Особенности стратегий роста малых фирм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является определить процесс разработки стратегии на малых предприятиях, а так же применение полученных знаний на практике.
Исходя из поставленной цели, необходимо реализовать следующие задачи:
Дать понятие стратегическому менеджменту.
Рассмотреть процесс разработки стратегии на малых предприятиях.
Исследовать стратегическое планирование и разработку бизнес-плана.

Содержание работы

Введение………………………………………………….. 3
Стратегический менеджмент малых предприятий…………………....... 5
1.1. Понятие стратегического менеджмента……………………… 5
1.2. Процесс разработки стратегии на малых предприятиях….. 7
1.3. Стратегическое планирование и разработка бизнес-плана…………………………………………………………………….. 13
Организационно-экономическая характеристика ООО «Золотой дом»……………………………………………………………………….22
Разработка стратегии ООО «Золотой дом»…………………………… 26
3.1. Процесс принятия стратегических решений ООО «Золотой дом»……………………………………………………………………… 26
3.2. Расчет эффективности применения стратегии ООО «Золотой дом»…………………………………………………………………….. 29


Заключение……………………………………………... 35

Файлы: 1 файл

Разработка стратегии малого предприятия.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

 

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

 

 

                                             Институт менеджмента

 

 

Кафедра общего менеджмента и предпринимательства

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)

 

по дисциплине: стратегический менеджмент

 

 

 

на тему: «Особенности стратегий роста малых фирм»

                                                                                                    

 

 

 

 

 

                                                                 

 

                                                                    Выполнила: студентка 2 курса          

                                                                    группы ВММ – 201

                                                                    ФИО: Костова Галина Георгиевна                                              

                                                             Научный руководитель: 

                                                            Бебрис Александр Олегович

 

                                                 

                                                     

 

                                         

 

Москва 2014

Содержание

 

Введение………………………………………………….. 3

  1. Стратегический менеджмент малых предприятий…………………....... 5

1.1. Понятие стратегического менеджмента……………………… 5

1.2. Процесс разработки стратегии  на малых предприятиях….. 7

1.3. Стратегическое планирование  и разработка бизнес-плана…………………………………………………………………….. 13

  1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Золотой дом»……………………………………………………………………….22
  2. Разработка стратегии ООО «Золотой дом»…………………………… 26

3.1. Процесс принятия стратегических решений ООО «Золотой дом»……………………………………………………………………… 26

3.2. Расчет эффективности применения стратегии ООО «Золотой дом»…………………………………………………………………….. 29

 

 

Заключение……………………………………………... 35

 

 

 

Библиографический список………………………….. 36

 

 

Введение

 

Актуальность: Стратегический менеджмент – это концепция, не так давно появившаяся в практике менеджмента. В первую очередь стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций, но в настоящее время, когда малые предприятия играют столь существенную роль, их потребности в стратегическом менеджменте уже нельзя игнорировать. Малый бизнес играет очень важную роль в обеспечении процветания экономики, в создании рабочих мест, развитии технологических инноваций. Поэтому причинам трудно переоценить значение стратегического менеджмента для сектора малого бизнеса. Изучению и анализу этой области стратегического менеджмента лишь в недавнее время стали уделять должное внимание.

Сейчас многие специалисты посвящают свои исследования проблемам формирования и реализации стратегий в условиях малых предприятий. Несмотря на мощную поддержку со стороны государства, ежегодно множество малых предприятий терпят крах. И одна из главных причин, лежащих в основе провала МСП, - повсеместный недостаток навыков и компетентности в области стратегического менеджмента у руководителей МСП. Это в свою очередь обуславливает неспособность разрабатывать адекватные системы контроля и управления бизнесом.

Целью нашей работы является определить процесс разработки стратегии на малых предприятиях, а так же применение полученных знаний на практике.

Исходя из поставленной цели, необходимо реализовать следующие задачи:

  1. Дать понятие стратегическому менеджменту.
  2. Рассмотреть процесс разработки стратегии на малых предприятиях.
  3. Исследовать стратегическое планирование и разработку бизнес-плана.
  4. Дать организационно-экономическую характеристику ООО «Золотой дом».
  5. Разработать стратегию ООО «Золотой дом».

     Методологическая база: Для того, что бы реализовать задачи по рассмотрению понятия стратегического менеджмента, неоценимый вклад внесли Боумен К. и Виханский О.С. Много разработок сделали Голубков Е.П.  и Забелин П.В. в вопросе рассмотрения процесса разработки стратегии на малых предприятиях. Весомое место в исследовании стратегического планирования и разработки бизнес-плана, заняли Попов С.А., Рейльян Я.Р. и Томпсон А.А.

Для написания данной работы применялись методы синтеза, анализа и моделирования.

Структурно работа состоит из введения,  трех разделов, заключения и библиографического списка.

 

      1. Стратегический менеджмент малых предприятий

1.1. Понятие стратегического  менеджмента

 

Стратегический менеджмент1 – это концепция, не так давно появившаяся в практике менеджмента. В первую очередь стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций, но в настоящее время, когда малые предприятия играют столь существенную роль, их потребности в стратегическом менеджменте уже нельзя игнорировать. Малый бизнес играет очень важную роль в обеспечении процветания экономики, в создании рабочих мест, развитии технологических инноваций. По этим причинам трудно переоценить значение стратегического менеджмента для сектора малого бизнеса. Изучению и анализу этой области стратегического менеджмента лишь в недавнее время стали уделять должное внимание.

Сейчас многие специалисты посвящают свои исследования проблемам формирования и реализации стратегий в условиях малых предприятий. Несмотря на мощную поддержку со стороны государства, ежегодно множество малых предприятий терпят крах. И одна из главных причин, лежащих в основе провала малых предприятий, - повсеместный недостаток навыков и компетентности в области стратегического менеджмента у руководителей малых и средних предприятий (МСП). Это в свою очередь обуславливает неспособность разрабатывать адекватные системы контроля и управления бизнесом.

В стратегическом менеджменте доминирующая парадигма характеризуется двумя основными принципами2: формирование стратегии и ее применением. Основной вклад в развитие этих подходов внесли такие выдающиеся ученые, как Ansoff, Andrews, Porter. В целом суть стратегического менеджмента состоит в том, как разрабатываются и реализуются стратегии. С другой стороны, формирование стратегий определяется тем, каким образом компания предпочитает определять свою стратегию и как она ее реализует посредством стратегического менеджмента. В конечном счете, именно подход к формированию стратегии определяет возможный стиль менеджмента. С другой стороны, управленческий стиль и степень эффективности высшего звена руководства могут в свою очередь оказать влияние на процесс формирования стратегий в организациях. В результате на вооружение принимается конкретный подход к стратегическому менеджменту3. Только после того как компания определит, каким образом она намерена формировать стратегию, можно с эффективностью следовать путем стратегического менеджмента. Разработка стратегии может быть либо формальной, либо рациональной, появляющейся или последовательно развивающейся по логически обоснованной траектории. Стратегический менеджмент призван управлять процессом разработки стратегии и тем, как и где, анализируются внешняя среда деятельности организации – это предшествует выбору и реализации стратегии.

Управление стратегией4 – не единичное событие, а процесс, и для успешного выполнения этой задачи требуются действия с дополнительными сопровождающими мероприятиями и последующей доводкой. Следовательно, стратегический менеджмент касается тех решений, которые связаны с выбором подходящего рынка или продукта. Он помогает стратегам компании лучше понять текущую ситуацию и выработать цели и задачи компании. Сначала становится вопрос, каково положение компании в настоящий момент. Второй вопрос – каково ее желательное положение. Например, на каком рынке и в рамках, каких характеристик внешней среды действует компания? Затем следует определить, каково будет ее положение через определенный период времени, например, через год, три года или через пять лет. Наконец, следует подготовить набор средств для выполнения намеченных задач и достижения целей организации.

Стратегический менеджмент позволяет организации действовать превентивно, предпринимать профилактические действия, не ограничиваясь только ответными шагами, повышает ее готовность с уверенностью встретить как поддающиеся контролю, так и неконтролируемые ситуации5. Стратегический менеджмент обеспечивает четкое стратегическое видение и придает смысл миссии компании. Наличие ясного видения создает синергию и объединяет в один поток всю энергию организации. Это помогает эффективно доносить до всех работников планы организации, тем самым, обеспечивая их готовность решать организационные задачи. Стратегический менеджмент позволяет оценить сильные и слабые стороны организации и сосредоточится на стратегически важных направлениях. Оценивая эффективность реализации стратегии, организация получает необходимую информацию о том, насколько стратегия соответствует внешним условиям среды; это позволяет понять природу происходящих во внешней деловой среде изменений и привнести  в стратегический процесс этические аспекты и корпоративную социальную ответственность.

 

1.2. Процесс разработки  стратегии на малых предприятиях

 

Разработка и формирование стратегии, естественно, представляют собой одну из основных задач менеджеров6. Это особенно верно применительно к малому бизнесу, где управляющий или владелец-руководитель изначально ответственны за разработку бизнес-стратегий: именно они занимаются принятием стратегических решений. Таким образом, необходимо изучать, как руководители МСП разрабатывают и реализуют бизнес-стратегии.

Как стадию стратегического менеджмента разработку стратегии часто называют стратегическим планированием или планированием на долгосрочную перспективу7; эта стадия связана с разработкой миссии, целей и стратегий. Ряд исследователей предполагают, что процесс формирования стратегии в организации включает три основных элемента8: разработку стратегического видения и миссии бизнеса, разработку стратегических целей организации и разработку бизнес-стратегий (рис.4).


 

                                Миссия                                  Цели

Формулирование

                                                 стратегии


Разработка стратегии

Рис.4 Формирование стратегии

На первом этапе разработки стратегии определяется корпоративная миссия. Четко сформулированная миссия способствует распространению среди сотрудников чувства общих ожиданий и служит формированию и распространению имиджа фирмы в сознании важных заинтересованных лиц, которые тем или иным образом могут влиять на цели компании. Thompson  считает, что стратегическое видение определяет то, чем компания должна стать в будущем, тогда как миссия отражает главное ее намерение в настоящем и объясняет причины ее существования, природу бизнеса, в котором она действует, а также указывает, каких именно потребителей она стремиться привлечь, обслужить и удовлетворить9. Принимая эту точку зрения, Scandura и др. утверждают, что миссия10 - не что иное, как обобщенная формулировка главной цели или намерения фирмы, фундаментальных причин ее присутствия в данном бизнесе.

Формулировка миссии раскрывает причины существования организации на данный момент, поэтому неудивительно, что ее разработкой занимается высшее руководство исходя из общего стратегического видения, разделяемого всей группой руководителей. Миссия должна быть всеохватывающей и ясно сформулированной, чтобы она была понятна группам заинтересованных лиц как внутри фирмы, так и за ее пределами. Scandura и его коллеги доказывают, что с точки зрения внешней среды миссия должна отражать объединяющий принцип, вдохновляющую идею для всех кругов заинтересованных лиц. К их числу относятся акционеры, работники, поставщики и потребители фирмы. С внутренней, организационной точки зрения  миссия очень важна, поскольку помогает работникам понять и осмыслить намерения и цели компании. Наконец, эффективная, удачная миссия служит для согласования стратегии со сложившейся в процессе работы культурой организации – этот процесс Campbell и его коллеги описывают как внедрение «духа миссии» в умы и сердца работников, т.е. ощущения, что вся их деятельность имеет существенно важное значение для общества. Таким образом. Эффективная формулировка миссии должна разъяснять намерения фирмы  и точно определять бизнес, которым она собирается заняться. Миссия должна давать убедительные, внушающие доверия ответы на вопрос о том, почему фирма вообще существует. Считается, что хорошо сформулированная миссия обычно содержит и отражает уникальную и долгодействующую причину, вдохновляющую всех заинтересованных лиц добиваться общих целей. Предполагается также, что хорошая формулировка миссии способствует более целенаправленному распределению организационных ресурсов11. Основываясь на результатах исследований Ф.Аналоуи и А.Карами, я могу сделать вывод, что типичная формулировка миссии МСП содержит такие компоненты, как долгосрочная прибыль, выживание и рост; удовлетворение клиентов; ключевые технологии; рынок, философия и ценности компании; качество продуктов и услуг; имидж, географический район, представление фирмы о самой себе, а также забота о поставщиках, - это есть также расставленные по степени важности основные заботы руководителя.

Информация о работе Особенности стратегий роста малых фирм