Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 09:00, курсовая работа
Данная работа представляет собой обзор развития менеджмента в России.
В работе рассмотрены основные понятия, сущность, функции и цели управления
в различных отраслях экономики.
Работа состоит из нескольких частей. В первой части приводится
необходимый теоретический материал, включающий в себя описание основных
характеристик менеджмента и ключевых моментов в истории развития
менеджмента в России. Во второй части приводится конкретный пример,
наглядно показывающий все стороны развития управленческой науки в нашей
стране.
Введение -3-
Глава I
1.1. Менеджмент – путь в будущее -5-
1.2. Зарождение менеджмента в России и его развитие в СССР -6-
1.2.1. Дореволюционный период -6-
1.2.2. Постреволюционный период -8-
1.2.3. «Индустриальная утопия» О. Ерманского -10-
1.2.4. На стыке разных методологий -11-
1.3. Методологические принципы формирования российского
менеджмента -12-
1.3.1. Закон соответствия менеджмента и менталитета -14-
1.3.2. Основные направления развития теории и практики российского
менеджмента -16
1.4. Краткий обзор российского опыта -21-
1.4.1. Особенности российского менеджмента -23-
1.5. Проблемы менеджмента в Росси -24-
Глава II
2.1. По Югу СССР -29-
Заключение -34-
Список использованной литературы -36-
опора на трудолюбие работника, ориентация на старательность и
пунктуальность. Эти заложенные в народе качества необходимо всячески
поощрять. При воспитании данных качеств, в процессе становления
национальной системы управления, мы можем осуществить постепенный переход
от жестких управленческих решений к гибким. Сегодня жесткость является
необходимой, но вынужденной мерой. Стратегическая перспектива русского
менеджмента – движение к более мягкому по форме, но и более эффективному
по содержанию управлению. Российский менеджмент должен учитывать
христианские традиции. Бердяев отмечал, что “ душа русского народа была
сформирована православной церковью, она получила чисто религиозную
формацию. Религиозная формация выработала некоторые устойчивые свойства,
догматизм, аскетизм, способность нести страдание и жертвование во имя
веры, устремленность к трансцендентному, которое относится то к вечности и
иному миру, то к будущему, то к этому миру”. Стремление к богатству все
больше пронизывает различные слои общества и является определяющим
стимулом деятельности. Христианство в своей сущности нежелательно
относится к жадности, власти “ желтого дьявола”. Отсюда еще одна черта
русского менталитета: люди могут работать не столько ради денег, а для
осуществления какой-либо общественной, политической или религиозной идеи.
Энтузиазмом русского народа пользовались многие поколения советских
руководителей. В то же время энтузиазм, возникший на основе какой-либо
объединяющей национальной идеи, мог бы стать важнейшей составляющей выхода
России из кризисной ситуации, дав толчок ее социально-экономическому
развитию и в наши дни. Целесообразно вспомнить слова Тейлора: “ Искусство
научного управления это эволюция, а не изобретение”. Однако и эволюция
предполагает сознательный отбор. Поэтому мы можем добавить к высказыванию
Тейлора следующее: “ ...искусство научного управления это эволюция и отбор
оптимальных форм и методов менеджмента, отражающего в себе важнейшие
специфические особенности национального менталитета” .[10.]
1.4. Краткий обзор российского опыта
В России слово "менеджмент" как управление в условиях рыночной
экономики является новым термином, сущность которого отличается от
традиционного управления централизованной командно-административной
системы, которая функционировала в России весь советский период.
Старая парадигма управления в России в течение 70 лет базировалась на
марксистской идеологии экономического развития, которая характеризовалась
следующими особенностями:
1. Закрытостью хозяйственного комплекса страны и ориентацией на
народнохозяйственную
2. Критерием на социальную ориентацию, на общественную собственность и
справедливое разделение по результатам труда.
3. Крайней политизацией, вызвавшей монополизацию и концентрацию
производства.
4. Централизацией и бюрократизацией управления.
В новой парадигме управления в российском менеджменте развиваются
такие процессы, как:
1. Интеграция хозяйства России в мировую экономику.
2. Формирование и функционирование рыночных хозяйственных субъектов
как открытых систем.
3. Гибкое сочетание методов государственного управления и рыночного
регулирования.
4. Использование рыночных и административных методов управления
предприятиями различных направлений деятельности и форм собственности.
Российское предприятие, становясь самостоятельным объектом товарно-
денежных отношений, полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной
деятельности, должно сформировать у себя систему эффективного управления
(менеджмента), который смог бы позволить предприятию добиться
конкурентоспособного и устойчивого положения на рынке.
По сравнению со старой системой управления, существовавшей много лет
на российских предприятиях, в новых условиях появляются новые функции:
разработки стратегии и политики развития, поиск необходимых материальных и
трудовых ресурсов, совершенствование производственной и организационной
структур управления предприятием.
В этих условиях резко возросли требования к российским менеджерам за
своевременность
и качество принимаемых
технического прогресса, дающего возможность путем нововведений
удовлетворять потребности рынка. В российском бизнесе появилась острая
необходимость проведения маркетинговых исследований, позволяющих изучить
эти потребности. Для осуществления производства конкурентоспособной
продукции в условиях минимизации издержек производства все большее
значение приобретают вопросы, связанные с управлением персонала, который в
новых российских реалиях становится основным ресурсом.
Менеджмент на
российских предприятиях
профессионализму
дефицита денежных ресурсов появилась необходимость использовать
наработанные мировой практикой менеджмента методы мотивации. Российский
опыт в области делового управления сводится только к использованию методов
планирования и контроля за исполнением планов.
Российские так называемые "новые коммерческие структуры" - пока не
деловые, а чисто спекулятивные предприятия. Производственные предприятия,
пытающиеся работать в условиях рынка, встречают множество проблем и
ограничений в области окружающей среды их хозяйственной деятельности.
Поэтому для российских менеджеров важно изучить зарубежный опыт управления
и творчески использовать его в новых российских условиях в целях
строительства организации нового для нашей страны типа, включающего
современные методы корпоративного и антикризисного управления,
ориентированных на диверсификацию, конкурентоспособность и финансовую
устойчивость.
Подход с позиций
человеческого фактора для
опыт административно - бюрократического, излишне формализованного
управления, сегодня очень важен.
1.4.1. Особенности российского менеджмента
- приоритеты в проблематике, акцепты внимания и усилий;
- инфраструктура
менеджмента, социально-
условия его осуществления;
- комплекс факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению
менеджмента в России:
- культурная среда, особенности общественного сознания, которые
невозможно
изменить.
Существует два
подхода в понимании
Первый подход - полное отрицание возможности и необходимости
менеджмента в России из-за особенностей исторического и национально-
культурного характера.
Второй подход
- не следует преувеличивать
брать модель менеджмента в готовом виде и использовать ее в управлении
экономикой, так как процессы научно-технического прогресса одинаковы во
всех странах.
Российский менеджмент - творческое осмысление зарубежного опыта с
учетом российской специфики, т.е. синтез мирового опыта эффективного
управления и существующего отечественного опыта на базе национально-
исторических особенностей нашей культуры. [13.,стр. 13-16]
1.5. Проблемы менеджмента в России
Переход от
административно-командной
стороны, и специфика российской системы ценностей, российского
менталитета, с другой, определили особенности российского менеджмента на
современном этапе, В период после 1992 года выявлены реальное направление
реформ экономики и управления, а также роль отдельных сфер хозяйствования
общественно-активных групп и личностей.
1. Приватизация государственной собственности как формирование массы
собственников, необходимых для рыночной среды.
Различные темпы перестройки основных групп субъектов хозяйствования:
государства, трудовых коллективов (персонала, руководителей, менеджеров) -
осложнили переходные процессы и их анализ. Вместе с тем проведенные
исследования позволяют выделить следующие направления преобразований
социально-экономического характера.
2. Кардинальный отход от социально благоприятной экономики к
рациональной.
Для поведения руководителей в рамках благоприятной экономики
характерно: сохранение рабочих мест, минимизация потерь квалифицированных
рабочих при сокращении объемов производства и его диверсификации. В рамках
рациональной экономики это жесткое распределение ресурсов внутри
предприятия: борьба за рынки сбыта, укрепление своих позиций на рынке,
проведение новой финансовой политики и изменение внутренней организации,-
при усилении роли финансового капитала над производительным и
человеческим.
3. Изменение поведения и целей трудового коллектива в сторону более
рационального отношения к себе.
Это, прежде
всего, предложения,
рационального использования ресурсов, производства более выгодных и
потребляемых рынком товаров.
Акционерами из числа рабочих осознается дилемма, возникающая при
требовании выплат дивидендов, повышение зарплаты, с одной стороны, и
дополнительный налог в форме выплат неработающим акционерам, с другой.
Подобное смешение происходит в силу до конца не прошедшего разделения
интересов менеджмента и рабочих. Там где разделение произошло, контроль
становится менеджерским, а работники превращаются в элемент издержек в
деятельности предприятия.
С другой стороны, можно отметить увеличение числа переподготовленных
работников, неконфликтное решение вопросов увольнения, сокращение
производственного и административно-
Активная роль рабочих-акционеров проявилась и облегчила смену
менеджерской команды на предприятии.
4. Изменение
в целях выживания
сторону открытости.
Российские менеджеры в начале переходного периода ориентировались на
управление с позиций
рационального использования
и опирались на работников - собственников этого предприятия (владельцев
крупных пакетов акций). В
настоящее время акценты
добровольно идет на увеличение доли акций, принадлежащих внешним
владельцам. Иными словами, сдвиг произошел от "закрытого" управления в
сторону "открытого". При этом доля "внешних" владельцев акции часто
расширяется в целях привлечения
инвесторов для реконструкции
его перепрофилирования и диверсификации. Прослеживаются и тенденции
добровольного уменьшения "цены" за переход под "внешнее" управление. Речь
идет об уступке менеджерами части своей власти "внешним" управлениям
взамен на гарантированное владение определенной долей акций.
5. Изменение характеристики корпуса менеджеров российской экономики.
Формирование этой категории управленцев происходило по двум
направленным. С одной стороны, это работники, которые воспользовались
экономической свободой и построили сами свой бизнес. Начальной стадией
практически у всех было создание малых предприятий. Как правило, это
высокообразованные молодые люди (25-40 лет), способные к быстрой
переориентации, хорошие организаторы, желающие и умеющие много работать
для достижения своей цели. Менеджеров этой категории характеризует быстрое
восприятие норм экономического поведения их "западных" коллег, умение
комплексно видеть и решать проблемы своего бизнеса, быстрое освоение
методов выстраивания деловых, партнерских отношений с "западными"
коллегами. При этом ранее эти люди, как правило, не имели опыта
руководителей работы, хозяйственными объектами, крупными производственными
коллективами, так как не проходили школы экономического взаимодействия
административно-командной экономики.
С другой стороны,
- руководители крупных
опыт которых сложился в административно-командной экономике, но
вынужденные осуществлять управление в рыночных условиях, на своем опыте.
"Ошибки" в таком обучении приобретают большую цену для предприятия. Более