Особенности управления персоналом в российских корпорациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 21:54, дипломная работа

Описание работы

Таким образом, цель моего исследования заключается в выявлении особенностей управления персонала в российских корпорациях. Чтобы достичь поставленной цели мне необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие корпорация с точки зрения российской практики;
Обозначить особенности происхождения российских корпораций;
Выделить характерные черты российских корпораций;
Исследовать организацию управления персоналом на примере крупных российских корпораций и выявить в них особенности организации;
Также, на основе примеров российских корпораций выявить особенности кадровой политики, включающей в себя: подбор, оценку, отбор, адаптацию, развитие персонала, социальную политику и систему оплаты труда.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и особенности российских корпораций по сравнению с иностранными
1.1 Определение понятия корпорация с точки зрения российской практики
1.2 Особенности происхождения российских корпораций
1.3 Характерные черты российских корпораций
1.4 Российская модель управления корпорацией
2. Характерные черты управления персоналом в российских корпорациях
2.1 Особенности организации управления персоналом в корпорациях
2.2 Подбор персонала, источники подбора персонала в корпорациях
2.3 Деловая оценка и отбор персонала
2.4 Адаптация персонала
2.5 Развитие персонала
2.6 Социальная политика
2.7 Система оплаты труда персонала
3. Особенности управления персоналом на ОАО "БАЛТИКА"
3.1 Характеристика корпорации ОАО "Пивоваренная компания "БАЛТИКА"
3.1.1 Происхождение корпорации
3.1.2 Основная деятельность корпорации
3.1.3 Организационная структура
3.2 Особенности организации кадровой службы в ОАО "Пивоваренная компания "Балтика"
3.2.1 Взаимодействие между отделами кадровой службы
3.2.2 Функции кадровой службы
3.2.3 Основные показатели кадровой деятельности
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Особенности управления персоналом в российских корпорациях.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

Организация службы персонала завода Санкт-Петербурга

 

Рис №13 Схема подчиненности отдела по персоналу регионального подразделения.

 

Организация службы по работе с персоналом в  региональных подразделениях построена  по одним и тем же правилам и  выглядит примерно также как представлено на схеме. В 2008 году в связи с финансовым кризисом корпорация проводит политику сокращения штата, поэтому в данной отделе были сокращены две должности: ведущий специалист по работе с персоналом региональных подразделений, который находился в подчинении у начальника отдела и специалист по работе с персоналом, находившийся в подчинении заместителя начальника отдела. Необходимо отметить, что заместитель начальника отдела персонала региональных подразделений занимается непосредственно заводом "Вена" в Санкт-Петербурге.

Взаимодействие  между отделами кадровой службы ШК и отделами кадровой службы региональных подразделений осуществляется по всем текущим и стратегическим вопросам. Например с отделом компенсации и льгот:

По  вопросам структуры и численности  работников;

По  вопросам уровней оплаты работников;

По  вопросам предлагаемых Компанией компенсации  и льгот;

По  вопросам оценки должностей;

По  вопросам выплаты годовых бонусов;

По  вопросам выплаты единовременных премий и т.д.

Важно знать, что между кадровой службой  Штаб-квартиры и кадровой службой филиала идет непрерывный поток информации, который осуществляется по средствам единой базы данных "Монолит", интернет портала "Диалог" и телефонных переговоров. В "Монолите" сосредоточена вся информации о сотрудниках компании Штаб-квартиры, так и её филиалов, дочерних фирм и представительств.

Также руководство кадровой службы периодически организовывает встречи с сотрудниками кадровых служб филиалов по вопросам реализации единых управленческих решении, таких как:

Разработка  и реализация общих принципов  кадрового делопроизводства;

Разработка  и реализация кадровой и социальной политик корпорации;

Разработка  и реализация единого кадрового  маркетинга;

Взаимодействие  руководства корпорации с профсоюзами  и прочими объединениями работников;

Разработка  единого направления реализации кадровых задач (привлечение, развитие, оплата труда, оценка персонала) и т.д.

Таким образом, сотрудники кадровой службы корпорации постоянно поддерживают связь и  обмениваются опытом, в результате чего достигается положительный  синергетический эффект, который способствует эффективному функционированию кадровой службы, следовательно, и корпорации 

целом. Рассмотрим более подробно каждый отдел  кадровой службы, разберем функции  и задачи, выполняемые отделами.

 

3.2.2 Функции  подразделений кадровой службы

Корпоративный учебный центр

ОАО "Пивоваренная компания "БАЛТИКА", как и большинство  корпораций имеет свой корпоративный  учебный центр. В корпоративном  учебном центре работают менеджер и  специалист по обучению, которые подчиняются  руководителю корпоративного учебного центра, который в свою очередь подчиняется директору по персоналу. Обозначим основные функции, которые выполняет данное подразделение.

Функции корпоративного учебного центра

Разработка  стандартов компании по обучению работников;

Выявление потребности в обучении работников для эффективного использования ими должностных обязанностей;

Планирование  обучения работников в соответствии с выявленными потребностями;

Выбор форм и методов обучения работников в соответствии с планом и бюджетом обучения;

Постоянный  анализ эффективности проводимого  обучения;

Совершенствование программ и подходов к обучению;

Взаимовыгодное  взаимодействие и выбор поставщиков  услуг по обучению;

Учет  данных и ведение отчетности по обучению сотрудников;

Необходимое взаимодействие с руководителями и сотрудниками и их консультирование по вопросам обучения и т.д.

Компания  делает акцент на всестороннем развитии своих сотрудников. Корпоративный  учебный центр "Балтики" реализует  программы обучения для сотрудников  всех должностей и подразделений, как в Санкт-Петербурге, так и на других производственных площадках компании.

Ежегодно  руководители высшего звена компании участвуют в программах ведущих  российских и зарубежных бизнес-школ, проходя обучение, в том числе, и по программам MBA.

В 2006 году более 180 руководителей среднего звена  ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" приняло участие в корпоративной  программе развития управленческих кадров. Кроме того, были разработаны  и внедрены внутренние программы  развития бизнес-навыков, которые реализуются сотрудниками Корпоративного учебного центра ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" (тайм-менеджмент, навыки презентации, навыки работы с офисными ПК, приложениями и др.). Для руководителей различных подразделений организуются внутренние курсы по корпоративным финансам, тренинги, тимбилдинги.

В 2006 году был введен регулярный вводный курс для всех новых сотрудников Штаб-квартиры и филиалов.

В Корпоративном  учебном центре применяются разнообразные  формы обучения: начиная с индивидуального  коучинга и заканчивая бизнес-симуляциями. Корпоративный учебный центр также активно сотрудничает с ведущими российскими школами пивоварения. Кроме того, "Балтика" имеет возможность отправлять сотрудников на обучение в Данию, на предприятия компании Carlsberg.

На мой взгляд, располагая собственной эффективной системой обучения и стабильно работающей инфраструктурой по передаче знаний, ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" отличается уровнем профессионализма своих сотрудников.

Отдел компенсации и льгот

Во  второй главе, я приводила пример ОАО "РЖД", на основе которого выявляла особенности социальной политики корпорации и сделала вывод, что корпорации предоставляют своим сотрудником большой пакет социальных гарантий, который создает идеальные условия для работы и отдыха, тем самым мотивирует сотрудников работать и развиваться в именно в такой компании, кроме того существуют молодежные, пенсионные, жилищные программы. На примере "БАЛТИКи" мы видим какой отдел разрабатывает систему компенсации и льгот, и следит за еще выполнением, а также имеем возможность сравнить социальные гарантий двух корпораций.

В данном отделе работают менеджер, ведущий  специалист, специалист 1категории  по компенсации и льготам, которые  подчиняются начальнику отдела компенсации  и льгот. Перед данным отделом стоят следующие задачи и функции.

Задачи  и функции ОК и Л:

Создание  и поддержание конкурентоспособной  системы компенсации и льгот  для привлечения и удержания  лучших специалистов;

Разработка  политики и процедур в области  компенсации и льгот;

Формирование бюджета и прогнозов по численности и заработной плате;

Контроль  расходования средств на оплату труда, компенсации и льготы;

Методическое  сопровождение сдельной системы  оплаты труда, разработки и контроля качества норм труда;

Контроль  соблюдения действующего трудового законодательства и т.д.

Важная  роль данного отдела заключается  в выполнении социальных программ компании. Каждый работник "Балтики" имеет  социальный пакет. На основе этого, отдел  компенсации и льгот реализует  следующие выплаты:

По  добровольному медицинскому страхования, включая стоматологические услуги и возможность застраховать своих родственников по корпоративным ценам;

По  страхованию жизни, страхованию  от несчастных случаев;

Компенсация на питание;

Материальная  помощь: в связи с бракосочетанием, в связи с рождением ребенка, единовременная выплата в связи с 50-летием, единовременная выплата в связи с выходом на пенсию, материальная помощь на погребение близких родственников;

Материальная  помощь в связи с несчастными  случаями и при чрезвычайных ситуациях: утрата личного имущества (пожары, ограбления, т.п.); в связи с тяжелым заболеванием работника или членов его семьи;

Дополнительные  выплаты по больничным листам;

Дополнительные  выплаты по командировочным расходам;

Выплаты при переводе работника на работу в другую местность;

Страхование имущества по льготным ценам;

Льготные  путевки в детские оздоровительные  лагеря;

Предоставление  путевок на отдых в корпоративный  досуговый центр "Балтика";

Предоставление  бесплатного посещения спортзалов и бассейнов, которые также имеются на территории штаб-квартиры и некоторых заводов и т.д.

Таким образом, отдел компенсации и  льгот выполняет одну из главных  задач компании, которая заключается  в создании идеальных условии  для работы каждого сотрудника. На основе моего исследования, хочу заметить, что социальный пакет предоставляемый компанией считается одним из лучших в стране. А также видим, что социальные гарантии, которые предоставляет ОАО "Пивоваренная компания "БАЛТИКА", также как и ОАО "РЖД" отличаются своим разнообразием и масштабом выбора. "БАЛТИКА" внимательно следит за изменениями на рынке труда и регулирует свою политику финансовых компенсаций в соответствии с последними тенденциями. Кроме этого, хотела бы заметить, что для достижения синергетического эффекта между отделами, занимающимися компенсациями и льготами используется программа "МОНОЛИТ SQL". В данной программе сотрудник проводит все необходимые расчеты по компенсационному пакету, бонусной оплате, заработной плате и т.д. Преимущество данной программы, на мой взгляд, являются следующими:

Данная  программа объединяет сотрудников  разных отделов и регионов, реализующих  одну функцию в рамках одной системы, таким образом достигается положительный  синергетический эффект в рамках всей компании;

В системе  сохраняются все введенные данные и используются в соответствии с  установленной датой, а также  сохраняется информация о том  кто, когда и на каких основаниях изменял данные;

Система построена на принципе разделения доступа  и безопасность данных. Таким образом, каждый сотрудник имеет доступ к информации в рамках своей компетенции, для получения недоступной информации сотрудник обязан запросить разрешение.

Отдел подбора и развития персонала

Как и  в других корпорациях данный отдел  занимается разработкой и проведением собственных программ подбора и развития персонала, а также пользуется услугами сторонних организаций для осуществления этих целей. В отделе подбора и развития персонала трудятся четыре сотрудника во главе с начальником отдела подбора и развития: менеджер по оценки персонала, менеджер по подбору персонала, специалист по развитию персонала и специалист по подбору персонала. Таким образом, каждый специалист занимается своей определенной областью деятельности. Определим функции и задачи данного отдела.

Задачи  и функции отдела подбора и  развития персонала:

Проведение  тендеров, выбор поставщиков услуг  по подбору, оценки и развитию персонала, заключение договоров и оформление документов на оплату услуг;

Прием заявок на подбор персонала от подразделений и определение источников и методов подбора;

Организация и провидение интервью, входной оценки кандидатов на вакансию;

Организация и координация оценки деятельности сотрудников;

Осуществление планирование карьеры сотрудников  с помощью современных методик и инструментов;

Внедрение программы и системы формирования кадрового резерва и планирование преемственности должностных позиций;

Осуществление подбора стажеров и практикантов в соответствии с потребностями  подразделения компании;

Выполнение  приказов и распоряжений руководства Компании, а также других отдельных служебных поручений и т.д.

Компания  ставит перед собой цель развивать  сотрудников в тех областях, где  они могут принести наибольшую пользу. В ситуации, когда внутренних ресурсов недостаточно, компания ориентируется на внешний поиск и привлекает специалистов из других крупных FMCG-компаний (компании, специализирующие на товарах широкого ​потребления, такие как продукты питания, бытовая химия, пиво и сигареты и т.д.) для внедрения нового опыта и свежих идей. Информацию о существующих вакансиях каждый сотрудник может найти на корпоративном портале или на доске объявлений. Компания также осуществляет электронную почтовую рассылку со списком вакантных должностей.

Отдел разрабатывает различные программы  по привлечению молодых специалистов. Например, программа "Звезды Балтики", которая стартовала осенью 2008 года. Продолжительность программы — 1 год. Данная программа дает возможность молодым специалистам попробовать себя в следующих направлениях:

Логистика;

Информационные технологии;

Маркетинг;

Производство.

За  это время будущие работники  приобретет знания и навыки работы в компании - лидере FMCG сектора всей Восточной Европы, получит возможность  ротации в разных отделах одной  Дирекции, учится работать над реальными бизнес-проектами под наставничеством опытных менеджеров и в случае появления вакансии в отделе получит возможность перейти в штат компании.

Следующим этапом конкурса будут следующие  процедуры:

Интервью  с представителем Дирекции по персоналу/Тестирование

Деловая игра

Интервью  с руководителем Дирекции, в которой  Вы будете проходить практику.

За  время прохождения программы  будущий сотрудник имеет возможность  проявить себя в том или ином направлении, зарекомендовать себя как быстрообучаемый, ответственный и перспективный работник, а также определиться в своем желании работать в данной компании.

Информация о работе Особенности управления персоналом в российских корпорациях