Особенности международного сотрудничества в области кинопроката

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 00:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Рассмотрение истории и развития международного сотрудничество в области кинопроката.
В ходе проведения исследования необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть историю зарождения кинематографа как искусства.
Раскрыть этапы зарождения кинематографа в Беларуси
Провести анализ развития международного сотрудничество в области кинопроката.
Предмет исследования: Кинопрокат в Беларуси.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1.Кинопрокат. Возникновение кинотеатров и первые сеансы кинематографа…………………………………………………………………….5
Глава 2. Развитие кинематографа в Беларуси…….………………….………10
Глава 3. Особенности международного сотрудничества в области кинопроката………………………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………...30

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!!!!.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

В 1954 году на киностудии снят первый цветной художественный фильм - "Дети партизана" (реж. Л. Голуб, Н. Фигуровский), в 1970 - первый широкоформатный ("Крушение империи", реж. В. Корш-Саблин).

Тема Великой Отечественной  войны на протяжении многих лет определяла творческий облик киностудии и ее ведущих мастеров: В. Туров - "Через кладбище", "Я родом из детства", "Война под крышами", "Сыновья уходят в бой"; Б. Степанов - "Альпийская баллада", "Волчья стая"; Р. Викторов - "Третья ракета"; В. Четвериков - "Руины стреляют…", "Пламя". "Черная береза"; А. Карпов - "Долгие версты войны", "Свадебная ночь", "Его батальон"; И. Добролюбов - "Иван Макарович", "Братушка"; В. Рыбарев - "Свидетель"; В. Рубинчик - "Венок сонетов"; Э.Климов - "Иди и смотри"; М. Пташук - "Время выбрало нас", "Возьму твою боль", "Знак беды" и "В августе 44-го…".

85-летний путь белорусской  кинематографии был столь же  непростым, сколь непростой была  и наша история.

Свидетельством возросшего интереса зрителей к истории страны стала и картина "Анастасия  Слуцкая", поставленная в 2003 году режиссером Ю. Елховым по сценарию А. Делендика. "Анастасия Слуцкая" - фильм знаковый, по-своему обозначивший актуальность проблемы обращения к героическим традициям минувшего. Картина получила широкий общественный резонанс. Фильм открыл новые горизонты кинотворчества, подтвердив, что обращение к далекому прошлому отнюдь не означает уход от современности.

Среди лидеров проката  в разные годы были белорусские художественные картины: "Часы остановились в полночь" (реж. Н. Фигуровский, 34,8 млн. зрителей); "Девочка ищет отца" (реж. Л. Голуб, 35,4 млн. зрителей); "Точка отсчета" (реж. В. Туров, 34,2 млн. зрителей); "Белые Росы" (реж. И. Добролюбов, 36,1 млн. зрителей); "Меня зовут Арлекино" (реж. В. Рыбарев, 41,9 млн. зрителей).

В советские времена  на "Беларусьфильме" снималось лучшее детское кино. Поистине звездным часом белорусского детского кинематографа можно считать 1970-1980-е годы, когда свои знаменитые мюзиклы-сказки снял режиссер Леонид Нечаев. "Приключения Буратино" (1975), "Про Красную Шапочку. Продолжение старой сказки" (1977), "Проданный смех" (1981), "Не покидай" (1989), "Сказка о звездном мальчике" (1983) - эти фильмы и сегодня с удовольствием смотрят дети.

Фильмы для детей  снимали Л. Голуб - "Девочка ищет отца" (1959), "Полонез Агинского" (1971), П. Молчанов - "Полесские робинзоны" (1934), И. Добролюбов - "Иван Макарович" (1970), "Расписание на послезавтра" (1978), В. Бычков - "Город мастеров" (1965), В. Никифоров - "Зимородок" (1972), Д. Михлеев - "Три веселые смены" (1977).

Традиции детского кино продолжены и сегодня. М. Касымова "Маленький боец" (1998), "Зорка Венера" (2000), "Бальное платье" (вместе с И. Волох, 2003); "Падение вверх" (1998) - реж. Е. Трофименко; "О том, как Колька и Петька летали в Бразилию" (1998), "Маленькие беглецы" (2005) - реж. Р. Грицкова; "Новогодние приключения в июле" (2008) - реж. Е. Турова, И. Павлов.

Над фильмами для молодежи в жанре  мелодрамы успешно работает режиссер А. Ефремов, поставивший музыкальную  киноленту "Наш человек в Сан-Ремо" (1990), киноисторию "Поводырь" (2001), картину "Дунечка" (2005) . Проблемный фильм "Ожог" (1998), посвященный трудным подросткам, поставил режиссер Б. Шадурский.

Первые опыты создания белорусских  мультипликационных лент относятся  к 1920 годам.

В 1973 году на киностудии "Беларусьфильм" была создана мастерская мультипликационных фильмов. Важную роль в становлении белорусского анимационного кино сыграли московские мастера. Среди фильмов этого периода лидируют сказки - фольклорные и авторские. Самым распространенным видом является рисованная анимация. Белорусские сказочники анимационного кино - это, в первую очередь, аниматоры 1970-80-х годов: Ю.Пименов, К.Кресницкий. Ю.Бутырин, Е.Ларченко, Л.Шукалюков.

В то же время крепнет и достигает  расцвета кукольная (объемная) анимация, где признанным лидером был творческий и семейный тандем В.Довнар и Н.Лось. Их фильмы "Глиняная Авдотка", "Как дед за дождем ходил", "Осторожно! Караси!", "Он прилетал только однажды", "Меч" вошли в золотой фонд белорусского кино.

В редком жанре анимационной публицистики работал О.Белорусов ("Ковбойские игры", "Очень старый человек с огромными крыльями"). Ему же принадлежит открытие для анимации большой литературы - создание фильмов-экранизаций "Песня о Зубре" и "Ладья Отчаяния" по мотивам произведений Н.Гусовского и В.Короткевича.

Новый этап отечественной анимации, направленный на формирование школы, появление  белорусского авторского анимационного  кино неразрывно связаны с деятельностью  Игоря Волчека, ученика знаменитых мастеров российской анимации Ю.Норштейна  и Ф.Хитрука. В 1994 году в Белорусской академии искусств был открыт факультет режиссеров-аниматоров под руководством И.Волчека.

Одним из самых востребованных анимационным искусством 1990-х годов 

 

оказался жанр притчи. В этом жанре  работает режиссер, мастер сложной  живописной анимации Владимир Петкевич. Это своеобразная и значительная фигура в отечественном кино. Он стал знаменитым еще во время работы на Свердловской киностудии. В создании его фильмов принимал участие художник А.Петров, будущий обладатель "Оскара" за фильм "Старик и море" соавтор и в чем-то ученик В.Петкевича. С 1990 года режиссер работает на киностудии "Беларусьфильм". Сложилась семейная династия Петкевичей - жена Елена Петкевич и их дочь Ольга Марченко. Все они убежденные представители авторского кино, являются сценаристами, режиссерами и художниками своих фильмов. Уже их первая работа "Лафертовская маковница" показала, что в отечественной анимации появились мастера высокого класса. Их фильмы ("Сны", "Месяц", "Сказки леса", "Жило-было дерево…", "Сказка о глупом цыпленке", "Ерш и воробей", "Сова") демонстрируют виртуозное владение разными видами техники, в том числе редкой для отечественной анимации техникой "живописи песком по стеклу", что позволяет создать образы-символы особой выразительности и утонченности. Образы возникают как будто из пустоты, фильм рождается на глазах, из отдельных линий, штрихов, пятен, света и тени.[9], с.74

Особое место в белорусской  анимации занимает Ирина Кодюкова, создатель своего жанрово-тематического  направления. Ее искусство светлое, гармоничное, жизнеутверждающее, а любимые жанры - сказки и притчи на темы христианских ценностей. Главным делом режиссера стало создание цикла рождественских сказок, своеобразного сериала под названием "Святочные рассказы", на воплощение которого ушло почти 10 лет. Цикл состоит из 9 фильмов (первоначально задумывалось 12 фильмов, содержание которых соответствовало бы каждому из 12 дней от Рождества до Крещения) - "Притча о Гасане" (1987), "Ночью в театре" (1989), "Святочные рассказы"

 

(1994), "Девочка со спичками" (1996), "Удивительный ужин в сочельник" (1999), "Притча о Рождестве" (2000), "Сестра и брат" (2002), "Легенда о леди

 

Годиве" (2004). Для воплощения сложного философского содержания этого цикла  более всего подошла техника  перекладки, бумажной марионетки, именно в ней реализовал свои знаменитые проекты российский режиссер Ю. Норштейн ("Ежик в тумане", "Лиса и журавль", "Сказка сказок"). Благодаря этой технике оживают сверхподробные, насыщенные фактурными деталями изображения, более сложные варианты движения, которые в принципе невозможно повторить.

Одна из интересных белорусских  режиссеров - Татьяна Житковская, автор  многочисленных фильмов для детей  и лирических "взрослых" картин: "Однажды осенний фотограф…" (1987), "Сновидения поздней осени" (1988), "Фантазии Сидорова" (1991), "Горе горькое" (1997), "Фантазерка" (1999), "Переоценка ценностей" (2002). Сюжеты ее фильмов - свободные, разветвленные, строятся на развернутых ассоциациях и метафорах, ироническом сопоставлении параллельно развивающихся образов.

Великолепным сказочником является Михаил Тумеля (полнометражная кукольная  лента "Волшебная свирель", 1998; "Песнь о Вольфганге неустрашимом, достославном истребителе драконов", 1991).

К сказочным мотивам обращается известный белорусский аниматор Евгений Ларченко, мастер кукольного жанра ("Покатигорошек", 1990), "Серая Лошадка", 1992).

Оригинально воплощает поэтические  метафоры посредством пластического  языка Елена Турова. Продолжая  традиции своего отца - режиссера Виктора  Турова, особое внимание она уделяет музыкальному компоненту фильма ("Иллюзион" (1990), "Про рыцаря, который ничего не боялся" (1991), "Чудовище" (1993), "Баллада о трех апельсинах" (1996), "Музыкант-чародей" (2001). Лучшим фильмом режиссера Е.Туровой является "Сказка о Синей свитке" (1996) по мотивам белорусской народной сказки, где очень удачно найдены пластический образ самой Синей свитки с ее превращениями и цветовыми переливами, выразительные портреты главных героев, а также музыка фильма.

 

В жанре сказки плодотворно работает режиссер А.Ленкин. Зрителям запомнился его дебютный фильм "Просветленная ночь" (1988). Освоив техники кукольной, рисованной, перекладной анимации, Ленкин одним из первых белорусских авторов обратился к компьютерной анимации. Он часто является сценаристом своих лент, соединяя шутку и серьезное размышление, создавая атмосферу игры и своеволия ("Не убий!", "Кому черт детей колышет" (1992), "Приключения Синдбада-морехода" (1997), "Чего на свете не бывает" (1996), "Терем-теремок" (1998), "Зимовье зверей" (1999), "Яма, танцы, четыре струны" (2000). Ленкин снял на студии "Беларусьфильм" первый белорусско-российский анимационный сериал "Реактивный поросенок".

Еще один проект анимационного сериала  связан с популярным персонажем народных сказок Нестеркой. Режиссер Е.Ларченко создал этот знаменитый образ в кукольном фильме "Нестерка" (1980). Более чем через 20 лет съемочная группа под руководством И.Волчека снова вернулась к этому знаковому для белорусского искусства образу, разработала общую концепцию рисованного фильма из восьми серий. По духу, стилистике лента близка к фильму Э.Назарова "Жил-был пес", но в белорусском варианте.

Первый белорусский компьютерный рисованный фильм создал В.Бакунович ("Милый, милый дом", 1996). Творческой манере Бакуновича присуще стремление к комбинированной технике, поиску необычной стилистики ("Гори, гори", 1989; "Стеклянные звезды", 1991).

Важнейшее качество белорусских  анимационных фильмов - их "рукотворность", высокая эстетическая ценность, которые  достойно оценены на фестивалях европейского и мирового уровня. Молодая белорусская анимация за короткий срок смогла выйти на уровень самых престижных международных фестивалей, получила признание на европейских и мировых конкурсах. На счету белорусских аниматоров призы самых престижных мировых кинофестивалей в Аннеси, Клермон-Ферра, Лейпциге, Нью-Йорке, Чикаго, Штудгарте и др.

 

С 1998 года в Беларуси проводится Международный фестиваль анимационного  кино "Анимаевка". В первом фестивале, проведенном в Минске, принимали  участие только белорусские фильмы, в последующие годы география фестиваля, который теперь проходит в Могилеве, расширилась: в нем участвуют художники из России, Казахстана, Бельгии, Великобритании, Германии, Ирана. Канады, Норвегии, Польши, Франции, стран Балтии.

Белорусский кинематограф сохранил свои позиции в документальном кино, которое сегодня составляет серьезную конкуренцию мировым значимым документальным фильмам. Работы Михаила Ждановского, Галины Адамович, Виктора Аслюка, Александра Карпова и других получают награды на многочисленных кинофорумах.

Документальный кинематограф Беларуси до 1991 года существовал в  контексте советского документального  кинематографа. Почти все работы, созданные на производственно-творческом объединении (ПТО) "Летопись" киностудии "Беларусьфильм" получали высшую категорию.

Период конца 1980-х - начала 1990-х стал настоящим триумфом белорусского неигрового кино. Фильмы режиссера  М. Ждановского ("Дорога на Куропаты" и др.), отмеченные в начале 1990-х  Государственной премией, стали  прорывом в нравственно-эстетическом осмыслении "белых пятен истории". Трилогия С. Лукьянчикова, посвященная теме афганской войны ("Боль", "Я из повиновения вышел", "Стыд") - глубокое исследование трагической темы в советском и постсоветском кинематографе. Сенсацией стали и первые полнометражные картины А. Алая: "Не плачьте обо мне" (о трагедии художника Александра Исачева) стала самой кассовой документальной картиной года в истории отечественной документалистики, "Его зарыли в шар земной" (о забвении пропавших без вести солдат Великой Отечественной войны), "Маринеско". Трилогия В. Дашука "Витебское дело"

- художественно-документальное  исследование темы преступности, в фильмах "Портрет с топором"  и "Грех" на остром, сенсационном  материале 

 

раскрывалась тема личной ответственности человека перед обществом.

Оригинальным авторским  решением исторической темы в неигровом  кино стали работы С. Гайдука. Его  фильмы "Грустная песня всадника" (1993), "Ветер качелей" (1994) и "Эхо  восстания" (1992) составили своеобразный киноцикл, созданный как поэтическое осмысление различных событий из истории Беларуси.

Лучшие документальные картины, посвященные событиям далекого прошлого, опровергли теорию их некиногеничности. Отсутствие хроникального материала  авторы фильмов компенсировали не столько новыми визуальными решениями, сколько личностным авторским отношением к истории, выраженным в оригинальной драматургической форме. Фильмы стали средством не только образования, но и нравственно-эстетического сопереживания.

Принципиальной работой  в направлении развития личностного философского осмысления событий прошлого в неигровом кино стали фильмы режиссера В. Аслюка "Слезы блудного сына" (1994) и "Неизвестная война" (1995).

Особое направление  в отечественном документальном кинематографе, как и во всем постсоветском, было связано с возвращением на экран имен людей, которые внесли огромный вклад в развитие национальной культуры и были насильно вычеркнуты из ее истории. О них сняты фильмы "Алесь Гарун" (реж. Ю. Цветков, 1990); "Возвращение Забейды-Сумицкого" (реж. Р. Ясинский, Л. Гедравичюс, 1990); "Венок терновый васильков" о судьбе и творчестве Л. Гениюш (реж. С. Гайдук, 1993); "Аркадий Смолич" (реж. Ю. Лысятов, 1992); "Воспоминание о Николае Равенском" (реж М. Ждановский, 1993); "У берега челн ожидает меня" о поэте В. Дубовке (реж. С. Головецкий, 1994) и др. Воссозданные на экране их трагические судьбы показаны предельно деликатно, без восхваления или навешивания обвинительных ярлыков.

Информация о работе Особенности международного сотрудничества в области кинопроката