Особенности планирования, организации и оперативного управления совместным предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 09:56, контрольная работа

Описание работы

Стратегический альянс – организационная форма экономической кооперации компаний, при которой каждая из участвующих сторон заинтересована в осуществлении взаимовыгодного сотрудничества и вносит конкретный вклад в достижение общего результат, сохраняя при этом свою самостоятельность и независимость [4]. Стратегический альянс – партнерство, с помощью которого компании рассчитывают достичь своих целей с помощью объединения ресурсов (технологий, капитала, управленческих и людских ресурсов).

Файлы: 1 файл

СП.docx

— 46.43 Кб (Скачать файл)

·                   каждый партнер знает о целях, слабых и сильных сторонах другого,

·                   знания и опыт работы проектных групп могут оказать помощь в структурной организации совместного предприятия,

·                   продолжительность работы в одном проекте повышает отдачу его членов,

·                   людям уже удалось наладить межличностные отношения, что помогает разрешению конфликтов на поздних стадиях сотрудничества.

Информирование  о совместных намерениях

Многие решения по поводу создания совместных предприятий между  компаниями обычно принимаются на высшем руководящем уровне. Менеджеры подразделений  или CEO определяют области и преимущества сотрудничества, а также создают  картину того, как компании должны работать совместно. Этот образ может  не всегда согласоваться с мнением  сотрудников, работающих над созданием  совместного предприятия. Поэтому  важно информировать сотрудников  проекта о разработанных совместных целях. Информирование о совместных решениях большего числа сотрудников  проектных групп важно по двум причинам. Информируя о решениях тех, кто планирует работать с или  в совместном предприятии, руководители тем самым снижают чувство  беспокойства у своих будущих  коллег. Разъяснение целей сотрудничества обеспечивает понимание сотрудниками обеих организаций стратегий, выработанных на уровне руководства.

Обязательная  поддержка мажоритарных акционеров

Одним из самых важных факторов при создании совместного предприятия  является получение поддержки от мажоритарных акционеров. Без поддержки  заинтересованных сторон совместному  предприятию грозит нехватка ресурсов, необходимых для реализации стратегии; оно может столкнуться с организационным  противостоянием или с проблемами легализации как внутри, так и  за пределами организации. Основными  заинтересованными лицами обычно являются члены высшего или среднего управленческого  звена. Задачей этих заинтересованных лиц, часто называемых «сторонниками  идеи», является протекция проекта  по созданию совместного предприятия  в своей компании. Поскольку менеджеры  среднего звена постоянно занимаются выполнением своих ежедневных обязанностей, «сторонники идеи», находясь на более  высоком уровне, могут указывать  на долгосрочные перспективы сотрудничества. «Сторонники идеи» играют важную роль не только на стадии формирования совместного предприятия, а также  на протяжении его существования. Они  гарантируют интерес материнской  компании и тем самым помогают преодолеть три основные проблемы совместных предприятий: легализация, отсутствие ресурсов и организационное противостояние.

Разработка  плана внедрения проекта

После того как стороны  подготовили бизнес-план и когда  окончательное соглашение находится  на стадии обсуждения, необходимо разработать  план внедрения для проведения стратегии  в жизнь. Хотя бизнес-план и содержит стратегические направления совместного  предприятия, в нем невозможно предусмотреть  все операционные нюансы. Разработка плана внедрения помогает партнерам  работать над вопросами, которые  обсуждались ранее, но о которых  у них было различное мнение во время создания бизнес-плана. Если различия стерты на этой стадии, у руководства  будет меньше проблем в первое время функционирования совместного  предприятия. Члены проектной группы, ответственные за разработку бизнес-плана, также должны участвовать в создании и выполнении плана внедрения  во избежание возможных потерь и  для обеспечения последовательности своей работы. У каждого члена  группы должна быть четко расписанная  должностная инструкция с указанием  их обязанностей.

В то время как бизнес-план обычно раскрывает цель, намерения, отношения  между компаниями и критерии оценки, план внедрения содержит ряд конкретных действий применительно к каждой из поставленных задач. План внедрения  также включает решения о вкладах  обоих партнеров и уровень  их полномочий в совместном предприятии. Это влечет за собой идентификацию  ресурсов и обязательств обеих сторон. Определяя роль и задачи каждого  партнера, выстраивается связь между  бизнес-планом, планом внедрения и  ожидаемым финансовым результатом. В совместном предприятии Ericsson/Hewlett-Packard один из его менеджеров сказал: «Мы недооценили проблемы, возникшие после написания бизнес-плана. Появлялось все больше новых нюансов, которые мы попросту не оговаривали раньше и которые оказались намного важнее, чем мы думали».

Разработка  стратегии выхода

Партнеры по совместному  бизнесу должны разработать стратегию  выхода в ситуации возможного расторжения  соглашения о совместной собственности. Существует мнение, что «лучшие партнеры – это те, которые выполняют  свои обязательства до и после  окончания сотрудничества». План по изменению прав или расторжению  собственности должен быть составлен  заранее и приложен к основному  соглашению. Разработка плана выхода требует от партнеров определения  тех пунктов, на которых будет  основываться выход из совместного  предприятия. Конечно, обсуждение деталей  стратегии выхода из партнерства  на ранних этапах сотрудничества может  усложнить построение доверительных  отношений, но такого рода «брачные контракты», оговоренные и подписанные на ранних стадиях сотрудничества, снижают  возможность конфликтов и разногласий  в дальнейшем. Разработка «стратегии выхода» на ранних этапах партнерских  отношений позволяет избежать неприятных переговоров по расторжению контракта  после того, как партнеры не желают иметь ничего общего.

 

3.3 Особенности  составления договора

 

Чтобы избежать конфликтных  ситуаций в будущем, договор о  создании совместного предприятия  должен быть максимально подробным.

В договоре должны быть освещены:

·                   структура СП;

·                   цели СП финансовый вклад каждого участника;

·                   передача ценностей или кадров СП;

·                   интеллектуальная собственность СП;

·                   управление и контроль (ответственность и процессы);

·                   как поделить обязательства, прибыль и убытки;

·                   порядок разрешения споров;

·                   стратегия выхода \ ликвидации.

Также должны быть решены следующие  вопросы:

·                   валюта проводимых хозяйственных операций;

·                   требования к финансированию;

·                   управленческий контроль предприятием;

·                   возможное вмешательство государства;

·                   лицензирование технологий, ноу-хау, защита промышленной собственности;

·                   ограничения иностранного инвестирования;

·                   обучение персонала;

·                   ведение документации;

·                   создание Совета директоров, назначение высших управленческих должностей, осуществление функций контроля;

·                   осуществление сбытовых функций;

·                   обязательства участников СП перед третьими лицами;

·                   гарантии, предоставляемые каждой стороной;

·                   стандарты бухгалтерского учета, которые будут применяться в СП;

·                   иммиграция рабочей силы;

·                   таможенные пошлины и другие налоги на товары, импортируемые или создаваемые СП;

·                   технические стандарты принимающей страны;

·                   вопрос собственности / аренды земли;

·                   реклама и продвижение ранее известного продукта под торговой маркой совместного предприятия;

·                   и др

Четкое планирование совместного  предприятия – залог его будущего успеха. Важными шагами планирования являются определение стратегических целей и ожиданий от совместного  предприятия, выбор делового партнера и разработка согласованной стратегии. Особое внимание следует уделить  составлению договора, чтобы избежать недопонимания между партнерами в будущем.

 

 

 

 

4. Особенности  организации и оперативного управления  совместным предприятием 

 

4.1 Особенности  организации совместного предприятия

 

Совместные предприятия  создаются и действуют на территории принимающей страны на условиях и  в юридической форме, определяемых законодательством этой страны. В  международной практике встречаются  различные юридические формы  совместного предпринимательства, которые определяют особенности  организации создаваемых СП и  степень ответственности его  участников по обязательствам предприятия. Наиболее распространенными организационно-правовыми  формами СП являются акционерная  компания, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью.

В зависимости от характера  возникновения выделяют учреждение нового предприятия с определенным долевым участием каждого партнера. При этом может быть предусмотрено  образование филиалов или дочерних компаний вновь формируемого совместного  предприятия. Также совместные предприятия  могут возникать путем вовлечения ресурсов одного или нескольких партнеров  в деятельность по расширению масштабов  производства и повышению эффективности  уже существующих предприятий и  объединений.

Создаваемое совместное предприятие  – прежде всего, самостоятельный  хозяйствующий субъект, чей уставный фонд учредительного капитала, образуется за счет первоначальных и дополнительных взносов их участников. Сформированный учредительный капитал – фундамент  финансовой деятельности совместного  предприятия. Он может периодически пополняться специальными отчислениями прибыли от собственной производственной или коммерческой деятельности СП. В зависимости от доли участия партнеров в капитале СП предприятия можно классифицировать следующим образом: предприятия, созданные на паритетных началах (равная доля участия партнеров в капитале СП), предприятия с преобладающим участием иностранного капитала и предприятия с меньшей долей участия иностранного партнера. В ряде стран в зависимости от доли иностранного капитала в уставном фонде совместной компании предоставляются определенные налоговые льготы. 

 

4.2 Особенности  оперативного управления совместным  предприятием

Информация о работе Особенности планирования, организации и оперативного управления совместным предприятием