Особенности планирования, организации и оперативного управления совместным предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 09:56, контрольная работа

Описание работы

Стратегический альянс – организационная форма экономической кооперации компаний, при которой каждая из участвующих сторон заинтересована в осуществлении взаимовыгодного сотрудничества и вносит конкретный вклад в достижение общего результат, сохраняя при этом свою самостоятельность и независимость [4]. Стратегический альянс – партнерство, с помощью которого компании рассчитывают достичь своих целей с помощью объединения ресурсов (технологий, капитала, управленческих и людских ресурсов).

Файлы: 1 файл

СП.docx

— 46.43 Кб (Скачать файл)
 

Тема: Особенности  планирования, организации и оперативного управления совместным предприятием

  • Вид работы: Контрольная работа
  • Предмет: Менеджмент

 

 

Особенности планирования, организации и оперативного управления совместным предприятием

 
 
 

1. Стратегический  альянс как форма международного  сотрудничества

Стратегический альянс –  организационная форма экономической  кооперации компаний, при которой  каждая из участвующих сторон заинтересована в осуществлении взаимовыгодного  сотрудничества и вносит конкретный вклад в достижение общего результат, сохраняя при этом свою самостоятельность  и независимость [4]. Стратегический альянс – партнерство, с помощью  которого компании рассчитывают достичь  своих целей с помощью объединения  ресурсов (технологий, капитала, управленческих и людских ресурсов). Выделяют 4 типа стратегических альянсов: неформальные альянсы, контрактные альянсы, совместное владение, совместное предприятие [1].

 

Таблица 1. Типы стратегических альянсов

Тип альянса

Определение

Пример

Неформальные (неконтрактные) альянсы

Альянсы, которые создаются  без обязывающих соглашений и  ограничений риска со стороны  партнеров (совместные маркетинговые  исследования; техническое сотрудничество, обмен информацией)

Некоторые картели

Контрактные альянсы

Альянсы, которые создаются  для реализации определенного проекта (как и в неформальных альянсах), но обязательства и риски каждого  партнера четко оговорены

Многие партнерства авиакомпаний

Альянсы с участием в капитале партнера (Совместное владение)

Альянсы, при которых одна или несколько компанией владеет определенной долей бизнеса партнера (новая компания не образуется)

1) General Motors владеет небольшой долей акций компаний своих поставщиков и дистрибьюторов;

2) Китайская компания TCL (производитель  телевизоров) владеет 67% акций  совместной компании TCL-Thomson Electronics.

Совместное предприятие

Независимая компания, созданная  и совместно управляемая двумя  или более партнерами

Nummi Corporation (CП компаний Toyota и General Motors)

 

2. Совместное предприятие:  определение, особенности, цели  и мотивы создания 

 

2.1 Определения

 

Совместное предприятие (СП) – это предприятие, корпорация или иное объединение, образованное двумя или большим числом юридических  и физических лиц, которые объединили свои ресурсы (капитал, технологии, человеческие ресурсы и т.д.) с целью создания долгосрочного прибыльного бизнеса; партнеры осуществляют совместное управление и контроль над деятельностью  предприятия, получают совместный доход  и вместе несут убытки [10].

Поскольку целью данной работы является характеристика особенностей международного совместного предприятия, то определение можно уточнить:

Международное совместное предприятие  – форма международного сотрудничества, которая подразумевает участие  в учреждении, управлении и получении  прибыли от деятельности предприятия  совместно с одним или несколькими  международными партнерами [1].

Отметим, что теоретическое  толкование этого понятия как  формы международного сотрудничества отличается от установленного в белорусском  законодательстве, где совместное предприятие (совместная коммерческая организация) определяется как «юридическое лицо Республики Беларусь, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора  и доли физических и (или) юридических  лиц Республики Беларусь». 

 

 

2.2 Факторы формирования  совместного предприятия

 

Темпы и масштабы формирования совместных предприятий в разных странах зависят от «инвестиционного климата», который представляет собой  комплекс факторов, способствующих привлекательности  данной принимающей страны для размещения в ней иностранных инвестиций. К основным факторам относятся характер законодательства об иностранных инвестициях; наличие запасов природного сырья, возможность его получения для  деятельности СП; наличие квалифицированной  рабочей силы; степень развития производственной инфраструктуры; емкость местного рынка; наличие платежеспособного спроса на товары и услуги; конвертируемость местной валюты.

Совместные предприятия  широко используются в сфере строительства  промышленных предприятий; для налаживания  производства новых видов продукции; в области разработки месторождений  сырья, в быстрорастущих отраслях (например, в химической промышленности, нефтепереработке, нефтехимии), а также стали довольно распространены в сфере услуг. 

 

2.3 Особенности  совместных предприятий

 

Сотрудничество участников совместных предприятий имеет свои особенности:

– соединение собственности и образование на ее основе первоначального капитала СП;

– совместное управление процессами развития предприятия, производства и реализации выпускаемых им продуктов и услуг;

– совместное несение рисков предприятия;

– разделение части прибыли СП между партнерами на условиях, регламентированных нормативными актами принимающей страны;

– долговременность сотрудничества;

– объединение конкурентных преимуществ партнеров;

– комплексность взаимодействия партнеров по всем ключевым направлениям деятельности;

Важной особенностью СП является совместная собственность партнеров  на конечный продукт. По этому признаку отличают совместную компанию от организационного оформления других операций международного бизнеса. Этот признак кладется в  основу и определяет порядок расчетов между партнерами. СП являются единственно  возможной формой совместной собственности  на средства производства и потому, по сути, ориентированы на взаимную заинтересованность и взаимное стремление партнеров к эффективному и долгосрочному  сотрудничеству. 

 

2.4 Цели и мотивы  создания совместных предприятий

 

Цели партнеров и мотивы образования ими нового предприятия  можно разделить на две группы: 1) создание СП с целью выхода или  закрепления на иностранном рынке; 2) улучшение конкурентных позиций.

 

Таблица 2. Цели материнских  компаний и мотивы создания СП

Цели материнских  компаний и мотивы создания СП;

Пример

Цель:

выход на новый рынок, закрепление  на иностранном рынке;

Мотивы:

– получить сырье и оборудования;

– разделить риски и  издержки, связанные с освоением  нового рынка;

– получить доступ к рынкам, где ограничена деятельность иностранных  компаний;

– использовать опыт и связи  местного партнера в отношении с  государством, органами по налогообложению, потребителями;

Цель партнера: улучшение  конкурентных позиций на местном  рынке; доступ к передовому опыту.

Мотивы:

– восполнение недостатков  финансовых средств;

– получение права на использование товарного знака;

– получение передовой  технологии производства;

– получение опыта в  управлении.

1) Petersburg Product International – СП компании «Gillette» и российской компании «Ленинец»;

2) TNK-BP Limited (СП британской компании «British Petroleum» и российской «ТНК»);

3) СП американской компании  «Wal-Mart Stores Inc» (крупнейшей сети розничной торговли) и Bharti Enterprizes (ведущая индийская деловая группа).

Цель:

укрепление конкурентных позиций (иногда глобальное лидерство)

 

Мотивы:

– получить передовые технологии производства

– получить доступ на рынок  конкурента

– разделить издержки, связанные  с НИОКР, сбытом, маркетингом

 

Создаваемые СП, в основном, узкой специализации, затрагивают  лишь отдельные виды деятельности материнских  компаний, создаются на определенный промежуток времени

1) «Nummi Corporation» (Toyota получила возможность разместить производство в США; GM – доступ к производственной экспертизе Тойоты).

2) Covisint (СП компаний DaimlerChrysler, Ford, GM, Nissan, Renault и компаний, занимающихся электронной торговлей и ИТ: Commerce One, Oracle) – представляет собой общий электронный рынок для автомобильной промышленности; позволяет значительно сократить издержки и повысить эффективность деловых операции в отрасли

Информация о работе Особенности планирования, организации и оперативного управления совместным предприятием