Особенности развития малого и среднего бизнеса в Сахалинской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Эта тема остается, актуальна и до сих пор. Ее исследовали многие авторы, такие как: Шулятьева Н.А., Брунева И., Афанасьев В. и другие. Для написания данной работы были использованы журналы, газеты, статьи и учебники.
Цель курсовой работы - дать понятие малого и среднего бизнеса и выделить особенности и стратегии его развития на примере Сахалинской области.
Основными задачами являются:
· Дать понятие малого и среднего бизнеса;
· Рассмотреть особенности стратегии роста малых и средних фирм;
· Просмотреть стратегии развития малого и среднего бизнеса на примере Сахалинской области, выявить преимущества и недостатки его;
· Дать предложения по развитию малого и среднего бизнеса в Сахалинской области.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы разработки стратегии развития для малого и среднего бизнеса
1.1 Понятие малого и среднего бизнеса
1.2 Теоретические аспекты стратегии роста фирм
1.3 Особенности стратегии роста малых и средних фирм
2. Особенности развития малого и среднего бизнеса в Сахалинской области
2.1 Стратегия развития малого и среднего бизнеса в Сахалинской области
2.2 Варианты решения проблемы развития малого и среднего бизнеса в Сахалинской области, оценка преимуществ и рисков
2.3 Анализ стратегии развития малого и среднего бизнеса на примере ЗАО «КВЦ Трейд»
3. Рекомендации по стратегическому развитию ЗАО «КВЦ Трейд»
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 54.58 Кб (Скачать файл)

Основными проблемами, препятствующими  развитию малого и среднего предпринимательства  в Сахалинской области, являются:

· неразвитость механизмов финансирования предприятий на ранних стадиях развития;

· недостаток собственных  ресурсов у субъектов малого и  среднего предпринимательства;

· затрудненный доступ к  источникам финансирования в связи  с отсутствием залогового обеспечения;

· наличие административных барьеров;

· малое количество квалифицированных  кадров, в том числе в сфере  управления персоналом и производством;

Говоря о сильных и  слабых сторонах развития малого и  среднего бизнеса, следует выделить следующее.

К сильным сторонам относится:

1) оказание органами государственной  власти Сахалинской области финансовой  помощи из областного бюджета  в виде возмещения из областного  бюджета части затрат на уплату  процентов по инвестиционным  кредитам, полученным в российских  кредитных организациях, а также  части лизинговых платежей по  договорам финансовой аренды (лизинга), уплаченных лизинговым компаниям  субъектами малого предпринимательства;

2) проведение выставочно-ярмарочных  мероприятий на территории области;

3) компенсация малым предприятиям  части затрат на участие в  выставочно-ярмарочных мероприятиях;

4) оказание информационной, консультационной и организационной  поддержки субъектам малого и  среднего предпринимательства;

5) наличие в структуре  комитета экономики Сахалинской  области самостоятельного отдела  по развитию малого и среднего  предпринимательства;

6) повышенное внимание  к развитию малого и среднего  предпринимательства в рыбохозяйственном комплексе (наличие мероприятий по увеличению роли субъектов малого и среднего предпринимательства в рыбной отрасли в проекте областной целевой программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области на 2009 - 2011 годы»);

7) льготы по региональным  налогам в отдельных отраслях  деятельности для субъектов малого  и среднего предпринимательства.

К слабым сторонам относится:

1) значительная территориальная  дифференциация субъектов малого  и среднего предпринимательства  (более 70 % субъектов малого и  среднего предпринимательства сосредоточена  в областном центре);

2) неполный охват территорий, особенно в отдалённых муниципальных  образованиях, услугами малых и  средних форм предпринимательства;

3) дефицит свободных площадей  для размещения объектов, необходимых  для осуществления деятельности  субъектов малого и среднего  предпринимательства;

4) отсутствие квалифицированных  кадров;

5) ограничен доступ к  кредитным, земельным и другим  видам ресурсов;

6) слабая защищённость  прав предпринимателей при осуществлении  государственного контроля и  в процессе получения разрешительных  документов, необходимых для ведения  бизнеса;

7) отсутствие государственной  поддержки организациям, образующим  инфраструктуру поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства;

8) неприменение программно-целевого  метода планирования развития  малого и среднего предпринимательства;

9) низкая активность органов  местного самоуправления по развитию  малого и среднего предпринимательства,  в том числе отсутствие в  подавляющем большинстве муниципальных  образований Сахалинской области  муниципальных целевых программ  поддержки и развития малого  и среднего предпринимательства;

10) отсутствие закона Сахалинской  области о поддержке и развитии  малого и среднего предпринимательства.

Согласно Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области до 2020 года, утвержденной постановлением администрации Сахалинской области  от 11 июля 2008 г. № 203-па, развитию малого и среднего предпринимательства  выделяется роль как одному из основных инструментов по достижению главной  цели Стратегии - обеспечение высокого уровня благосостояния и стандарты  качества жизни населения островного региона, соответствующий уровню наиболее развитых стран.

Также важнейшая роль развитию малого и среднего предпринимательства  отводится в проекте программы  социально-экономического развития Сахалинской  области на 2008 - 2010 годы. [12; с. 11]

Таким образом, создание условий  для развития малого и среднего бизнеса  является необходимым для реализации Стратегии и программы социально-экономического развития Сахалинской области.

2.2 Варианты решения  проблемы развития малого и  среднего бизнеса в Сахалинской  области, оценка преимуществ и  рисков

Возможны следующие варианты преодоления кризиса и создания условий для интенсивного развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства  Сахалинской области при помощи программно-целевых методов с  учётом целей и задач.

Вариант 1. Совершенствование  нормативно-правовых, материальных и  организационных предпосылок, направленных на устранение проявлений теневой экономической  деятельности субъектов малого и  среднего предпринимательства.

При оценке этого подхода  к преодолению проблем развития малого и среднего предпринимательства  следует исходить из того, что для  многих предприятий различного рода нарушения являются единственным возможным в сегодняшних условиях способом выживания.

Если одновременно не предпринимать  усилий по формированию предпосылок  позитивного развития, не обеспечить «параллельного» реформирования и  повышения эффективности и значимости малого и среднего бизнеса в экономической  жизни Сахалинской области, системы  его регулирования, то успех в  сокращении масштабов теневой деятельности сможет лишь проявить реальную глубину  кризиса, переживаемого этим сектором экономики, предопределит, как минимум, в среднесрочной перспективе, выход  из бизнеса значительного числа  предприятий, спад объёмов реализации товаров (работ, услуг), производимых малыми и средними предпринимателями, другие негативные социально-экономические последствия.

Следующие три варианта развития малого и среднего предпринимательства  будут основаны на принципе формирования кластеров субъектов малого и  среднего предпринимательства в  зависимости от отраслей деятельности.

Пятый вариант решения  проблем развития малого и среднего предпринимательства будет основан  исходя из принципа территориальной  дифференциации муниципальных образований  Сахалинской области по уровню социально-экономического развития.

Вариант 2. Концентрация усилий на поддержке развития промышленно-инновационного кластера субъектов малого и среднего предпринимательства.

В рамках этого варианта развитие субъектов малого и среднего предпринимательства при помощи механизмов государственной поддержки  будет осуществляться в обрабатывающих отраслях (лесной промышленности, производство строительных материалов, производство рыбных товаров), а также в сфере науки и инновационных технологий.

При таком варианте решения  проблем возрастёт роль наукоёмкой составляющей в малом и среднем  бизнесе, а также увеличится удельный вес предприятий малого и среднего бизнеса, занятых в производстве.

Риски реализации этого подхода  объясняются двумя факторами.

Во-первых, развитие инновационной  составляющей возможно на сегодняшнем  этапе с применением имеющихся  инновационных ресурсов только в  рыбохозяйственной и сельскохозяйственной сферах. Это означает, что охват интенсивным развитием малого и среднего предпринимательства будет включать лишь две отрасли экономики, в которых функционирует малый и средний бизнес.

Во-вторых, недостаточный  рынок потребления наукоёмких технологий и продукции сахалинской промышленности, может обусловить только единовременный всплеск в деятельности субъектов  малого и среднего предпринимательства, осуществляющих работу в наукоёмкой сфере или промышленного производства, что означает невозможность решения  системных проблем малого и среднего предпринимательства. Также формированию данной тенденции способствует слабо  развития система «логистики», совершенствование  которой данным вариантом решения  проблемы не предусмотрено.

Вариант 3. Концентрация усилий на поддержке развития социально-инновационного кластера субъектов малого и среднего предпринимательства.

При таком варианте решения  проблемы возрастает роль бизнеса в  целом и субъектов малого и  среднего предпринимательства в  частности в социальном секторе, а именно в здравоохранении, культуре, образовании и др. Также произойдёт планомерное развитие малого и среднего предпринимательства, занятых в области туризма, предоставления коммунальных и бытовых услуг. При таком варианте решения проблемы удастся создать конкуренцию в сложившихся на сегодняшний день монопольных отраслях экономики Сахалинской области.

Однако стимулирование развития предпринимательства в этих отраслях не позволит существенно наращивать темпы промышленного производства субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, продукты инновационной  деятельности в рамках данного сценария решения проблемы будут приобретаться  из-за пределов Сахалинской области, что создаст дополнительные трудности  для разработки инновационного продукта Сахалинской области.

Вариант 4. Концентрация усилий на поддержки развития «транзитного»  сектора деятельности субъектов  малого и среднего предпринимательства.

При таком варианте решения  проблемы главной целью становится развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сферах связи, транспорта, оптовой торговли.

Благодаря реализации этого  варианта будет увеличена конкуренция  на рынке услуг связи и транспорта, на продовольственном рынке Сахалинской  области, а также создана система  «логистики». Всё это обусловит  снижение цен на предоставляемые  услуги, а в торговле - снижение роли торговых посредников при реализации товаров от производителей к непосредственным потребителям.

Однако стимулирование развития предпринимательства в этих отраслях не позволит существенно наращивать темпы промышленного производства субъектов малого и среднего предпринимательства. Также по-прежнему не будет решена проблема диверсификации региональной экономики и зависимости островного региона от общероссийской конъюнктуры торговли, в том числе в части ценообразования на товары первой необходимости.

Вариант 5. Поддержка и  развитие малого и среднего бизнеса  в депрессивных муниципальных образованиях Сахалинской области.

В рамках этого варианта решения проблемы будет увеличена  составляющая часть бизнеса в  экономическом развитии депрессивных муниципальных образованиях Сахалинской  области, что позволит увеличить  налоговые поступления в областной  и местный бюджеты, и, как следствие, повлечёт развитие этих муниципальных  образований.

Однако такое развитие малого и среднего бизнеса позволит обеспечить увеличение роли предпринимательства  лишь в некоторых муниципальных  образованиях Сахалинской области. Кроме того, неразвитость инфраструктуры депрессивных муниципалитетов может  являться фактором, существенно сдерживающим развитие малого и среднего предпринимательства.

Предлагается положить систему  мер по поддержке малого и среднего предпринимательства во всех отраслях экономики в зависимости от экономического потенциала каждой отрасли в конкретном муниципальном образовании посредством  осуществления территориального планирования (определение точек экономического роста) для поддержки и развития депрессивных муниципальных образований  Сахалинской области, создание «системы логистики», то есть, фактически, синтез рассмотренных выше вариантов, благодаря  чему степень указанных рисков будет  снижена до минимума.

Однако и такой вариант  решения рассматриваемого вопроса  обусловлен рядом рисков, в основном внешнего характера, которые приводятся в таблице ниже, а также указывается  способы их снижения до минимума:

 

Возможные риски

 

Способы минимизации

 

Изменения федерального законодательства в части вопросов государственной  поддержки и развития малого и  среднего предпринимательства и  предметов ведения органов государственной  власти Сахалинской области и  органов местного самоуправления

 

Мониторинг планируемых  изменений и минимизация последствий  в период подготовки проектов нормативных  правовых документов

 

Недостаточность получаемой информации (от органов Росстата, по результатам проводимых мониторингов, исследований и др.)

 

Разработка методик и  изучение опыта других территорий, в том числе зарубежных, по оценке развития субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях неопределенности информации

 

Дефицит бюджетных средств при планировании финансовых ресурсов из областного бюджета для обеспечения реализации мероприятий

 

Определение приоритетов  для первоочередного финансирования. Оценка эффективности бюджетных  вложений

 

Утеря актуальности мероприятий.

 

Ежегодный анализ эффективности  проводимых мероприятий. Перераспределение  средств внутри разделов.

Постоянные консультации с субъектами МСП и организациями, образующими инфраструктуры поддержки  субъектов МСП

 

Недоверие субъектов малого и среднего предпринимательства  к полезности и доступности мероприятий.

 

Постоянное информирование субъектов малого и среднего предпринимательства  об осуществляемых мероприятиях с использованием разнообразных каналов коммуникаций передачи информации. Пропаганда успешных проектов, особенно основанных на принципах  государственно-частного партнёрства

 
       

Информация о работе Особенности развития малого и среднего бизнеса в Сахалинской области