Особенности менеджмента на предприятиях малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 05:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление и изучение особенностей менеджмента на предприятиях малого бизнеса, а, следовательно, задачей будет являться рассмотрение этих особенностей на примере малого предприятия.
В качестве объекта исследования выступает малое предприятие ООО «Энергосфера-Хабаровск», предметом исследования являются особенности управления малой организации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Основы управления малым предприятием……………………………………..5
1.1 Развитие малого бизнеса в России…………………………………………….5
1.2 Организационно-правовые формы предприятий
малого бизнеса……………………………………………………………………10
1.3 Менеджмент в малом бизнесе…………………………………………………15
2 Особенности менеджмента на примере малого предприятия
ООО«Энергосфера-Хабаровск»…………………………………………………..21
2.1 Общая характеристика малого предприятия
ООО «Энергосфера-Хабаровск»…………………………………………………..21
2.2 Проблемы предприятия ООО «Энергосфера-Хабаровск»
и методы их решения……………………………………………………………... 35
Заключение………………………………………………………………………… 41
Список литературы……………………………………………………………….. 43

Файлы: 1 файл

Особенности менеджмента на предприятиях малого бизнеса.doc

— 271.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный технический

рыбохозяйственный университет»

 

(ФГОУ ВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ»)

 

 

Кафедра «Менеджмент и маркетинг»

 

 

Курсовая работа

По дисциплине «Основы менеджмента»

Тема: «Особенности менеджмента на предприятиях малого бизнеса»

 

 

 

 

Студент: Насонова Е.А.

Шифр: 091-КМТ-204

Руководитель: Порохов В.Л.

 

Владивосток

2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………….3

1 Основы управления малым  предприятием……………………………………..5

1.1 Развитие малого бизнеса  в России…………………………………………….5

1.2 Организационно-правовые  формы предприятий

 малого бизнеса……………………………………………………………………10

1.3 Менеджмент в малом бизнесе…………………………………………………15

2 Особенности менеджмента  на примере малого предприятия

ООО«Энергосфера-Хабаровск»…………………………………………………..21

2.1 Общая характеристика  малого предприятия

ООО «Энергосфера-Хабаровск»…………………………………………………..21

2.2 Проблемы предприятия  ООО «Энергосфера-Хабаровск»

и методы их решения……………………………………………………………... 35

Заключение………………………………………………………………………… 41

Список литературы……………………………………………………………….. 43

                                                                                            

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Для современной экономики характерна сложная комбинация разных по масштабам производств: крупных, средних и мелких.

За последние годы произошел небывалый рост числа предприятий малого бизнеса, особенно в сферах, где не требуется больших капиталовложений и кооперации множества работников.

Развитие малого бизнеса имеет большое значение для превращения экономики нашей страны в конкурентоспособную. Предприятия малого бизнеса – важнейший субъект инноваций; они способны внести существенный вклад в развитие производства в технически передовых областях.

Для малого бизнеса характерны такие же управленческие процессы, что и для крупных предпринимательских объединений. Однако они имеют отличия, обусловленные размером предприятия и объемом производственных мощностей.

Управление характеризуется формированием стратегии развития предприятия, целями и типами управления, задачами, процессом и структурой управления. Компоненты системы управления малым предприятием определяются влиянием внешней среды и внутренними характеристиками.

В современном управлении происходит интеграция традиционных методов жесткого управления и мягкого поведенческого управления в новую концепцию управления, ориентированную на ведущую роль человека в деятельности предприятия, нововведения, адаптацию к внешней среде и гибкость, стратегическое управление.

Ориентация на потребительский спрос, проведение маневренной научно-технической инновационной политики, стремление к нововведениям и оправданному риску стали основополагающими идеями современного управления.

Целью данной работы является выявление и изучение особенностей менеджмента на предприятиях малого бизнеса, а, следовательно, задачей будет являться рассмотрение этих особенностей на примере малого предприятия.

В качестве объекта исследования выступает малое предприятие ООО «Энергосфера-Хабаровск», предметом исследования являются особенности управления малой организации.

Данная курсовая работа состоит из двух частей. Первая часть является теоретической, в ней приводится необходимый материал, включающий в себя описание основных характеристик менеджмента, функций и элементов системы управления, структуры малого предприятия и ключевых моментов истории развития менеджмента в России.

В практической части работы рассматриваются особенности управления на примере малого предприятия ООО «Энергосфера-Хабаровск», а так же проблемы, существующие в организации и  некоторые методы их решения.

В работе использованы материалы периодической и непериодической литературы, нормативные акты, ресурсы сети Интернет и другие справочные материалы, способствующие наиболее полному и подробному анализу выбранной  темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Основы управления  малым предприятием

1.1 Развитие малого  бизнеса в России

Предпринимательство в России зародилось еще в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями можно считать мелких торговцев и купцов. Наибольшее развитие предпринимательства относится к годам правления Петра I, когда по всей России создавались мануфактуры, бурно развивалась горная, оружейная, суконная, полотняная промышленность.

Дальнейшее развитие предпринимательства сдерживалось существованием крепостного права. Новые возможности для предпринимателей открылись после реформы 1861 года. Началось строительство железных дорог, была реорганизована тяжелая промышленность, оживилась акционерная деятельность. Развитию и переустройству промышленности в то время способствовал иностранный капитал. В девяностые годы XIX века в России окончательно сложилась индустриальная база предпринимательства, а в начале XX века предпринимательство стало массовым явлением.

В тот период формируется рынок рабочей силы, развивается акционерно-паевая форма предпринимательства, открываются частные акционерные банки – коммерческий, земельный и другие. К началу XX века в Российской экономике 2/3 всей промышленной продукции производилось на акционерных, паевых и других предприятия коллективных форм предпринимательской деятельности. Особо высокие доходы приносили вложения средств в хлопчатобумажное производство, в торговлю и кредит. Начался процесс монополизации фирм.

Однако после окончания Первой мировой войны и по завершении двух революций – Февральской и Октябрьской в России обозначился курс на ликвидацию рыночных экономических связей. Были национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей. [1]

Некоторое оживление в предпринимательскую деятельность внесла новая экономическая политика – НЭП. Однако с конца двадцатых годов предпринимательство вновь было свернуто, и лишь в девяностые годы началась его реанимация в России. В октябре 1990 года был принят Закон «О собственности в РСФСР», в декабре 1990 года – Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности». С того момента, когда частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в своих правах, началось развитие акционерных обществ, товариществ и других форм деятельности предприятий. [2]

Рассматривая законодательные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий в стране, изданные за последние двадцать лет, можно выделить следующие основные этапы развития малого предпринимательства (Таблица 1).

Таблица 1 – Этапы развития малого предпринимательства в современной

России

Нормативный акт

Дата принятия

Основное содержание

Последствия для экономики

1) Закон СССР «О кооперации в СССР»

26 августа 1988 год

Созданы привилегированные условия одной форме собственности (отсутствие для кооперативов платежей в бюджет, возможность устанавливать неограниченные надбавки к заработной плате работников кооперативов)

Отток квалифицированной рабочей силы с государственных предприятий в кооперативы

2) «Положение об организации деятельности малых предприятий» (Протокол № 6 заседания Комиссии по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР)

6 июня 1988 год

Введен упрощенный порядок создания и регистрации малых предприятий. Они получили статус юридического лица, большую самостоятельность в осуществлении хозяйственной деятельности и распределении хозрасчетного дохода

Создание малых предприятий в различных отраслях промышленности и регионах страны

3) Закон СССР «О предприятии в СССР»

4 июня 1990 год

Объявлено о равенстве организационно-правовых форм предприятий любой формы собственности

Рост предприятий различных форм собственности

4) Постановление Совета Министров СССР «О мерах по созданию и развитых малых предприятий»

8 июля 1990 год

Определены основные документы для государственной регистрации малых предприятий, утвержден двухнедельный срок госрегистрации, определены льготы для малого бизнеса по налогообложению, амортизации и др.

Развитие малого предпринимательства, основанного на различных формах собственности и их сочетании

5) Постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержанию и развитию малых предприятий»

18 июня 1991 год

Определены направления государственной поддержки малого бизнеса в России

Развитие малого бизнеса в стране

6) Закон РСФСР «О налоге  на прибыль предприятий и организаций»

27 декабря 1991 год

Определены дополнительные льготы для предприятий малого бизнеса

Усиление государственной поддержки малого бизнеса

7) Постановление Совета Министров – Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации»

11 мая 1993 год

Указано, что государственная поддержка малого предпринимательства – одно из важнейших направлений экономической реформы. Определены приоритеты развития малого бизнеса

Повышение эффективности предприятий малого бизнеса

8) Федеральный закон «О  государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»

12 мая 1995 год

Определены признаки субъекта малого предпринимательства, инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства

Развитие и повышение эффективности деятельности малого предпринимательства

9) Федеральный закон «Об  упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»

8 декабря 1995 год

Предусмотрена замена совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности предприятий и организаций

Дальнейшее развитие малого бизнеса в стране

10) Федеральные законы «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»; «О лицензировании отдельных видов деятельности»; «О государственной регистрации юридических лиц»

8 августа 2001 год

Пересмотрены подходы к контролю за деятельностью предприятий, сокращено число лицензируемых видов деятельности, упрощена процедура лицензирования, упрощены условия регистрации юридических лиц

Устранение административных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности или ограничивающих ее

11) Федеральные и региональные программы поддержки малого предпринимательства

1994 год – настоящее  время

Намечены всесторонние конкретные меры по развитию малого предпринимательства в стране

Создание условий для дальнейшего развития малого предпринимательства


Законодательство о малом предпринимательстве (малом бизнесе) должно регулировать общие вопросы деятельности предприятий этой сферы независимо от их организационно-правовой формы. Сюда входят критерии малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, налогообложения и др. [3]

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого бизнеса отнесены коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек; в сельском хозяйстве, научно-технической сфере – 60; в оптовой торговле – 50; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек. [4]

Под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Следует отметить, что за последние годы такая деятельность получила широкое развитие.

Содержание учредительных документов для малых предприятий выявило ряд их особенностей. В 80 – 90 случаях из 100 создается предприятие малого бизнеса, основанное на частной или смешанной (частной и государственной) форме собственности.

В начале 1990 года предприятия малого бизнеса образовывались чаще всего путем отделения от государственных предприятий-учредителей. В 1991 году это были, как правило, товарищества с ограниченной ответственностью. За первую половину 1991 года многие коллективы реорганизовались в предприятия малого бизнеса, основанные на частной долевой собственности. Реже встречаются малые предприятия семейного типа. Во многом это можно объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений.

Нередко местные власти совместно с другими предприятиями выступают учредителями малых предприятий. Их вклад как учредителей состоит, как правило, в предоставлении нежилых помещений на условиях аренды.

В настоящее время вопрос развития сети предприятий малого бизнеса включен в качестве одного из важнейших в программу демонополизации национального хозяйства страны. Здесь предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств:

- выделение самостоятельных  производственно-хозяйственных блоков;

- выделение малых и  средних коллективов из состава  крупных предприятий;

- создание небольших дочерних  предприятий по инициативе крупных  предприятий.

Таким образом, предприятия малого бизнеса можно создавать, во-первых, путем выделения структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств, других подразделений и, во-вторых, на акционерных началах. Второй способ в современных условиях оптимален.

Предприятия малого бизнеса могут учреждаться совместно с государственными, общественными, кооперативными предприятиями и частными лицами, а также организациями других форм собственности.

Развитие любой формы предпринимательства зависит от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и ее регионах и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В большей степени эти факторы воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которой личные черты конкретного руководителя предприятия во многом предопределяют конечный результат экономических решений.

По состоянию на конец 1996 года в России насчитывалось 841,7 тысяч малых предприятий. В последующие годы число таких предприятий несколько увеличивалось (1999 год – 890,6 тысяч), затем снижалось (2000 год – 879,3 тысяч, 2001 год – 843 тысячи), далее опять несколько возрастало (2002 год – 882,3 тысяч, 2003 год – 893 тысячи и конец 2004 года – 951,3 тысяч). Такая неустойчивая динамика снижения и роста числа малых предприятий свидетельствуют о том, что в стране еще не созданы стабильные условия для существенного роста числа малых предприятий до такой величины, которая отвечала бы потребностям экономики и была бы близка к показателям промышленно-развитых стран Европы, Азии и США.

Рост числа малых предприятий с 841,7 тысяч на конец 1996 года до 953,1 тысяч на конец 2004 года произошел главным образом за счет торговли и общественного питания. Существенно возросло также число малых предприятий в отрасли операций с недвижимым имуществом, в оптовой торговле продукцией производственно-технического назначения. К предприятиям торговли и общественного питания относится почти половина (46,3%) малых предприятий. В ведущих отраслях экономики – промышленности и строительстве – сократилось число малых предприятий и их удельный вес в общем итоге.

Существенным недостатком следует считать абсолютное и относительное снижение числа предприятий малого бизнеса в науке и научном обслуживании и в сфере финансов, кредита страхования и пенсионного обеспечения. [2]

Информация о работе Особенности менеджмента на предприятиях малого бизнеса