Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 10:40, курсовая работа
Целью данной работы является выявление основных этапов формирования финансово-промышленных групп и их роли в процессах структурной трансформации российской экономики.
В соответствии с указанной целью в работе решаются следующие задачи:
- раскрыть понятие «финансово-промышленная группа», состав ее участников, выявить основные признаки классификации российских финансово-промышленных групп;
- определить основные причины формирования финансово-промышленных групп в России, а также основные принципы их функционирования;
Введение
Понятие финансово-промышленной группы (ФПГ) и методологические аспекты формирования ФПГ в российской экономике 5
Основные причины формирования финансово-промышленных групп в российской экономике 9
Основные принципы функционирования ФПГ 12
Участники финансово-промышленной группы 16
Роль банков в деятельности финансово-промышленных групп 18
Классификация финансово-промышленных групп 20
Основные этапы развития финансово-промышленных групп в России 23
Заключение
Список литературы
- банковские, сформированные вокруг банка или банковского холдинга (12% от общего количества ФПГ) [12];
- торговые, сформированные
вокруг крупной торговой
- страховые, сформированные вокруг страховой компании или группы страховых компаний (1% от общего количества ФПГ).
4. По территориальному
признаку и масштабу
- региональные – представляют
собой диверсифицированные объе
- межрегиональные (общенациональные) – 45 % от общего количества ФПГ [12];
- транснациональные (международные) – около 12 % от общего числа российских ФПГ [12].
5. По признаку легитимности:
- формальные (официально зарегистрированные);
- неформальные (не имеющие официального статуса).
6. К количественным
характеристикам, используемым при
классификации
- объем производственной деятельности (крупные, средние и малые);
- число участников группы;
- среднесписочная численность работающих;
- количество отраслей деятельности.
При создании ФПГ возрастает не только возможность взаимной помощи входящих в нее предприятий, но и возможность существенного расширения поля деятельности, что служит основой для увеличения первоначального капитала. За счет ФПГ может быть создана мощная материально-финансовая и научная база не только для выживания предприятий в условиях становления рынка, но и для дальнейшего их развития. В современных экономических условиях отдельные предприятия не в состоянии обновлять свои постоянно устаревающие производственные фонды, а объединяясь в интегрированные структуры, они получают такую возможность. Существенно расширяются также возможности производства, реализации продукции, поддержания и ускорения научно-технического развития предприятий.
Важными целями создания ФПГ являются:
- управление и контроль над финансовыми потоками;
- получение мощных источников расширенного воспроизводства;
- повышение эффективности собственного производства.
Вертикальная интеграция объединяет предприятия, связанные по технологической цепочке и относящиеся к различным отраслям. В таких ФПГ можно не только ускорить внедрение наукоемкой продукции, но и повысить технологический уровень предприятий -производителей комплектующих и запасных частей, - так как группа включает в себя и эти предприятия. Кроме того, в данном случае возможны технологический обмен между предприятиями, который будет препятствовать сбоям в поставках комплектующих изделий, а также определенная конкуренция между такими предприятиями, что будет способствовать ускорению создания наукоемкой продукции и повышению ее качества.
При сочетании горизонтальной и вертикальной интеграции обычно решаются задачи обеспечения инновационного цикла создания сложного наукоемкого изделия или их совокупности и опять же укрепления позиций входящих в нее предприятий на внешнем рынке.
Рассмотрев классификацию и состав участников российских финансовых групп, необходимо перейти к анализу основных этапов эволюции российских ФПГ. На разных этапах развития российской экономики изменялась как структура, так и роль финансово-промышленных групп в трансформирующейся экономике России.
Основные этапы развития финансово-промышленных групп в России
Критерием разделения на этапы процесса эволюции финансово-промышленных групп в России можно считать качество трансформационных процессов в российской экономике, определявших основные направления развития интеграционных процессов между хозяйствующими субъектами.
По данному принципу считаем логичным выделение 4 этапов эволюции ФПГ (см. табл.1).
Табл. 1. Этапы развития российских финансово-промышленных групп
Период |
Цели экономической политики |
Цели государства в отношении бизнеса |
Характер участия ФПГ в трансформационных процессах |
Конец 1980-1993 г. Появление частной собственности, распад СССР |
Запуск рыночных механизмов |
Реорганизация на основе частной собственности |
Производственные комплексы части предприятий сохраняются, расширяются возможности менеджмента госпредприятий. Многие предприятия распадаются и банкротятся |
1994-1998 г. приватизация |
Структурная трансформация |
Реструктуризация силами самих предприятий, адресная поддержка ФПГ |
Рост числа ФПГ, их участие в формировании региональных и федеральных элит, приведение структуры промышленности в соответствие со спросом |
1998-2001 гг. выход из кризиса, стабилизация |
Системная промышленная политика де-факто отсутствует |
Адаптация предприятий в условиях кризиса | |
2001 – по настоящее время |
Структурная трансформация и модернизация |
Частно-государственное партнерство, помощь ФПГ, пострадавшим от кризиса 2008 – 2009гг. |
Формирование «точек роста» экономики |
Первый этап – период с конца 1980-х и начала развития частного бизнеса до 1993 г., когда начал формироваться рынок ценных бумаг и условия первоначального накопления капитала, а также был подписан Указ и положение о финансово-промышленных группах. В наследство от существовавшей в СССР системы государственного управления производством России достались промышленные гиганты как в обрабатывающей, так и в добывающей промышленности. Однако с распадом СССР было разрушено большинство кооперационных связей предприятий на территории России с предприятиями СНГ и стран бывшего Варшавского договора. Российский рынок был открыт для импортных товаров. Многие предприятия не выдерживают конкуренции и уходят с рынка. Одновременно действуют два процесса – распад единых производственных комплексов, остановка производства, с одной стороны; реструктуризация, укрепление части предприятий и превращение их в финансово-промышленные группы, с другой.
Следует отметить, что наиболее конкурентоспособными оказались предприятия добывающей промышленности, которые могли действовать на технологической базе, созданной в СССР, на старых месторождениях, и экспортировать сырье при минимальных вложениях в обновление фондов и разведку месторождений. Предприятия обрабатывающей промышленности не выдерживали конкуренции с импортом, а их собственники зачастую не были заинтересованы в сохранении и развитии производства.
Второй этап развития ФПГ: с 1994 по 1998 гг. Этот период в российской экономике был отмечен широкомасштабной приватизацией. В результате приватизации многие государственные предприятия были проданы по неадекватно низким ценам, что создало условия для приобретения небольшим кругом лиц крупнейших предприятий, построенных еще в советские годы. Сосредоточение контрольных пакетов акций в одних руках создало предпосылки для создания и развития финансово-промышленных групп. Большинство интеграционных объединений сложилось в добывающей отрасли. Часть хозяйствующих субъектов в результате приватизации сформировали ФПГ, в то время как значительная доля предприятий приватизировалась по особым схемам (нефтяная промышленность) либо прибегала к формированию холдингов. Система отношений банков и промышленности стала новым закономерным этапом рекомбинации собственности.
В сфере регулирования финансово-промышленной интеграции в это время действовало «Положение о финансово-промышленных группах» (Указ Президента РФ от 05.12.1993 г.), на смену которому пришел Закон «О ФПГ», принятый в 1995 г.
Положение о ФПГ появляется в разгар чековой приватизации и несет на себе отпечаток двух целей: с одной стороны, не допустить развала промышленности в условиях распыления прав собственности, с другой стороны – не допустить усиления монополизации промышленности. Политика государства была направлена на ограничение сращивания банковского и промышленного капитала. Это отразилось в широком спектре ограничений, установленных для групп, создаваемых в добровольном порядке: участие банков в уставном капитале участников не должно было превышать 10%; доля государственной собственности в капитале участников не могла быть выше 25%; количество занятых на предприятиях группы ограничивалось 25 000 чел.; запрещалось перекрестное владение акциями.
В Законе «О ФПГ» был предложен способ, при котором ФПГ должны были создаваться в индивидуальном порядке либо при поддержке государства, либо самостоятельно. Были сняты перечисленные выше количественные ограничения, установленные предыдущим Указом Президента. Закон вступил в силу за несколько месяцев до президентских выборов 1996 г. Либерализация института ФПГ, предложенная законом, была продиктована как объективными условиями (отсутствием серьезной динамики в формировании групп), так и чисто политическими мотивами (необходимостью получения Б. Ельциным поддержки на выборах 1996 г. в промышленных кругах).
Табл.2. Показатели участия ФПГ в экономике России в 1993 – 2002гг.[30]
Показатель |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
Количество ФПГ |
1 |
7 |
28 |
46 |
72 |
77 |
77 |
86 |
89 |
88 |
Общее число предприятий, входящих в ФПГ |
19 |
107 |
448 |
711 |
1121 |
1200 |
1232 |
1410 |
1491 |
1500 |
Доля выпуска продукции, % ВВП |
0,3 |
1,4 |
6,2 |
8,1 |
9,2 |
9,2 |
12,9 |
6,3 |
10 |
15 |
Доля занятых в % |
0,1 |
0,5 |
2,4 |
3,7 |
4,5 |
4,7 |
6,8 |
8,9 |
9,0 |
9,0 |
Как видно в табл. 2, рост числа финансово-промышленных групп начался в России после 1995 г., однако уже в 1997 г. отмечается существенное его замедление. Одной из причин этого можно считать изменение в отношениях власти и бизнеса. В целом, ФПГ периода 1993 – 2000 гг. вызывают стойкие ассоциации с олигархией, приводящие к сращиванию этих понятий. Финансово-промышленные группы развивались совместно и при активном участии российской олигархии, и на их развитие в этот период оказали значительное влияние взаимоотношения олигархов и Правительства РФ. Однако многие льготы, провозглашенные в Законе и иных актах о ФПГ, так и остались на бумаге. В экономической политике проблемы интегрированного бизнеса учитывались не в полной мере (например, не получил развитие принцип консолидированного учета).
Третий этап развития российских ФПГ: с 1998 по 2000 гг. Данный период связан с преодолением экономического кризиса. В первый послекризисный год в сфере официальных ФПГ наблюдалась положительная динамика (табл.2) – при почти неизменном количестве групп доля выпуска выросла на 3,7 процентных пунктов, а доля занятых – на 2,1. В условиях банкротства ряда хозяйствующих субъектов и роста безработицы ФПГ выполнили свою адаптационную функцию, упрочив свои позиции в национальной экономике. Социальная функция финансово-промышленных групп на этом этапе заключалась в сохранении производственного процесса и рабочих коллективов в условиях инфляции и взаимных неплатежей.
Четвертый этап в эволюции ФПГ (2000 – 2010 гг) характеризуется как период изменения приоритетов в отношениях власти и крупного бизнеса. Как отмечает Я. Паппэ [28], «для ельцинской элиты крупный бизнес – ее порождение, социальная опора и конкурент за влияние и ресурсы», а новая элита воспринимает крупный бизнес более «инструментально». Формируются новые механизмы взаимодействия власти и бизнеса – например, механизм регулярных консультаций, признание Российского союза промышленников и предпринимателей выразителем интересов предпринимательского сообщества.
В период 2000 – 2003 более 20 ФПГ утратили свой статус. Причины отказа от перерегистрации заключались, как правило, в завершении групповых проектов.
Начиная с 2001 г., в связи с развитием фондового рынка и усилением тенденции формирования государственного капитализма доминирующим механизмом интеграции становятся формальные отношения собственности и консолидации бизнесом своих активов. Формализация механизмов корпоративного контроля затронула и участников ФПГ, которые до недавнего времени рассматривали показатели ежегодной отчетности, курса акций, размера уставного капитала как второстепенные. Разрешение проблем неудовлетворительного инфорсмента и рассогласования формальных прав собственности и реального влияния на решения в бизнес-группах становится выгодным не только государству, но и самим интеграционным образованиям, получающим широкий доступ к легальным механизмам защиты.
Подводя итог рассмотрения основных этапов институциональных изменений в сфере финансово-промышленной интеграции, необходимо отметить следующую корреляцию между причинами формирования ФПГ и этапами их развития. На первом и четвертом этапах преимущественно действовала совокупность причин, отнесенных нами к категории общих. На первом этапе это происходило в силу отсутствия специального регулирования, и экономические субъекты российской экономики интегрировались исходя исключительно из индивидуальной мотивации к объединению. На начальном этапе (до 1995 г.) изменения в сфере ФПГ были политически мотивированы, но эффективных способов формирования спроса на такую форму интеграции государство не предложило.
Информация о работе Особенности организации управления в ФПГ в современных условиях