Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 23:22, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в раскрытии применения зарубежного опыта стимулирования и мотивации персонала на современном Кыргызском предприятии.
Задачи работы следующие:
рассмотреть сущность и виды стимулирования и мотивации персонала;
изучить функции и принципы стимулирования;
раскрыть методические особенности формирования системы стимулирования персонала на основе зарубежного опыта;
проанализировать деятельность ОсОО «Ардамина»;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы стимулирования персонала на
предприятии
1.1. Сущность и функции стимулирования и мотивации персонала
1.2. Классификация (виды) стимулов
1.3. Принципы стимулирования труда персонала
Глава II. Методические аспекты применения зарубежного опыта
стимулирования персонала на современных предприятиях
2.1. Этапы формирования и управления стимулированием на предприятии
2.2. Методы стимулирования персонала, применяемые за рубежом
Глава III. Особенности стимулирования и мотивации персонала и пути применения зарубежной практики в ОсОО …………
3.1. Общая характеристика деятельности ОсОО………………
3.2. Анализ системы стимулирования и мотивации персонала в ОсОО…..
3.3. Рекомендации по улучшению процесса стимулирования персонала ОсОО..… за счет применения зарубежного опыта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Стимулы могут быть материальными и нематериальными (рис. 1.2.)7.
СТИМУЛИРОВАНИЕ
Материальное
Нематериальное
(моральное)
Денежное
Не денежное
Социальное:
Функциональное:
труда
Социально-психологическое:
Творческое:
Свободное время:
Рис. 2.1. Виды стимулирования
К первой группе относятся денежные (заработная плата, премии и т.д.) и не денежные (путевки, бесплатное лечение, транспортные расходы и др.)
Ко второй группе стимулов можно отнести: социальные (престижность труда, возможность профессионального и служебного роста), моральные (уважение со стороны окружающих, награды) и творческие (возможность самосовершенствования и самореализации).
Таким образом, различные виды стимулирования оказывают особое влияние на эффективную работу персонала. В разных производственных ситуациях необходимо правильно подбирать какие виды стимулов будут наиболее продуктивными.
1.3. Принципы стимулирования труда персонала
Стимулирование базируется на определенных принципах. К ним относятся8:
1. Доступность. Каждый стимул должен быть доступен для всех работников. Условия стимулирования должны быть понятными и демократичными.
2. Ощутимость. Существует некий порог действенности стимула, который существенно различается в разных коллективах. Это необходимо учитывать при определении нижнего порога стимула.
3. Постепенность. Материальные стимулы подвержены
постоянной коррекции в сторону повышения,
что необходимо учитывать, однако резко
завышенное вознаграждение, не подтвержденное
впоследствии, отрицательно скажется
на мотивации работника в связи с формированием
ожидания повышенного вознаграждения
и возникновением нового нижнего
порога стимула, который устраивал бы
работника.
4. Минимизация разрыва между результатом труда и его оплатой. Например, переход на еженедельную оплату труда. Соблюдение этого принципа позволяет снизить уровень вознаграждения, так как действует принцип «Лучше меньше, но быстрее». Учащение вознаграждения, его четкая связь с результатом труда – это сильный мотивационный фактор.
5. Сочетание
моральных и материальных
времени и субъекта воздействия этих факторов.
Поэтому необходимо разумно сочетать
эти виды стимулов с учетом их целенаправленного
действия на каждого работника.
6. Сочетание
позитивных и негативных
потерей работы, голодом, штрафы) к позитивным
стимулам (премированию, выплате вознаграждений).
Это зависит от традиций сложившихся в
обществе или коллективе, взглядов, нравов,
а также стиля и методов руководства.
Теория и практика управления выработала целый ряд принципов, правил организации стимулирования:
1. Принцип выгодности, т.е. сила стимула за выполнение работы должна соответствовать совокупности психологических затрат объекта управления, связанных с ее выполнением.
2. Принципу шанса, согласно которому вероятность достижения стимула объектом управления должна оцениваться достаточно высоко. Перед работником необходимо ставить посильные задачи. В противном случае стимул не сработает.
3. Принцип понятности требует простоты, ясности, непротиворечивости системы стимулирования. Существующие системы стимулирования недопустимо сложны (основная оплата, множество действующих одновременно премиальных систем, каждая из которых имеет несколько основных и дополнительных условий, доплаты, надбавки и т. д.). У рядовых работников нет ни желания, ни порой возможности для того, чтобы в них разобраться, запомнить. Поэтому они удовлетворяются ориентацией на итоговую сумму собственного заработка и заработка окружающих.
4. Принцип расчетов говорит о том, что системы стимулирования, должны побуждать работника к самостоятельному расчету вознаграждения. Если он заранее не просчитывает размеры своего вознаграждения, то и опережающего стимулирования нет.
5. Принцип своевременности. Поощрение и наказание должны следовать непосредственно за действием объекта стимулирования (работника). Чем больше временной интервал между действием и вознаграждением или наказанием, тем ниже побудительная сила стимула.
6. Принцип информированности, т.е. объект стимулирования должен быть хорошо информирован о всех деталях нормативной базы, об общих и частных целях деятельности (до начала работы) и о том, за что он получает поощрение (после ее завершения).
7. Принцип экономии стимула, т.е. стимул надо экономить для того, чтобы сохранить его побудительный потенциал. Снижение силы стимула при чрезмерно частом его применении происходит как за счет наступающей полноты удовлетворения соответствующей потребности, так и по причине привыкания объекта стимулирования к поощрениям и наказаниям. Если на предприятии работники приучены буквально за каждый свой шаг получать денежные вознаграждения, тогда для выполнения действительно крупных и ответственных заданий, как правило, не хватает средств - малые и средние суммы премий уже обесценены.
Основное значение системы оплаты труда – заключается в том, чтобы стимулировать поведение сотрудников компании, направив его на достижение стоящих перед ней стратегических задач, иными словами, соединить материальные интересы работников со стратегическими задачами организации.
Традиционный алгоритм определения величины заработной платы каждого из сотрудников состоит из следующих этапов (рис. 1.3.):
Рис. 1.3. Этапы определения величины з/п
Традиционная система компенсации – система вознаграждения работников, в основу которой положен принцип определения вознаграждения каждого работника (величины должностного оклада и набора материальных льгот) как функции двух переменных: внутренней для организации ценности занимаемого им рабочего места и его абсолютной (рыночной) ценности.
Заработная плата – это денежное вознаграждение, периодически выплачиваемое организацией сотруднику за выполнение возложенных на него обязанностей.
Льготы – часть компенсации работникам организации в форме предоставления права получения услуг, повышающих их жизненный уровень: медицинское страхование, материальная помощь, дополнительный отпуск, бесплатное питание, пользование автомобилем компании, отдых в санаториях и т.д.
Используемые сегодня нетрадиционные методы компенсации можно разделить на три основные группы9:
При создании СОТ для конкретной организации необходимо учитывать несколько базовых принципов, на которых строится вся система оплаты труда10.
Основополагающим принципом стимулирования к примеру, госслужащих должна стать привязка уровня оплаты труда к результатам их деятельности.
Таким образом, перечисленные принципы, взятые в основном с зарубежного опыта являются актуальными и для современных предприятий Кыргызстана.
Глава II. Методические аспекты применения зарубежного опыта
стимулирования персонала на современных предприятиях
2.1. Этапы формирования и управления стимулированием на предприятии
В условиях трансформации экономики система управления стимулированием труда подвергается существенным изменениям. По сути, эта система призвана создать новый мотивационный механизм трудовой активности персонала на предприятиях торговли всех форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.
Основной целью управления стимулированием труда является обеспечение роста доходов персонала и дифференциации их выплат в соответствии с трудовым вкладом отдельных работников в общие результаты деятельности торгового предприятия.
Управление стимулированием труда охватывает ряд последовательно выполняемых этапов работ:
1. Выбор форм и систем заработной платы представляет собой начальный этап организации стимулирования труда персонала.
2. Построение на предприятии
тарифной системы заработной
платы представляет собой
Определенное распространение в практике стран СНГ могут получить на различных предприятиях, так называемые «гибкие тарифные системы», в основе которых лежит минимальный уровень заработной платы, устанавливаемый на предприятиях торговли для работников самой низкой квалификации (он может превышать на предприятии установленный государством минимум заработной платы), и система коэффициентов повышения размера заработной платы, выплачиваемой по тарифам, по мере повышения квалификации работника (такая система коэффициентов квалификации может быть заимствована из государственной тарифной системы или разработана предприятием торговли самостоятельно). При построении тарифной системы на предприятиях торговли следует иметь в виду, что максимальным размером тарифные оклады и ставки не ограничиваются.