Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 09:54, реферат
В современном мире ключевыми понятиями при изучении и оценке деятельности любой организации является конкуренция и конкурентоспособность. Наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы сформулировали только в середине XVIII века ученые классической политической экономики, которые рассматривали конкуренцию как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами. Английский экономист, представитель классической школы в экономической теории Адам Смит в работе "Исследование о природе и причине богатства народов" трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно[19,c.16].
Введение
Теоретические основы конкурентоспособности
Понятие и составляющие конкурентоспособности
Особенности конкурентоспособности ВУЗа
Факторы, влияющие на конкурентоспособность ВУЗа
Способы и методы оценки конкурентоспособности ВУЗа
1.2. Особенности
Проблема управления конкурентоспособностью вуза в последние годы активно исследуется учеными различных научных направлений. Актуальность исследований по этой теме продиктована происходящими в стране социально–экономическими преобразованиями, развитием сектора негосударственных высших учебных заведений в сфере отечественного высшего образования, вхождением России в мировое образовательное пространство. На данный момент нет единого подхода к определению понятия «конкурентоспособность вуза». Вместе с тем, до сих пор недостаточно разработаны методологические и методические вопросы ее количественной оценки. Подобная ситуация объясняется следующими причинами[34]:
– практически во всех странах, в той или иной степени, высшее образование находится под контролем государства, и именно оно несет ответственность перед обществом за качество высшего образования в стране;
– каждый ВУЗ является уникальным по своим традициям как в организации учебного и научного процессов, так и в организации системы внутреннего самоконтроля и управления;
– оценка собственной конкурентоспособности и конкурентоспособности конкурентов каждый ВУЗ делает сам для себя сам, используя свои методы, сохраняя методику и полученные данные для внутреннего использования.
В рыночной модели образовательной системы ВУЗ выступает как производитель смешанного блага, поэтому подходы к понятию «конкурентоспособность образовательной услуги» аналогичны тем, которые используются при определении конкурентоспособности товаров, услуг, функционирующих в сфере материального производства. Отличия состоят в специфике факторов, определяющих конкурентоспособность. Необходимо отметить, что конкурентоспособность образовательной услуги ВУЗа определяется только теми свойствами, которые представляют существенный интерес для потребителя. Все показатели образовательной услуги, выходящие за эти рамки, не должны рассматриваться как не повышающие ценности образовательной услуги в конкретных условиях.
Группу показателей конкурентоспособности образовательной услуги целесообразно разбить на три подгруппы[34]:
1. Потребительские показатели. Они отражают принципиальную возможность реализации услуг на конкретном рынке. Сбыт образовательной услуги считается возможным, если все ее основные параметры удовлетворяют действующим качественным показателям образовательной услуги, нормам и требованиям. Если хотя бы один из параметров не удовлетворяет этому условию, образовательную услугу следует считать неконкурентоспособной. В частности, для образовательной услуги в области высшего профессионального образования к нормативным параметрам следует отнести наличие лицензии на образовательную деятельность по данному направлению (специальности), соответствие учебного плана действующему Государственному образовательному стандарту. Одной из определяющих основ конкурентоспособности образовательной услуги является качество образовательной услуги, в данном случае как совокупность свойств образовательной услуги, обуславливающих обеспечение уровня подготовки специалистов, требующегося с позиций потребителя и производителя (образовательного учреждения).
2. Экономические факторы:
цена образовательной услуги, выражающая
конкретную полезность
3. Организационные факторы: доверие к ВУЗу (имидж), доступность образовательной услуги, интенсивность рекламы, ценовые скидки. Сильный имидж ВУЗа и его образовательной услуги является подтверждением того, что ВУЗ обладает уникальными деловыми способностями (специальными навыками, умениями), позволяющими повышать предлагаемую потребителям воспринимаемую ими ценность товаров и услуг.
Н.И. Пащенко определяет конкурентоспособность вуза как «его настоящие и потенциальные способности (возможности) по оказанию соответствующего уровня образовательных услуг, удовлетворяющих потребности общества при подготовке высококвалифицированных специалистов, а также потребности по разработке, созданию и реализации научно-методической и научно-технической продукции как в настоящее время, так и в будущем» [25, с. 89]. Такое определение конкурентоспособности вуза делает акцент на приоритетности общесоциальных интересов. В данном определении автор не учитывает сравнительные преимущества вуза по качеству, цене оказываемых услуг, его имиджевые [25], финансовые и другие показатели. Способность оказывать (создавать и реализовывать) образовательные услуги еще не означает, что вуз будет способен противостоять реальным конкурентам и обеспечивать достаточный уровень конкурентоспособности своих образовательных программ.
По И.Б. Романовой, «конкурентоспособность – это свойство высшего учебного заведения, определяющее долю релевантного рынка образовательных услуг, принадлежащих данному вузу, и возможность препятствовать перераспределению рынка в пользу других субъектов» [27, с. 61]. В этом определении учитывается релятивность категории «конкурентоспособность» и ее динамический характер. Можно утверждать, что конкурентоспособность является ведущим показателем хозяйственно-экономической деятельности вуза, характеризующим его настоящее и перспективное состояние на выбранных им сегментах рынка.
Р.А. Фатхутдинов отмечает, что конкурентоспособность вуза – «это его способность: 1) готовить специалистов, выдерживающих конкурентную борьбу на конкретном внешнем или внутреннем рынке труда;
2) разрабатывать
3) вести эффективную
Е. М. Белый и И.Б. Романова приводят следующее определение конкурентоспособности высшего учебного заведения [1, с. 26]: «Это свойство высшего учебного заведения, определяющее долю релевантного рынка образовательных услуг, принадлежащую данному ВУЗу, и возможность препятствовать перераспределению этого рынка в пользу других субъектов»
По мнению Мохначева, в объеме понятия «конкурентоспособность вуза» нужно выделять пять частей:
Конкурентоспособность высшего учебного заведения следует рассматривать как комплексную характеристику вуза за определенный период времени в условиях конкретного рынка, отражающую превосходство перед конкурентами по ряду определяющих показателей: финансово-экономических, маркетинговых, материально-технических, кадровых и социально-политических, а также способность вуза к бескризисному функционированию и своевременной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды [28, с. 71].
В данном определении сделан акцент на таких признаках, как превосходство перед конкурентами по ряду определяющих показателей; функционирование вуза в бескризисном режиме; способность вуза к своевременной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды, в том числе способность вуза удовлетворять имеющиеся и предполагаемые требования потребителей. Конкурентоустойчивость вуза – его реальная и потенциальная способность в течение длительного времени превосходить соперников, постоянно совершенствуя, развивая ключевые бизнес процессы в соответствии с разработанной стратегией и тенденциями конкретного сегмента рынка, опираясь на эффективное использование имеющихся ресурсов с учетом требований внешней среды (предпочтений потребителей, изменений в законодательстве и т.п.) и долгосрочное сотрудничество с партнерами [8, с. 43].
По мнению Н.Р.Кельчевской, конкуренция в сфере образовательных услуг подразделяется на функциональную, видовую, маркетинговую.
Функциональная конкуренция является следствием того, что любую потребность в принципе можно удовлетворить различными способами. Например, потребность в получении образования может быть удовлетворена высшим учебным заведением, техникумом, колледжем, профессионально-техническим училищем и школой.
Видовая конкуренция характеризует наличие образовательных услуг одного назначения и близких друг к другу по многим параметрам, но отличающихся каким-то существенным свойством или свойствами. Видовыми конкурентами являются, например, университеты, институты и отдельные факультеты, готовящие специалистов одного профиля [4, с.10].
Маркетинговая конкуренция, называемая иногда межфирменной или предметной, возникает в случае малосущественных отличий между программами или при полной идентичности программ. Требования, предъявляемые различными авторами к оценке конкурентоспособности отечественных вузов, в значительной степени совпадают. Среди них:
На практике конкурентоспособность вуза чаще всего оценивается по следующим критериям: качество условий подготовки специалистов; качество реализации государственного образовательного стандарта; качество профессиональной подготовки специалистов, обеспечивающее их востребованность на рынке труда.
Понятие конкурентоспособность вуза еще недостаточно изучено в отечественной науке. Поэтому многие исследователи такие как Гельвановский М.Н., Голик А.С. [3], Лукашенко М.А. [6], Федорова Е.А. рассматривают понятие «конкурентоспособность вуза» как сопряженное с термином «конкурентоспособность выпускника». По мнению М. Лукашенко, качество образования – это ключевой фактор конкурентоспособного поведения для образовательного сообщества, так как он взаимосвязан с формированием профессиональных компетенций [6, с. 47]. По мнению Воскобойниковой, основным фактором конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг является качество образования и, как следствие, востребованность выпускников конкретными предприятиями, обществом в целом [2, с. 140].
В условиях динамичной, изменчивой, нестабильной внешней среды для формирования конкурентных преимуществ, позволяющих организации эффективно функционировать в долгосрочной перспективе, необходимо стратегическое управление путём проведения своевременных изменений как внутри организации в соответствии с требованиями окружения, так во внешней среде.
Условия внешней среды – основа внутрифирменного стратегического планирования и управления вузом в условиях рыночной экономики. Они определяют стратегические цели и тенденции развития высшего учебного учреждения.
Классификация факторов конкурентоспособности организации на внутренние и внешние в работе Н.С. Яшина является наиболее оптимальной с позиций системного подхода. Система обеспечения конкурентоспособности включает две группы компонентов: с одной стороны, внешнее окружение – вход, выход системы, связи с внешней средой, обратная связь, с другой стороны – внутренняя структура [21].
К внутренним факторам, обеспечивающим конкурентоспособность Вуза, относят потенциал маркетинговых служб, финансово-экономический, кадровый, экологический потенциал; эффективность рекламы; уровень материально-технического обеспечения. Другими словами, внутренние факторы – это возможности самого предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности. Научнотехнический, производственный, финансовый, кадровый и другой потенциал в экономической литературе объединяется понятием «стратегический потенциал» [12].
Внешние факторы не поддаются воздействию со стороны предприятия, но требуют обязательного учета в оценке его конкурентоспособности и в выборе конкурентной стратегии предприятия. Стратегия предприятия и заключается в том, чтобы на основе анализа факторов внешней среды и составляющих своего конкурентного потенциала преобразовать его в реальные конкурентные преимущества в виде конкурентоспособной продукции.
Под внешними факторами понимают, во-первых, меры государственного воздействия как экономического (налоговая, финансово-кредитная политика, включая различные государственные и межгосударственные дотации и субсидии; участие в международном разделении труда, разработке и финансировании национальных программ), так и административного характера (разработка, совершенствование и реализация законодательных актов, способствующих развитию рыночных отношений, демонополизации экономики; государственная система стандартизации и сертификации; государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований стандартов, правовая защита интересов потребителя). Во-вторых, факторами конкурентоспособности выступают основные характеристики самого рынка деятельности данного предприятия; его тип и емкость; наличие и возможности конкурентов; обеспеченность, состав и структура трудовых ресурсов.
К третьей группе внешних факторов относят деятельность общественных и негосударственных институтов.
К четвертой группе исследователи причисляют деятельность политических партий, движений, блоков и т.п., формирующих социально-политическую обстановку в стране. В числе ведущих факторов повышения национальной конкурентоспособности М.И. Гельвановский выделяет промышленную политику, национальное законодательство, обеспечивающие благоприятную среду для развития конкурентоспособных производств, степень внешней политической независимости и безопасности, внутреннюю политическую и социальную стабильность [30].
Все эти факторы могут как повышать, так и снижать конкурентоспособность предприятия, в том числе и вуза. Факторы – это то, что способствует превращению возможностей в действительность.