Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 20:12, курсовая работа
Целью нашей работы является определить процесс разработки стратегии на малых предприятиях, а так же применение полученных знаний на практике.
Исходя из поставленной цели, необходимо реализовать следующие задачи:
Дать понятие стратегическому менеджменту.
Рассмотреть процесс разработки стратегии на малых предприятиях.
Исследовать стратегическое планирование и разработку бизнес-плана.
Введение………………………………………………….. 3
Стратегический менеджмент малых предприятий…………………....... 5
1.1. Понятие стратегического менеджмента……………………… 5
1.2. Процесс разработки стратегии на малых предприятиях….. 7
1.3. Стратегическое планирование и разработка бизнес-плана…………………………………………………………………….. 13
Организационно-экономическая характеристика ООО «Золотой дом»……………………………………………………………………….22
Разработка стратегии ООО «Золотой дом»…………………………… 26
3.1. Процесс принятия стратегических решений ООО «Золотой дом»……………………………………………………………………… 26
3.2. Расчет эффективности применения стратегии ООО «Золотой дом»…………………………………………………………………….. 29
Заключение……………………………………………... 35
Zimmerer и Scarborough утверждают, что бизнес-план выполняет две важные функции: во-первых, он направляет деятельность фирмы, указывая ее курс действий в будущем и уточняя соответствующую стратегию, во-вторых, привлекает инвесторов30. Грамотно составленный бизнес план помогает предпринимателю избежать ошибок в бизнесе, таких, например, как игнорирование маркетингового плана, плана реализации, положения с наличными средствами, незнание клиентов, персонала, отказ от идеи бизнеса в целом. Хотя не существует единой модели или формы бизнес-плана, есть все основания полагать, что успешный бизнес-план может31:
В целом единого формата для бизнес-плана не существует32: каждый бизнес-план уникален, отвечает особенностям той отрасли бизнеса, для которой предназначен, и бизнес-план одной компании не будет похож на бизнес-план другой. Например, бизнес-план, разработанный для нового предприятия в области обрабатывающей промышленности, никогда не будет похож на бизнес-план для страхового бизнеса.
Однако имеется ряд пунктов, которые обязательно должны присутствовать в любом бизнес-плане. Lasher утверждает, что несмотря на огромные различия существа планов разных компаний, типичный бизнес-план должен иметь восемь глав: содержание, краткое изложение сути бизнеса, миссия и стратегия, анализ рынка, описание операций, руководство, персонал, финансовый прогноз, возможные непредвиденные ситуации. Со своей стороны, Burns полагает, что типичный бизнес-план должен содержать следующие 11 элементов33:
Делая вывод, можно сказать, что стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.
В качестве практики хотелось бы подробно проанализировать малое предприятие ООО «Золотой дом».
Компания ООО «Золотой дом» создана в 2010 году. Около 50% товара реализуется в розницу, 50% предназначено для оптовых поставок. В ассортиментном перечне более 150 наименований. В 2011 году компания переехала на новый отапливаем склад, что способствовало расширению ассортимента.
В прошлом индивидуальный предприниматель Бочкарев Петр Викторович, создатель компании ООО «Золотой дом», собирается заработать на продаже строительных материалов более мелким компаниях в Белгороде и Белгородской области. Он готов предложить им широкий выбор строительных материалов по ценам ниже, чем у большинства крупных компаний в нашем городе, тем самым получив прибыль от большего оборота, а не от наценки. Все время компании приходится сдерживать натиск конкурентов.
Общая численность персонала ООО «Золотой дом» – 10 человек. Оборот компании не раскрывается.
Важное замечание, Бочкарев основал «Золотой дом» в 2010 году, имея только $1 тыс. стартового капитала, начал он с продажи сухих смесей. Тогда бизнес строительных материалов ему представлялся просто: он арендует помещение под офис, находит партнеров, которые на условиях предоплаты заказывают товар, после чего закупает товар у местных производителей и продает его партнерам. Иного варианта, кроме продажи сухих смесей по предоплате, Бочкарев тогда даже не рассматривал: казалось, это была единственная стратегия, не требовавшая особых затрат и одновременно гарантировавшая компании определенный уровень продаж.
Сухие смеси пользовались стабильным спросом у покупателей, и нажив небольшой капитал директор «Золотой дом» Петр Бочкарев решил добавить в ассортимент сантехнику.
Переломный момент в работе «Золотой дом» наступил через год после открытия компании, когда партнер компания «Магма» заказала большую партию сухих смесей. Тогда Бочкарев понял выгоду работы по оптовым поставкам. К тому времени был уже найден хорошим поставщик, который давал низкие дилерские цены. Заказ был выполнен, было решено пополнять ассортимент товара, который возможно было закупать у производителей по низким ценам. Дали объявление в специализированную газету и Интернет.
В результате в 2011 году ассортимент «Золотой дом» пополнился цементом, цементностружечными плитами, комплектующими для гипсокартона.
И так рассмотрим сильные и слабые стороны организации, а так же возможности и угрозы.
Сильные стороны: проработав на рынке уже 2 года предприятие накопило достаточные финансовые ресурсы, так же появилась кредитная линия в банке, что позволяет значительно расширить возможности предприятия по кредитованию своих клиентов. Плюсом является хорошая репутация у покупателей, и почти самая низкая цена в городе на определенные группы товаров. Происходит большая экономия на складских услугах за счет большого объема продаж сразу с завода производителя. Преимуществом среди конкурентов является то, что у предприятия подписаны договора с транспортными компаниями, которые находят машины на доставку и поставку товара в два раза дешевле, что сокращает расходы на транспорт и уменьшает себестоимость товара.
Слабые стороны: Как уже отмечалось, несмотря на множество преимуществ использования в МСП стратегического менеджмента, все еще остаются руководители, такие как директор рассматриваемой нами организации, которые по тем или иным причинам избегают его применения.
Эти причины заключаются в следующем: недопонимание всей важности стратегического менеджмента для своего бизнеса, отсутствие необходимые знания в этой области и информация о стратегическом процессе и его преимуществах для них и их компаний, не знание методик стратегического менеджмента. Наконец, недостаток управленческого таланта у руководителя, я думаю это связано с отсутствием специального образования, и с достаточным опытом работы в данной сфере. Отсутствие квалификации у менеджеров часто приводят к ошибкам в работе. Плохое отслеживание процесса выполнения стратегии, цель у руководства получить прибыль, а от чего это не важно, важно чтобы работа не прекращалась. Так же минусами являются: ниже среднего маркетинговые способности и неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии.
Возможности: выход на новые рынки, увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах – как правило, строители привыкли закупать все в одном месте, это позволяет увеличить разнообразие товаров, тем более, когда известны примерные соотношения, что ведет к экономии. Ускорение роста рынка строительных услуг ведет к ускорению рынка строительных материалов, это открывает большие возможности «Золотой дом», тем более предприятие уже зарекомендовало себя на рынке.
Угрозы: появление новых конкурентов на рынке, у которых будут более большие возможности и связи, например, приход на рынок какой-нибудь московской компании. На сегодняшний день подобных конкурентов местным фирмам не так много, но они создают конкуренцию.
В данном случае был выбран самый простой способ провести сканирование среды бизнеса – применить SWOT-анализ.
Таким образом, можно сказать, что формирование стратегии представляет собой разработку долгосрочных планов для эффективного управления возможностями и угрозами внешней среды на основе корпоративных преимуществ и недостатков. Формирование стратегии включает определение корпоративной миссии, постановку достижимых целей, разработку стратегии, выработку руководящих принципов политики. Реализация стратегии представляет собой процесс, в ходе которого стратегии приводятся в действие путем разработки программ, подготовки бюджета и рабочих процедур. Процесс этот может включать изменения общей культуры, структуры и руководства организации.
На рис. 2 представлена модель стратегического менеджмента, подходящая для малого бизнеса; она состоит из следующих взаимосвязанных шагов (стадий).
Нет, вернуться к стадии 1
Да
Рис.2 Процесс принятия стратегических решений на МСП (новые предприятия)
Следуя этим шагам, рассмотрим имеющуюся стратегию для ООО «Золотой дом» на сегодняшний день и откорректируем ее.
Разработка основной идеи бизнеса – во-первых, оставить основные группы товаров которые пользуются спросом, и добиться у производителей дилерства. К примеру, большим покупательским спросом пользуются сухие смеси (для внутренних и наружных работ), которые большими объемами поставляются как для строительных компаний, так и для покупателей в Белгородскую область. На данный момент ««Золотой дом»» закупает их у дилера завода производителя «Bergauf» - «Премьер ВТК», которые в свою очередь завышают цену для ««Золотой дом»», чтобы те не могли продавать сухие смеси по ценам ниже, чем у дилера. Что приводит в свою очередь к понижению объема продаж. И так основная идея – добиться дилерства у производителя.
При оценке внешней среды было выявлено, что спрос на выбранную позицию существует всегда, не зависимо от времени года, как на большинство строительных материалов. Например, на сухие строительные смеси достаточный спрос существует только в теплое время года, тогда как на такие строительные материалы как сухие смеси и комплектующие для них потребность есть всегда. И большим плюсом является то, что завод производитель находиться не далеко от Белгорода, что сокращает и транспортные расходы.
3.2. Расчет эффективности применения стратегии ООО «Золотой дом»
По мнению некоторых специалистов, ряд моделей был специально разработан для стратегического менеджмента в малом бизнесе (Linneman, 1990; Green и Jones, 1982; Shuman и Seeger, 1986; Aram и Cowan, 1990; Foster, 1993; Berry, 1998, Beal, 2000). Строго говоря, между моделями стратегического менеджмента для малого предприятия, предложенными этими авторами, нет принципиальной разницы. В качестве основы все используют аналогичные концепции. Многие из концепций и методик, касающихся стратегического менеджмента, были разработаны и с успехом применены на предприятиях. В связи с тем, что менеджеры прилагают усилия, чтобы как можно лучше приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям мира бизнеса, их компании, как правило, проходят через четыре стадии развития стратегического менеджмента, а именно: финансовое планирование, планирование на основании прогнозов, планирование, ориентированное на внешнюю среду (стратегическое планирование) и, наконец, стратегический менеджмент. По своей сущности стратегический менеджмент состоит из четырех основных элементов: тщательного исследования (сканирование) среды, формулирования стратегии, реализации стратегии, оценки и контроля. Сканирование среды – это своего рода мониторинг, оценка и распространение информации, полученной во внешней и внутренней среде, среди ключевых фигур корпорации. Цель этого процесса - выявление стратегических факторов, тех элементов внешней и внутренней среды, которые определяют будущее корпорации.