Особенности организации управления в ФПГ в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 10:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление основных этапов формирования финансово-промышленных групп и их роли в процессах структурной трансформации российской экономики.
В соответствии с указанной целью в работе решаются следующие задачи:
- раскрыть понятие «финансово-промышленная группа», состав ее участников, выявить основные признаки классификации российских финансово-промышленных групп;
- определить основные причины формирования финансово-промышленных групп в России, а также основные принципы их функционирования;

Содержание работы

Введение
Понятие финансово-промышленной группы (ФПГ) и методологические аспекты формирования ФПГ в российской экономике 5
Основные причины формирования финансово-промышленных групп в российской экономике 9
Основные принципы функционирования ФПГ 12
Участники финансово-промышленной группы 16
Роль банков в деятельности финансово-промышленных групп 18
Классификация финансово-промышленных групп 20
Основные этапы развития финансово-промышленных групп в России 23
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Менеджмент ФПГ курсовая работа.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

- банковские, сформированные  вокруг банка или банковского  холдинга (12% от общего количества  ФПГ) [12];

- торговые, сформированные  вокруг крупной торговой компании (1% от общего количества ФПГ);

- страховые, сформированные  вокруг страховой компании или  группы страховых компаний (1% от  общего количества ФПГ).

4. По территориальному  признаку и масштабу деятельности:

- региональные – представляют  собой диверсифицированные объединения технологически связанных предприятий (43 % от общего числа ФПГ в России) [12];

- межрегиональные (общенациональные) – 45 % от общего количества ФПГ [12];

- транснациональные (международные) – около 12 % от общего числа  российских ФПГ [12].

5. По признаку легитимности:

- формальные (официально  зарегистрированные);

- неформальные (не имеющие  официального статуса).

6. К количественным  характеристикам, используемым при  классификации зарегистрированных  ФПГ, относятся:

- объем производственной  деятельности (крупные, средние и малые);

- число участников группы;

- среднесписочная численность  работающих;

- количество отраслей  деятельности.

При создании ФПГ возрастает не только возможность взаимной помощи входящих в нее предприятий, но и возможность существенного расширения поля деятельности, что служит основой для увеличения первоначального капитала. За счет ФПГ может быть создана мощная материально-финансовая и научная база не только для выживания предприятий в условиях становления рынка, но и для дальнейшего их развития. В современных экономических условиях отдельные предприятия не в состоянии обновлять свои постоянно устаревающие производственные фонды, а объединяясь в интегрированные структуры, они получают такую возможность. Существенно расширяются также возможности производства, реализации продукции, поддержания и ускорения научно-технического развития предприятий.

Важными целями создания ФПГ являются:

- управление и контроль  над финансовыми потоками;

- получение мощных источников  расширенного воспроизводства;

- повышение эффективности  собственного производства.

Вертикальная интеграция объединяет предприятия, связанные по технологической цепочке и относящиеся к различным отраслям. В таких ФПГ можно не только ускорить внедрение наукоемкой продукции, но и повысить технологический уровень предприятий -производителей комплектующих и запасных частей, - так как группа включает в себя и эти предприятия. Кроме того, в данном случае возможны технологический обмен между предприятиями, который будет препятствовать сбоям в поставках комплектующих изделий, а также определенная конкуренция между такими предприятиями, что будет способствовать ускорению создания наукоемкой продукции и повышению ее качества.

При сочетании горизонтальной и вертикальной интеграции обычно решаются задачи обеспечения инновационного цикла создания сложного наукоемкого изделия или их совокупности и опять же укрепления позиций входящих в нее предприятий на внешнем рынке.

Рассмотрев классификацию и состав участников российских финансовых групп, необходимо перейти к анализу основных этапов эволюции российских ФПГ. На разных этапах развития российской экономики изменялась как структура, так и роль финансово-промышленных групп в трансформирующейся экономике России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные этапы развития финансово-промышленных групп в России

 

Критерием разделения на этапы процесса эволюции финансово-промышленных групп в России можно считать качество трансформационных процессов в российской экономике, определявших основные направления развития интеграционных процессов между хозяйствующими субъектами.

По данному принципу считаем логичным выделение 4 этапов эволюции ФПГ (см. табл.1).

 

 

Табл. 1. Этапы развития российских финансово-промышленных групп

Период

Цели экономической политики

Цели государства в отношении бизнеса

Характер участия ФПГ в трансформационных процессах

Конец 1980-1993 г.

Появление частной собственности, распад СССР

Запуск рыночных механизмов

Реорганизация на основе частной собственности

Производственные комплексы части предприятий сохраняются, расширяются возможности менеджмента госпредприятий. Многие предприятия распадаются и банкротятся

1994-1998 г. приватизация

Структурная трансформация

Реструктуризация силами самих предприятий, адресная поддержка ФПГ

Рост числа ФПГ, их участие в формировании региональных и федеральных элит, приведение структуры промышленности в соответствие со спросом

1998-2001 гг. выход из кризиса, стабилизация

Системная промышленная политика де-факто отсутствует

Адаптация предприятий в условиях кризиса

2001 – по настоящее время

Структурная трансформация и модернизация

Частно-государственное партнерство, помощь ФПГ, пострадавшим от кризиса 2008 – 2009гг.

Формирование «точек роста» экономики


 

Первый этап – период с конца 1980-х и начала развития частного бизнеса до 1993 г., когда начал формироваться рынок ценных бумаг и условия первоначального накопления капитала, а также был подписан Указ и положение о финансово-промышленных группах. В наследство от существовавшей в СССР системы государственного управления производством России достались промышленные гиганты как в обрабатывающей, так и в добывающей промышленности. Однако с распадом СССР было разрушено большинство кооперационных связей предприятий на территории России с предприятиями СНГ и стран бывшего Варшавского договора. Российский рынок был открыт для импортных товаров. Многие предприятия не выдерживают конкуренции и уходят с рынка. Одновременно действуют два процесса – распад единых производственных комплексов, остановка производства, с одной стороны; реструктуризация, укрепление части предприятий и превращение их в финансово-промышленные группы, с другой.

Следует отметить, что наиболее конкурентоспособными оказались предприятия добывающей промышленности, которые могли действовать на технологической базе, созданной в СССР, на старых месторождениях, и экспортировать сырье при минимальных вложениях в обновление фондов и разведку месторождений. Предприятия обрабатывающей промышленности не выдерживали конкуренции с импортом, а их собственники зачастую не были заинтересованы в сохранении и развитии производства.

Второй этап развития ФПГ: с 1994 по 1998 гг. Этот период в российской экономике был отмечен широкомасштабной приватизацией. В результате приватизации многие государственные предприятия были проданы по неадекватно низким ценам, что создало условия для приобретения небольшим кругом лиц крупнейших предприятий, построенных еще в советские годы. Сосредоточение контрольных пакетов акций в одних руках создало предпосылки для создания и развития финансово-промышленных групп. Большинство интеграционных объединений сложилось в добывающей отрасли. Часть хозяйствующих субъектов в результате приватизации сформировали ФПГ, в то время как значительная доля предприятий приватизировалась по особым схемам (нефтяная промышленность) либо прибегала к формированию холдингов. Система отношений банков и промышленности стала новым закономерным этапом рекомбинации собственности.

В сфере регулирования финансово-промышленной интеграции в это время действовало «Положение о финансово-промышленных группах» (Указ Президента РФ от 05.12.1993 г.), на смену которому пришел Закон «О ФПГ», принятый в 1995 г.

Положение о ФПГ появляется в разгар чековой приватизации и несет на себе отпечаток двух целей: с одной стороны, не допустить развала промышленности в условиях распыления прав собственности, с другой стороны – не допустить усиления монополизации промышленности. Политика государства была направлена на ограничение сращивания банковского и промышленного капитала. Это отразилось в широком спектре ограничений, установленных для групп, создаваемых в добровольном порядке: участие банков в уставном капитале участников не должно было превышать 10%; доля государственной собственности в капитале участников не могла быть выше 25%; количество занятых на предприятиях группы ограничивалось 25 000 чел.; запрещалось перекрестное владение акциями.

В Законе «О ФПГ» был предложен способ, при котором ФПГ должны были создаваться в индивидуальном порядке либо при поддержке государства, либо самостоятельно. Были сняты перечисленные выше количественные ограничения, установленные предыдущим Указом Президента. Закон вступил в силу за несколько месяцев до президентских выборов 1996 г. Либерализация института ФПГ, предложенная законом, была продиктована как объективными условиями (отсутствием серьезной динамики в формировании групп), так и чисто политическими мотивами (необходимостью получения Б. Ельциным поддержки на выборах 1996 г. в промышленных кругах).

 

Табл.2. Показатели участия ФПГ в экономике России в 1993 – 2002гг.[30]

Показатель

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

Количество ФПГ

1

7

28

46

72

77

77

86

89

88

Общее число предприятий, входящих в ФПГ

19

107

448

711

1121

1200

1232

1410

1491

1500

Доля выпуска продукции, % ВВП

0,3

1,4

6,2

8,1

9,2

9,2

12,9

6,3

10

15

Доля занятых в %

0,1

0,5

2,4

3,7

4,5

4,7

6,8

8,9

9,0

9,0


 

Как видно в табл. 2, рост числа финансово-промышленных групп начался в России после 1995 г., однако уже в 1997 г. отмечается существенное его замедление. Одной из причин этого можно считать изменение в отношениях власти и бизнеса. В целом, ФПГ периода 1993 – 2000 гг. вызывают стойкие ассоциации с олигархией, приводящие к сращиванию этих понятий. Финансово-промышленные группы развивались совместно и при активном участии российской олигархии, и на их развитие в этот период оказали значительное влияние взаимоотношения олигархов и Правительства РФ. Однако многие льготы, провозглашенные в Законе и иных актах о ФПГ, так и остались на бумаге. В экономической политике проблемы интегрированного бизнеса учитывались не в полной мере (например, не получил развитие принцип консолидированного учета).

Третий этап развития российских ФПГ: с 1998 по 2000 гг. Данный период связан с преодолением экономического кризиса. В первый послекризисный год в сфере официальных ФПГ наблюдалась положительная динамика (табл.2) – при почти неизменном количестве групп доля выпуска выросла на 3,7 процентных пунктов, а доля занятых – на 2,1. В условиях банкротства ряда хозяйствующих субъектов и роста безработицы ФПГ выполнили свою адаптационную функцию, упрочив свои позиции в национальной экономике. Социальная функция финансово-промышленных групп на этом этапе заключалась в сохранении производственного процесса и рабочих коллективов в условиях инфляции и взаимных неплатежей.

Четвертый этап в эволюции ФПГ (2000 – 2010 гг) характеризуется как период изменения приоритетов в отношениях власти и крупного бизнеса. Как отмечает Я. Паппэ [28], «для ельцинской элиты крупный бизнес – ее порождение, социальная опора и конкурент за влияние и ресурсы», а новая элита воспринимает крупный бизнес более «инструментально». Формируются новые механизмы взаимодействия власти и бизнеса – например, механизм регулярных консультаций, признание Российского союза промышленников и предпринимателей выразителем интересов предпринимательского сообщества.

В период 2000 – 2003 более 20 ФПГ утратили свой статус. Причины отказа от перерегистрации заключались, как правило, в завершении групповых проектов.

Начиная с 2001 г., в связи с развитием фондового рынка и усилением тенденции формирования государственного капитализма доминирующим механизмом интеграции становятся формальные отношения собственности и консолидации бизнесом своих активов. Формализация механизмов корпоративного контроля затронула и участников ФПГ, которые до недавнего времени рассматривали показатели ежегодной отчетности, курса акций, размера уставного капитала как второстепенные. Разрешение проблем неудовлетворительного инфорсмента и рассогласования формальных прав собственности и реального влияния на решения в бизнес-группах становится выгодным не только государству, но и самим интеграционным образованиям, получающим широкий доступ к легальным механизмам защиты.

Подводя итог рассмотрения основных этапов институциональных изменений в сфере финансово-промышленной интеграции, необходимо отметить следующую корреляцию между причинами формирования ФПГ и этапами их развития. На первом и четвертом этапах преимущественно действовала совокупность причин, отнесенных нами к категории общих. На первом этапе это происходило в силу отсутствия специального регулирования, и экономические субъекты российской экономики интегрировались исходя исключительно из индивидуальной мотивации к объединению. На начальном этапе (до 1995 г.) изменения в сфере ФПГ были политически мотивированы, но эффективных способов формирования спроса на такую форму интеграции государство не предложило.

Информация о работе Особенности организации управления в ФПГ в современных условиях