ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ НА СОВРЕМЕННОМ
ЭТАПЕ
- Особенности ведения бизнеса на
современном этапе. Отличие человеческих
ресурсов от других видов ресурсов.
- Объект и предмет науки управления персоналом.
- Генезис кадрового менеджмента.
- Цели и задачи управления персоналом.
- Особенности ведения бизнеса на современном этапе. Отличие человеческих ресурсов от других видов ресурсов.
Почему человеческий капитал
может быть основой конкурентоспособности
компании:
- Потому что человеческий капитал требуемого
качества – редкий ресурс.
- Человеческий капитал может создавать
дополнительную стоимость в разных объемах.
- Человеческий капитал трудно воссоздаваем
конкурентами.
Отличие человеческого капитала от
других видов ресурсов:
- Люди действуют во времени.
- На поступки людей влияет их прошлое.
- Поведение человека в настоящем определяется
его видением будущего.
- Развитие человека и приобретение знаний
происходит с течением времени.
- Убеждения и взгляды людей сопротивляются
воздействию быстрых перемен.
- Люди ищут смысл.
- Каждый человек стремится к пониманию
событий в окружающей среде и сам участвует
в поиске смысла этих событий
- С течением времени любая группа людей
вырабатывает общие взгляды и чувства
единого смысла.
- Для формирования смысла деятельности
важны события и символы.
- Люди испытывают эмоции.
- Люди всегда наделены чувством самосознания,
т.е. ведущим мотивом каждого человека
является самосохранение.
- У любого человека есть объект веры.
- Работа может поддерживать веру человека
в себя и тогда происходит прилив вдохновения,
и способности человека раскрываются
еще больше, и гасить веру в себя у человека,
и тогда человек работает плохо.
Основные факторы, формирующие
желание человека работать как можно
лучше:
- гордость
- доверие
- причастность к делам организации
Общие черты наиболее успешной корпорации:
- Обеспечение гарантированной занятости
персонала.
- Наличие перспективных систем продвижения
по службе.
- Внедрение системы внутреннего развития
вместо кампании найма.
- Создание широких возможностей участия
в принятии решений.
- Отношение к работникам как к членам
общей корпоративной сети.
- Развитая система общих ценностей.
Факторы, воздействующие на кадровую
работу:
Внешние факторы:
- Объединение работников в профсоюзы
и сила этих объединений
- Правительственные постановления и законы
- Действие конкурентов
- Характеристика рынка рабочей силы
Внутрипроизводственные факторы:
- Цели предприятия
- Тенденции управленческого стиля
- Конкретный характер решаемых задач
- Специфика рабочих коллективов
Особенности ведения бизнеса на
современном этапе:
- Модульный характер построения бизнеса
- Высокая скорость всех процессов
- Постоянные инновации
- Изменился объект управления, т.е. люди
- Изменился субъект управления, т.е. руководитель
и требования к нему
- Объект и предмет науки управления персоналом.
Поле взаимодействия науки управления
персоналом с другими науками:
Управление персоналом – это комплексная
прикладная наука о взаимодействии следующих
факторов:
- Организационных
- Технических
- Психологических
- Социальных
- Административных
- Экономических
Объект изучения науки управления
персоналом – личность, группы, организации.
Предмет изучения – основные закономерности
и движущие силы, определяющие поведение
людей, групп, организаций в условиях совместного
труда.
- Генезис кадрового менеджмента.
Управление персоналом включает следующие
сферы деятельности:
- Подбор и набор персонала
- Повышение квалификации и развитие
- Оценка персонала и оценка труда персонала
- Адаптация
- Расстановка
- Построение карьеры и т.д.
Сравним концепцию управления
персоналом с концепциями управления
кадрами, управления человеческим капиталом.
Управление кадрами занимается
обеспечением предприятий рабочей силой
в нужное время в нужном месте.
Управление персоналом направлено
на персонификацию работы с кадрами и
выстраивается в систему персонал-технологий.
Управление человеческими ресурсами
подразумевает, что работники предприятия
– это такой же ресурс как и все виды ресурсов,
а, следовательно, в него необходимо вкладывать
инвестиции, и справедлив цикл: планируй–определяй
результат–вознаграждай–воздействуй.
Управление человеческим капиталом
требует от системы управления персоналом
применять особые методы развития (коучинг),
но и обращать внимание не только на профессиональные,
но и на личные качества работников, их
ценности и мотивацию.
Особенности концепций управления
персоналом на современном этапе:
- Топ-менеджеры должны перестать декларировать,
что люди их основной ресурс и начать реально
инвестировать в эту сферу.
- Инновационная активность может проявиться
при солидарном командном стиле управления,
когда в процесс управления вовлекаются
все сотрудники, что приводит к улучшению
их работы и повышению эффективности.
- Организация должна быть построена как
самообучающаяся система, что возможно,
если у топ-менеджмента есть понимание
того, что для организации важен каждый
человек и развитие организации возможно
только через развитие сотрудников. Развитие
напрямую связано с мотивацией.
- Формирование корпоративной культуры
нацелено на развитие чувства ответственности
через использование различных форм социальной
поддержки, декларирование этических
ценностей принятых в организации, разработка
внутриорганизационных правил и норм.
- В основе функционирования организации
лежат мотивационные отношения, определяющие
поведение, как субъектов управления,
так и объектов управления; необходим
постоянный мониторинг мнений персонала
по поводу мотивационных факторов и актуализация
обновленного состава льгот и гарантий.
- Организация коммуникативных потоков,
когда информация постоянно доводиться
до работников. Открытость информации
делает работу в организации более предсказуемой
и дает уверенность персоналу в завтрашнем
дне.
- Использование индивидуального подхода.
Каждая компания должна четко понимать,
какие сотрудники ей нужны не только по
профессиональным качествам, но и по качествам
личности в соответствии со спецификой
компании и проводить всю работу с персоналом
дифференцированно. Целесообразно выделять
наиболее значимые для организации группы
работников и давать им повышенный лимит
на социальный пакет.
- Развивать совместную партнерскую деятельность
сотрудников отдела персонала и линейного
менеджмента.
- В оценке персонала упор должен быть
сделан на результативности, эффективности
работы работника.
В истории науки
управления персоналом выделяют пять
менеджерских революций:
- 4-5 тыс. лет до н.э., когда египетские священники
стали не только приносить жертвы богам,
но и принимать подношения, которые нужно
считать и распределять, тем самым они
стали менеджерами. Революция называется религиозно-коммерческая.
- 1750 г. до н.э. Царь Хаммурапи – вавилонский
правитель, который разработал первый
свод законов управления всеми направлениями
жизни общества. Революция называется светско-административная.
- 605 г. до н.э. Навуходоносор разработал
проекты вавилонской башни и висящих садов,
при этом применив системы производственного
контроля и разработки технических проектов.
Революция называется производственно-строительная.
- 18-19 в. н.э. Индустриальная революция привела к появлению наемных управленцев,
то есть менеджеров, занимающихся вопросами
управления профессионально.
- 20 в. Постиндустриальная революция привела к очень высокой роли менеджеров
во всех сферах общественного устройства.
Основные принципы управления Макиавелли:
- Сила на стороне лидера, когда он учитывает
психологию людей.
- Авторитет и власть лидера коренятся
в поддержке сторонников.
- Подчиненные должны знать, чего они могут
ожидать от своего лидера и понимать, чего
он ожидает от них.
- Лидер должен обладать волей к выживанию
(мониторинг власти).
- Лидер должен быть образцом мудрости
и справедливости для своих сторонников.
1. Классические теории:
1.1 Школа научной организации
труда.
В 1911 году Тейлор опубликовал
свои труды о принципах научного
управления и рассматривал руководство
людьми как точную науку и личное
искусство, разработал правила общения
между руководителем и подчиненным.
Правила общения между руководителем
и подчиненным:
- Знать подчиненных, в том числе их предрассудки.
- Разговоры начальника с подчиненным
должны вестись так чтобы этот подчиненный
понял, на его языке.
- Говорить одновременно только с одним
подчиненным.
- Дать возможность рабочим обсуждать
наиболее острые проблемы и возможность
высказаться «это лучший предохранительный
клапан», помогающий предотвратить забастовки
саботаж и все остальное.
- Применять сильные меры только после
того как слабые перестали действовать.
- Обучать работников. Если руководитель
не может показать подчиненному, как надо
действовать, значит, он не компетентен.
Основой системы Тейлора были четыре
научных принципа:
- Научный фундамент можно создать, если
исследовать отдельно каждый вид процесса.
- Необходимо поставить на научную основу
отбор рабочих и менеджеров, их тренировку
и обучение.
- Для того, чтобы внедрить научную организацию
труда необходимо сотрудничество между
администрацией и рабочими.
- Необходимо равномерное и справедливое
распределение обязанностей и ответственности
между рабочими и менеджерами.
1.2 Административная школа управления
Анри Файоль написал книгу
«Общая промышленная администрация» и
стал автором первой полной теории управления.
Функции менеджмента:
- Предвидение
- Планирования
- Координация
- Контроль
Файоль разработал принципы, на которых основывалась наука
управления:
- разделение труда
- полномочия и ответственность
- дисциплина
- единоначалие
- единство руководства
- подчиненность личных интересов общим
- вознаграждение
- централизация
- скалярная цепь – цепочка руководителей
от самого низового звена управления до
самого высокого.
- порядок
- справедливость и равенство
- инициатива
- стабильность рабочего места (устойчивость
должностей)
- корпоративный дух – это та сила, которую
предают организации союз работников
и предпринимателей.
Макс Вебер разработал теорию рациональной
бюрократии, которая включала следующие
положения:
- Весь персонал, как руководители, так
и рабочие должны работать по единому
своду правил предприятия.
- Каждое предприятие должно иметь минимальный,
но достаточный аппарат управления. Место
каждого руководителя должно быть прописано
в штатном расписании с указанием его
служебных обязанностей.
- Распределение функций в аппарате управления
должно быть однозначным и ясным. Каждый
должен знать круг своих обязанностей,
пределы полномочий и рамки ответственности.
- Управленческая власть должна быть безличной,
поэтому основным моментом является подбор
руководителя, который должен соответствовать
занимаемой должности.