Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:05, курсовая работа
Эта тема остается, актуальна и до сих пор. Ее исследовали многие авторы, такие как: Шулятьева Н.А., Брунева И., Афанасьев В. и другие. Для написания данной работы были использованы журналы, газеты, статьи и учебники.
Цель курсовой работы - дать понятие малого и среднего бизнеса и выделить особенности и стратегии его развития на примере Сахалинской области.
Основными задачами являются:
· Дать понятие малого и среднего бизнеса;
· Рассмотреть особенности стратегии роста малых и средних фирм;
· Просмотреть стратегии развития малого и среднего бизнеса на примере Сахалинской области, выявить преимущества и недостатки его;
· Дать предложения по развитию малого и среднего бизнеса в Сахалинской области.
Введение
1. Теоретические основы разработки стратегии развития для малого и среднего бизнеса
1.1 Понятие малого и среднего бизнеса
1.2 Теоретические аспекты стратегии роста фирм
1.3 Особенности стратегии роста малых и средних фирм
2. Особенности развития малого и среднего бизнеса в Сахалинской области
2.1 Стратегия развития малого и среднего бизнеса в Сахалинской области
2.2 Варианты решения проблемы развития малого и среднего бизнеса в Сахалинской области, оценка преимуществ и рисков
2.3 Анализ стратегии развития малого и среднего бизнеса на примере ЗАО «КВЦ Трейд»
3. Рекомендации по стратегическому развитию ЗАО «КВЦ Трейд»
Заключение
Библиографический список
Содержание.
Введение
1. Теоретические основы разработки стратегии развития для малого и среднего бизнеса
1.1 Понятие малого и среднего бизнеса
1.2 Теоретические аспекты стратегии роста фирм
1.3 Особенности стратегии роста малых и средних фирм
2. Особенности развития малого и среднего бизнеса в Сахалинской области
2.1 Стратегия развития малого и среднего бизнеса в Сахалинской области
2.2 Варианты решения проблемы
развития малого и среднего
бизнеса в Сахалинской области,
2.3 Анализ стратегии развития малого и среднего бизнеса на примере ЗАО «КВЦ Трейд»
3. Рекомендации по
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение.
Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малый и средний бизнес оказывает существенное влияние на развитие экономики, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг, субъекты малого и среднего бизнеса в отдельных странах играют ведущую роль. [3; с. 24]
Эта тема остается, актуальна и до сих пор. Ее исследовали многие авторы, такие как: Шулятьева Н.А., Брунева И., Афанасьев В. и другие. Для написания данной работы были использованы журналы, газеты, статьи и учебники.
Цель курсовой работы - дать понятие малого и среднего бизнеса и выделить особенности и стратегии его развития на примере Сахалинской области.
Основными задачами являются:
· Дать понятие малого и среднего бизнеса;
· Рассмотреть особенности
стратегии роста малых и
· Просмотреть стратегии развития малого и среднего бизнеса на примере Сахалинской области, выявить преимущества и недостатки его;
· Дать предложения по развитию малого и среднего бизнеса в Сахалинской области.
Объектом исследования данной работы является малое и среднее предпринимательство (бизнес), и что делается органами власти субъектов Российской Федерации для его развития.
Для экономики в целом,
деятельность малых компаний оказывается
важным фактором повышения ее гибкости.
По уровню развития малого бизнеса
специалисты даже судят о способности
страны приспосабливаться к меняющейся
экономической обстановке. Несмотря
на трудности и неудачи, малое
предпринимательство
Как правило, развитие малого
и среднего бизнеса является условием
решения следующих проблем: формирование
конкурентных, цивилизованных рыночных
отношений, способствующих лучшему
удовлетворению потребностей населения
и общества; а также расширение
ассортимента и повышение качества
товаров, работ и услуг. Стремясь
к удовлетворению запросов потребителей,
малый бизнес способствует повышению
качества товаров, работ, услуг и
культуры обслуживания; приближение
производства товаров и услуг
к конкретным потребителям; а также
содействует структурной
1. Теоретические основы формирования малого и среднего бизнеса
1.1 Понятие малого и среднего бизнеса
Малое и среднее предпринимательство - один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового внутреннего продукта. Развитие малого и среднего бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес - это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства - мышцы, живая ткань хозяйственного организма.
Как явствует из самого определения,
малое предпринимательство - это
предпринимательская
В экономике России одновременной функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.
Масштабы предприятий
зависят от специфики отраслей и
их технологических особенностей. Есть
отрасли, связанные с высокой
капиталоемкостью и значительными
объемами производства, и отрасли
для которых не требуются крупные
предприятия, а напротив, предпочтение
отдается малым и средним предприятиям.[
Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым и средним бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому или среднему бизнесу является: численность персонала; размер уставного капитала; величина активов; объем оборота (прибыли, дохода).
По данным Мирового банка,
общее число показателей, по которым
предприятия относятся к
При определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек как «малые», от 100 до 499 человек как «средние». [4; с. 42]
Малые предприятия играют
важную роль в экономике всех стран
мира. В последние несколько лет
(2000 - 2006 гг.) в странах Западной Европы,
в США и Японии малый бизнес
представлен совокупностью
Малые предприятия эффективны
не только в потребительской сфере,
но и как производители
Мелкие и средние фирмы отыскивают специализированные нищи, где выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве. В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми опробовать производство новой продукции, чтобы затем самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, т.е. происходит их воспроизводство.
В последнее время выявился
небывалый рост малого и среднего
бизнеса, особенно в сферах, где пока
не требуется значительных капиталов,
больших объемов оборудования и
кооперации множества работников. Это
характерно особенно для наукоемких
производств, а также отраслей, связанных
с производством
Возможность эффективного функционирования малого или среднего предпринимательства (бизнеса), определяется рядом его преимуществ по сравнению с крупным: близостью к местным рынкам и приспособлением к запросам клиентуры; производством малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Развитию малого производства способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.
Необходимо отметить, что
развития мелкого и среднего производства
создает благоприятные условия
для оздоровления экономики: развивается
конкурентная среда; создаются дополнительные
рабочие места; активнее идет структурная
перестройка; расширяется потребительский
сектор. Развитие малого предпринимательства
ведет к насыщению рынка
Вклад малых предприятий в оздоровление экономики сегодня явно недостаточно. Объясняется это как общим спадом производства и разрывом хозяйственных связей, так и тем, что не получила развития государственная поддержка этих предприятий.
Масштабы развития малого
и среднего бизнеса в России и
его вклад в оздоровление экономики
сегодня явно недостаточны. Одна из
причин такого положения состоит
в том, что не получила должного развития
государственная поддержка
Одной из важнейших проблем малого бизнеса в России является кредитование. Кредиты выдаются только под залог или поручительство, которые далеко не всегда могут предоставить малые предприятия.
Надо отметить, что российские банки выдают небольшие кредиты малому бизнесу под более высокие проценты, чем по крупным кредитам большим предприятиям.
Одна из причин высоких процентов по кредитам для предприятий малого бизнеса - большой риск их кредитования. Финансовое состояние этих предприятий нестабильное и неопределенное, да и низкая капитализация увеличивает риск невозврата кредитов.
Заслуживает внимания опыт
финансово-кредитной поддержки
Развитие малых
1.2 Теоретические аспекты стратегии роста фирм
Развитие деловой активности фирмы (предприятия) определяется следующими обстоятельствами: на каком рынке она действует, т.е. освоенный ли это рынок или он является для нее новым, и с каким товаром или видами услуг она выходит на рынок (товары, которые являются новыми для данного рынка, или нет). [15; с. 12]
Как правило, стратегии представляются в виде матрицы, построенной в зависимости от товара и рынка (табл. 1).
Таблица 1
Матрица базовых стратегий
Рынок старый |
Рынок новый |
||
Товар старый |
Поле А1: Исчерпывание возможностей рынка и товара |
Поле А2: Освоение новых рынков. Новая сегментация рынка |
|
Товар новый |
Поле Б1: Проникновение в незаполненные ниши с новыми или усовершенствованными изделиями |
Поле Б2: Диверсификация рынков и изделий |
|
Для поля А1 характерна стратегия глубокого проникновения («старый» товар -- «старый» рынок). Эта стратегия успешна тогда, когда рынок еще не насыщен. Конкурентного преимущества фирма может достигнуть за счет снижения издержек производства и цен реализации услуг.
Что касается поля А2, то для него характерна стратегия расширения рынка («старый» товар -- «новый» рынок). При использовании этой стратегии фирма пытается увеличить объемы реализации своих товаров (услуг) на новых рынках или на новых сегментах имеющегося рынка.
Информация о работе Особенности развития малого и среднего бизнеса в Сахалинской области