Особенности управления в системе здравоохранения России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Здравоохранение является одним из главных направлений деятельности социальной политики любого государства. Общеизвестно, что здоровое население является интегрированным показателем экономического, научного и культурного развития страны, уровня экологического благополучия и уровня организации медицинской помощи населению. В «Основных направлениях государственного регулирования развития здравоохранения Российской Федерации» подчеркивается, что одной из наиболее актуальных задач в области общественного здоровья и здравоохранения является исследование тенденций здоровья населения в изменяющихся социально-экономических условиях

Содержание работы

Введение…………………………………………………………...........................3
1. Теоретические основы государственного управления системой здравоохранения РФ…………………………………………………………..…..6
2. Структура здравоохранения РФ:………………………………………………6
2.1. Государственная система здравоохранения………………...……………6
2.2. Муниципальная система здравоохранения ………………………...……8
2.3. Частная система здравоохранения …………………………………….....9
3. Компоненты структуры здравоохранения России:………………………..…9
3.1.Федеральный уровень…………………………………………………..…..9
3.2. Региональный уровень…………………………………………………...10
3.3.Муниципальный уровень……………….………….....…………………...11
3.4.Министерство финансов…………………………………………………..12
4. Задачи законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан……………………………………………………………………….…..12
5. Функции в сфере здравоохранения…………………………………………..13
6. Организация управления в сфере здравоохранения на федеральном уровне……………………………………………………………………….……17
7. Организация управления в сфере здравоохранения субъектов РФ…….….20
8. Заключение……………………………………………………….……….…...24
9. Список использованной литературы………………………………………...27

Файлы: 1 файл

Государственное регулирования системой здравоохранения в РФ.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

НОУ ВПО «Омская  Гуманитарная Академия»

Социально-экономический  факультет

Кафедра управления, политики и права

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Менеджмент  в системе здравоохранения»

На тему: «Особенности управления в системе здравоохранения России»

 

 

 

Выполнила студентка 5 курса

Гаманова Н.В.

Факультет: Менеджмент организации (УЗ)

Проверила: Мезенцева  В.В.

 

 

 

Омск 2013г.

 

Содержание

Введение…………………………………………………………...........................3

1.  Теоретические основы государственного управления системой           здравоохранения РФ…………………………………………………………..…..6

2. Структура  здравоохранения РФ:………………………………………………6

    2.1. Государственная система здравоохранения………………...……………6

    2.2. Муниципальная система здравоохранения ………………………...……8

    2.3. Частная система здравоохранения …………………………………….....9

3. Компоненты  структуры здравоохранения России:………………………..…9

   3.1.Федеральный уровень…………………………………………………..…..9

   3.2. Региональный  уровень…………………………………………………...10

   3.3.Муниципальный уровень……………….………….....…………………...11

   3.4.Министерство финансов…………………………………………………..12

4.  Задачи  законодательства Российской Федерации  об охране здоровья граждан……………………………………………………………………….…..12

5. Функции в  сфере здравоохранения…………………………………………..13

6. Организация  управления в сфере здравоохранения  на федеральном уровне……………………………………………………………………….……17

7. Организация  управления в сфере здравоохранения  субъектов РФ…….….20

8. Заключение……………………………………………………….……….…...24

9. Список использованной литературы………………………………………...27

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  темы

Здравоохранение является одним из главных направлений деятельности социальной политики любого государства. Общеизвестно, что здоровое население является интегрированным показателем экономического, научного и культурного развития страны, уровня экологического благополучия и уровня организации медицинской помощи населению. В «Основных направлениях государственного регулирования развития здравоохранения Российской Федерации» подчеркивается, что одной из наиболее актуальных задач в области общественного здоровья и здравоохранения является исследование тенденций здоровья населения в изменяющихся социально-экономических условиях. Научное обеспечение разработки и осуществления государственной политики здравоохранения включает подбор и анализ надежной и разносторонней информации о закономерностях формирования здоровья и потребности в медицинской помощи населения как на федеральном, так и на региональном уровне.

  Для существования развитой системы массового здравоохранения необходимо вполне определенное социально-экономическое развитие общества, т.е. необходим определенный технический и научный потенциал, а также определенная форма государственного регулирования и управления.         Здравоохранение изначально представляло собой одну из сфер деятельности, наиболее жестко регулируемых государством. Это связано с тем, что услуги и программы, реализуемые в системе здравоохранения, напрямую связаны со здоровьем и жизнью человека.  

Вместе с  тем опыт экономически развитых стран доказывает, что здравоохранение не может существовать только на принципах альтруизма и за счет государственного благосостояния. Изменения в экологии, психологии людей, состоянии общественного здоровья, макроэкономические тенденции не позволяют государству брать на себя полностью расходы по здравоохранению. Значительная часть как расходов, так и ответственности ложится на самих потребителей и страховые организации.

       Историкобиографический обзор.

       Теоретической  основой проектной работы послужили труды российских и зарубежных ученых по проблемам социальной сферы, организации здравоохранения и его реформирования, таких как A.M. Бабич, В. Бойков, Н.В. Беляева, В.А. Ильин, НА Волгин, А.И. Вялков, В.Л. Гончаренко, В.И. Денисов, Д. Ибрагимова, Ф.Н. Кадыров, Н.А. Кравченко. Наряду с трудами вышеперечисленных авторов, информационную базу исследования составляют законодательные акты Российской Федерации, материалы различных проектов, научная литература, нормативные акты и документы, , международных, научных и научно-практических конференций по теме исследования:

Конституция Российской Федерации. // РГ. -1993. - 25 дек. - №237. Закон  РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19.04. 1991 г. // Ведомости. - 1991. - №20. - Ст.641. 

Закон РФ «О медицинском  страховании граждан в РСФСР» от 28 июня 1991 г. // ВВС РСФСР. - 1991. - 327. - Ст.920.

Закон «О медицинском  страховании граждан в РСФСР» от 28.06. 1991 г. // Ведомости. - 1991. - 327. - Ст.920.

Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобрена Правительством РФ 5.11. 1997 г. // СЗ РФ. - 1997. - №46. - Ст.5312.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, приняты 22.07. 1993 г. // Ведомости. - 1993. - №33. - Ст.1318.

Так, в научных  трудах Г.В. Атаманчука, И.Н. Барцица, Н.А. Игнатюк, В.В. Лобанова, Б.А. Райзберга, М.В. Столярова и др. Анализируются вопросы модернизации государственного управления, формирования современной политической среды, структурных и функциональных преобразований, осуществления административных реформ в современной России.

Объект исследования – особенности управления в системе здравоохранения России, традиционные и новые подходы.

Предмет исследования – структура здравоохранения России, организация управления в сфере здравоохранения на региональном, федеральном и муниципальном уровне.

       Цели курсового проекта

Цель курсового  проекта изучить специфику работы государственного управления в системе здравоохранения и разработать проект по повышению программы улучшения качества государственных услуг в системе здравоохранения.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть сущностные характеристики государственного регулирования здравоохранения.
  2. Выявить особенности организации и деятельности государственных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по управлению здравоохранением.
  3. Проанализировать проблемы управления здравоохранения на разных уровнях.
  4. Разработать  предложения по совершенствованию управления в здравоохранении.

       Научная гипотеза:

  • Совершенствование структуры здравоохранения в РФ.
  • Разграничение полномочий по управлению здравоохранения на федеральном, региональном и муниципальном уровне.
  • Увеличение финансирования на развитие управленческой деятельности.
  • Внедрение новых методов и технологий в управление здравоохранением – условия совершенствования управления здравоохранения в РФ.

1.  Теоретические основы управления системой здравоохранения в РФ

Государство гарантирует  охрану здоровья каждого человека в  соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации, Конституциями и иными законодательными актами республик в составе Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Органом управления в сфере здравоохранения выступает  Министерство здравоохранения и  социального развития РФ, соответствующие  министерства здравоохранения субъектов  РФ.

Как и все  российское общество в целом система  здравоохранения переживает значительные организационно-правовые и содержательные преобразования: создана законодательная база для реформы здравоохранения, позволившая осуществить децентрализацию государственной системы медицинского обслуживания и управления здравоохранением, реализуется система обязательного медицинского страхования, проводится структурная перестройка отрасли, развивается частный сектор здравоохранения.

2. Структура здравоохранения РФ:

1. Государственная

2. Муниципальная

3. Частная

2.1. Государственная система здравоохранения

К государственной  системе здравоохранения относятся  Министерство здравоохранения Российской Федерации, министерства здравоохранения  республик в составе Российской Федерации, органы управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Российская академия медицинских наук, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по реализации государственной политики Российской Федерации, выполнению программ в области здравоохранения и по развитию медицинской науки. К государственной системе здравоохранения также относятся находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.

В государственную  систему здравоохранения входят лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, создаваемые министерствами, ведомствами, государственными предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации помимо Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации.

Предприятия, учреждения и организации государственной  системы здравоохранения независимо от их ведомственной подчиненности  являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящими Основами, другими актами законодательства Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации, органов управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

2.2. Муниципальная система здравоохранения

К муниципальной  системе здравоохранения относятся  муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной  собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения, которые являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящими Основами, другими актами законодательства Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Муниципальные органы управления здравоохранением несут  ответственность за санитарно-гигиеническое  образование населения, обеспечение доступности населению гарантированного объема медико-социальной помощи, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории, осуществляют контроль за качеством оказания медико-социальной и лекарственной помощи предприятиями, учреждениями и организациями государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой.

Финансирование  деятельности предприятий, учреждений и организаций муниципальной  системы здравоохранения осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

2.3. Частная система здравоохранения

К частной системе  здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.

В частную систему  здравоохранения входят лечебно-профилактические, аптечные, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, создаваемые и финансируемые частными предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, а также физическими лицами. Деятельность учреждений частной системы здравоохранения осуществляется в соответствии с настоящими Основами, другими актами законодательства Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Информация о работе Особенности управления в системе здравоохранения России