Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:05, курсовая работа
Эта тема остается, актуальна и до сих пор. Ее исследовали многие авторы, такие как: Шулятьева Н.А., Брунева И., Афанасьев В. и другие. Для написания данной работы были использованы журналы, газеты, статьи и учебники.
Цель курсовой работы - дать понятие малого и среднего бизнеса и выделить особенности и стратегии его развития на примере Сахалинской области.
Основными задачами являются:
· Дать понятие малого и среднего бизнеса;
· Рассмотреть особенности стратегии роста малых и средних фирм;
· Просмотреть стратегии развития малого и среднего бизнеса на примере Сахалинской области, выявить преимущества и недостатки его;
· Дать предложения по развитию малого и среднего бизнеса в Сахалинской области.
Введение
1. Теоретические основы разработки стратегии развития для малого и среднего бизнеса
1.1 Понятие малого и среднего бизнеса
1.2 Теоретические аспекты стратегии роста фирм
1.3 Особенности стратегии роста малых и средних фирм
2. Особенности развития малого и среднего бизнеса в Сахалинской области
2.1 Стратегия развития малого и среднего бизнеса в Сахалинской области
2.2 Варианты решения проблемы развития малого и среднего бизнеса в Сахалинской области, оценка преимуществ и рисков
2.3 Анализ стратегии развития малого и среднего бизнеса на примере ЗАО «КВЦ Трейд»
3. Рекомендации по стратегическому развитию ЗАО «КВЦ Трейд»
Заключение
Библиографический список
Основными проблемами, препятствующими развитию малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области, являются:
· неразвитость механизмов финансирования предприятий на ранних стадиях развития;
· недостаток собственных ресурсов у субъектов малого и среднего предпринимательства;
· затрудненный доступ к источникам финансирования в связи с отсутствием залогового обеспечения;
· наличие административных барьеров;
· малое количество квалифицированных кадров, в том числе в сфере управления персоналом и производством;
Говоря о сильных и слабых сторонах развития малого и среднего бизнеса, следует выделить следующее.
К сильным сторонам относится:
1) оказание органами
2) проведение выставочно-
3) компенсация малым
4) оказание информационной,
консультационной и
5) наличие в структуре
комитета экономики
6) повышенное внимание
к развитию малого и среднего
предпринимательства в
7) льготы по региональным
налогам в отдельных отраслях
деятельности для субъектов
К слабым сторонам относится:
1) значительная территориальная
дифференциация субъектов
2) неполный охват территорий,
особенно в отдалённых
3) дефицит свободных площадей
для размещения объектов, необходимых
для осуществления
4) отсутствие квалифицированных кадров;
5) ограничен доступ к кредитным, земельным и другим видам ресурсов;
6) слабая защищённость
прав предпринимателей при
7) отсутствие государственной
поддержки организациям, образующим
инфраструктуру поддержки
8) неприменение программно-
9) низкая активность органов
местного самоуправления по
10) отсутствие закона Сахалинской
области о поддержке и
Согласно Стратегии социально-
Также важнейшая роль развитию малого и среднего предпринимательства отводится в проекте программы социально-экономического развития Сахалинской области на 2008 - 2010 годы. [12; с. 11]
Таким образом, создание условий
для развития малого и среднего бизнеса
является необходимым для реализации
Стратегии и программы
2.2 Варианты решения
проблемы развития малого и
среднего бизнеса в
Возможны следующие варианты преодоления кризиса и создания условий для интенсивного развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Сахалинской области при помощи программно-целевых методов с учётом целей и задач.
Вариант 1. Совершенствование нормативно-правовых, материальных и организационных предпосылок, направленных на устранение проявлений теневой экономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
При оценке этого подхода к преодолению проблем развития малого и среднего предпринимательства следует исходить из того, что для многих предприятий различного рода нарушения являются единственным возможным в сегодняшних условиях способом выживания.
Если одновременно не предпринимать
усилий по формированию предпосылок
позитивного развития, не обеспечить
«параллельного» реформирования и
повышения эффективности и
Следующие три варианта развития малого и среднего предпринимательства будут основаны на принципе формирования кластеров субъектов малого и среднего предпринимательства в зависимости от отраслей деятельности.
Пятый вариант решения
проблем развития малого и среднего
предпринимательства будет
Вариант 2. Концентрация усилий на поддержке развития промышленно-инновационного кластера субъектов малого и среднего предпринимательства.
В рамках этого варианта развитие субъектов малого и среднего предпринимательства при помощи механизмов государственной поддержки будет осуществляться в обрабатывающих отраслях (лесной промышленности, производство строительных материалов, производство рыбных товаров), а также в сфере науки и инновационных технологий.
При таком варианте решения проблем возрастёт роль наукоёмкой составляющей в малом и среднем бизнесе, а также увеличится удельный вес предприятий малого и среднего бизнеса, занятых в производстве.
Риски реализации этого подхода объясняются двумя факторами.
Во-первых, развитие инновационной составляющей возможно на сегодняшнем этапе с применением имеющихся инновационных ресурсов только в рыбохозяйственной и сельскохозяйственной сферах. Это означает, что охват интенсивным развитием малого и среднего предпринимательства будет включать лишь две отрасли экономики, в которых функционирует малый и средний бизнес.
Во-вторых, недостаточный
рынок потребления наукоёмких технологий
и продукции сахалинской
Вариант 3. Концентрация усилий на поддержке развития социально-инновационного кластера субъектов малого и среднего предпринимательства.
При таком варианте решения проблемы возрастает роль бизнеса в целом и субъектов малого и среднего предпринимательства в частности в социальном секторе, а именно в здравоохранении, культуре, образовании и др. Также произойдёт планомерное развитие малого и среднего предпринимательства, занятых в области туризма, предоставления коммунальных и бытовых услуг. При таком варианте решения проблемы удастся создать конкуренцию в сложившихся на сегодняшний день монопольных отраслях экономики Сахалинской области.
Однако стимулирование развития
предпринимательства в этих отраслях
не позволит существенно наращивать
темпы промышленного
Кроме того, продукты инновационной деятельности в рамках данного сценария решения проблемы будут приобретаться из-за пределов Сахалинской области, что создаст дополнительные трудности для разработки инновационного продукта Сахалинской области.
Вариант 4. Концентрация усилий на поддержки развития «транзитного» сектора деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
При таком варианте решения проблемы главной целью становится развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сферах связи, транспорта, оптовой торговли.
Благодаря реализации этого
варианта будет увеличена конкуренция
на рынке услуг связи и
Однако стимулирование развития
предпринимательства в этих отраслях
не позволит существенно наращивать
темпы промышленного
Вариант 5. Поддержка и развитие малого и среднего бизнеса в депрессивных муниципальных образованиях Сахалинской области.
В рамках этого варианта
решения проблемы будет увеличена
составляющая часть бизнеса в
экономическом развитии депрессивных
муниципальных образованиях Сахалинской
области, что позволит увеличить
налоговые поступления в
Однако такое развитие малого и среднего бизнеса позволит обеспечить увеличение роли предпринимательства лишь в некоторых муниципальных образованиях Сахалинской области. Кроме того, неразвитость инфраструктуры депрессивных муниципалитетов может являться фактором, существенно сдерживающим развитие малого и среднего предпринимательства.
Предлагается положить систему
мер по поддержке малого и среднего
предпринимательства во всех отраслях
экономики в зависимости от экономического
потенциала каждой отрасли в конкретном
муниципальном образовании
Однако и такой вариант решения рассматриваемого вопроса обусловлен рядом рисков, в основном внешнего характера, которые приводятся в таблице ниже, а также указывается способы их снижения до минимума:
Возможные риски |
Способы минимизации |
||
Изменения федерального законодательства
в части вопросов государственной
поддержки и развития малого и
среднего предпринимательства и
предметов ведения органов |
Мониторинг планируемых
изменений и минимизация |
||
Недостаточность получаемой информации (от органов Росстата, по результатам проводимых мониторингов, исследований и др.) |
Разработка методик и изучение опыта других территорий, в том числе зарубежных, по оценке развития субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях неопределенности информации |
||
Дефицит бюджетных средств при планировании финансовых ресурсов из областного бюджета для обеспечения реализации мероприятий |
Определение приоритетов
для первоочередного |
||
Утеря актуальности мероприятий. |
Ежегодный анализ эффективности проводимых мероприятий. Перераспределение средств внутри разделов. Постоянные консультации с субъектами МСП и организациями, образующими инфраструктуры поддержки субъектов МСП |
||
Недоверие субъектов малого и среднего предпринимательства к полезности и доступности мероприятий. |
Постоянное информирование
субъектов малого и среднего предпринимательства
об осуществляемых мероприятиях с использованием
разнообразных каналов |
||
Информация о работе Особенности развития малого и среднего бизнеса в Сахалинской области