации

Менеджеры должны постоянно обдумывать возможные способы улучшения  работы и мотивации людей, работающих с ними. Немаловажную роль здесь  играет то, что даже не самые эффективные, а иногда и просто показательные  проекты привлекают всеобщее внимание (хотя часто и необоснованные надежды) вовлеченных в проект служащих.

В экономической литературе встречается  описание следующих видов мотивации  труда персонала:

Повышение разнообразия умений и навыков.

Повышение целостности  работы.

Повышение важности работы.

Увеличение автономии.

Усиление обратной связи.

Опишем каждый из них.

  1. Повышение разнообразия умений и навыков.

Здесь важно помнить, что именно разнообразие навыков, а не просто разнообразие само по себе является принципиальным. Если члены коллектива применяют  ограниченное количество навыков, то необходимо искать способ стимулировать потребность  к увеличению их количества.

Однако не всегда сотрудники встретят с энтузиазмом увеличение разнообразия. Так монотонная работа позволяет  работникам разговаривать в процессе ее выполнения, но стоит внести элемент  разнообразия разговоры станут затруднительными, в то же время не будет никаких компенсаций со стороны самой работы.

Работникам так же необходимо дать ощущение признания используемых ими  навыков. То есть нужно стремиться уделять  внимание сотрудникам с целью  публично объявить об исключительной ценности данного навыка у работника. Такой подход, как правило, стимулирует  работника на усовершенствование навыков, расширения диапазона его способностей. [6]

Информация о работе Основы теории управления персоналом