Особенности организации малого, среднего и крупного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

В последние годы в Казахстане получило динамичное развитие предпринимательство, которое представляет собой инициативную, самостоятельную, осуществляемую от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность физических лиц, направленных на получение прибыли.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………….………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО, СРЕДНЕГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА
1.1 Сущность, функции и субъекты предпринимательства и бизнеса ………………………………………………………………………….5
1.2 Критерии для различения масштабов бизнеса…………………… 11
1.3 Отличие малого, среднего и крупного бизнеса с точки зрения системно-качественного подхода …………………………………..15
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МАЛОГО,СРЕДНЕГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА В КАЗАХСТАНЕ

2.1 Особенности развития малого, среднего и крупного бизнеса...…..………………………………………………………….19
2.2 Особенность малого и среднего бизнеса от крупного бизнеса………………………………………………………………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….….31

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 232.48 Кб (Скачать файл)

Как мы помним, предприятия среднего бизнеса «обитают» в основном в отраслях второго уровня и имеют  довольно крепкие производственные, технологические и рыночные корни. В силу того, что они ведут более  масштабные деловые операции, чем  малые компании, их свобода маневра, как и широта стратегического  выбора, относительно связанны и ограничены. Что объединяет средние предприятия  с малыми, так это отсутствие у  них предпочтительных или «самых выигрышных» стратегий.

Эффекты делового роста при грамотном  управлении здесь проявляются в  полном объеме. Но это происходит не сразу, а спустя полгода, год. Негативные последствия роста влияют на средний  бизнес не так ощутимо, как на малые  предприятия. И в целом можно  сказать, что средний бизнес по сравнению  с малыми и крупными фирмами чувствует  себя в конкурентной рыночной среде  более уверенно.

С еще большим числом проблем  сталкивается растущий крупный бизнес. Хотя финансовая, рыночная или технологическая  база у него, как правило, крепче, его свобода маневра при выборе моделей роста – минимальна.

В зависимости от типа отрасли и  от положения среди конкурентов  предприятия крупного бизнеса имеют  две или три оптимальных стратегий  роста. Например, определяя пути собственного развития на два или три года вперед, та же корпорация «Дженерал Моторс» выбирает из двух стратегий: ускоренного или плавного роста. В крайнем случае, она может остановить выбор на стратегии равновесия. Но другие типы стратегической трансформации: линия на сокращение, на ликвидацию, а также некоммерческие варианты роста «Дженерал Моторс», безусловно, отвергнет.

Табл. 2. Отличия стратегий делового роста для малого, среднего и крупного бизнеса

Проблема, однако, в том, что в  крупном бизнесе эффект роста  не всегда заметен. А негативные следствия  быстрого коммерческого развития бывают чересчур болезненны. Рост финской  корпорации «Нокиа» за последние три года (стратегия плавного роста) не укрепил ее позиции на рынке смартфонов, а скорее подорвал. А японская «Тойота» стала в 2008 году самым крупным производителем автомобилей в мире. Но это лидерство она удержать к 2011 году не смогла, хотя и пыталась расти быстро и в чем-то даже рискованно.

Для крупного бизнеса главным направлением роста является рыночная капитализация  или повышение стоимости акций  на бирже. Конечно, капитализация и  курсовая стоимость акций зависят  от физического роста крупной  фирмы. Физическое расширение тела бизнеса  обусловлено организационными, производственными  и, отчасти, ресурсными факторами: правами  на месторождения, патенты, ноу-хау, уникальный бренд.

Тем не менее, увеличение стоимости  корпоративных активов – надежный и точный показатель роста. А такое  увеличение зависит от темпа накопления, т.е. от того, в каком объеме компания производит избыточный капитал (не прибыль), годный для инвестиций. В среднем  бизнесе к нужде в капитализации  добавляется требование физического  роста как автономного критерия успешности. Но внутренний инвестиционный потенциал среднего бизнеса оценивается не столь придирчиво как аналогичный потенциал крупных корпораций. В малом бизнесе деловой рост фиксируется с помощью двухсоставного показателя: экспансии и увеличением продаж. Стремление к капитализации и биржевая переоценка активов наблюдаются тут редко.

Вытекающие из этой специфики нюансы роста суммированы в табл. 3.

Табл. 3. Особенности накопления и роста для крупного, среднего и малого бизнеса

Впрочем, разбирая нюансы применения моделей роста для предприятий  разного масштаба деятельности, не надо забывать одно существенное обстоятельство. Специфику использования стратегий  роста в малом, среднем и крупном  бизнесе надо, конечно, учитывать. Но не стоит преувеличивать их несходство этих стратегий. Методы их подбора, шлифовки и реализации для малых, средних  и крупных компаний – во многом одинаковы. Особняком, пожалуй, стоят  только микроскопические фирмы, диффузные  предприятия и мега-корпорации. Для  них и впрямь надо подбирать особые прерывистые, эклектические или  спиралеобразные модели роста с  «обратным ходом», которые мало похожи на классические стратегии развития.  

Гигантские интернет-корпорации как “Google” или “E-bay” сегодня относятся к категории крупного бизнеса. Но эта классификация опирается именно на количественные показатели бизнеса, а отнюдь не на его качественное, системно-иерархическое состояние. Конечно, вышесказанное справедливо только для существующих компаний. Когда разрабатывается стратегия делового роста для нового бизнеса, мы ориентируемся не на его фактические количественные и качественные параметры, а на желательные, показатели, обозначенные только в идеальном проекте. Тем не менее, и новая компания, не оформленная юридически, организационно и технологически может быть уверенно отнесена к одной из трех категорий бизнеса.

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МАЛОГО,СРЕДНЕГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА В КАЗАХСТАНЕ

 

2.1. Особенности развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан

 

Необходимо признать, что в условиях трансформации экономики Казахстана в период «перестройки» и реформ малый бизнес сыграл весьма важную, в определенной степени системообразующую роль в создании новой региональной и местной экономики: фактически сложившаяся территориальная специализация малого бизнеса позволила ему дополнить «большую» экономику и сформировать относительно целостную, комплексную структуру хозяйства областей, городов и сельских районов.

Малые предприятия и в целом малый бизнес заняли нишу экономической деятельности максимально ориентированную на региональные и местные потребности. Они наиболее уверенно себя чувствуют в производстве товаров и услуг, которые в советский период находились в экономической и социальной тени крупной индустрии. В регионах Казахстана малый бизнес более чем на 80% ориентирован на внутрирегиональные рынки (а в торговле и строительстве более чем на 90% — на местные, то есть на городские и районные); и даже применительно к промышленности внутрирегиональная ориентация составляет более 70%.

Наибольшее число активных предприятий  в региональном разрезе приходится на г. Алматы (29,3%), г. Астану (8,3%), а также на Восточно-Казахстанскую (8,2%), Южно-Казахстанскую (7,4%) и Алматинскую (6,6%) области. Другие регионы занимают: Акмолинская область - 8 место (5,0%) и Западно-Казахстанская – 12-14 места (2,7%)1.

По-прежнему сохраняется крайняя неравномерность в распределении зарегистрированных МП по областям и регионам Казахстана. На названные первые четыре лидирующих региона РК на 1 июля т.г. приходилось 58,7% зарегистрированных МП, 54,9% действующих и 53,2% общего числа активных Малых предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1 - Количество предприятий  малого бизнеса по регионам Республике Казахстан по состоянию на 1 июля 2008года*


 

Зарегистрировано

В т.ч. действующие

Из них активные

Занято

Реализация продукции и услуг

 

единиц

в %% к итогу

единиц

в %% к итогу по РК

в %% к зарег.

единиц

в %% к итогу по РК

в %% к зарег.

место среди регионов

тыс. чел.

в %% к итогу

млн.

тенге

в %% к итогу

Акмолинская

4525

3,3

3265

3,3

72,2

2447

5,0

54,1

8

15,8

3,2

6066,5

2,1

Актюбинская

5200

3,8

4084

4,2

78,5

1667

3,4

32,1

10

31,0

6,3

6865,7

2,3

Алматинская

5992

4,3

4349

4,5

72,6

3240

6,6

54,1

5

22,9

4,6

15699,9

5,3

Атырауская

3539

2,6

3097

3,2

87,5

1362

2,8

38,5

11

18,9

3,8

11322,6

3,8

Восточно-Казахстанская

9184

6,6

6556

6,7

71,4

4062

8,2

44,2

3

41,3

8,4

25595,0

8,7

Жамбылская

4095

3,0

2852

2,9

69,6

1147

2,3

28,0

16

15,8

3,2

4521,1

1,5

Западно-Казахстанская

2945

2,1

2501

2,6

84,9

1339

2,7

45,5

12

21,8

4,4

7189,6

2,4

Карагандинская

8935

6,5

6489

6,7

72,6

2937

5,9

32,9

6

37,8

7,7

17891,0

6,1

Костанайская

5441

3,9

4208

4,3

77,3

2229

4,5

41,0

9

24,5

5,0

15887,8

5,4

Кызылординская

2658

1,9

2231

2,3

83,9

1353

2,7

50,9

13

8,7

1,8

2903,0

1,0

Мангистауская

3761

2,7

3062

3,1

81,4

1351

2,7

35,9

14

16,4

3,3

8983,3

3,0

Павлодарская

6745

4,9

5152

5,3

76,4

2774

5,6

41,1

7

21,9

4,4

13700,2

4,6

Северо-Казахстанская

3199

2,3

2620

2,7

81,9

1241

2,5

38,8

15

22,3

4,5

9577,6

3,2

Южно-Казахстанская

12615

9,1

8393

8,6

66,5

3677

7,4

29,1

4

32,6

6,6

12455,8

4,2

г. Астана

11046

8,0

9016

9,2

81,6

4078

8,3

36,9

2

39,2

7,9

26003,5

8,8

г. Алматы

48499

35,0

29596

30,4

61,0

14476

29,3

29,8

1

123,2

24,9

111009,6

37,5

Итого по РК

138379

100,0

97471

100,0

70,4

49380

100,0

35,7

 

494,1

100,0

295672,2

100,0


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*Агентство РК по статистике Если по республике в целом к активным относится лишь 35,7% от числа зарегистрированных Малых предприятий, то в Акмолинской и Алматинской областях этот показатель составляет 54,1%, Кызылординской – 50,9%, в 4 областях этот показатель в интервале от 40 до 50%, еще в 3 областях и в г. Астане этот показатель выше среднереспубликанского уровня (от 35,9 до 38,5%), ниже среднего по стране уровня - в г. Алматы (29,8%), Жамбылской (28,0%), Южно-Казахстанской (29,1%) и Актюбинской областях (32,1%). Данный показатель вполне мог бы быть принят за критерий общего самочувствия Малого бизнеса в областях, городах Алматы и Астана и эффективности его поддержки региональными и местными властями. В качестве других критериев уровня развития МП в регионах могли бы быть выбраны: доля занятых на МП в общей численности занятых в экономике; доля МП в производстве валового регионального продукта; производство продукции (работ, услуг) на МП в расчете на душу населения. В региональном разрезе наибольший удельный вес в общем доходе от реализации продукции (товаров, услуг) в первом полугодии т.г. приходится на предприятия малого бизнеса г. Алматы (37,5%), г. Астаны – 8,8%, Восточно-Казахстанской области – 8,7%, на остальные области приходится от 2,1 до 6,1% общего объема дохода.

В таблице 2 приведены показатели дохода по регионам Казахстана.

Регионы

Области, города

Удельный вес в общем

доходе, в %

1

2

3

Центральный

Акмолинская, Карагандинская

8,1

Западный

Актюбинская, Атырауская, Западно-Казахстанская, Мангистауская

11,6

Восточный

Алматинская, Восточно-Казахстанская

14,0

Северный

Костанайская, Павлодарская, Северо-Казахстанская

13,3

Южный

Жамбылская, Кызылординская, Южно-Казахстанская

6,7

г. Астана

г. Астана

8,8

г. Алматы

г. Алматы

37,5

Итого по РК

 

100,0


 

Количество МП на 1000 жителей является общепризнанным критерием развития малого предпринимательства.

Наиболее высокая предпринимательская  активность населения отмечается в  городах Алматы (12,2 предприятия на 1000 жителей) и Астана (7,9), а также в Мангистауской (3,8) и Павлодарской (3,7) областях. Наихудшие позиции у Жамбылской (1,2 активных малых предприятия) и Южно-Казахстанской (1,7) областей. По крестьянским хозяйствам значительно опережает другие области Южно-Казахстанская область – 45,2 действующих крестьянских хозяйства на 1000 жителей сельской местности. Относительно хорошие показатели у Алматинской (28,6), Восточно-Казахстанской (22,7) и Карагандинской областей (21 хозяйство). Отстают по данному показателю Кызылординская (3,0), Мангистауская (4,1), Атырауская (6,1) и Акмолинская (7,1), присреднереспубликанском уровне 21,8 действующих крестьянских хозяйства на 1000 сельских жителей .

Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, а также некоторых  восточноевропейских стран с  переходной экономикой, развитие малого предпринимательства способствует решению ряда важных для поступательного  социально-экономического развития страны задач, таких, как демонополизация, формирование рыночной структуры экономики и конкурентной среды; насыщение рынка товарами и услугами; занятость и самозанятость; экономический рост и увеличение налоговых поступлений (при стабильной налоговой системе); формирование среднего класса; укрепление деловой этики, в том числе и налоговой дисциплины. Именно такие конечные цели изначально ставились при выработке государственного подхода в отношении поддержки развития малого бизнеса в Казахстане. Однако, как показывают результаты выше проведенного анализа, сегодня малый бизнес обрел именно те размеры, которые ему позволяет достичь современная структура экономики и иные сложившиеся по итогам ре форм экономические реальности, а его подъем на уровень выше этой «планки» может быть достигнут в дальнейшем только посредством кардинальных социально-экономических изменений и сменой самой парадигмы развития страны. В связи с этим с большой долей уверенности можно утверждать, что заметный рост показателей малого бизнеса, достигнув определенных значений, замедлится, если не будут сняты ограничители его развития. Поэтому задача развития данного сектора по-прежнему должна оставаться одним из приоритетов экономической политики государства и ее решение невозможно в разрыве от других направлений реформирования экономики и без координации усилий республиканских, региональных и местных властей.

2.2 Особенность малого и среднего  бизнеса от крупного бизнеса

Информация о работе Особенности организации малого, среднего и крупного бизнеса