Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 09:54, реферат
В современном мире ключевыми понятиями при изучении и оценке деятельности любой организации является конкуренция и конкурентоспособность. Наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы сформулировали только в середине XVIII века ученые классической политической экономики, которые рассматривали конкуренцию как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами. Английский экономист, представитель классической школы в экономической теории Адам Смит в работе "Исследование о природе и причине богатства народов" трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно[19,c.16].
Введение
Теоретические основы конкурентоспособности
Понятие и составляющие конкурентоспособности
Особенности конкурентоспособности ВУЗа
Факторы, влияющие на конкурентоспособность ВУЗа
Способы и методы оценки конкурентоспособности ВУЗа
2. Конкурентоспособность
ВУЗов Омска на рынке
2.1. Состояние рынка
Предложение на современном рынке образовательных услуг не соответствует спросу на рынке труда - ни в профессиональном, ни в региональном разрезе. Все больше становятся востребованными специалисты технического профиля подготовки, а потенциал воспроизводства таких кадров в значительной степени разрушен, и общественный статус такого образования невысок.
Высшее образование - сфера, в наибольшей степени подверженная рыночным отношениям. Финансовый кризис несколько замедлил процессы
экономического роста, что, безусловно, сказалось и на образовательной сфере. В условиях высокого уровня безработицы значительно возросло значение высшего профессионального образования на рынке труда. Подъем общего интереса к нему подтверждается существенным ростом, как численности государственных и частных ВУЗов, так и особенно количества студентов в них, в основном за счет платных отделений и форм обучения, а также открытия различных филиалов и представительств ВУЗов в других городах. Негосударственные вузы пока еще далеки от серьезных позиций в рейтингах качества образования. Пока еще немного работодателей, которые готовы обсуждать их качество наряду с государственными учебными заведениями. Большинство отдает предпочтение государственным ВУЗам. Однако наиболее существенная динамика количественных показателей наблюдалась именно в негосударственных вузах страны. В настоящее время в Российской Федерации функционирует около 1200 образовательных учреждений, реализующих профессионального образования. В Российской Федерации университеты составляют 26,7% от общего числа высших учебных заведений, институты – 58,7% и академии – 14, 6% (см. Таблицы 6, 7).
Таблица 6
Численность студентов учреждений ВПО России в 2006-2009 гг.
Годы |
Число учебных заведений |
В них студентов - всего, тыс.человек |
в том числе обучавшихся на отделениях |
На 10 000 человек населения приходилось студентов | |||
очных |
очно-заочных |
заочных |
экстернат | ||||
(вечерних) | |||||||
Все высшие учебные заведения | |||||||
2006/07 |
1090 |
7309,8 |
3582,1 |
372,3 |
3195,9 |
159,6 |
514 |
2007/08 |
1108 |
7461,3 |
3571,3 |
352,9 |
3367,9 |
169,2 |
525 |
2008/09 |
1134 |
7513,1 |
3457,2 |
343,7 |
3540,7 |
171,5 |
529 |
Государственные и муниципальные высшие учебные заведения | |||||||
2006/07 |
660 |
6133,1 |
3251,2 |
291,3 |
2443,2 |
147,4 |
431 |
2007/08 |
658 |
6208,4 |
3240,7 |
280,4 |
2532,4 |
154,8 |
437 |
2008/09 |
660 |
6214,8 |
3152,8 |
269,4 |
2636,9 |
155,7 |
438 |
Негосударственные высшие учебные заведения | |||||||
2006/07 |
430 |
1176,8 |
330,9 |
81 |
752,7 |
12,2 |
83 |
2007/08 |
450 |
1252,9 |
330,6 |
72,4 |
835,5 |
14,4 |
88 |
2008/09 |
474 |
1298,3 |
304,4 |
74,3 |
903,9 |
15,7 |
91 |
Таблица 7
Численность студентов учреждений ВПО Омской области в 2006-2009 гг.
Годы |
В них |
в том числе обучавшихся на отделениях |
На 10 000 человек | |||
студентов - всего, тыс.человек |
очных |
очно-заочных |
заочных |
экстернат |
населения приходилось студентов | |
(вечерних) |
||||||
Все высшие учебные заведения | ||||||
2006/07 |
106087 |
57355 |
5688 |
42831 |
213 |
524 |
2007/08 |
106847 |
57698 |
5517 |
43575 |
57 |
529 |
2008/09 |
107396 |
53928 |
4049 |
49358 |
61 |
533 |
Государственные и муниципальные высшие учебные заведения | ||||||
2006/07 |
94354 |
53310 |
5124 |
35707 |
213 |
466 |
2007/08 |
95124 |
52761 |
4898 |
37408 |
57 |
471 |
2008/09 |
94487 |
50295 |
3356 |
40775 |
61 |
469 |
Негосударственные высшие учебные заведения | ||||||
2006/07 |
11733 |
4045 |
564 |
7124 |
0 |
58 |
2007/08 |
11723 |
4937 |
619 |
6167 |
0 |
58 |
2008/09 |
12909 |
3633 |
693 |
8583 |
0 |
64 |
На рынке образовательных услуг Омской области наблюдаются те же тенденции, что и в общем по России. В государственных ВУЗах преобладает дневная форма обучения. В 2009/2010 учебном году по сравнению с 2008/2009 учебным годом структура численности студентов по формам обучения изменилась незначительно. В целом в государственных вузах можно отметить следующие устойчивые тенденции: увеличивается доля студентов, обучающихся на заочных отделениях, и сокращается доля студентов, обучающихся на дневных и вечерних отделениях.
В негосударственных ВУЗах преобладает заочная форма обучения – более 65 % студентов обучаются заочно. Существенные изменения произошли в структуре численности студентов по формам обучения. Доля студентов заочных и дневных отделений сократилась, а доля обучающихся на вечерних отделениях и экстерном возросли. В течение последних пяти лет можно отметить устойчивый рост численности студентов, обучающихся на заочных отделениях, и сокращение численности студентов, обучающихся на дневных отделениях.
В современной России рейтинг самых престижных профессий возглавили врачи и юристы. Такие результаты были получены по итогам всероссийского опроса, проведенного социологами «ВЦИОМ». Социологи выяснили, что большинство россиян положительно отнеслись бы к тому, чтобы их дети сделали научную карьеру. По итогам опроса оказалось, что российские граждане чаще всего желают для своих детей или внуков профессии врача или медсестры (12%), а также юриста или адвоката (10%). За три года доля и тех, и других профессий выросла вдвое (с 6%). По данным социологов, 8% россиян хотели бы видеть своего ребенка или внука экономистом, по 4% - программистом (IT-специалистом) или инженером.
Самыми распространенными специальностями в Российских и Омских вузах являются экономика и управление, педагогика, гуманитарные науки. По этим направлениям обучается более 62% всех студентов. В Омских образовательных учреждениях специальности, связанные с транспортными средствами и здравоохранением, являются более распространенными, чем в общем по России. В среднем по этим направлениям в Омске обучается на 5-6,5% больше студентов (см. Таблицы 8, 9).
Таблица 8
Численность студентов учреждений высшего профессионального образования России по специальностям
2007 |
2008 |
2009 |
Абсолютное отклонение (+/-) |
Темп роста, % | |
Численность студентов всего |
1055,9 |
1108,9 |
1125,3 |
16,4 |
101,5 |
физико-математические науки |
11,2 |
11,4 |
11,3 |
-0,1 |
99,1 |
естественные науки |
14,3 |
14,7 |
14,2 |
-0,5 |
96,6 |
гуманитарные науки |
160,3 |
170,8 |
172,8 |
2 |
101,2 |
социальные науки |
13,7 |
15,6 |
15,7 |
0,1 |
100,6 |
образование и педагогика |
125,3 |
128,9 |
125,6 |
-3,3 |
97,4 |
здравоохранение |
31 |
31,3 |
32,1 |
0,8 |
102,6 |
культура и искусство |
17,3 |
17 |
16,8 |
-0,2 |
98,8 |
экономика и управление |
325,6 |
349 |
359,7 |
10,7 |
103,1 |
информационная безопасность |
1,9 |
2,3 |
2,8 |
0,5 |
121,7 |
сфера обслуживания |
8,3 |
10 |
11,6 |
1,6 |
116,0 |
сельское и рыбное хозяйство |
36,9 |
36,4 |
35,9 |
-0,5 |
98,6 |
геодезия и землеустройство |
3,8 |
4 |
4,3 |
0,3 |
107,5 |
геология, разведка и разработка полезных ископаемых |
13 |
13,1 |
13,3 |
0,2 |
101,5 |
энергетика |
23,4 |
24,9 |
24,6 |
-0,3 |
98,8 |
металлургия, машиностроение |
26,5 |
26,5 |
25,7 |
-0,8 |
97,0 |
авиационная и ракетно-космическая техника |
5,1 |
5,3 |
5,2 |
-0,1 |
98,1 |
морская техника |
3,8 |
4,1 |
4,1 |
0 |
100,0 |
транспортные средства |
30,4 |
31,4 |
33,4 |
2 |
106,4 |
электронная техника, радиотехника |
15,9 |
15,7 |
16,1 |
0,4 |
102,5 |
автоматика и управление |
12,7 |
12,6 |
13,6 |
1 |
107,9 |
информатика и вычислительная техника |
20,5 |
20,5 |
21,1 |
0,6 |
102,9 |
химическая и биотехнологии |
12,5 |
12,6 |
11,3 |
-1,3 |
89,7 |
технология продовольственных продуктов |
19,4 |
20,1 |
19,5 |
-0,6 |
97,0 |
архитектура и строительство |
31,8 |
33,5 |
34,2 |
0,7 |
102,1 |
безопасность |
10,1 |
11,1 |
11,7 |
0,6 |
105,4 |
Таблица 9
Численность студентов учреждений высшего профессионального образования Омской области по специальностям
2007 |
2008 |
2009 |
Абсолютное отклонение (+/-) |
Темп роста, % | |
Численность студентов всего |
88832 |
94487 |
94621 |
134 |
100,1 |
физико-математические науки |
733 |
609 |
488 |
-121 |
80,1 |
естественные науки |
240 |
214 |
214 |
0 |
100,0 |
гуманитарные науки |
13636 |
13038 |
12840 |
-198 |
98,5 |
социальные науки |
971 |
917 |
878 |
-39 |
95,7 |
образование и педагогика |
9624 |
7640 |
6696 |
-944 |
87,6 |
здравоохранение |
4812 |
5225 |
5219 |
-6 |
99,9 |
культура и искусство |
2318 |
2482 |
2421 |
-61 |
97,5 |
экономика и управление |
23079 |
22561 |
22685 |
124 |
100,5 |
информационная безопасность |
664 |
679 |
650 |
-29 |
95,7 |
сфера обслуживания |
2069 |
2342 |
2273 |
-69 |
97,1 |
сельское и рыбное хозяйство |
3975 |
3674 |
3389 |
-285 |
92,2 |
геодезия и землеустройство |
1273 |
1296 |
1250 |
-46 |
96,5 |
геология, разведка и разработка полезных ископаемых |
157 |
513 |
658 |
145 |
128,3 |
энергетика |
1959 |
1865 |
2022 |
157 |
108,4 |
металлургия, машиностроение |
1511 |
1792 |
1857 |
65 |
103,6 |
авиационная и ракетно-космическая техника |
131 |
147 |
204 |
57 |
138,8 |
морская техника |
638 |
577 |
565 |
-12 |
97,9 |
транспортные средства |
8424 |
8731 |
9013 |
282 |
103,2 |
электронная техника, радиотехника |
1095 |
818 |
679 |
-139 |
83,0 |
автоматика и управление |
1181 |
1103 |
1048 |
-55 |
95,0 |
информатика и вычислительная техника |
1355 |
1475 |
1608 |
133 |
109,0 |
химическая и биотехнологии |
1049 |
833 |
735 |
-98 |
88,2 |
технология продовольственных продуктов |
2030 |
1739 |
1543 |
-196 |
88,7 |
архитектура и строительство |
2862 |
2781 |
2708 |
-73 |
97,4 |
безопасность |
1383 |
1422 |
1334 |
-88 |
93,8 |
В среднем по России по сравнению с 2008/2009 учебным годом существенных изменений в структуре численности студентов по специальностям и направлениям обучения не произошло. В Омске наблюдается значительное изменение предпочтений абитуриентов при поступлении в вузы. Число студентов, обучающихся на специальности физико-математические науки, снизилось почти на 20% по сравнению с предыдущим годом. На специальностях электротехника, химическая технология и биотехнология, образование и педагогика стало меньше на 10-15 %. Наибольший прирост численности студентов наблюдается на специальностях, связанных с геологией и авиационной техникой (28-39%).
2.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность ВУЗа
В условиях нестабильной внешней среды для формирования конкурентных преимуществ Омским ВУЗам необходимо стратегическое управление путём проведения своевременных изменений как внутри организации в соответствии с требованиями окружения, так во внешней среде. Так как внешние факторы не поддаются воздействию со стороны ВУЗа, то решающими становятся собственный потенциал. К наиболее важным внутренним факторам, обеспечивающим конкурентоспособность Вуза, относят кадровый потенциал и уровень материально-технического обеспечения.
Штатный персонал государственных
вузов увеличивается гораздо медленнее, что свидетельствует
о приоритете нештатных сотрудников. По
данным Росстата от 15 до 20% профессорско-
Кадровый потенциал высшего
учебного заведения обычно оценивается по численности
основного (штатного) профессорско-
Таблица 10
Численность основного(штатного)
профессорско-преподавательског