Особенности организации малого, среднего и крупного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

В последние годы в Казахстане получило динамичное развитие предпринимательство, которое представляет собой инициативную, самостоятельную, осуществляемую от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность физических лиц, направленных на получение прибыли.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………….………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО, СРЕДНЕГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА
1.1 Сущность, функции и субъекты предпринимательства и бизнеса ………………………………………………………………………….5
1.2 Критерии для различения масштабов бизнеса…………………… 11
1.3 Отличие малого, среднего и крупного бизнеса с точки зрения системно-качественного подхода …………………………………..15
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МАЛОГО,СРЕДНЕГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА В КАЗАХСТАНЕ

2.1 Особенности развития малого, среднего и крупного бизнеса...…..………………………………………………………….19
2.2 Особенность малого и среднего бизнеса от крупного бизнеса………………………………………………………………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….….31

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 232.48 Кб (Скачать файл)

Малый и средний бизнес нуждается  в постоянной поддержке государства. Именно он придает смешанной экономике  гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный  заряд, служит серьезным фактором структурной  перестройки, во многом решает проблему занятости. Когда как крупный бизнес обеспечивает высокую рыночную  экономику стране и миру. В них  производится основная часть продукции. Даже можно сказать, что  благодаря крупному бизнесу в мире живет весь остальной вид бизнеса. Наличие крупных промышленных комплексов обусловлено моделью развития экономики в советское время, которая была направлена на укрупнение и концентрацию производительных сил. В последующем, с середины 90-х годов, когда большинство стран проводили радикальные экономические реформы, республика встала на путь осторожной, сдерживающей экономической политики. Это выразилось в консервации имеющихся производств и отношений между предприятиями, отказе от глобальной приватизации и либерализации экономики.Однако сохранение в неизменном виде модели регулирования экономики, активно задействующей административные рычаги управления, во многом исчерпало себя. В этой ситуации один из возможных вариантов проведения структурных реформ при сохранении основных элементов государственной политики - включение малого и среднего бизнеса в бизнес-процессы крупного бизнеса. Это позволит последним быстрее отвечать на современные вызовы, избежать технологического отставания и потери рынков сбыта своей продукции. Отсюда возникает необходимость развития кооперации и повышения уровня взаимодействия различных хозяйствующих субъектов. В этой связи анализ развития данных процессов в Республике Беларусь имеет важное значение как для предприятий при поиске оптимальных способов ведения бизнеса, так и для государственных органов с целью повышения эффективности проводимой экономической политики.Большинство опрошенных предприятий промышленности (более 80%) сосредоточено в четырех отраслях промышленности - машиностроения и металлообработки, пищевой, легкой и деревообрабатывающей. По размеру основную часть респондентов составили крупные и средние субъекты хозяйствования (около 92%).

В целом, анализ взаимодействия крупного бизнеса со средним и с малым  показал, что по большей части  в этот процесс вовлечены сторонние (независимые) организации. Такие ответы дали почти 98% крупных промышленных предприятий по каждой из групп партнеров. Зависимые отношения с другими субъектами хозяйствования (дочерними и др.) строились сравнительно небольшой частью крупных предприятий-респондентов (около 16% с малыми и средними организациями и 10% - с крупными главным образом в сфере закупки сырья, материалов, комплектующих, производства и дистрибьюции продукции).

  Малый и средний бизнес нуждается в постоянной поддержке государства. Именно он придает смешанной экономике гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный заряд, служит серьезным фактором структурной перестройки, во многом решает проблему занятости. По данным Нацстатагенства РК в настоящее время число зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства составляет по республике в целом более 307246ед. с общим контингентом работников свыше 3млн. человек. Однако, несмотря на это, доля малого бизнеса в приросте национального дохода составляет на сегодня всего от 3% до 4%. Иначе говоря, потенциальные возможности такого предпринимательства в нашем государстве используются исключительно плохо, хотя принято за все это время немало соответствующих законодательных документов. Формирование системы государственного регулирования предпринимательства идет по многим направлениям. Необходимо совершенствование системы правового обеспечения функционирования и развития предпринимательства. На этом этапе важно обеспечить высокое качество законодательных актов: исключить между ними противоречия, по возможности превратить их в законодательные акты прямого действия, предусмотреть механизм их реализации, гарантии прав предпринимателей, экономическую и другие стороны ответственности при их нарушении. Совершенствование финансового обеспечения и поддержки современного предпринимательства.

Такая система требует качественного  совершенствования политики налогообложения, кредитования, страхования, финансирования, амортизации и т.д.

Совершенствование системы инфраструктурного  обеспечения предпринимательства  в целом, которое подразумевает  создание фондов и центров поддержки  предпринимательства, сети по подготовке кадров, маркетинговых центров, бизнес-центров и бизнес-инкубаторов, информационную поддержку предпринимателей. Предпринимательство пользуется правительственной поддержкой во всех промышленно развитых странах. Чаще всего суть ее сводится к выработке конкретных мер по трем направлениям:Консультации (особенно на начальном этапе). В США, например, действуют региональные отделения правительственного Агентства по малому бизнесу.

Совершенствование финансовой поддержки. Оказание научно-технической или  технологической помощи маломощным в финансовом отношении предпринимательским  структурам.

Ряд экономистов считает, что к  основным трудностям, с которыми сталкивается в настоящее время предпринимательство, относятся:

- неустойчивость и незавершенность  законодательной базы деятельности  предпринимательских структур;

- жесткий налоговый прессинг  и усложненность системы налогообложения;

- нехватка первоначального капитала  и собственных оборотных средств;

- трудности с получением банковских  кредитов;

- давление криминальных структур;

- сложности с помещениями и  высокая арендная плата;

- ограниченные возможности лизинговых  услуг.

Социальная ответственность предпринимателя  сегодня не ограничивается только благотворительностью и инвестированием прибыли в  социальные проекты. От него ждут понимания  проблем и перспектив родного  края, осознания его самобытного  уклада, внесения посильного вклада в  развитие своего региона.В республиканском бюджете на 2009 год по бюджетной программе предусмотрены средства в сумме 10,0млн. тенге для субсидирования стоимости услуг по разработке, внедрению и сертификации продукции предприятий отраслей народного хозяйства. Формирование системы государственного регулирования предпринимательства идет по многим направлениям.Необходимо совершенствование системы правового обеспечения функционирования и развития предпринимательства.На этом этапе важно обеспечить высокое качество законодательных актов: исключить между ними противоречия, по возможности превратить их в законодательные акты прямого действия, предусмотреть механизм их реализации, гарантии прав предпринимателей, экономическую и другие стороны ответственности при их нарушении.Совершенствование финансового обеспечения и поддержки современного предпринимательства.Такая система требует качественного совершенствования политики налогообложения, кредитования, страхования, финансирования, амортизации и т.д. Совершенствование системы инфраструктурного обеспечения предпринимательства в целом, которое подразумевает создание фондов и центров поддержки предпринимательства, сети подготовке кадров, маркетинговых центров, бизнес-центров и бизнес-инкубаторов, информационную поддержку предпринимателей.

Заключение

 

Переход к рыночной экономике - длительный, сложный и противоречивый процесс. Мировой опыт показывает, что все  глобальные социально-экономические  реформы, связанные с коренной ломкой ранее действующей хозяйственной  системы, неизбежно сопровождаются значительным снижением уровня производства и, соответственно, потребления. Эта  закономерность требует разработки действенной и эффективной экономической  политики на основе выбора оптимального варианта стратегии и тактики  осуществления экономической реформы.

С приобретением  полного политического и экономического суверенитета перед Казахстаном  стоит сложная задача разработки самостоятельного пути экономического развития с учетом мирового опыта  и специфики республики.

Многочисленность  предпринимателей заметно активизирует в национальном хозяйстве соперничество  и конкуренцию, выступает известным  гарантом сдерживания монополистических  тенденций, инфляционных процессов, роста  безработицы. Хозяйственная маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность, - все эти черты присущи  современному предпринимательству.

Исходя  из проведенного анализа следует отметить, что в последние годы в Республике Казахстан предпринимательство получило динамичное развитие.

В настоящее  время предпринимательство в  Республике Казахстан получает развитие в разнообразных видах. Особого  внимания требует развитие внутреннего  рынка, поддержка малого и среднего предпринимательства.

Среди новых  предпринимательских структур резко  увеличилось количество акционерных  обществ, созданных в процессе реорганизации  государственных и муниципальных предприятий, инвестиционных фондов и компаний.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что отличительная черта в  развитии предпринимательства в  Республики Казахстан то, что оно  рассматривается как долговременный, один из ключевых факторов развития экономики.

Дальнейшее  развитие малого бизнеса, использование  инновационного потенциала малого предпринимательства, его стимулирование, развитие таких  форм взаимодействия, как подрядное  кооперирование, совместное производство, выполнение госзаказов, лизинг, франчайзинг и венчурное финансирование, должны обеспечить устойчивое функционирование либеральной экономической системы Республики Казахстан, главной опорой которой будет выступать сильный предпринимательский класс.

Роль  малого бизнеса велика не только количественно, но и функционально, иными словами, по тем задачам, которые он решает в экономике, а именно формирование среднего класса — главного гаранта  политической стабильности в демократическом  обществе, создание новых рабочих  мест с относительно низкими капитальными затратами, ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды.

Казахстанское предпринимательство пережило несколько  этапов своего становления. В период «золотого века» малого предпринимательства  в конце 80-х годов происходило  очень быстрое и легкое накопление капиталов, развивались производство дефицитных товаров широкого потребления  и сфера всевозможных и столь  же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, общественного  питания. В экономике Казахстана стала прослеживаться тенденция  к началу новой, рыночной концентрации и централизации капиталов, а  также самой хозяйственной деятельности.

Таким образом, многие малые предприятия появлялись на свет не в силу экономической  целесообразности, не имея какой-либо программы долговременного развития, а только из общей надежды, мечты  их организаторов на достаточно абстрактную " лучшую жизнь" (в основном в стиле привлекательных трафаретов общества свободного предпринимательства и всеобщего потребления).

За годы рыночных реформ предпринимательский  сектор занял заметное место в  обществе. Достигнута главная стратегическая цель - возможность заниматься предпринимательством стала реальной и неотъемлемой частью конституционных прав граждан республики, для чего государством созданы необходимые  условия.

До настоящего времени государственная поддержка  малого предпринимательства в Казахстане акцентировалась на предоставлении налоговых преференций и льготного  финансирования за счет государственного бюджета и велась не всегда на системных  началах. Последние же 10 лет государство  уделяет первостепенное значение развитию предпринимательства, разрабатываются  и реализуются специальные программы  по поддержке предпринимательства. Разработка экономической модели развития малого и среднего бизнеса на основе кластерно-сетевого подхода означает переход к новой стратегии государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и новой идеологии взаимоотношений государства и бизнеса.

Используя опыт развитых стран по развитию малого и среднего бизнеса, Правительство  проводит углубленную политику по реформе  финансового сектора и комплексному развитию инфраструктуры поддержки  малого предпринимательства: расширение сети центров малого бизнеса, бизнес-инкубаторов, консалтинговых, лизинговых и других фирм, создание банков данных специализирующихся на обслуживании малых предприятий.

В настоящее  время упрощен порядок регистрации  субъектов малого предпринимательства - введены типовые уставы, размер регистрационного сбора уменьшен в 4 раза; упрощена процедура сертификации продукции для субъектов малого предпринимательства; введены льготы по регистрации недвижимости и права  на землю; сокращено число контролирующих и инспектирующих государственных органов и платных услуг, осуществляемых ими; проводятся тендеры по передаче субъектам малого предпринимательства, занимающимся производственной деятельностью, неиспользуемых площадей и земель, а также объектов незавершенного строительства; введена система упрощенного бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

Таким образом, в настоящее время в области  поддержки предпринимательства  существует большое количество различных  институтов, сформированы базовые принципы, формы и механизмы поддержки.

Информация о работе Особенности организации малого, среднего и крупного бизнеса