Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 20:28, курсовая работа
В последние годы в Казахстане получило динамичное развитие предпринимательство, которое представляет собой инициативную, самостоятельную, осуществляемую от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность физических лиц, направленных на получение прибыли.
ВВЕДЕНИЕ……………….………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО, СРЕДНЕГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА
1.1 Сущность, функции и субъекты предпринимательства и бизнеса ………………………………………………………………………….5
1.2 Критерии для различения масштабов бизнеса…………………… 11
1.3 Отличие малого, среднего и крупного бизнеса с точки зрения системно-качественного подхода …………………………………..15
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МАЛОГО,СРЕДНЕГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА В КАЗАХСТАНЕ
2.1 Особенности развития малого, среднего и крупного бизнеса...…..………………………………………………………….19
2.2 Особенность малого и среднего бизнеса от крупного бизнеса………………………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….….31
Таким образом,
при планировании своей деятельности
предприниматель рассматривает
партнера (партнеров) как субъект
предпринимательского процесса, от взаимоотношений
с которым зависит уровень
эффективности его
В своём докладе Председатель Правления АО "Фонд развития малого предпринимательства" Амрин Г. К. отметил, что роль малого и среднего бизнеса в национальной экономике Казахстана традиционно определяется через три главные функции .
1. Институциональный
эффект оценивается через долю
малого бизнеса в
2. Традиционно
малый и средний бизнес вносит
большой вклад в обеспечении
занятости населения (
3 Экономический
эффект оценивается через
Сегодня известны два способа оценки величины предприятия: 1) Количественный метод и 2). Системно-иерархический или качественный подход.
Количественный метод оценки, как
и все «численные», статистические
методы, прост и нагляден. Он сводится
к тому, что размер предприятия
определяют, основываясь на цифровых
данных бухгалтерского или финансово-
При таком прямолинейном, хотя в
стандартных ситуациях и
Данные критерии – достаточны для
беглого анализа
В нашей стране в условиях микро-бизнес или микроскопическое предприятие – это компания, имеющая юридическое лицо или постоянную регистрацию (ИП), чей годовой торговый оборот не превышает 1 млн. тенге. и численность постоянного персонала которого минимальна и составляет от 1-го до 3-х человек. Диффузный бизнес формально относится к разряду «малых компаний». Но у него есть особенности, которые заставляют нас выделить его в отдельную категорию. Показательная черта диффузного бизнеса – отсутствие юридического лица или регистрации в налоговых органах, а также (в отличие от неформальных и полукриминальных объединений) отсутствие стабильной организационной структуры. При этом валовая годовая выручка диффузных компаний может достигать 10-30 млн. тенге. Большинство «челноков», совершавших в 1990-е годы закупочные рейсы в Китай или Турцию, а затем продававшие товары на мелкооптовых городских рынках, относятся к разряду «диффузных предпринимателей».
Для микро-бизнеса и для диффузных
компаний в целом подходят классические
стратегии роста. Но у этих категорий
частного бизнеса есть уникальные свойства
и системные недостатки, которые
затрудняют их нормальное развитие. В
частности, диффузные компании иногда
непредсказуемо «растворяются в
тумане» или намеренно уходят
«в небытие». При этом многие российские
микроскопические предприятия еле-еле
сводят концы, и все время балансируют
на грани банкротства. Поэтому в
дальнейшем, говоря о малом бизнесе,
мы будем иметь в виду устойчивые
предприятия, оформленные юридически,
имеющие выручку от пяти миллионов
рублей и численность работающих
сотрудников от трех до ста человек.
В этом плане между малым бизнесом
и средней или крупной
На высшей ступени крупного бизнеса
особняком стоят, или лучше сказать
«царят», те самые мега-корпорации,
ведущие деловую игру совсем иного
порядка. Их годовой торговый оборот
превышает ВВП государства
Для большей ясности и наглядности иерархия форм деловой активности представлена схематически ниже на рис. 1.
Количественный метод оценки масштабов бизнеса, таким образом, не вполне эффективен. Чтобы понять, как работают стратегии делового роста на практике, от чего зависит их результативность, нам понадобится другой способ оценки масштабов: качественный или системно-иерахический. В чем его суть? При качественной оценке размеров учитывается не только торговая выручка, объем товарного производства или численность персонала, но и реальное положение компании в системе экономических обменов, ее вес в структуре национального хозяйства. Именно эта позиция и «вес», а не количественные параметры сбыта или производства, в конечном итоге определяют плодотворность использования стратегии делового роста. Для качественной, системно-иерархической классификации бизнеса, т.е. для определения его истинной экономической позиции или реального хозяйственного «веса» нужно принимать во внимание три показателя.
Во-первых, надо учитывать место компании в совокупной иерархии хозяйственных отношений, которое зависит от того, в отраслях какого уровня ведет она операции. К отраслям высокого уровня относятся сложные наукоемкие сектора: авиастроение, электронная промышленность, атомная энергетика, тяжелая промышленность и машиностроение, химическая индустрия, добыча редких полезных ископаемых, а также добыча и переработка нефти или газа. Эти отрасли образуют сегодня центр любой экономической системы. В ближайших окрестностях или на полупериферии индустриальной экономики располагаются отрасли второго или промежуточного уровня. В их число входят оптовая торговля, вторичная переработка сырья, компании IT-сектора, сетевые розничные проекты, производство массовых потребительских товаров, индустриальные сельскохозяйственные компании, киностудии и т.п. предприятия. Наконец, к отраслям третьего эшелона следует отнести мелкую розничную торговлю, «уличную» сферу услуг, общественное питание, производство, не требующее капитального оборудования или серьезных инвестиций.
Во-вторых, следует обращать внимание на системную значимость того рыночного положения, которое занимает компания в отрасли. При этом даже в отраслях второго или третьего уровня фирма способна завоевать прочную, разветвленную и укорененную позицию, которая позволит ей претендовать на звание «крупной». Иначе говоря, в одной и той же отрасли или на одном рынке ведут дела мощные лидеры, крепкие середнячки и мелкие аутсайдеры. Например, корпорация “Coca-Cola”, производящая «лишь» прохладительные напитки (отрасль третьего уровня) входит наряду с “Pepsico” в десятку крупнейших компаний мира. Там же много лет обитает гигантская корпорация сетевой розничной торговли “Wall-Mart” (отрасль второго уровня). И наоборот, хотя Воронежское авиастроительное объединение формально оперирует в отрасли первого уровня, но если оценить его под углом зрения нынешней позиции, мы вынуждены будем отнести данную компанию к разряду «среднего» бизнеса.
В-третьих, масштаб бизнеса обуславливает его социальная функция или степень его влияния на формирование, консолидацию и подпитку тех или иных влиятельных общественных групп: например, среднего класса, класса свободных интеллектуалов или сообщества корпоративных чиновников. В предельных случаях, когда социальная функция компании в том, чтобы сохранять рабочие места для небольших городов, поселков или застойных, депрессивных регионов, ее масштаб вообще может быть оценен только по третьему критерию. Многие угольные шахты в Екибастузе ни по уровню отрасли, ни по качеству рыночной позиции не способны претендовать сегодня на ранг «крупного бизнеса». Однако поскольку их деятельность прямо и косвенно обеспечивает выживание десятков тысяч человек, обитающих в шахтерских поселках, постольку для региона они фактически являются крупными компаниями. Другой вопрос, что в условиях «голого» рынка подобные компании обречены на стагнацию и закрытие.
В разряд «малого бизнеса» попадают те коммерческие предприятия, которые находятся на периферии индустриальной экономики, не влияют на динамику развития отраслей и воздействуют на укрепление национального хозяйства или на рост ВВП лишь своей инертной массой. Но подобное воздействие будет актуальным при условии, что предприятий малого бизнеса много и они поддерживаются государством. К категории «среднего бизнеса» относятся те предприятия, которые существуют в «сердцевине» отраслей второго уровня и занимаются оптовой торговлей, сетевыми розничными проектами, дополнительной и не сложной переработкой сырья, производством массовых потребительских товаров. Наконец, крупный бизнес представлен компаниями, занятыми в отраслях первого уровня, имеющими прочные рыночные позиции (См. табл 1).
Табл. 1. Качественно-количественная модель определения масштабов бизнеса
Рассмотрев количественные и качественные
способы классификации малых, средних
и крупных автономных предприятий,
мы подготовили почву для
Упомянутые системно-
Кроме того, при грамотном ведении
дел эффект роста у них проявляется
сразу и с наилучшим
Информация о работе Особенности организации малого, среднего и крупного бизнеса