Особенности финансового менеджмента в коммерческом банке» (на примере деятельности ОАО "Донпромбанк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей финансового менеджмента в коммерческом банке, на примере деятельности ОАО «ДонКомБанк», а так же проблем и перспектив развития методов финансового планирования.

В соответствии с выбранной целью были поставлены и решены следующие задачи:

- рассмотреть и дать определения понятиям финансовый менеджмент и финансовое управление в коммерческом банке;

- рассмотреть проблемы и перспективы развития финансового менеджмента коммерческих банков;

- произвести анализ финансовых показателей деятельности ОАО «ДонКомБанк»;

- рассмотреть нормативное регулирование по данному вопросу и систематизировать данные литературных и других источников;

- сделать выводы.

Содержание работы

Реферат …....................................................................................................................... 3

Введение.......................................................................................................................... 4



Глава 1. Теоретические аспекты финансового менеджмента …............................... 5



1.1 Место и роль финансового менеджмента в коммерческом банке …................. 5

1.2 Инструменты и методы финансового управления …...........................................8



Глава 2. Анализ финансовых показателей АКБ «ДонКомБанк» (ОАО) …...............11



2.1 История создания и развития банка …..................................................................11

2.2 Анализ финансовых показателей АКБ «ДонКомБанк» (ОАО) ….......................13



Глава 3. Управление затратами как элемент финансового менеджмента.

Проблемы и перспективы развития финансового менеджмента в КБ. ….................20



3.1 Проблемы финансового менеджмента в КБ …....................................................20

3.2 Себестоимость банковских продуктов и услуг и их формирование ….............21

3.3 Способы и методы оптимизации управления затратами …..............................32



Заключение.......................................................................................................................37

Список используемой литературы …............................................................................38

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА.doc

— 314.50 Кб (Скачать файл)

     Понятие "затраты" в банковском деле традиционно увязывается с вопросами формирования себестоимости и цены банковских услуг. Значение данного понятия по своей сути генетически проистекает из общего понимания затрат. Обычно под затратами понимают "потребленные ресурсы или деньги, которые нужно заплатить за товары и услуги"6. При этом в финансовом учете термин затраты определяется как показатель в денежном выражении количества ресурсов, использованных для достижения определенной цели. В управленческом учете этот термин употребляется в зависимости от решения конкретных управленческих задач на предприятии: одни затраты учитываются для оценки запасов и определения доходов, другие - для планирования, составления бюджета и контроля.

     Сравнительный анализ подходов к определению понятий "затраты", "издержки", "расходы" позволяет сделать вывод, что природа их едина, однако каждое из них имеет собственное экономическое содержание. Так, затраты (запасоемкие и незапасоемкие) являются ресурсами, "уничтожаемыми" в процессе функционирования банка. Запасоемкие затраты банка отражаются на счетах активов банка и снижают капитал банка в размере их износа. Незапасоемкие затраты банка являются его расходами (операционными и неоперационными), отражаются на счетах по учету финансовых результатов и снижают капитал банка в полном объеме затрат. Ожидать от них выгоды за пределами периода их совершения не следует.

     Такое деление затрат на запасоемкие затраты  и расходы имеет огромное значение для оценки и анализа результатов  работы всего банка и его подразделений, а также для определения себестоимости продуктов и услуг. Анализ затрат банка с точки зрения их будущей компенсации, позволяет четко представлять цель использования ресурсов, так как производимые затраты без какой-либо компенсации относятся к потерям и уменьшают капитал банка без надежды на воспроизводство. Если компенсация ниже уровня самих затрат, то разница составляет убытки и сигнализирует о неэффективном использовании ресурсов.

     Исследование  понятий затрат и деление их на запасоемкие затраты, издержки и  расходы, раскрытие их сущности имеют важное для практики значение при определении себестоимости банковских операций, продуктов, услуг, а также при анализе и планировании банковских затрат. Под себестоимостью банковского продукта, услуги в экономической литературе понимаются выраженные в денежной форме затраты банка на создание и реализацию продукта или услуги7. Заметим, однако, что между общим понятием "себестоимость" и "себестоимость банка" есть некоторое различие. Отличительной чертой банковских продуктов является их нематериальный денежный характер. В себестоимость обычных товаров стоимость материальных затрат включается, как известно, полностью. Специфика банковских продуктов и услуг заключается в том, что материальными затратами выступают привлеченные средства. При этом банк считает только собственные затраты, связанные с привлечением средств, которые впоследствии использует для размещения. Как известно, коммерческие банки передают средства клиентам не в собственность, а во временное пользование. Остальные материальные ресурсы, кроме денежных, включаются во внутреннюю стоимость банковского продукта полностью (амортизация, бумага, дискеты и пр.)8. В экономической литературе себестоимость банковских продуктов и услуг, по сути, является внутренней стоимостью банковских операций, что ставит ее в один ряд с такими понятиями, как доходность операций и прибыль банка. Основными формами цены банковских продуктов и услуг являются процент, дисконт, комиссия. Общепризнано, что цены при этом находятся под влиянием различных факторов.

     Взаимосвязь внешних и внутренних факторов является очевидной. Внутренние факторы, влияющие на формирование цены банковского продукта или услуги, прямо обусловлены действием внешних факторов - сложившимися спросом и рыночной ценой, которые определяют для банка верхний ценовой предел, а также объем предполагаемой реализации продукта или услуги.

     Среди внутренних факторов, определяющих цену продукта или услуги банка, можно  выделить:

     1) основной фактор - себестоимость,  которая определяется сроком  окупаемости затрат и складывается из расходов банка по созданию и реализации продукта и услуги. Срок окупаемости, в свою очередь, определяется инвестиционной политикой собственников банка. Основными затратами при этом могут являться затраты на приобретение материальных активов, в частности банкоматов, счетчиков банкнот и др., затраты на заработную плату персонала подразделения, непосредственно участвующего в создании и реализации продукта или услуги, и стоимость аренды площадей;

     2) дополнительные факторы:

     - необходимая рентабельность, связанная с целевыми установками по рентабельности капитала. Так, например, заданный капитал (фактический собственный капитал банка с учетом прогнозов роста) на начало года составляет 1000 у. е. Целевой установкой собственников банка является достижение показателя ROE (рентабельности капитала) на уровне 50% годовых - 500 у. е. Для достижения этой цели менеджмент банка должен заложить в цену продукта или услуги необходимую маржу (разница между ценой и себестоимостью), которая при реализации запланированных объемов всей совокупности банковских продуктов и услуг даст необходимую прибыль (500 у. е.) при заданном капитале;

     - маркетинговая стратегия банка,  которая определяется внутренней  ценовой позицией банка относительно  цены рынка. Так, например, при проведении агрессивной маркетинговой политики, подразумевающей расширение бизнеса или экспансию на определенном сегменте рынка банковских продуктов или услуг, банк устанавливает цены на собственные продукты или услуги ниже рыночных за счет снижения наценки на себестоимость или снижения самой себестоимости.

     Затраты банка, как известно, являются закономерной составляющей его операционной деятельности и функционирования.

     В банковской теории и практике процесс  управления затратами традиционно  основывается на классификации расходов банка, которые подразделяются на условно постоянные и переменные.

     В условиях функционирования банка условно  постоянными расходами является большая часть административно-хозяйственных  расходов, обеспечивающих его жизнедеятельность, в частности расходы на приобретение бензина для инкассаторских машин, обслуживание программного обеспечения. К переменным - относятся расходы на обучение персонала, приобретение мебели.

     При этом значение условно постоянных расходов состоит в том, что они формируют минимальный порог себестоимости самого банка и базовый уровень расчета прибыли, полученной банком и обеспечивающей его безубыточную деятельность.

     К переменным расходам наряду с хозяйственными относятся и операционные расходы  банка, которые определяются объемом вовлеченных в оборот пассивов и масштабами проводимых банком операций.

     Операционные  расходы, в свою очередь, подразделяются на: процентные и непроцентные. Деление  расходов на процентные и непроцентные очень важно, поскольку в процессе анализа доходности банковских операций и общего состояния банка стоимость привлеченных ресурсов является отправным базовым показателем. Менеджеры банка в первую очередь анализируют сформированные процентные портфели, после чего сравнивают процентные ставки по привлечению и размещению. На основании этого оценивают процентную маржу, которая характеризует эффективность вложения средств и их доходность.

     Таблица 3.1 Методы анализа  расходов

Метод Сущность метода
Структурный анализ Исчисление  и оценка удельного веса. Применяется при анализе доходов и расходов банка
Оценка  динамических рядов показателей  по кварталам и годам  Сопоставление отчетных показателей работы учреждений банка с: - фактическими данными за соответствующий период прошлых  лет и предшествующие периоды  (квартал, месяц, неделя); - установленными заданиями в бизнес- плане, нормами, нормативами; - соответствующими показателями других учреждений банка; - другими коммерческими банками за один и тот же период; - отдельными показателями, характеризующими экономику региона, страны
Экономически  обоснованные группировки расходных  аналитических счетов баланса банка  Группировка отчетных данных по учреждениям банка, находящимся  в схожих экономических условиях
Анализ  системы финансовых коэффициентов  Расчет коэффициентов, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность учреждения банка, использование активов, привлечение пассивов и др.
Факторный анализ В основе анализа  лежат выявление, оценка и прогнозирование  влияния факторов на изменение результативных показателей. Анализ функциональной зависимости (прямой, обратной) и количественная оценка влияния изменения факторов на изменение результативных показателей. Выделение наиболее значимых факторов, определяющих поведение показателей. Сопоставление полученных показателей с рекомендуемым уровнем, принятым в зарубежной и отечественной практике

 

     Характер  и содержание анализа банковских расходов покажем на анализе по процентным расходам (табл. 3.2), и непроцентным расходам (табл. 3.3), а также их соотношению. 
 
 
 

Таблица 3.2 Оценка процентных расходов банка

Показатель  Значение  показателя, руб. Темп прироста, %
2007 г 2008 г  
Процентный  доход, тыс. руб. 1317547 2322727 76,29
Процентный  расход, тыс. руб. 831696 1430651 72,01
Расходы на 1 руб. дохода, руб. 0,63 0,61 -0,02

 

     Таблица 3.3 Оценка непроцентных расходов банка

Показатель  Значение  показателя, руб. Темп прироста, %
2007 г 2008 г  
Непроцентный  доход, тыс. руб. 439819 727112 65,32
Непроцентный  расход, тыс. руб. 440648 1047137 137,63
Расходы на 1 руб. дохода, руб. 1,00 1,44 +0,44

 

     Из  таблицы 3.2 видно, что темпы прироста процентных доходов опережают темпы  прироста расходов. Рассчитав показатель эластичности (Э = 76,29 / 72,01 = 1,06), можно  сделать вывод о том, что увеличение расходов на 1% приводит к росту доходов на 1,06%, что свидетельствует об экономном расходовании средств.

     Из  таблицы 3.3 видно, что темпы прироста непроцентных расходов опережают темпы  прироста доходов. Рассчитав показатель эластичности (Э = 65,32 / 137,63 = 0,47), можно сделать вывод о том, что увеличение расходов на 1% приводит к росту доходов только на 0,47%, что свидетельствует об неэкономном расходовании средств. Допущенный перерасход свидетельствует о необходимости усиления контроля со стороны руководства банка за расходованием средств.

     Наряду  с подобным анализом используют метод  коэффициентов, суть которого в выработке  банком внутрибанковских нормативов с  последующим контролем за их соблюдением. Этот метод используется для выявления  количественной связи между статьями, группами и разделами доходов и расходов, а также, как показывает опыт, практической работы в банках по организации и проведению анализа. Он применим и для оценки эффективности работы банка в целом.

     Рассмотрим  возможность использования данного  метода на примере, представленном в таблице 3.4. 

     Таблица 3.4 Экономические  показатели работы банка  в 2007 и 2008

N п/п Числитель Знаменатель 2007 2008
1 Процентный  доход за период, средневзвешенная стоимость активов  Средний остаток  активов, приносящих доход (кредиты, вложение средств в ценные бумаги, паи в другие предприятия, факторинг, лизинг) 7,72 8,70
2 Процентный  расход за период, средневзвешенная стоимость  пассивов Средний остаток  платных ресурсов (депозиты) 5,39 6,06
3 Непроцентный  доход за период Средний остаток  по итогу актива баланса  2,58 2,72
4 Непроцентный  расход за период Средний остаток  по итогу актива баланса  2,58 3,92

 

     Первый  показатель характеризует полученный доход от размещения ресурсов. Вместе с этим анализируется средневзвешенная ставка по размещению ресурсов. Если она резко отличается от средних ставок размещения по различным банковским операциям, то анализируется структура активов на предмет эффективности размещения ресурсов. Второй показатель характеризует произведенный расход по привлечению ресурсов. Вместе с этим анализируется средневзвешенная ставка по привлечению ресурсов. Если она резко отличается от средних ставок привлечения по различным банковским операциям, то анализируется структура активов на предмет эффективности привлечения ресурсов. Третий показатель - это непроцентный доход банка. Четвертый показатель характеризует эффективность расходования средств. Сравнивается с третьим показателем.

Информация о работе Особенности финансового менеджмента в коммерческом банке» (на примере деятельности ОАО "Донпромбанк