Особенности конкурентоспособности ВУЗа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 09:54, реферат

Описание работы

В современном мире ключевыми понятиями при изучении и оценке деятельности любой организации является конкуренция и конкурентоспособность. Наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы сформулировали только в середине XVIII века ученые классической политической экономики, которые рассматривали конкуренцию как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами. Английский экономист, представитель классической школы в экономической теории Адам Смит в работе "Исследование о природе и причине богатства народов" трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно[19,c.16].

Содержание работы

Введение
Теоретические основы конкурентоспособности
Понятие и составляющие конкурентоспособности
Особенности конкурентоспособности ВУЗа
Факторы, влияющие на конкурентоспособность ВУЗа
Способы и методы оценки конкурентоспособности ВУЗа

Файлы: 6 файлов

2 глава.doc

— 327.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

приложение 3.doc

— 57.50 Кб (Скачать файл)

Проведение экспресс – самооценки вуза.

Критерий 1. Роль руководства. Лидерство

13 Руководители вуза в состоянии  продемонстрировать, что они повсеместно  пропагандируют на основе своего  опыта преимущества Всеобщего  Управления Качеством, как основной  философии совершенствования деятельности.

12 Руководители всех уровней  имеют согласованный подход к  непрерывному совершенствованию  работы в рамках вуза.

11 Руководители всех уровней  действительно оценивают, признают  и вознаграждают работников за  постоянное улучшение деятельности и повышение качества образования.

10 Руководители всех уровней  участвуют в создании групп  сотрудников из различных подразделений  для осуществления улучшений  в системе управления, поддерживают  их работу и выполняют роль  лидеров этих групп.

9 Постоянно осуществляется оценка эффективности непосредственных контактов руководителей всех уровней с потребителями и поставщиками вуза.

8 Руководители всех уровней  являются образцом в улучшении  деятельности вуза для всех  сотрудников.

7 Передача информации всем работникам вуза обо всех аспектах его деятельности осуществляется эффективно на основе двустороннего общения между сотрудниками, как по вертикали, так и по горизонтали.

6 Осуществляется программа знакомства  руководителей всех уровней с  принципами Всеобщего Управления Качеством, с моделью совершенствования деятельности.

5 Высшее руководство обладает  некоторыми знаниями о принципах  Всеобщего Управления Качеством.

4 Вуз внедрил программы и  методы улучшения своей деятельности  и применяет в своей работе  достижения и результаты этих программ.

3 Некоторые программы улучшения  или определенные методы внедрения  улучшений применяются в вузе.

2 Высшее руководство в настоящий  момент оценивает и выбирает  различные методы улучшения деятельности  вуза, например, стандарты ИСО, сертификация системы качества, самооценка на основе модели совершенствования деятельности, и т.д.

1 Высшее руководство осознает  необходимость каких-либо улучшений  деятельности вуза.

Критерий 2. Политика и Стратегия

13 Сформулированная стратегия вуза охватывают все виды деятельности организации. Стратегия понятна абсолютно каждому работнику.

12 Осуществляется программа анализа  стратегии конкурентов и внесения  изменений в планы вуза по  результатам данного анализа  в целях поддержания конкурентоспособности.

11 Политика и стратегия вуза  сравниваются с лучшими достижениями  других вузов.

10 Осуществляется программа по  внесению изменений в политику  и стратегию вуза в соответствии  с результатами анализа различной  информации.

9 Внедрен процесс оценки выполнения планов по результатам анализа деловой информации и информации, связанной с образованием.

8 Установлены каналы доведения  до сведения всех работников  Главных Факторов Успеха, стратегии  и политики вуза. Установлено, что  их знает и понимает каждый  работник.

7 Установлены каналы доведения  до сведения всех руководителей  стратегии и политики вуза.

б Установлен процесс сбора необходимой информации за пределами вуза, дающей возможность анализировать адекватность установленных Главных Факторов Успеха и эффективность утвержденных планов вуза.

5 Установлен процесс сбора необходимой  информации внутри вуза, дающий  возможность анализировать Главные  Факторы Успеха и планы вуза.

4 Установлен процесс разработки  планов вуза, который известен  всем руководителям вуза.

3 Руководящее звено разработало миссию, стратегию вуза и выявило Главные Факторы Успеха по различным видам деятельности вуза.

2 Руководство определило измеряемые  цели для вуза в целом и  для всех подразделений.

1 Руководящее звено осознает  необходимость определения целей для всего вуза и для всех подразделений.

Критерий 3. Управление персоналом

13 Действия руководителей  всех уровней направлены на  реализацию потенциала всех работников  вуза.

12 Все работники наделены полными  правами и полномочиями для  принятия и выполнения решений на своем уровне.

11 Планы развития человеческих  ресурсов вуза согласованы со  стратегией вуза.

10 Осуществляются программы поощрения  творческой активности и инициатив  всех работников.

9 Из сотрудников сформированы  группы по улучшению системы управления вуза и им оказывается всесторонняя поддержка.

8 Потребности в обучении и  развитии всех работников и  групп регулярно пересматриваются. Ликвидируются недостатки в квалификации  сотрудников, определенные исходя  из их индивидуальных желаний  и потребностей.

7 Установлен процесс двусторонней  передачи информации в вузе  между всеми сотрудниками и  всеми руководителями.

6 Внедрен процесс использования  результатов опросов мнений работников  при разработке программ развития  вуза.

5 Внедрена система пересмотра компетенции и квалификации работников и определения потребности в их обучении и развитии.

4 Осуществляется программа регулярного  сбора и изучения мнения работников  путем  проведения опросов, анкетирования  и интервьюирования.

3 Определена необходимость установления двухсторонней связи при передаче информации по горизонтали и по вертикали вуза.

2 Осознается необходимость систематического  выяснения мнения работников.

1 Мнения и потребности работников  учитываются от случая к случаю.


Проведение экспресс – самооценки вуза.

Критерий 4. Использование ресурсов (финансовых, информационных, материальных, трудовых и других)

13 Все ресурсы вуза  используются максимально эффективно  для реализации его стратегии.

12 Осуществляется программа по  выявлению дополнительных ресурсов, которые могут использоваться для повышения конкурентоспособности вуза.

11 Внедрена система анализа эффективности  использования ресурсов и изменения  принципов распределения ресурсов  в соответствии с изменением  внутренних потребностей и ситуации  в вузе.

10 Установлен процесс систематического  выявления новых  методов обучения  и оценки их влияния на деятельность  вуза.

9 Внедрена система снижения нематериальных  затрат предприятия по основным  областям деятельности.

8 Внедрена система снижения материальных  затрат по основным областям деятельности.

7 Внедрена система управления  всей необходимой информацией  для потребителей, поставщиков и  персонала вуза.

6 Установлены процессы, обеспечивающие  поступление всей необходимой  информации и доступ к ней  сотрудников для эффективного функционирования вуза и всех его подразделений.

5 Существует отношение к поставщикам  как к партнерам и понимание  необходимости установления с  ними партнерских отношений для  повышения качества образования.

4 Установлен процесс выбора и  отбора поставщиков, в том числе процесс проведения тендера среди альтернативных поставщиков.

3 Установлен процесс учета и  использования материальных и  нематериальных ресурсов.

2 Существует широкое понимание  ресурсов вуза, отношение как  к ресурсам - к информации, к технологиям, к ноу-хау и прочему.

1 Проводится учет материального  имущества вуза, например, зданий, оборудования.

Критерий 5. Управление процессами

13 Все процессы понятны всему  персоналу, управляются на основе  официально оформленной документации  и непрерывно совершенствуются.

12 Вуз может продемонстрировать  эффективную Систему Управления  Качеством.

11 Все процессы на практике  увязаны с требованиями различных  групп потребителей.

10 Имеется механизм разработки  и систематического применения  показателей оценки эффективности всех процессов вуза.

9 Результаты и показатели документированных  процессов анализируются и используются  в цикле улучшений этих процессов.

8 Внедрен механизм усовершенствования  документированных процессов.

7 Разработан механизм улучшения  ключевых процессов и поставлены задачи по введению улучшений.

6 Оценивается эффективность документированных  ключевых процессов.

5 Определены и документально  описаны ключевые процессы деятельности  вуза.

4 Осознана необходимость сфокусировать  внимание на тех ключевых процессах, которые обеспечивают эффективность деятельности вуза.

3 Выделены ключевые процессы  вуза и подразделений, как в  части образования, так и управленческие, и определены ответственные за  ключевые процессы  лица.

2 Сформулированы и документально описаны функции и обязанности подразделений  вуза.

1 Документально описана структура  вуза и подразделений.

Критерий 6. Удовлетворенность потребителей

13 Наблюдается положительная тенденция  в удовлетворении потребителей. Поставленные измеряемые цели  по уровню удовлетворенности потребителя достигаются. Некоторые цели и достигнутый уровень сравнимы с показателями лучших вузов.

12 Достигнуто 50% намеченных количественных  целей по удовлетворению потребителей.

11 Все работники вуза понимают  конкретные цели, относящиеся к удовлетворению потребителей, знают достигнутый уровень удовлетворенности основных групп потребителей.

10 Механизмы обеспечения удовлетворения  потребителей определены и применяются  для изменения целей по повышению  удовлетворенности потребителей.

9 Систематически сравнивается  уровень удовлетворенности потребителей  с прошлыми достижениями. Результаты  имеют положительную тенденцию, некоторые из них соответствую  установленным измеряемым целям.

8 Измеряемые цели по удовлетворенности  различных групп потребителей, установлены, оцениваются и пересматриваются.

7 Существует процесс регулярного  сбора и прослеживания удовлетворения  потребителей путем, например, проведения  опросов или анкетирования.

6 Сведения о потребителях используются  для изучения тенденций их претензий и пожеланий.

5 Осознана необходимость понимания  причин претензий и пожеланий  потребителей.

4 Претензии потребителей регистрируются  и рассматриваются от случая  к случаю.

3 Организовано подразделение по  поддержанию постоянных отношений  с потребителями.

2 Имеется перечень потребителей, были попытки классификации групп  потребителей.

1 Информация о потребителях  собирается от случая к случаю.


Проведение экспресс – самооценки вуза.

 

Критерий 7. Удовлетворенность персонала

13 Регулярное сравнение с другими вузами показывает, что уровень удовлетворенности работников Вашего вуза не хуже показателей других вузов в регионе и имеет тенденцию к улучшению.

12 Результаты опросов показывают, что сотрудники вузов и их  семьи рассматриваются как часть  рабочей среды организации.

11 Результаты опросов показывают, что сотрудники чувствуют свой  труд оцененным по достоинству.

10 Результаты опросов показывают, что сотрудники могут уверенно  и открыто выражать свои чувства.

9 Установлены и обнародованы  цели, направленные на введение улучшений в основных областях деятельности вуза.

8 Установлены тенденции уровня  удовлетворенности сотрудников. Положительные  и отрицательные тенденции поняты. Измерены параметры удовлетворения  сотрудников.

7 Измеряется эффективность двухстороннего общения сотрудников между собой по горизонтали и по вертикали.

6 Сведения опросов персонала  систематически используются для  составления графиков тенденций  удовлетворенности сотрудников.

5 Проводятся опросы для выяснения  уровня удовлетворенности сотрудников.

4 Определены главные параметры  удовлетворения сотрудников от  своего трудового процесса, основные  области мотивации персонала  к повышению качества образования.

3 Осознана необходимость понимания  мнения сотрудников (точек зрения, мыслей).

2 Мнения и пожелания  сотрудников собираются и рассматриваются систематически.

1 Мнения  и пожелания сотрудников  рассматриваются от случая к  случаю.

Критерий 8. Влияние организации на общество.

13 Мнения ближайшего окружения  вуза учитываются заранее. Результаты  учета этих мнений отражаются в политике вуза.

12 Достигается 50% установленных  целей влияния вуза на общество. Реализуется метод ориентации  на достижения лучших вузов  в отношении их влияния на  общество.

11 Результаты деятельности вуза  увязаны с социальной политикой, которая систематически пересматривается.

10 Наблюдается повышение общественной  осведомленности о политике вуза  в сфере влияния на общество.

9 Наблюдаются устойчивые тенденции  улучшения в областях деятельности  вуза, результаты которой оказывают  влияние на общество в целом.

8 Изучено восприятие вуза обществом. Установлены цели по улучшению  этой деятельности.

7 Выявлены тенденции и меры  контроля за достижением прогресса  в деятельности вуза, результаты  которой оказывают влияние на  общество в целом.

6 Установлена система оповещения работников вуза об областях деятельности, результаты которой оказывают влияние на общество в целом.

5 Определены области деятельности  вуза, результаты которой оказывают  влияние на общество в целом.

4  В вузе реализуются мероприятия, влияющие на  общество.

3  Осознается факт влияния  вуза на общество.

2  В вузе следуют правилам  охране здоровья персонала и  обучаемых, безопасности.

1 Имеются знания о существовании  системы правил  охране здоровья  персонала и обучаемых, безопасности, страхованию.

Критерий 9. Результаты работы организации

13 Наблюдаются устойчивые положительные  тенденции в 50% ключевых областях  деятельности вуза.

12 Достигнуты все основные поставленные  цели. В 25% случаев очевидны тенденции  к непрерывному улучшению результатов деятельности.

11 Проводится сравнение с результатами  деятельности других  вузов  и  на основе этого сравнения  пересматриваются конкретные цели  Вашего вуза.

10 Определены, осмыслены и увязаны  достигнутые результаты с применяемыми  подходами, выявлены положительные и отрицательные тенденции.

9  Достигается 50% поставленных целей, как финансовых так и нефинансовых.

8 Достигнутые результаты деятельности  вуза сравниваются с установленными  измеряемыми целями.

7 Достигнутые результаты доводятся  до сведения всех сотрудников и работников. Регулярно публикуются основные результаты работы вуза.

6 Существует система измерения  основных результатов работы  вуза.

5 Существует система контроля  основных результатов деятельности  вуза.

4 Поставлены основные финансовые  и нефинансовые цели.

3 Установлены основные финансовые  цели вуза.

2 Разрабатывается ежегодный бюджет  вуза.

1 Установлен процесс разработки  бюджета вуза.


 


Содержание.doc

— 22.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

список.doc

— 36.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Особенности конкурентоспособности ВУЗа