Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 09:54, реферат
В современном мире ключевыми понятиями при изучении и оценке деятельности любой организации является конкуренция и конкурентоспособность. Наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы сформулировали только в середине XVIII века ученые классической политической экономики, которые рассматривали конкуренцию как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами. Английский экономист, представитель классической школы в экономической теории Адам Смит в работе "Исследование о природе и причине богатства народов" трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно[19,c.16].
Введение
Теоретические основы конкурентоспособности
Понятие и составляющие конкурентоспособности
Особенности конкурентоспособности ВУЗа
Факторы, влияющие на конкурентоспособность ВУЗа
Способы и методы оценки конкурентоспособности ВУЗа
Проведение экспресс – самооценки вуза.
Критерий 1. Роль руководства. Лидерство 13 Руководители вуза в состоянии
продемонстрировать, что они повсеместно
пропагандируют на основе 12 Руководители всех уровней
имеют согласованный подход к
непрерывному 11 Руководители всех уровней действительно оценивают, признают и вознаграждают работников за постоянное улучшение деятельности и повышение качества образования. 10 Руководители всех уровней
участвуют в создании групп
сотрудников из различных 9 Постоянно осуществляется оценка эффективности непосредственных контактов руководителей всех уровней с потребителями и поставщиками вуза. 8 Руководители всех уровней являются образцом в улучшении деятельности вуза для всех сотрудников. 7 Передача информации всем работникам вуза обо всех аспектах его деятельности осуществляется эффективно на основе двустороннего общения между сотрудниками, как по вертикали, так и по горизонтали. 6 Осуществляется программа 5 Высшее руководство обладает
некоторыми знаниями о 4 Вуз внедрил программы и
методы улучшения своей 3 Некоторые программы улучшения
или определенные методы 2 Высшее руководство в 1 Высшее руководство осознает
необходимость каких-либо |
Критерий 2. Политика и Стратегия 13 Сформулированная стратегия вуз 12 Осуществляется программа 11
Политика и стратегия вуза
сравниваются с лучшими 10
Осуществляется программа по
внесению изменений в политику
и стратегию вуза в 9
Внедрен процесс оценки 8 Установлены каналы доведения до сведения всех работников Главных Факторов Успеха, стратегии и политики вуза. Установлено, что их знает и понимает каждый работник. 7 Установлены каналы доведения
до сведения всех б Установлен процесс сбора необходимой информации за пределами вуза, дающей возможность анализировать адекватность установленных Главных Факторов Успеха и эффективность утвержденных планов вуза. 5 Установлен процесс сбора 4 Установлен процесс разработки планов вуза, который известен всем руководителям вуза. 3 Руководящее звено разработало миссию, стратегию вуза и выявило Главные Факторы Успеха по различным видам деятельности вуза. 2 Руководство определило 1 Руководящее звено осознает необходимость определения целей для всего вуза и для всех подразделений. |
Критерий 3. Управление персоналом 13 Действия руководителей
всех уровней направлены на
реализацию потенциала всех 12 Все работники наделены 11 Планы развития человеческих ресурсов вуза согласованы со стратегией вуза. 10 Осуществляются программы 9 Из сотрудников сформированы группы по улучшению системы управления вуза и им оказывается всесторонняя поддержка. 8 Потребности в обучении и
развитии всех работников и
групп регулярно 7 Установлен процесс 6 Внедрен процесс использования
результатов опросов мнений 5 Внедрена система пересмотра компетенции и квалификации работников и определения потребности в их обучении и развитии. 4 Осуществляется программа 3 Определена необходимость устан 2 Осознается необходимость 1 Мнения и потребности |
Проведение экспресс – самооценки вуза.
Критерий 4. Использование ресурсов (финансовых, информационных, материальных, трудовых и других) 13 Все ресурсы вуза
используются максимально 12 Осуществляется программа по
выявлению дополнительных ресур 11
Внедрена система анализа 10
Установлен процесс 9
Внедрена система снижения 8
Внедрена система снижения 7 Внедрена система управления всей необходимой информацией для потребителей, поставщиков и персонала вуза. 6 Установлены процессы, обеспечивающие поступление всей необходимой информации и доступ к ней сотрудников для эффективного функционирования вуза и всех его подразделений. 5
Существует отношение к 4 Установлен процесс выбора и отбора поставщиков, в том числе процесс проведения тендера среди альтернативных поставщиков. 3 Установлен процесс учета и использования материальных и нематериальных ресурсов. 2 Существует широкое понимание ресурсов вуза, отношение как к ресурсам - к информации, к технологиям, к ноу-хау и прочему. 1 Проводится учет материального имущества вуза, например, зданий, оборудования. |
Критерий 5. Управление процессами13 Все процессы понятны всему
персоналу, управляются на основе
официально оформленной 12 Вуз может продемонстрировать
эффективную Систему
|
Критерий 6. Удовлетворенность потребителей13 Наблюдается положительная 12 Достигнуто 50% намеченных количественных
целей по удовлетворению 11 Все работники вуза понимают конкретные цели, относящиеся к удовлетворению потребителей, знают достигнутый уровень удовлетворенности основных групп потребителей. 10 Механизмы обеспечения 9 Систематически сравнивается
уровень удовлетворенности 8 Измеряемые цели по 7 Существует процесс 6 Сведения о потребителях 5 Осознана необходимость 4 Претензии потребителей 3 Организовано подразделение по
поддержанию постоянных 2 Имеется перечень потребителей,
были попытки классификации 1 Информация о потребителях собирается от случая к случаю. |
Проведение экспресс – самооценки вуза.
Критерий 7. Удовлетворенность персонала13 Регулярное сравнение с другими вузами показывает, что уровень удовлетворенности работников Вашего вуза не хуже показателей других вузов в регионе и имеет тенденцию к улучшению. 12 Результаты опросов показывают,
что сотрудники вузов и их
семьи рассматриваются как 11 Результаты опросов показывают, что сотрудники чувствуют свой труд оцененным по достоинству. 10 Результаты опросов показывают,
что сотрудники могут уверенно
и открыто выражать свои 9 Установлены и обнародованы цели, направленные на введение улучшений в основных областях деятельности вуза. 8 Установлены тенденции уровня
удовлетворенности сотрудников. Положительные
и отрицательные тенденции 7 Измеряется эффективность 6 Сведения опросов персонала
систематически используются 5 Проводятся опросы для 4 Определены главные параметры
удовлетворения сотрудников от
своего трудового процесса, основные
области мотивации персонала
к повышению качества 3 Осознана необходимость 2 Мнения и пожелания сотрудников собираются и рассматриваются систематически. 1 Мнения и пожелания сотрудников рассматриваются от случая к случаю. |
Критерий 8. Влияние организации на общество. 13 Мнения ближайшего окружения вуза учитываются заранее. Результаты учета этих мнений отражаются в политике вуза. 12 Достигается 50% установленных
целей влияния вуза на 11 Результаты деятельности вуза
увязаны с социальной политикой 10 Наблюдается повышение 9 Наблюдаются устойчивые 8 Изучено восприятие вуза 7 Выявлены тенденции и меры
контроля за достижением 6 Установлена система оповещения работников вуза об областях деятельности, результаты которой оказывают влияние на общество в целом. 5 Определены области 4 В вузе реализуются мероприятия 3 Осознается факт влияния вуза на общество. 2 В вузе следуют правилам охране здоровья персонала и обучаемых, безопасности. 1 Имеются знания о |
Критерий 9. Результаты работы организации13 Наблюдаются устойчивые 12 Достигнуты все основные 11 Проводится сравнение с 10 Определены, осмыслены и увязаны
достигнутые результаты с 9 Достигается 50% поставленных целей,
как финансовых так и 8 Достигнутые результаты 7 Достигнутые результаты 6 Существует система измерения основных результатов работы вуза. 5 Существует система контроля
основных результатов 4 Поставлены основные 3 Установлены основные 2 Разрабатывается ежегодный 1 Установлен процесс разработки бюджета вуза. |