Особенности организации управления в ФПГ в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 10:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление основных этапов формирования финансово-промышленных групп и их роли в процессах структурной трансформации российской экономики.
В соответствии с указанной целью в работе решаются следующие задачи:
- раскрыть понятие «финансово-промышленная группа», состав ее участников, выявить основные признаки классификации российских финансово-промышленных групп;
- определить основные причины формирования финансово-промышленных групп в России, а также основные принципы их функционирования;

Содержание работы

Введение
Понятие финансово-промышленной группы (ФПГ) и методологические аспекты формирования ФПГ в российской экономике 5
Основные причины формирования финансово-промышленных групп в российской экономике 9
Основные принципы функционирования ФПГ 12
Участники финансово-промышленной группы 16
Роль банков в деятельности финансово-промышленных групп 18
Классификация финансово-промышленных групп 20
Основные этапы развития финансово-промышленных групп в России 23
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Менеджмент ФПГ курсовая работа.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

На втором и третьем этапах государство обозначило свои приоритеты в рассматриваемой области посредством принятия соответствующих законодательных актов и реальных действий по поддержке и формированию ФПГ. Привнесенные дополнительные внешние мотивы действительно повысили привлекательность данной формы бизнеса. К концу 1990-х гг. специфические причины исчерпали себя, поскольку ни государство, ни ФПГ не выполнили поставленных задач. С одной стороны, Правительство не выработало работоспособный механизм стимулирования создания групп компаний, с другой – сами ФПГ не проявили заинтересованности в реальной интеграции. Можно предполагать, что в период 2000 – 2009 гг. ФПГ развивались в соответствии с общими тенденциями формирования других форм интегрированного бизнеса.

В постприватизационный период 2000 – 2009 гг. новых групп практически не возникало. Количество групп, сохранивших свою регистрацию в качестве ФПГ, снизилось к 2009 г. до 71 [21]. При этом в рейтинге РА «Эксперт» количество и доля в совокупной капитализации участников «Эксперт-200» компаний, входящих в финансово-промышленные группы, были относительно стабильными (табл.3).

 

Табл. 3. Участники официальных ФПГ в рейтинге 200 крупнейших по капитализации российских компаний (1998 – 2009) [21].

Показатель

Количество компаний – участниц ФПГ в рейтинге

Доля ФПГ – участниц рейтинга в совокупной капитализации

1998

9

11,8

2004

14

18,48

2005

15

18,3

2006

17

15,94

2007

13

15,3

2008

15

11,7

2009

15

12,1


 

Порядка 8 из числа 15 крупнейших ФПГ – участниц рейтинга РА «Эксперт» - имели в своем составе предприятия, производящие или разрабатывающие высокотехнологичную продукцию или осуществляющие опытно-конструкторские разработки. Из числа действующих в России групп, связанных с производством наукоемкой и высокотехнологичной продукции, порядка 75% являются вертикально интегрированными [21]. В частности, ФПГ «Двигатели НК» занимается проектированием и производством уникальных авиационных двигателей и ракетоносителей, проектированием систем экологического контроля, осуществляет медико-биологические и технологические исследования; ФПГ «Авангард» - научными разработками в области машиностроения, материаловедения, авиастроения; МФПГ «Интернавигация» - внедрением современных спутниковых технологий для развития навигационной инфраструктуры СНГ (система ГЛОНАСС/GPS).

По состоянию на 2009 г. порядка 56 % ФПГ имели построение на основе вертикальной интеграции, остальные представляли собой горизонтально-интегрированные или конгломеративные образования (табл.4) [12]. Предпочтительное использование вертикальной интеграции свидетельствует о том, что в качестве стратегии развития хозяйствующие субъекты нацелены на формирование групп с целью выстраивания технологической цепочки. Горизонтально интегрированные группы получили меньшее распространение отчасти в связи с антимонопольными ограничениями, под которые могут попасть однородные в отраслевом отношении группы.

 

Табл. 4. Классификация российских ФПГ по типам организационного построения [12]

Год

Количество ФПГ

Вертикальная интеграция (количество/доля)

Горизонтальная и конгломеративная интеграция (количество)

1997

72

43/59,7%

29

2000

82

48/58,5%

34

2003

82

51/62,2%

31

2007

70

39/55,7%

31

2009

71

40/56,3%

31


 

Анализ причин, этапов и промежуточных результатов формирования ФПГ в России позволяет сделать следующие выводы.

Значительная доля финансово-промышленных групп была сформирована в ходе приватизации, что отразилось и на качестве предприятий, вошедших в ФПГ (не реструктурированные), и на качестве государственной политики в отношении данных структур. Мотивацией к созданию ФПГ зачастую служили причины конъюнктурного характера (стремление получить государственную поддержку и льготы) при отсутствии общей стратегии развития группы.

Несмотря на постепенный отказ хозяйствующих субъектов от использования института ФПГ в период 2000 – 2009 гг. и государства от регулирования данного института, ФПГ, как ранее, так и на современном этапе являются субъектами, оказывающими значительное влияние на формирование институциональной среды, способствующей реализации качественных изменений в национальной экономике. Тот факт, что из числа созданных на предыдущих этапах действующими в настоящее время остаются группы преимущественно в недобывающих отраслях промышленности и (или) имеющие инновационную направленность, свидетельствует о возможности данных субъектов успешно реагировать на вызовы модернизации.

Необходимо отметить, что, несмотря на ослабление интереса государства в создании специального законодательства в этой сфере, финансово-промышленные группы, как и ранее, нуждаются в активной государственной поддержке, особенно в период кризиса. Для ускорения и повышения эффективности создания ФПГ необходимо совершенствовать законодательную базу, обеспечивающую инфраструктуру рынка и стимулирующую объединение предприятий и банков в форме финансово-промышленных групп.

Необходимость государственной поддержки и регулирования деятельности финансово-промышленных групп вытекает из той огромной роли, которую они выполняют в развитии национальной экономики. Поэтому в следующей главе нами будут рассмотрены основные функции финансово-промышленных групп и раскрыта их роль в становлении и модернизации российской экономики

 

Заключение

 

Выполненное исследование позволило автору прийти к следующим выводам в решении задач определения роли финансово-промышленных групп в условиях модернизации российской экономики.

Уточнено понятие финансово-промышленной группы, которая трактуется как совокупность связей и взаимодействий между сохраняющими относительную автономию хозяйствующими субъектами, деятельность которых координируется стратегическим центром с целью адаптации к условиям среды посредством частичного замещения рыночных взаимоотношений внутрифирменными.

Роль государства в становлении института ФПГ была двойственной. Политика в отношении данных субъектов, с одной стороны, заключалась в стимулировании финансово-промышленной интеграции, что действительно привело к концентрации производства во многих отраслях, но прежде всего – в химической, нефтяной промышленности и металлургии. Однако группы в указанных отраслях довольно быстро отказались от формы ФПГ в пользу участия в соответствующих отраслевых холдингах. Напротив, финансово-промышленные группы, производящие дифференцированные (судо, машино- и автомобилестроение) или уникальные высокотехнологичные продукты (приборостроение), как правило, сохранили форму финансово-промышленной группы даже после отмены в 2007 г. специального закона о ФПГ и прописанных в нем льгот. Причина заключается в том, что в данных отраслях более актуальна необходимость защиты инвестиций посредством установления более тесных, чем рыночные, отношений. И в традиционных, и в высокотехнологичных отраслях бывшие и настоящие участники ФПГ являются той совокупностью субъектов, на базе которых уже возникли одни кластеры (автомобильные, судостроительные, металлургические) и формируются новые (высокотехнологические).

С другой стороны, активная государственная политика в отношении ФПГ привела к некоторому искажению стимулов интеграции. Ряд ФПГ был сформирован в расчете на государственную поддержку и прописанные в законе льготы. Указанное обстоятельство, однако, не повлияло значительно на выбор субъектами типа интеграции (вертикальная, горизонтальная). Невозможность практической реализации некоторых преимуществ института ФПГ (например, консолидированного учета) привела к ликвидации определенной части групп, а также к сокращению или приостановлению внутригрупповой деятельности других.

На основе анализа изменений в содержании трансформационных процессов в российской экономике нами были выделены этапы эволюции финансово-промышленных групп. Было выявлено, что на первом (до 1993 г.) и четвертом (2000 – 2009) этапах преимущественно действовала совокупность причин, отнесенных нами к категории общих. На первом этапе это происходило в силу отсутствия специального регулирования и, соответственно, в этот период субъекты российской экономики интегрировались исходя исключительно из индивидуальной мотивации к объединению. На втором (1993 – 1998) и третьем (1998 – 2000) этапах государство обозначило свои приоритеты в области развития интегрированного бизнеса посредством принятия соответствующих законодательных актов и реальных действий по поддержке и формированию ФПГ.

К концу 1990-х гг. специфические причины исчерпали себя, поскольку и государство, и ФПГ не выполнили заявленных задач. Финансово-промышленные группы в большинстве своем не реализовали даже организационных задач – не создали эффективного промышленно-банковского партнерства. Неработоспособность предложенного инвестиционного механизма ФПГ имеет как экономические предпосылки (рассогласование интересов участников интеграции), так и институциональные (невозможность практической реализации выгод от интеграции). Большая часть групп трансформировалась в преимущественно промышленные структуры с минимальным участием финансовых организаций в управлении группой, чисто формальными общегрупповыми органами и отсутствием возможностей для консолидации капиталов.

Участие ФПГ в различных международных и национальных организациях и форумах, а также участие в разработке и внесении изменений в различные законодательные акты способствовало формированию сложившейся модели отношений между властью и бизнесом, заключающейся в относительной деполитизации бизнеса в обмен на лояльность государства. На протяжении всего периода существования финансово-промышленные группы «связывали» экономическое пространство России и стран СНГ, поскольку значительная доля групп была транснациональными или межрегиональными.

Значимая в процессе модернизации экономики инновационная функция реализуется ФПГ посредством генерирования и распространения инноваций в стратегических отраслях. Крупный интегрированный бизнес, обеспечивающий значительную долю ВВП и широко представленный в регионах, является как основой уже существующих кластеров, так и основой формирования новых «точек» экономического роста с участием в этом процессе мер государственного стимулирования. Проведенное исследование показывает, что одной из наиболее действенных мер государственного стимулирования может стать развитие на территории России особых экономических зон. Действующие в настоящее время финансово-промышленные группы, в целом, готовы и уже начинают работать в особых экономических зонах. Режим особых экономических зон обеспечивает соответствие между стратегиями финансово-промышленных групп, которые в своих интересах осуществляют инновационные и инфраструктурные проекты национального масштаба, и задачами государственной политики, направленной на концентрацию инвестиционных потоков в «точках роста» российской экономики.

Список литературы

 

  1. Закон РФ «О признании утратившим силу Федерального Закона «О финансово-промышленных группах» от 22 июня 2007 г. №115 ФЗ, http://www.kodeks.ru/noframe/free-LawProjects?d&nd=902046633
  2. Закон РФ «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 г. №190 ФЗ, http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=8476
  3. Постановление Правительства РФ «О программе содействия формированию финансово-промышленных групп» от 16 января 1995 г., http://www.mnogozakonov.ru/catalog/date/1995/1/16/4145/
  4. Указ Президента РФ от 1 апр. 1996 г. № 443 «О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп», http://www.innovbusiness.ru/pravo/DocumShow_DocumID_58450.html
  5. Волков Ф.М., Козлова М.И. ФПГ в рыночной экономике. - М.: Диалог-МГУ, 2002.
  6. Калин А.А. Проблемы формирования и развития финансово-промышленных групп /Создание финансово-промышленных и промышленно-финансовых групп. - М.: ПОЛИЭКС, 2004
  7. Нуреев Р. Экономика развития: модели становления рыночной экономики: учебное пособие. – М: ИНФРА – М, 2008.
  8. Институциональная экономика: учебник / под ред. А. Олейника. – М: Инфра-М, 2009г.

Размещено на Allbest.ru

 

 

 


Информация о работе Особенности организации управления в ФПГ в современных условиях