Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 00:43, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - исследование проблем построения системы мотивации топ-менеджеров в современных условиях и методов вознаграждения менеджеров. Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
Изучить теорию мотивации и методы поиска мотивов
Показать различие между системами мотивации рядовых работников и высшего руководства
Выработать рекомендации по внедрению системы мотивации топ-менеджеров
Изучить виды вознаграждений топ-менеджеров
Показать использование различных видов мотивации топ-менеджеров на примере российских предприятий
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ МОТИВАЦИИ 5
1.1. Мотивация 5
1. 2. Мотивационный процесс и поиск мотива 10
2. СИСТЕМА МОТИВАЦИИ ТОП-МЕНДЖЕРОВ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
4. Четкий контракт (главное условие принятия системы мотивации топ-менеджером заключается в простоте ее изложения). Контракт может быть как стандартным регламентом мотивации по всей компании, так и индивидуальным договором. Система должна быть не только понятной, но и справедливой.
5. Система мотивации должна быть реалистичной (надо быть точно уверенным, что данная система мотивации необходима на конкретном этапе развития и что компания располагает достаточным бюджетом для ее реализации).
6. Профессиональное внедрение (в содержании работы важно прописать и достигнуть соглашения во всех деталях стратегических и оперативных задач).
7. Система должна быть динамичной (схемы стимулирования надо пересматривать минимум раз в полгода, даже если компания не очень динамична). Основной причиной ревизии схем должно быть динамичное развитие в стратегических целях компании.
Система мотивации внедряется без согласования с менеджментом. Если система мотивации была навязана менеджеру собственниками, а он по каким-то причинам считает, что она не позволяет справедливо оценить результаты его труда, то такая система не будет работать. Можно порекомендовать согласовывать существующие на предприятии системы мотивации с менеджментом, это позволит избежать конфликтных ситуаций и саботажа.
Одним из серьезных методов мотивации является ротация. При достижении результата топ-менеджер должен награждаться (возможностью открывать новые проекты, направления в бизнесе, высокой степенью ответственности и полномочий). Если компания не может дать менеджеру другую задачу, предполагающую расширение сферы ответственности, мотивация его к работе в этой компании падает.
Пока ротация используется компаниями ограниченно. Связано это со сложностями планирования карьеры.
Универсальных схем мотивации топ-менеджеров не существует.
Многие российские предприятия столкнулись с тем, что попытки построения систем мотивации для топ-менеджеров не всегда успешны. Это в свою очередь приводит к недостижению бизнес-целей и текучести высококвалифицированных управленческих кадров.
Можно выделить несколько наиболее распространенных ошибок, допускаемых при разработке мотивационных программ:
1. Индивидуальные договоренности с акционером (собственником), не имеющие юридической силы.
2. Система мотивации внедряется без согласования с менеджментом.
3. Отсутствие полномочий для выполнения поставленных задач.
4. Отсутствие регламента экспертной оценки выполнения поставленных задач.
Система мотивации любой категории сотрудников, в том числе топ-менеджеров, включает: постоянную заработную плату, переменную часть или бонусы, социальный пакет и нематериальное стимулирование.
Нужно отметить, что система мотивации станет эффективной только в том случае, если она будет справедливо и последовательно применяться при вознаграждении менеджмента.
Многие зарубежные фирмы премируют свой топ-менеджмент опционами, давая право на покупку ценных бумаг своего предприятия по цене ниже рыночной либо безвозмездно передавая их в собственность. В России опционы не нашли еще широкой практики, исключения составляют лишь гиганты рынка и отдельные компании первого дивизиона.
Сегодня ситуация начинает меняться, многие компании задумываются о долгосрочных перспективах развития. Существуют следующие виды опционов:
1. Опцион на выкуп акций (stock options) предоставляет менеджеру право на выкуп акций компании по фиксированной цене в течение определенного периода в будущем (через три года по текущей цене, так как цена покупки фиксирована, менеджер заинтересован в том, чтобы максимально увеличить рыночную цену акций за три года).
2. Программа выкупа акций (employee stock purchase plan) - программа, которая позволяет сотруднику выкупить акции компании в текущем году по дисконтированной цене.
3. Программа премирования (stock appreciation rights , SAR) - программа, которая позволяет менеджеру в конце заранее определенного периода получить не акции, а денежную сумму, эквивалентную разнице между нынешней и будущей стоимостью акций (фантомный вид (phantom stock option)). Используется, когда акционеры не готовы выделить часть акций для премирования менеджеров.
4. Грант на получение акций (stock grant) - право на безвозмездное получение пакета акций менеджером. Определяется количество акций, которые будут переданы менеджеру в случае достижения поставленных целей. Желание повысить стоимость этого пакета акций должно мотивировать менеджера на увеличение стоимости компании.
5. Ограниченный опцион (restricted stock) - частный случай предыдущей программы. Главным условием для получения пакета акций является работа в компании в течение оговоренного срока. Используется как инструмент удержания ценных руководителей.
В российской практике использование опционов для мотивации - исключение. Большинство российских компаний не прошло подготовку к открытым котировкам акций. Стоимость их абсолютно условна и далека от реальной.
В России еще не сформировалась культура быть акционером компании, в которой ты работаешь. Кроме того, фондовый рынок в РФ развит слабо, количество компаний, вышедших на IPO, тоже пока невелико. Все это делает опционные программы малопривлекательными для топ-менеджеров. А непрозрачность и малая предсказуемость бизнеса рождает недоверие и к отложенным бонусам.
Стратегические задачи компании должны быть связаны с системой бонусной мотивации.
Одним из основных вопросов мотивации является определение размера бонуса, выплачиваемого каждому сотруднику.
Первый путь - определение экономической эффективности работы каждого подразделения и введение коэффициента трудового участия (КТУ) для каждого работника. Этот метод требует от фирм внутренней открытости, на что большинство российских компаний пойти не может.
Второй путь - схема определения размера бонуса гораздо больше подходит для организаций, которые не особенно хотят открываться перед своими сотрудниками. Суть методики в том, что при собеседовании соискателю необходимо ответить на вопрос: "Какую зарплату вы считаете маленькой, очень маленькой, оптимальной, большой или очень большой".
После ответов получается шкала, в которой можно построить систему оплаты сотрудника по формуле оклад + бонус. Эксперты рекомендуют устанавливать оклад ниже уровня, который определяется работником как оптимальный, но так, чтобы общий уровень зарплаты вместе с бонусом удовлетворял сотрудника.
В общей структуре доходов топ-менеджмента бонусы занимают гораздо большую часть, чем у специалистов и руководителей среднего звена. От грамотной мотивации управленцев напрямую зависят прибыльность и стоимость компании.
Система бонусной мотивации имеет уязвимые точки:
Решить подобные проблемы можно за счет создания бонусных систем вознаграждения, привязанных к командным ключевым показателям деятельности (характеристики эффективности работы компании, прибыль, качество обслуживания клиентов, размер дебиторской задолженности).
Наблюдается «сезонность» переходов сотрудников из одной компании в другую, связанную с периодом выплаты бонусов топ-менеджерам. В тех секторах, где размер бонуса приближается к годовой зарплате или превышает, компании часто намеренно оттягивают выплаты. Менеджер не уходит, пока не получит «того, что ему причитается» (не работает в долгосрочной перспективе). Удержать топ-менеджера в компании надолго позволяют «длинные» системы мотивации: опционы на акции, стратегические (отложенные) бонусы, корпоративные пенсионные планы.
Большей мотивацией для управленца является его статус и статус компании, в которой он работает. И дело не только в послужном списке из компаний-брендов рынка. Чем выше уровень компании, ее корпоративная культура и узнаваемость, тем выше самооценка и значимость самого менеджера. Особенно если он принимал непосредственное участие в развитии этой компании на рынке.
Но следует помнить - даже самая высокая заработная плата, всевозможные льготы и бренды не способны удержать человека, если его работа скучна и неинтересна. Топ-менеджер по своей натуре привык всему учиться, делать сложные цели и постоянно быть в напряжении от поставленных задач.
Для части управленцев важно не только самореализоваться и достичь успеха компании. Не меньшую роль играет и аспект обучения и вовлечения других работников компании. Оставить после себя отличного преемника, подтянуть менеджеров среднего звена компании до максимально возможного уровня - для некоторых это тоже мотивация.
На Западе для топ-менеджеров, имеющих большой опыт работы в бизнесе (10-15 лет) на руководящих позициях, созданы специальные программы EMBA. “Традиционные” программы MBA призваны помочь шагнуть на новую ступень карьерной лестницы и получить при этом комплексные знания и представления об управлении. Программы Executive MBA, в отличие от них, направлены в первую очередь, на обмен опытом между менеджерами высшего звена.
Фактическое отсутствие западных аналогов программ EMBA на отечественном рынке бизнес-образования достаточно успешно компенсируется обычными программами MBA. Так, по статистике около 50% студентов отечественных бизнес-школ - это генеральные директора компаний или их первые заместители.
Таким образом, обучение в России на программах MBA сегодня вполне востребовано среди топ-менеджеров. Студент бизнес-школы формирует для себя комплексное представление о менеджменте, получая при этом возможность делать образовательный процесс относительно индивидуальным.
Другой распространенной формой обучения менеджеров, в том числе и высших должностных лиц компаний, являются специализированные тренинговые программы, направленные на развитие тех или иных качеств управленца.
По окончании
При решении вопроса о переходе для топ-менеджера важным моментом является то, насколько его полномочия и обязанности отделены от обязанностей его коллег, будут ли ему делегированы полномочия, потому что для топ-менеджера сильнейшим мотиватором является возможность самореализоваться, выполняя сложный проект.
Еще более эффективный способ заинтересовать сотрудника отлично работать - создание для него перспективы роста.
Социальный пакет представляет
собой материальное немонетарное стимулирование,
когда менеджеру
Целесообразно построение социального пакета в результате регулярного проведения анкетирования или опросов менеджеров, что позволяет максимально учесть их интересы и создать комфортные условия.
Нематериальное стимулирование менеджмента, в отличие от социального пакета, позволяет не только удерживать сотрудников в компании, но и мотивировать их на достижение поставленных задач.
Среди наиболее распространенных нематериальных стимулов можно выделить:
В начале 2004 года компании «Экопси» и «Росэксперт» провели исследование среди 200 топ-менеджеров российских компаний. В ходе исследования было выявлено, что при поиске нового места имеют значение следующие факторы (в порядке их приоритетности):
Информация о работе Особенности мотивирования топ-менеджеров компании