Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 19:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей финансового менеджмента в коммерческом банке, на примере деятельности ОАО «ДонКомБанк», а так же проблем и перспектив развития методов финансового планирования.
В соответствии с выбранной целью были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть и дать определения понятиям финансовый менеджмент и финансовое управление в коммерческом банке;
- рассмотреть проблемы и перспективы развития финансового менеджмента коммерческих банков;
- произвести анализ финансовых показателей деятельности ОАО «ДонКомБанк»;
- рассмотреть нормативное регулирование по данному вопросу и систематизировать данные литературных и других источников;
- сделать выводы.
Реферат …....................................................................................................................... 3
Введение.......................................................................................................................... 4
Глава 1. Теоретические аспекты финансового менеджмента …............................... 5
1.1 Место и роль финансового менеджмента в коммерческом банке …................. 5
1.2 Инструменты и методы финансового управления …...........................................8
Глава 2. Анализ финансовых показателей АКБ «ДонКомБанк» (ОАО) …...............11
2.1 История создания и развития банка …..................................................................11
2.2 Анализ финансовых показателей АКБ «ДонКомБанк» (ОАО) ….......................13
Глава 3. Управление затратами как элемент финансового менеджмента.
Проблемы и перспективы развития финансового менеджмента в КБ. ….................20
3.1 Проблемы финансового менеджмента в КБ …....................................................20
3.2 Себестоимость банковских продуктов и услуг и их формирование ….............21
3.3 Способы и методы оптимизации управления затратами …..............................32
Заключение.......................................................................................................................37
Список используемой литературы …............................................................................38
При анализе затрат необходимо рассматривается динамика изменения коэффициентов по сравнению с предыдущим периодом. В настоящее время оптимальные значения первого показателя установлены в интервале 10-18%,второго в интервале 6-18%, третьего и четвертого показателей в интервале 1-3%, но каждый банк разрабатывает свои нормативы и организует контроль за их соблюдением. В нашем случае значение первого показателя ниже оптимального, это свидетельствует о рискованности вложений, а рост доли непроцентного расхода банка свидетельствует об ухудшении управления финансовыми операциями. Таким образом, хотя банк ведет эффективную процентную политику (это видно из высокого уровня процентного дохода), банку следует снизить административные и управленческие расходы, поскольку они в результате влияют на величину валовой прибыли и снизить темпы кредитования для снижения риска невозврата кредита.
Метод коэффициентов интересен прежде всего потому, что позволяет разработать диагностику затрат банка путем нормирования определенных статей. Если коэффициенты не соблюдаются, то выдвигаются требования более детального анализа изучения причин отклонения. Результаты экономического анализа позволяют функциональным подразделениям банка использовать количественные критерии и лимиты при осуществлении операций, получать адекватные рекомендации по управлению средствами и применять принятую в банке методологию расчетов, утвержденную руководством. Это тем более важно, поскольку функциональные подразделения в силу специфики своей деятельности узко специализированы на выполнении своих функций и не могут "увидеть" общей картины работы банка в целом.
При управлении затратами банка следует особо отметить, что анализ затрат банка дает возможность решить следующие задачи:
-
повысить эффективность
-
определить возможные
-
определить и сформировать
Возможности
финансового анализа при
- обеспечения самого процесса управления, включая выбор, определение и анализ показателей, характеризующих состояние самого процесса управления;
-
анализа факторов, влияющих на
соответствующие показатели и
финансовые результаты
3.3
Способы и методы
оптимизации управления
затратами
Оптимальное управление затратами можно определить как выбор таких управляющих параметров, которые обеспечивали бы наилучшее с точки зрения заданного критерия протекание процесса формирования затрат банка. Такое управление означает, что все рычаги и выбранные банком методы стимулирования отлажены таким образом, что интересы каждого подразделения были бы согласованы со стратегическими целями банка и направлены на выбор оптимальных путей реализации оптимального плана расходования ресурсов. При этом оптимизацией затрат банка будет являться процесс формирования затрат наилучшим для банка образом при заданных критериях, выражающих стратегию развития банка. При этом критерием оптимизации затрат может являться получение:
- наибольших доходов банка при запланированных затратах;
- запланированных доходов банка при наименьших затратах;
-
наибольших доходов при
Основываясь на том или ином подходе, в качестве основных методов оптимизации затрат банка можно определить следующие:
- планирование затрат;
- управление тарифной политикой;
- прямое сокращение затрат;
-
проведение банковского
-
оптимизацию налоговой базы
Планирование затрат, как уже отмечалось, является одним из основных методов их оптимизации, поскольку банк имеет возможность определить до начала той или иной операции собственные реальные финансовые возможности, установить лимит затрат на проведение операции и спрогнозировать эффективность этих затрат.
Основными способами оптимизации затрат могут являться:
-
обеспечение соответствия
-
повышение удельного веса
-
недопустимость экономии на
Следующим методом является простое сокращение затрат, когда руководство банка принимает решение экономить и проводит политику расходования только неминимизируемых статей, нацеленных на поддержание функционирования банка, расходы на аренду, заработную плату, коммунальные платежи. Принятие такого решения не требует от руководства банка привлечения квалифицированных кадров, усовершенствования технологических процессов и на практике является самым дешевым и доступным. При принятии решения об уменьшении расходов, обычно это бывает при реструктуризации в условиях кризиса, банк самостоятельно изыскивает резервы для прямого сокращения затрат. В практике российских банков после кризиса 1998 г. активно стали применяться следующие основные направления прямого сокращения затрат:
-
продажа филиалов
- продажа активов;
-
использование новых
-
сокращение административных
-
отмена выплат дивидендов
-
устранение расходов, которые не
вытекают из договорных
Прямое сокращение затрат помогает за короткий срок улучшить финансовое состояние банков и на практике обычно проходит первым этапом в комплексе мероприятий по оптимизации затрат. Оно является необходимым для отсечения непроизводительных неоперационных расходов. В ряде случаев менеджмент банка вынужден осуществить мероприятия, нацеленные на изменение и оптимизацию организационной структуры банка:
- изменение местонахождения;
- объединение филиалов, отделений банка;
-
выкуп зданий филиалов в
-
улучшение состояния
Выбор
и оценка эффективности выполнения
дополнительных мероприятий, проведение
которых связано с
Таблица 3.5 Основные источники формирования дополнительных доходов и расходов
N п/п | Дополнительные доходы, расходы | Основные источники формирования дополнительных доходов и расходов |
1 | Дополнительные процентные расходы по рублевым и валютным вкладам | Увеличение клиентской базы |
2 | Дополнительные непроцентные неоперационные расходы | Увеличение платы за аренду помещений, заработной платы сотрудников |
3 | Дополнительные процентные доходы | Пополнение кредитного портфеля за счет увеличения клиентской базы, перераспределения непроцентных активов |
4 | Дополнительные непроцентные операционные доходы | Доход от увеличения объема валютно-обменных операций, доход от увеличения объема операций с ценными бумагами |
5 | Дополнительные непроцентные неоперационные доходы | Уменьшение расходов на аренду помещения, уменьшение расходов на заработную плату сотрудникам |
Приведенный перечень возможных доходов и расходов для определения дополнительной прибыли является ориентировочным. В зависимости от целей функционирования и развития самого банка, его финансового состояния при расчете величины дополнительной прибыли перечень статей доходов и расходов может быть сокращен или дополнен. Факт недополучения прибыли (убытка) возможен в период проведения мероприятия за счет оттока средств, вызванного ухудшением качества обслуживания, сокращением количества предоставляемых клиентам продуктов и т.д. Однако в ряде случаев уже с начала реализации мероприятия может образовываться и дополнительная прибыль, связанная, например, с сокращением расходов на оплату труда. Конечный экономический эффект от проведения мероприятия складывается как разница величины единовременных затрат и объема дополнительной прибыли и убытка за период проведения мероприятия и срока окупаемости. В общем случае:
Э = П(У) - З, (3)
где Э - экономический эффект;
П - прибыль;
У - убыток;
З - затраты.
При
этом все потоки платежей по проекту
и суммы дополнительных доходов
и расходов приводятся к единому моменту
времени - дате начала проведения мероприятий
(дисконтируются), то есть первый платеж
учитывается с коэффициентом 1, а все последующие
в соответствии со сроком проведения умножаются
на дисконтный множитель. В частном случае
общая формула будет иметь следующий вид:
Э = SUM(Пi(Уi) / Di) - SUM(Зi / Di), (4)
где Di = (1 + ri) ;
Э - экономический эффект;
i - отчетный период;
Пi - прибыль отчетного периода;
Уi - убыток отчетного периода;
Зi - затраты отчетного периода;
Di - коэффициент дисконтирования отчетного периода;
ri - дисконтная ставка отчетного периода;
n - количество периодов (лет).
дополнительной прибыли от реализации проекта и единовременных затрат с учетом дисконтирования. Затраты, имеющие по итогам расчетов за установленный период окупаемости отрицательную эффективность, к дальнейшему рассмотрению не принимаются.
Как мы видим, основной составляющей банковского менеджмента является менеджмент финансовый. Он позволяет определить рациональные требования и методические основы построения оптимальных организационных структур и режимов работы функционально-технологических систем, которые обеспечивают планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживают его устойчивость при заданных параметрах, направленных на приращение собственного капитала (акционерного капитала) и/или прибыли при условии сохранения стабильности и устойчивости коммерческого банка. Финансовый менеджмент в коммерческом банке — это управление процессами формирования и использования денежных ресурсов. Он тесно связан с организационно-технологическим менеджментом — управлением банковскими подразделениями, их взаимоотношениями в различных процессах банковской деятельности, в том числе управлением персоналом банка. В коммерческом банке большое значение имеет информационное и логико-аналитическое обеспечение финансового менеджмента.