Особенности конкурентоспособности ВУЗа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 09:54, реферат

Описание работы

В современном мире ключевыми понятиями при изучении и оценке деятельности любой организации является конкуренция и конкурентоспособность. Наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы сформулировали только в середине XVIII века ученые классической политической экономики, которые рассматривали конкуренцию как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами. Английский экономист, представитель классической школы в экономической теории Адам Смит в работе "Исследование о природе и причине богатства народов" трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно[19,c.16].

Содержание работы

Введение
Теоретические основы конкурентоспособности
Понятие и составляющие конкурентоспособности
Особенности конкурентоспособности ВУЗа
Факторы, влияющие на конкурентоспособность ВУЗа
Способы и методы оценки конкурентоспособности ВУЗа

Файлы: 6 файлов

2 глава.doc

— 327.50 Кб (Скачать файл)

2. Конкурентоспособность  ВУЗов Омска на рынке образовательных  услуг

2.1. Состояние рынка образовательных  услуг Омской области

 

Предложение на современном рынке образовательных услуг не соответствует спросу на рынке труда - ни в профессиональном, ни в региональном разрезе. Все больше становятся востребованными специалисты технического профиля подготовки, а потенциал воспроизводства таких кадров в значительной степени разрушен, и общественный статус такого образования невысок.

Высшее образование - сфера, в наибольшей степени подверженная рыночным отношениям. Финансовый кризис несколько замедлил процессы

экономического роста, что, безусловно, сказалось и на образовательной сфере. В условиях высокого уровня безработицы значительно возросло значение высшего профессионального образования на рынке труда. Подъем общего интереса к нему подтверждается существенным ростом, как численности государственных и частных ВУЗов, так и особенно количества студентов в них, в основном за счет платных отделений и форм обучения, а также открытия различных филиалов и представительств ВУЗов в других городах. Негосударственные вузы пока еще далеки от серьезных позиций в рейтингах качества образования. Пока еще немного работодателей, которые готовы обсуждать их качество наряду с государственными учебными заведениями. Большинство отдает предпочтение государственным ВУЗам. Однако наиболее существенная динамика количественных показателей наблюдалась именно в негосударственных вузах страны. В настоящее время в Российской Федерации функционирует около 1200 образовательных учреждений, реализующих профессионального образования. В Российской Федерации университеты составляют 26,7% от общего числа высших учебных заведений, институты – 58,7% и академии – 14, 6% (см. Таблицы 6, 7).

Таблица 6

Численность студентов учреждений ВПО России в 2006-2009 гг.

 

Годы

Число

учебных заведений 

В них

студентов  - всего, тыс.человек 

в том числе обучавшихся на отделениях

На 10 000 человек

населения приходилось студентов 

очных

очно-заочных

заочных

экстернат

(вечерних)

 

Все высшие учебные заведения

2006/07

1090

7309,8

3582,1

372,3

3195,9

159,6

514

2007/08

1108

7461,3

3571,3

352,9

3367,9

169,2

525

2008/09

1134

7513,1

3457,2

343,7

3540,7

171,5

529

 

Государственные и муниципальные высшие учебные заведения

2006/07

660

6133,1

3251,2

291,3

2443,2

147,4

431

2007/08

658

6208,4

3240,7

280,4

2532,4

154,8

437

2008/09

660

6214,8

3152,8

269,4

2636,9

155,7

438

 

Негосударственные высшие учебные заведения

2006/07

430

1176,8

330,9

81

752,7

12,2

83

2007/08

450

1252,9

330,6

72,4

835,5

14,4

88

2008/09

474

1298,3

304,4

74,3

903,9

15,7

91


 

Таблица 7

Численность студентов учреждений ВПО Омской области в 2006-2009 гг.

Годы

В них

в том числе обучавшихся на отделениях

На 10 000 человек

студентов  - всего, тыс.человек

очных

очно-заочных

заочных

экстернат

населения приходилось студентов

 

(вечерних)

 

Все высшие учебные заведения

2006/07

106087

57355

5688

42831

213

524

2007/08

106847

57698

5517

43575

57

529

2008/09

107396

53928

4049

49358

61

533

Государственные и муниципальные высшие учебные заведения

2006/07

94354

53310

5124

35707

213

466

2007/08

95124

52761

4898

37408

57

471

2008/09

94487

50295

3356

40775

61

469

Негосударственные высшие учебные заведения

2006/07

11733

4045

564

7124

0

58

2007/08

11723

4937

619

6167

0

58

2008/09

12909

3633

693

8583

0

64




На рынке образовательных услуг Омской области наблюдаются те же тенденции, что и в общем по России. В государственных ВУЗах преобладает дневная форма обучения. В 2009/2010 учебном году по сравнению с 2008/2009 учебным годом структура численности студентов по формам обучения изменилась незначительно. В целом в государственных вузах можно отметить следующие устойчивые тенденции: увеличивается доля студентов, обучающихся на заочных отделениях, и сокращается доля студентов, обучающихся на дневных и вечерних отделениях.

В негосударственных ВУЗах преобладает заочная форма обучения – более 65 % студентов обучаются заочно. Существенные изменения произошли в структуре численности студентов по формам обучения. Доля студентов заочных и дневных отделений сократилась, а доля обучающихся на вечерних отделениях и экстерном возросли. В течение последних пяти лет  можно отметить устойчивый рост  численности студентов, обучающихся на заочных отделениях, и сокращение численности студентов, обучающихся на дневных отделениях.

В современной России рейтинг самых престижных профессий возглавили врачи и юристы. Такие результаты были получены по итогам всероссийского опроса, проведенного социологами «ВЦИОМ». Социологи выяснили, что большинство россиян положительно отнеслись бы к тому, чтобы их дети сделали научную карьеру. По итогам опроса оказалось, что российские граждане чаще всего желают для своих детей или внуков профессии врача или медсестры (12%), а также юриста или адвоката (10%). За три года доля и тех, и других профессий выросла вдвое (с 6%). По данным социологов, 8% россиян хотели бы видеть своего ребенка или внука экономистом, по 4% - программистом (IT-специалистом) или инженером.

Самыми распространенными специальностями в Российских и Омских  вузах являются экономика и управление, педагогика, гуманитарные науки. По этим направлениям обучается более 62% всех студентов. В Омских образовательных учреждениях специальности, связанные с транспортными средствами и  здравоохранением, являются более распространенными, чем в общем по России. В среднем по этим направлениям в Омске обучается на 5-6,5% больше студентов (см. Таблицы 8, 9).

Таблица 8

Численность студентов учреждений высшего профессионального образования России по специальностям

 

2007

2008

2009

Абсолютное отклонение  (+/-)

Темп роста, %

       Численность студентов всего

1055,9

1108,9

1125,3

16,4

101,5

физико-математические науки

11,2

11,4

11,3

-0,1

99,1

естественные науки

14,3

14,7

14,2

-0,5

96,6

гуманитарные науки

160,3

170,8

172,8

2

101,2

социальные науки

13,7

15,6

15,7

0,1

100,6

образование и педагогика

125,3

128,9

125,6

-3,3

97,4

здравоохранение

31

31,3

32,1

0,8

102,6

культура и искусство

17,3

17

16,8

-0,2

98,8

экономика и управление

325,6

349

359,7

10,7

103,1

информационная  безопасность

1,9

2,3

2,8

0,5

121,7

сфера обслуживания

8,3

10

11,6

1,6

116,0

сельское и рыбное  хозяйство

36,9

36,4

35,9

-0,5

98,6

геодезия и землеустройство

3,8

4

4,3

0,3

107,5

геология, разведка и  разработка полезных    ископаемых

13

13,1

13,3

0,2

101,5

энергетика

23,4

24,9

24,6

-0,3

98,8

металлургия,  машиностроение

26,5

26,5

25,7

-0,8

97,0

авиационная и ракетно-космическая          техника

5,1

5,3

5,2

-0,1

98,1

морская техника

3,8

4,1

4,1

0

100,0

транспортные средства

30,4

31,4

33,4

2

106,4

электронная техника,  радиотехника

15,9

15,7

16,1

0,4

102,5

автоматика и управление

12,7

12,6

13,6

1

107,9

информатика и вычислительная техника

20,5

20,5

21,1

0,6

102,9

химическая и биотехнологии

12,5

12,6

11,3

-1,3

89,7

технология продовольственных     продуктов

19,4

20,1

19,5

-0,6

97,0

архитектура и строительство

31,8

33,5

34,2

0,7

102,1

безопасность     жизнедеятельности

10,1

11,1

11,7

0,6

105,4


 

 

 

 

 

Таблица 9

Численность студентов учреждений высшего профессионального образования Омской области по специальностям

 

2007

2008

2009

Абсолютное отклонение  (+/-)

Темп роста, %

        Численность студентов всего

88832

94487

94621

134

100,1

физико-математические науки

733

609

488

-121

80,1

естественные науки

240

214

214

0

100,0

гуманитарные науки

13636

13038

12840

-198

98,5

социальные науки

971

917

878

-39

95,7

образование и педагогика

9624

7640

6696

-944

87,6

здравоохранение

4812

5225

5219

-6

99,9

культура и искусство

2318

2482

2421

-61

97,5

экономика и управление

23079

22561

22685

124

100,5

информационная  безопасность

664

679

650

-29

95,7

сфера обслуживания

2069

2342

2273

-69

97,1

сельское и рыбное  хозяйство

3975

3674

3389

-285

92,2

геодезия и землеустройство

1273

1296

1250

-46

96,5

геология, разведка и  разработка полезных    ископаемых

157

513

658

145

128,3

энергетика

1959

1865

2022

157

108,4

металлургия,  машиностроение

1511

1792

1857

65

103,6

авиационная и ракетно-космическая техника

131

147

204

57

138,8

морская техника

638

577

565

-12

97,9

транспортные средства

8424

8731

9013

282

103,2

электронная техника,  радиотехника

1095

818

679

-139

83,0

автоматика и управление

1181

1103

1048

-55

95,0

информатика и вычислительная техника

1355

1475

1608

133

109,0

химическая и биотехнологии

1049

833

735

-98

88,2

технология продовольственных     продуктов

2030

1739

1543

-196

88,7

архитектура и строительство

2862

2781

2708

-73

97,4

безопасность     жизнедеятельности

1383

1422

1334

-88

93,8


 

В среднем по России по сравнению с 2008/2009 учебным годом существенных изменений в структуре численности студентов по специальностям и направлениям обучения не произошло. В Омске наблюдается значительное изменение предпочтений абитуриентов при поступлении в вузы. Число студентов, обучающихся на специальности физико-математические науки, снизилось почти на 20%  по сравнению с предыдущим годом. На специальностях электротехника, химическая технология и биотехнология, образование и педагогика стало меньше на 10-15 %. Наибольший прирост численности студентов наблюдается на специальностях, связанных с геологией и авиационной техникой (28-39%).

 

2.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность ВУЗа

 

В условиях нестабильной внешней среды для формирования конкурентных преимуществ Омским ВУЗам необходимо стратегическое управление путём проведения своевременных изменений как внутри организации в соответствии с требованиями окружения, так во внешней среде. Так как внешние факторы не поддаются воздействию со стороны ВУЗа, то решающими становятся собственный потенциал. К наиболее важным внутренним факторам, обеспечивающим конкурентоспособность Вуза, относят кадровый потенциал и уровень материально-технического обеспечения.

Штатный персонал государственных вузов увеличивается гораздо медленнее, что свидетельствует о приоритете нештатных сотрудников. По данным Росстата от 15 до 20% профессорско-преподавательского состава государственных вузов приходится на персонал, работающий на условиях штатного совместительства. В то же время сокращение численности преподавателей в частных ВУЗах связано с нежеланием преподавателей идти на работу в негосударственный вуз. Они продолжают рассматривать его в основном лишь как место для "подработки". Но из-за  экономического кризиса, затронувшего в основном частные вузы, сократилась не только численность основного персонала, но и совместителей.  По статистическим данным доля нештатных сотрудников негосударственных вузов снизилась по сравнению с 2005 годом в 1,5 раза и составила 38%, что значительно повлияло на конкурентоспособность высших учебных заведений на рынке образовательных услуг.

Кадровый потенциал высшего учебного заведения обычно оценивается по численности основного (штатного) профессорско-преподавательского состава, имеющего ученую степень и звание (см. Таблицы 10, 11), и распределению персонала по возрасту и должностям.

Таблица 10

Численность основного(штатного) профессорско-преподавательского персонала ВУЗов России, имеющего ученую степень и звание

приложение 3.doc

— 57.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Содержание.doc

— 22.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

список.doc

— 36.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Особенности конкурентоспособности ВУЗа