Особенности организации сестринской деятельности в стоматологической поликлиники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Медицинским сестрам отводится одна из ведущих ролей в решении задач медико-социальной помощи населению и повышении качества и эффективности медицинских услуг сестринского персонала в ЛПУ. Функции медицинской сестры разнообразны, и ее деятельность касается не только диагностического и лечебного процесса, но и ухода за пациентами с целью полной реабилитации больного. Сестринское дело – неотъемлемая составная часть системы здравоохранения. Оно является многогранной медико-санитарной дисциплиной и имеет медико-социальное значение, поскольку призвано поддерживать и охранять здоровье населения.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1
Теоретические основы организации работы сестринского персонала стоматологической поликлиники 6
1.1 Повышение квалификации и аттестация сестринского персонала 8
1.2 Штатное расписание стоматологической поликлиники 11
1.3 Должностная инструкция медсестры стоматологического кабинета 12
1.4 Медицинская документация, заполняемая медицинской сестрой 20
1.5 Организация рабочего места медсестры 21
1.6 Планирование рабочего времени медсестры 22
Глава 2.
Практическое исследование работы сестринского персонала стоматологической поликлиники 23
2.1 Анализ анкетирования медицинских сестер стоматологической поликлиники 25
2.2 Фотография рабочего времени медицинских сестер стоматологической поликлиники 28
2.3 Разработка рекомендаций по улучшению организации работы сестринского персонала 29
Заключение 31
Список литературы 32
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая по менеджменту исправленная.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВА  ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ИНСТИТУТ СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра сестринского дела

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине «Менеджмент в сестринском  деле»

на тему:   Особенности  организации сестринской деятельности в стоматологической   поликлиники

 

 

Работу выполнила:

студентка гр. 55 ИСО

Шайхулина  Гульнара  Махмутовна

Работу проверила:

профессор, д.м.н.

Лариса Аркадьевна Карасева

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Самара,2013

Оглавление

 

   

Стр.

 

Введение

3

Глава 1

Теоретические основы организации  работы сестринского персонала стоматологической  поликлиники

6

1.1

Повышение квалификации и аттестация сестринского персонала

8

1.2

Штатное расписание стоматологической  поликлиники

11

1.3

Должностная инструкция медсестры стоматологического  кабинета

12

1.4

Медицинская документация, заполняемая  медицинской сестрой

20

1.5

Организация рабочего места медсестры

21

1.6

Планирование  рабочего времени  медсестры

22

Глава 2.

Практическое  исследование работы сестринского персонала  стоматологической  поликлиники

23

2.1

Анализ анкетирования   медицинских сестер стоматологической  поликлиники

25

2.2

Фотография  рабочего  времени    медицинских  сестер  стоматологической   поликлиники

28

2.3

Разработка  рекомендаций по улучшению организации  работы сестринского персонала

29 

 

Заключение

  31

 

Список литературы

  32

 

Приложения

 

                                                              

                                               ВВЕДЕНИЕ

Медицинским сестрам  отводится одна из ведущих ролей  в решении задач медико-социальной помощи населению и повышении  качества и эффективности медицинских услуг сестринского персонала в ЛПУ. Функции медицинской сестры разнообразны, и ее деятельность касается не только диагностического и лечебного процесса, но и ухода за пациентами с целью полной реабилитации больного. Сестринское дело – неотъемлемая составная часть системы здравоохранения. Оно является многогранной медико-санитарной дисциплиной и имеет медико-социальное значение, поскольку призвано поддерживать и охранять здоровье населения.

Сестринское дело - это  социально-трудовой процесс, направленный на медицинско-компетентное выявление проблем человека (пациента), связанных с квалифицированной помощью и социальной поддержкой общего состояния здоровья. Разумеется, конечная цель сестринского дела - помощь больному. В тоже время главный реализатор этого социально-трудового процесса - медицинская сестра.

Особая роль сестринского персонала в условиях первичной  медико-санитарной помощи и семейной медицины заключается в использовании  современных технологий профилактики, в том числе по формированию медицинской активности населения.

Возрастает роль сестринского персонала в санитарном просвещении  населения по таким его важнейшим  направлениям, как формирование здорового  образа жизни, профилактика заболеваний, отравлений и несчастных случаев. В свете современных требований большее внимание отводится первичному звену медицинской помощи, ранней диагностике и, самое главное, профилактике заболеваний и осложнений, которые невозможны без активного использования сестринского персонала, их знаний и умений по уходу за пациентами, по выполнению технологий и манипуляций, работе с родственниками и самими пациентами по обучению навыкам выполнения простейших манипуляций, грамотному оказанию неотложной  доврачебной  помощи  и  т.п.

Основным принципом организации работы поликлиники является участковый принцип оказания медицинской помощи, который заключается в том, что территория, обслуживаемая поликлиникой, делится на территориальные участки. К каждому участку прикрепляются определенный врач-стоматолог и медицинская сестра, которые призваны оказывать лечебно-профилактическую помощь жителям своего участка. Соблюдение участкового принципа повышает ответственность врача и медсестры за судьбу больных и, в конечном счете, определяет эффективность работы поликлиники. В современных условиях ежегодной диспансеризации всего  населения вопросы организации работы поликлиники по участковому принципу приобрели особую актуальность.

В настоящее время  приоритетной задачей для здравоохранения  является повышение качества медицинской помощи. Реформирование сестринской службы, прежде всего, ставит своей задачей повышение качества оказания сестринской помощи населению. Безусловным резервом повышения качества медицинских услуг населению является правильная организация работы медицинских специалистов среднего звена: рациональная расстановка кадров, перераспределение функций между средним и младшим медицинским персоналом, планирование работы, снижение непроизводственных затрат рабочего времени и так далее. Основная роль в решении этих задач отводится руководителям сестринских служб - главной медицинской сестре. Управление сестринским персоналом - это целенаправленная деятельность руководителей организаций здравоохранения и их подразделений, использующих различные механизмы управления и каналы связи для обеспечения слаженной квалифицированной работы сестринского персонала по оказанию помощи пациентам в необходимом объеме и соответствующего качества.

Современное развитие общества показывает, что успешная деятельность  учреждения во многом зависит от грамотной организации работы. Если правильно не организовать работу сестринского персонала, то это приведет к потерям рабочего времени, лишнему перенапряжению и, в конечном счете, скажется на качестве обслуживания.

Цель работы – анализ теоретических и практических аспектов организации работы медицинских сестер стоматологической поликлиники и разработка рекомендаций по улучшению организации работы медицинских сестер.

Задачи исследования:

1.Рассмотреть нормативно-правовые  документы, характеризующие деятельность медицинских сестер стоматологической   поликлиники.

2.Произвести хронометраж  рабочего времени медицинских  сестер стоматологической  поликлиники  для измерения количественных  показателей фактической деятельности.

3.Провести анкетирование медицинских сестер лечебного отделения об организации работы  стоматологической  поликлиники.

4.На основе полученных  данных проанализировать фактическую  деятельность медицинских сестер  лечебного  отделения. 

5. Разработать рекомендации  по улучшению организации работы лечебного   отделения.

Методы исследования:

1) анкетирование;

2) хронометраж;

3) наблюдение.

Объект исследования – медицинские сестры терапевтического отделения стоматологической поликлиники.

Предмет исследования –  фактическая деятельность медицинских сестер лечебного  отделения   МБУЗ « Бугурусланской  стоматологической  поликлиники»

База исследования –  лечебное  отделение  МБУЗ «Бугурусланской  стоматологической  поликлиники»

Глава 1. Теоретические  основы организации работы сестринского персонала лечебного  отделения   МБУЗ «Бугурусланской  стоматологической  поликлиники».

Поликлиника оказывает :

бесплатную медицинскую  помощь по программе обязательного  медицинского страхования ;

платные медицинские  услуги:

терапевтическая;

хирургическая;

ортопедическая;

парадонтологическая;                                                                                                                   

ортодонтическая;

профилактическая;

услуги по договорам  с корпоративными клиентами.

     Профилактическая работа  стоматолога  заключается в систематическом посещение   раз  в  полгода    кабинета  стоматолога; организации рационального   питания ; проведении мероприятий по профилактике кариеса, пародонтоза, периодонтита и другой патологии,  проведении санпросвет работы. Стоматологическая   медсестра, являясь первым помощником врача, проводит запись  на  прием, готовит  рабочее  место; заполняет  соответствующую  документацию; помогает врачу на приеме. Для усиления профилактической работы в поликлинике создан профилактический  кабинет. Оказание лечебно-профилактической помощи предусмотрено непосредственно в поликлинике, на дому, в дошкольных учреждениях и школах. Работа стоматологической  поликлиники построена по участковому принципу. В стоматологической  поликлинике имеются хирург, детский – стоматолог, пародонтолог, зубные врачи ,ортопед-стоматолог, зубные   техники. Лечебная помощь заболевшим пациентам осуществляется путем обслуживания на дому по вызовам, приемов в поликлинике, наблюдения врачом и медсестрой больного пациента в поликлинике, организации необходимых  лечебных мероприятий, консультаций, обследования и лечения специалистами, направления пациента при показаниях на стационарное  лечение. Стоматологическая   медсестра  выполняет врачебные назначения и процедуры в поликлинике, контролирует соблюдение  режима и правил ухода за полостью  рта. В поликлинике проводится восстановительное лечение пациентов с заболеваниями пародонта, после пломбировочной  боли, при заболеваниях  челюстно-лицевой  хирургии, создан  кабинет восстановительного  лечения. Лечебно-профилактическая помощь пациентам

в организованных коллективах (дошкольных учреждениях  и школах) оказывают зубные  врачи  дошкольно-школьного отделения поликлиники, которые обеспечивают контроль за санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим режимами, питанием, физическим и трудовым воспитанием; участвуют в плановой диспансеризации детей, организуют нуждающимся детям оздоровительные мероприятия в условиях школы, дошкольного учреждения, поликлиники; осуществляют санитарное просвещение детей, родителей, персонала учреждений, проводят работу по гигиеническому воспитанию детей. Наряду с лечебно-профилактической работой стоматологическая  поликлиника    берет на себя   защиту прав пациентов, предусмотренных соответствующими законодательными актами, проводит работу с неблагополучными семьями, ведет правовую пропаганду среди населения.

Стоматологическая  поликлиника должна иметь кабинеты врачей - стоматологов и других специалистов, лечебно-диагностические кабинеты, регистратуру и другие помещения. В современных типовых проектах стоматологических поликлиник предусматривается специальный блок для отделения восстановительного лечения. Во многих поликлиниках выделяются блоки для профилактического отделения.

1.1 Повышение  квалификации и аттестация сестринского  персонала

Профессиональное  образование и развитие оказывают  огромное влияние на формирование моделей  специалиста сестринского дела любого уровня, качества его трудовой жизни  и на результаты оценки его трудовой деятельности. Последипломное образование является важным фактором, который позволяет медицинской сестре поддерживать необходимый уровень профессиональной компетенции в течение всей ее трудовой деятельности.  Медсестра поликлиники должна иметь высокую профессиональную подготовку и являться специалистом широкого профиля, владеть навыками работы в различных профильных кабинетах, имеющих свою специфику и объём манипуляций.

Исключительная  роль последипломного обучения в  системе непрерывного образования обусловлена прежде всего тем, что оно ответственно за обновление и обогащение интеллектуального потенциала общества в лице специалистов с высшим и средним специальным образованием. Их социальную защищенность нужно обеспечивать не только с помощью экономических мер, но и через образование, роль которого неизмеримо возрастает. Система последипломного образования призвана в короткие сроки повысить квалификацию и осуществить переподготовку специалистов.

Повышение квалификации среднего медицинского персонала регламентируется  Приказом Министерства здравоохранения от 5 июня 1998 г. N 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» (в редакции Приказов Минздрава РФ от 04.04.2003 N 143, от 26.05.2003 N 222, от 05.08.2003 N 332).

Информация о работе Особенности организации сестринской деятельности в стоматологической поликлиники