Особенности стратегий роста малых фирм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является определить процесс разработки стратегии на малых предприятиях, а так же применение полученных знаний на практике.
Исходя из поставленной цели, необходимо реализовать следующие задачи:
Дать понятие стратегическому менеджменту.
Рассмотреть процесс разработки стратегии на малых предприятиях.
Исследовать стратегическое планирование и разработку бизнес-плана.

Содержание работы

Введение………………………………………………….. 3
Стратегический менеджмент малых предприятий…………………....... 5
1.1. Понятие стратегического менеджмента……………………… 5
1.2. Процесс разработки стратегии на малых предприятиях….. 7
1.3. Стратегическое планирование и разработка бизнес-плана…………………………………………………………………….. 13
Организационно-экономическая характеристика ООО «Золотой дом»……………………………………………………………………….22
Разработка стратегии ООО «Золотой дом»…………………………… 26
3.1. Процесс принятия стратегических решений ООО «Золотой дом»……………………………………………………………………… 26
3.2. Расчет эффективности применения стратегии ООО «Золотой дом»…………………………………………………………………….. 29


Заключение……………………………………………... 35

Файлы: 1 файл

Разработка стратегии малого предприятия.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

         Наконец, оценка  и контроль – это процесс, посредством  которого осуществляется мониторинг деятельности корпорации и ее результатов, чтобы сопоставить фактическую эффективность деятельности с желаемой. Несмотря на то, что оценка и контроль являются  заключительными элементами стратегического менеджмента, они могут также способствовать выявлению слабых мест в уже реализованных стратегических планах и стимулировать повтор всего процесса.

По традиции все модели процесса стратегического менеджмента стремятся ответить на шесть основных вопрос: чем мы хотели бы заняться? Каково наше положение в данный момент? Чего бы мы хотели добиться? Каким образом мы намереваемся это сделать? Какой путь будет наилучшим? И, наконец, следует ли нам вообще с этим связываться?

Большинство моделей процесса стратегического менеджмента основываются на широком толковании понятия «заинтересованные лица, выгодополучатели» и скорее движимы соображениями конкуренции, нежели ориентированы на потребителя. Динамичный стратегический менеджмент для МСП, как разновидность более общей модели базового стратегического менеджмента, представлен моделью стратегического менеджмента, основанной на ценности потребителя (рис. 3)

Динамическая модель стратегического менеджмента МСП включает четыре стадии:

  1. осведомленность – понимание стратегической ситуации;
  2. формулирование стратегии – разработку подходящих стратегий;
  3. реализация стратегии – претворение в действительность выбранных стратегий;
  4. контроль и совершенствование стратегии – обзор результатов и выводы для последующего совершенствования стратегии.

В соответствии с моделью я составил динамичную последовательность развития стратегического менеджмента в ООО «Золотой дом»:

  • анализ текущего положения «Золотой дом» в контексте их товара, рынков, характерных конкурентных преимуществ, личных целей владельца-руководителя и, следовательно, определение миссии, целей и ценностей для удовлетворения потребителей. На сегодняшний день товаром на предприятии являются наиболее ходовые позиции среди отделочных материалов. Рынок уже освоен, т.е. за 2 года работы известно, что пользуется спросом и в какой пропорции, например, сколько нужно закупать сухих смесей и комплектующих, в каком количестве они закупаются. Известны наиболее опасные конкуренты и их ценовая политика, преимуществом на сегодняшний день является бесплатная доставка в черте города, что является немаловажным фактором для покупателей;
  • анализ внешней среды – оценка возможностей и угроз, которые представляют конкуренты, поставщики, социально-политическое влияние экономики, а также влияние технологии, что позволит повысить ценность товаров «Золотой дом» для потребителей. В данном случае имеется большая зависимость от поставщиков, так как покупатели ориентируются на конкретную позицию, за счет которой «Золотой дом» закрепился на данном рынке. Так как предприятия не является единственным торгующим данным товаром, оно должно ориентироваться на конкурентов;
  • анализ внутренней среды -  оценка внутренних возможностей, преимуществ и слабых мест; определение ключевых факторов, способствующих повышению эффективности, и стратегических проблем компании, которые могут оказать влияние на направление ее будущего движения. Преимуществ в «Золотой дом» на мой взгляд, меньше чем слабых мест. Первым является: хорошие трудолюбивые работники, но минус, что нет хорошего руководителя, который мог бы направить работу в нужное русло. В общем, на лицо, отсутствие специалиста, да и собственно отсутствие корпоративной культуры, что думаю в скором времени, все таки дойдет до руководства, и будут приняты меры. Второе преимущество – географическое расположение. Склад находиться в удобном месте, куда возможен подъезд больших машин, находиться на въезде (выезде) в город, что позволяет приезжим из области быстро добраться, и уехать, не постояв в пробках. Хорошо налажены связи с крупными поставщиками, у которых имеется большой дисконт, что позволяет сделать для более мелких компаний, цены меньше, чем у тех самых поставщиков;
  • определение стратегических альтернатив целей и главных стратегий. Главной стратегией как уже писалось выше, является: отбор наиболее продаваемого товара, добиться дилерства у поставщиков, оставить только крупных клиентов, чтобы не распылятся по мелочам, а продавать оптом;
  • осуществление изменений для улучшения процесса (продуктов  и услуг) увеличения человеческих возможностей. Для этого нужно проводить специальные тренинги, как для руководства, так  и для работников организации;
  • анализ результатов примененных стратегий и извлечение уроков в целях совершенствования стратегического менеджмента (т.е. качества принятия решений) в будущем.  Такового еще не имеется, потому что цель еще не достигнута.









 





 

Рис.3 Динамичная модель стратегического менеджмента для МСП

Семь основных шагов, которые мы только что рассмотрели, действительно,  помогают правильно расставить приоритеты в действиях компании, желающей преуспеть за счет разработки и применения конкурентной стратегии, последовательно осуществляющей процессы формирования, реализации и оценки стратегии.

Как мы уже отмечали, процесс формирования стратегии в организации включает три основных элемента: разработку стратегического видения и миссии бизнеса, разработку стратегических целей организации и разработку бизнес-стратегий.

На первом этапе разработки стратегии определяется корпоративная миссия. Итак, миссия компании «Золотой дом» состоит в бесперебойном обеспечении покупателей товаром, которым мы снабжаем их; устойчивая позиция на рынке строительных материалов, гарантированное качество товаров, всегда положительный имидж. Если покупателю не понравилось качество товара, мы поменяем его, если товар не доставлен в срок, возместим убытки. А чтобы этого не происходило, нужно хорошо контролировать поставки. Самой большой ценностью для фирмы являются ее кадры.

На втором этапе формирования стратегии определяют достижимые цели. Предполагается, что владелец-управляющий малого предприятия должен установить цели своей фирмы на основе текущих и прогнозируемых возможностей (Shuman и Seeger, Hodgetts и Kuratko).

Стратегические цели фирмы должны включать в себя ответы на четыре основных вопроса: Что? Кто? Когда? И сколько именно? Иначе говоря, цели должны включать выходы и результаты (что?), ясно указывать на целевые группы или рынки (кто?), соответствовать условиям и временным ограничениям (когда?) и, наконец, устанавливать стандарты и критерии оценки эффективности действий (сколько именно?).

В нашем случае, цель «Золотой дом» может выглядеть так: работники (кто?) получают положительный опыт в работе (что?) всякий раз (когда?), когда приходит и реализуется товар (как?).

Итак, третий этап процесса формулирования стратегии – разработка самой стратегии. После того как стратеги компании сумели разработать формулировку миссии и установить стратегические цели в свете проведенного анализа деловой окружающей среды, они могут приступать непосредственно к разработке стратегий бизнеса. Разработка стратегии, как правило, связана с определением того, насколько фирма соответствует своей деловой среде. Этот процесс заключается в определении возможностей фирмы и одновременно – потребностей отрасли, так, чтобы фирма могла их удовлетворить, хорошо вписываясь в деловую среду. Разработка стратегии представляет собой довольно трудную задачу. Ее решение требует осознания и осмысления деловой окружающей среды и детального анализа текущего состояния деловой окружающей среды и детального анализа текущего состояния самой фирмы, особенно управляющим (руководителем); впрочем, как и все другие управленческие навыки, этот развивается с приобретением опыта практической деятельности. Для МСП окончательное решение по стратегиям принимает владелец-руководитель или управляющий. 

Итак, можно сказать, что динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

 

 

 

 

 

 

Заключение

          Стратегический менеджмент – это процесс определения взаимодействия организации с ее окружением выражаемое через использование избранных целей и достижение желаемого результата путем распределения ресурсов организации в соответствии с эффективным планом действий35.

Содержанием стратегического менеджмента являются:

- определение назначения и главных целей бизнеса фирмы;

- анализ внешней среды фирмы;

- анализ ее внутренней обстановки;

- выбор и разработка стратегии  фирмы;

- анализ портфеля диверсифицированной фирмы;

- выбор степени интеграции и  систем управления;

- управление комплексом «стратегия - структура – контроль»;

- определение нормативов поведения  и политик фирмы в отдельных  сферах ее деятельности;

- обеспечение обратной связи  результатов и стратегии компании;

- совершенствование стратегии, структуры, управления.

Стратегия – это формулировка миссии организации, ее намерений и целей, политики, программы и методов их достижения.

Стратегия в той или иной форме присуща любой системе управления, хотя и будет отличаться спецификой в зависимости от ее типа – портфельная, или корпоративная; конкурентная, или бизнес-стратегия; функциональная.

Проецируя все выше написанное на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование и долгосрочная стратегия фирмы становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

І Источники

 

  1. Конституция российской федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
  2. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ.
  3. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 N 208-ФЗ [в ред. от 06.04.2004 317-ФЗ].
  4. Федеральный Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» (Об ООО) от 08.02.1998 N 14-ФЗ.
  5. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ.
  6. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ [в ред. от 17.07.99 № 181-ФЗ].

II. Литература

  1. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1985. – 158 с.
  2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер Ком, 1999. – 265 с.
  3. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. - М.: финансы и статистика, 1996. – 188 с.
  4. Бигель Дж. Управление производством. Количественный подход. М.: Мир, 1973. – 426 с.
  5. Борманн Д. и др. Предпринимательская деятельность в рыночной экономике. Hamburg,1992. – 279 с.
  6. Боумен К. Основы стратегического менеджмента // Пер. с англ. / Под ред Л. Г. Зайцева, М. И.Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 261 с.
  7. Буров В.П. “Бизнес-план”, методика составления, ЦИПКК ,Москва 1995. – 302 с.
  8. В лабиринтах современного управления (Стратегическое планирование, маркетинг, обслуживание клиентов, управление персоналом, оплата труда). Сборник статей / Ред. – сост. Райтер Грегори Р. Вып. 1. М. ОАО "НПО "Издательство «Экономика»,1999. – 190 с.
  9. Веснин В.P. Основы менеджмента: Учебник. - М.: Институт международного права и экономики, Изд-во «Триада.Лтд», 1996. – 299 с.
  10. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник .- 2-е изд., перераб. И доп. М.: Гардарика, 1998. – 185 с.
  11. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е изд.: Учебник. - М.: Фирма «Гардарика», 1996. – 137 с.
  12. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 125 с.
  13. Гиг Дж., ван. Прикладная общая теория систем. М.: Мир, 1981. – 284 с.
  14. Голубков Е.П.  «Маркетинг: стратегии, планы, структуры», М.: «Дело»,1995г. – 130 с.
  15. Друкер П. Рынок: Как выйти в лидеры: Практика и принципы. М., 1992. – 128 с.
  16. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики / Пер. с англ. - М.: Дело, 1996. – 370 с.
  17. Забелин П.В. Основы корпоративного управления концернами. М.: «Издательство ПРИОР», 1998. – 146 с.
  18. Забелин П.В., Моисеева Н.К.. Основы стратегического управления: Учеб. пособие. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1998. – 140 с.
  19. Зобов А.М., Филинов Н.Б., Наумов А.И. Как работать с модульной программой. 17 – модульная программа для менеджеров «Управление развития организации». Модуль 1. М.: ИНФРА–М, 2000. – 159 с.
  20. Имитационные системы принятия экономических решений. М.: Наука, 1989.
  21. Карлоф Б., Деловая стратегия. // Пер с англ. / Научн. ред и авт. предисл. Приписнов В. А. М.: Экономика, 1991. – 236 с.
  22. Карр Ч., Хоув. Количественные методы принятия решений в управлении и экономике. М.: Мир, 1966. – 196 с.
  23. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.: Прогресс, 1982.  – 240 с.
  24. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. СПб.: Питер Ком, 1998. – 149 с.
  25. Кравченко В.Ф., Кравченко Е.Ф., Забелин П.В Организационный инжиниринг. Учебное пособие. М.: Издательство «ПРИОР», 1999. – 58 с.
  26. Кунц Г., О'Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих решений. М.: Мир, 1981. – 72 с.
  27. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / Пер. с франц. - СПб.: Наука, 1996. – 69 с.
  28. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений. М.: Логис, 2000. – 199 с.
  29. Люкшинов А.Н. «Стратегический менеджмент на предприятиях АПК», М.: «Колос» ,1999г. – 207 с.
  30. Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2000. – 322 с.
  31. Менеджмент организации: Учебное пособие / Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. - М.: ИНФРА-М, 1995. – 63 с.

1 Боумен К. Основы стратегического менеджмента // Пер. с англ. / Под ред Л. Г. Зайцева, М. И.Соколовой. -1997. – С. 14

2 Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник .- 2-е изд., перераб. И доп. -1998. – С. 23

3 Друкер П. Рынок: Как выйти в лидеры: Практика и принципы. - 1992. – С. 47

4 Стратегическое планирование / Под ред. Э.А.Уткина. М.: Асс. Авторов и издателей «Тандем». - 1998. – С.12

5 Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов // Пер. с англ. / Под ред. Л.Г.Зайцева., М.И Соколовой. - 1998. – С.32

6 Семь нот менеджмента. – Издание третье, дополненное. - 1998 – С. 42

7 Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. - 1998. – С. 67

8 Забелин П.В. Основы корпоративного управления концернами. - 1998. – С. 78

9 Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - 1995. – С. 59

10 Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент Учебное пособие для вузов. - 2000. – С. 312

11 Менеджмент организации: Учебное пособие / Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. - 1995. – С. 37

12 Доиль П. «Менеджмент: стратегия и тактика». - 1999г. – С.84

13 Рейльян Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. - 1989. – С.47

14 Уткин Э.А. Управление фирмой. - 1996. – С.53

15 Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: Учебно-практическое пособие, - 2-е изд. - 1997. – С.50

16 Люкшинов А.Н. «Стратегический менеджмент на предприятиях АПК». - 1999г. – С.157

17 Забелин П.В., Моисеева Н.К.. Основы стратегического управления: Учеб. пособие. 1998. – С.88

18 Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. - 1982.  – С.155

19 Тренев Н.Н. Предприятие его структура: Диагностика. Управление. Оздоровление: Учебное пособие для вузов. - 2000. – С.149

20 Минцберг Г., Альстренд Б.,. Лэмрел Дж. Школы стратегий // Пер. с англ. /Под ред. Ю. Н.Каптуревского. - 2000. – С.52

21 Организация Объединенных Наций по промышленному развитию. Пособие по подготовке промышленных технико-экономических исследований. ЮНИДО. - 1979. –  С.49

22 Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / Пер. с франц. - 1996. – С.33

23 Зобов А.М., Филинов Н.Б., Наумов А.И. Как работать с модульной программой. 17 – модульная программа для менеджеров «Управление развития организации». Модуль 1. - 2000. – С. 93

24 Имитационные системы принятия экономических решений. - 1989. – С. 48

25 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е изд.: Учебник. -  1996. – С.90

26 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е изд.: Учебник. - 1996. – С. 30

27 Голубков Е.П.  «Маркетинг: стратегии, планы, структуры». - 1995г. – С. 67

28 Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики / Пер. с англ. - 1996. – С.241

Информация о работе Особенности стратегий роста малых фирм