Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 05:37, курсовая работа
Целью данной работы является выявление и изучение особенностей менеджмента на предприятиях малого бизнеса, а, следовательно, задачей будет являться рассмотрение этих особенностей на примере малого предприятия.
В качестве объекта исследования выступает малое предприятие ООО «Энергосфера-Хабаровск», предметом исследования являются особенности управления малой организации.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Основы управления малым предприятием……………………………………..5
1.1 Развитие малого бизнеса в России…………………………………………….5
1.2 Организационно-правовые формы предприятий
малого бизнеса……………………………………………………………………10
1.3 Менеджмент в малом бизнесе…………………………………………………15
2 Особенности менеджмента на примере малого предприятия
ООО«Энергосфера-Хабаровск»…………………………………………………..21
2.1 Общая характеристика малого предприятия
ООО «Энергосфера-Хабаровск»…………………………………………………..21
2.2 Проблемы предприятия ООО «Энергосфера-Хабаровск»
и методы их решения……………………………………………………………... 35
Заключение………………………………………………………………………… 41
Список литературы……………………………………………………………….. 43
Чтобы эффективно работать, менеджеры ставят перед организацией конкретные, измеримые, стимулирующие цели на определенный период времени. Обычно малые предприятия ставят цели на 2 – 3 года. Выработка эффективных целей усиливает побудительные мотивы, устанавливает четкие ориентиры деятельности и определяет перспективы достижения ожидаемых результатов. [10]
Специалисты по менеджменту полагают, что наибольшей эффективности работы организации можно добиться умелыми, продуманными действиями его руководителей. Квалифицированные действия руководства дают возможность направить в нужное русло поведение работников, создать необходимую производственную ориентацию и побудить мотивацию их действий, способствовать эффективной работе. В результате производственная деятельность коллектива приобретает целеустремленность, организованность и продуктивность. Таким образом, успех приходит, когда профессиональное руководство порождает активное поведение работников, а их взаимодействие проявляется в эффективной производственной деятельности.
Эффективность деятельности предприятия, его положение на рынке также принципиально зависят от выбранной стратегии развития предприятия и стратегических типов управления. Под стратегией понимается определенное направление развития предприятия, план достижения целей организации. Предприятия могут принимать следующие основные стратегии развития:
- концентрированного роста (усиления позиций на рынке, развития рынка, развития продукта);
- интегрированного роста (приобретения собственности, внутреннего расширения);
- диверсифицированного роста (производства новых продуктов);
- сокращения (целенаправленного
и сбалансированного
К основным стратегическим типам управления предприятиями относятся:
- жесткое рационалистическое (директивное) управление;
- управление по отклонениям от заданного состояния (процесса);
- управление по целям,
включающее простое целевое
- управление с упреждением (управление по слабым сигналам, базирующееся на использовании адаптивных алгоритмов управления, анализа и прогноза будущих событий);
- управление по результатам
(базируется на усилении
- управление на базе потребностей и интересов, основанное на стимулировании (мотивации) деятельности;
- управление на основе
эффективной реализации
- управление, ориентированное на стратегию возможно, позволяющее уменьшить фактор неопределенности. [11]
Ключевой аспект организации управления – создание структуры предприятия. Под структурой понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры предприятия служат отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления. В рамках структуры предприятия протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а, следовательно, права и ответственность за их выполнение.
Организационная структура предприятия есть средство для достижения поставленных целей и задач. Работа над структурой должна начинаться с определения целей и стратегии. Структура организации следует за стратегией, определяется ею, то есть структура меняется, когда меняется стратегия. Прежде чем разрабатывать структуру, необходимо проанализировать все виды деятельности, необходимые для функционирования предприятия, выделить ключевые, от которых, прежде всего, зависит успех дела, и затем распределить их по блокам. Среди факторов, влияющих на структуру организации, можно выделить технологию производства (продукта или услуги), внешнее окружение, размер бизнеса и его стратегию, сложившуюся структуру и систему принятия решений.
Для малого бизнеса наиболее проста структура фирмы, находящейся в единоличном владении. Такая фирма обычно управляется собственником, который берет на себя риск предпринимательства. Глава фирмы нередко сам занимается бухгалтерским учетом и финансами, сбытом и снабжением, ценами и рекламой. Многое при этом зависит от его целеустремленности и работоспособности. По мере роста предприятия и объема продаж создается управленческая группа. Она может включать управляющего (собственника), агента по снабжению, часто выполняющего функции технолога, мастера, в подчинении которого находятся рабочие. Для временной работы приглашается бухгалтер. Совмещение профессий, управленческих функций, родственные или семейные отношения на таких предприятиях способствуют экономному использованию ресурсов. [12]
При общей простоте организационно-управленческих структур малых фирм многие из них сталкиваются со сложными проблемами. Успех функционирования таких фирм основывается по сути дела на личном мастерстве и энтузиазме управляющего. Однако в современных условиях одного энтузиазма недостаточно. Как показывает опыт, один из основных факторов, способствующих разорению малых фирм, - нехватка управленческих знаний у владельцев и управляющих этих предприятий. Поэтому они вынуждены прибегать к услугам консультационных фирм или привлекать профессиональных менеджеров.
Жизнеспособными сегодня оказываются те малые фирмы, которые внедряют формы и методы управления, основанные на стратегии предприимчивости. Успех деятельности таких фирм обеспечивают систематические продуктовые инновации, позволяющие создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. В условиях рынка с его жесткой конкуренцией выживает и успешно развивается тот, кто четко отслеживает развитие спроса и предложения и изменяет характер и направленность производства в соответствии с их требованиями. Другими словами, главным требованием к управлению малым предприятием в условиях рынка стало обеспечение его адаптивности (приспособляемости и гибкости) к меняющимся условиям хозяйствования. [9]
Рассмотрим содержание менеджмента малого предприятия и его основные задачи. Руководитель-менеджер должен:
1) знать, изучать и анализировать факты, связанные с деятельностью предприятия; регулярно проводить ретроспективный анализ, выявлять логику развития событий на предприятии и в среде, с которой приходится взаимодействовать; изучать потребителя, диагностировать внутренние проблемы производственного коллектива, прогнозировать действие внешних факторов;
2) намечать текущие и перспективные цели и держать их под постоянным контролем; вырабатывать стратегическую концепцию, разрабатывать конкурентоспособную стратегию действий, направленную на использование потенциальных возможностей коллектива; определять собственную, социально-экономическую, производственную и предпринимательскую тактику;
3) организовывать, обеспечивать, объединять ресурсы и средства (работники, машины, материалы, финансы, информация) для достижения целей; координировать, согласовывать производственные программы с позиций их общего ресурсного обеспечения по сметам и балансам с использованием нормативной базы; особое внимание уделять контролю за ключевыми ресурсами;
4) создавать действенные исполнительные структуры, использовать программные управленческие структуры; сочетать децентрализацию с необходимой централизацией, в допустимых пределах делегировать полномочия по управлению; создавать временно или постоянно действующие специализированные структуры, ячейки для реализации особо важных функций;
5) уметь выбирать людей,
своевременно продвигать
6) обеспечивать координацию
и интеграцию деятельности
Важным компонентом менеджмента является концепция жизненного цикла организации. Всякая организационная структура, деятельность предприятия проходит ряд стадий, начиная с его создания и вплоть до прекращения существования или коренной модернизации (реконструкции). Каждая из стадий имеет определенные признаки и параметры. Необходимость изменения параметров на различных стадиях жизненного цикла объясняется стремлением сохранения конкурентоспособности и эффективности предприятия.
Способность предприятия к самосохранению, адаптации к внешним изменениям позволяет осуществлять его деятельность долгие годы, не боясь «морального износа», потери работоспособности и банкротства. Непременным условием успешной работы малого предприятия считается готовность основателей создать специальную управленческую группу из своих работников, а не делать все самим. Если руководитель считает, что он должен всем заниматься сам, то такая фирма рано или поздно обязательно попадет в полосу управленческого кризиса. [14]
Итак, управлять – значит, вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы. Специалисты считают, что нет идеальной модели управления, поскольку каждая фирма уникальна. Современная система управления малым предприятием должна быть простой и гибкой. Ее главным критерием стало обеспечение эффективности и конкурентоспособности предприятия. Это особенно важно для предприятий малого бизнеса, где без соблюдения этих условий трудно рассчитывать на успех.
2 Особенности менеджмента ООО «Энергосфера-Хабаровск»
2.1 Общая характеристика ООО «Энергосфера-Хабаровск»
Общество с ограниченной ответственностью «Энергосфера-Хабаровск» учреждено в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Федеральным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» и действующим законодательством в целях насыщения рынка товарами и услугами, создания новых рабочих мест, а так же получения прибыли.
Место нахождения общества: Российская Федерация, Хабаровский край, город Хабаровск.
ООО «Энергосфера-Хабаровск» является филиалом головного предприятия ООО «Энергосфера», находящегося в городе Владивостоке. На протяжении трех лет велась работа с Дальним Востоком и непосредственно с Хабаровским краем, и для того, чтобы быть ближе к потребителю, выйти на новые рынки сбыта и приобрести новых клиентов было принято решение о создании филиала.
Общество является юридическим лицом по законодательству РФ, имеет в собственности обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Общество имеет самостоятельный баланс, может открывать счета в кредитных организациях. Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на его место нахождения, другие необходимые штампы, печати и бланки. Общество вправе изобразить на печати свою эмблему.
Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Общество не отвечает по обязательствам Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, равно как и Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования не отвечают по обязательствам Общества.
Число участников Общества не должно превышать пятидесяти, в противном случае оно должно быть преобразовано в порядке и сроки, установленные действующим законодательством.
Общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, в частности:
- оптовая и розничная торговля электротехнической, кабельной продукцией, электрооборудованием и электротоварами;
- снабжение комплектующими
и запчастями для
- ремонт и техническое обслуживание, пусконаладочные работы электротехнической, кабельной продукции, электрооборудования, электросетей;
- организация и ведение оптовой, мелкооптовой, розничной и бартерной торговли;
- торгово-закупочная
Общество учреждено без ограничения срока существования. [15]
ООО «Энергосфера-Хабаровск» является официальным дистрибьютером ведущих производителей кабельно-проводниковой продукции, электротехнического и светотехнического оборудования: «ИнтерЭлектроКомплект», «Световые Технологии», «Кунцево Электро», «Энергомера», «ЛЭМЗ», «Холдинг ИНКОТЕКС», DKC, EASTPOWER INTERNATIONAL LTD, LEGRAND, SIEMENS.
IEK («ИнтерЭлектроКомплект») – крупнейший отечественный производитель широкого спектра электротехнической продукции. Производственные мощности компании расположены в России, Китае и Турции, представительства – на территории Украины, в Молдове, в Монголии. Ассортимент выпускаемой продукции в 2006 году превысил 3000 изделий. Все производство компании, включая заводы за рубежом, сертифицировано в соответствии с отечественными и европейскими стандартами качества.
«Световые Технологии» – ведущий производитель светотехнического оборудования на территории СНГ. Основная сфера деятельности группы компаний - производство и сбыт световых приборов общего и специального назначения. На сегодняшний день под торговой маркой «Световые Технологии» на собственном производстве выпускается более 500 модификаций светильников для 49 областей применения от административных и офисных зданий до промышленных объектов и стадионов. Уникальное сочетание высокого качества продукции и широкого ассортимента обеспечивает лидерство торговой марки «Световые Технологии».
Информация о работе Особенности менеджмента на предприятиях малого бизнеса