Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:42, курсовая работа
Здравоохранение является одним из главных направлений деятельности социальной политики любого государства. Общеизвестно, что здоровое население является интегрированным показателем экономического, научного и культурного развития страны, уровня экологического благополучия и уровня организации медицинской помощи населению. В «Основных направлениях государственного регулирования развития здравоохранения Российской Федерации» подчеркивается, что одной из наиболее актуальных задач в области общественного здоровья и здравоохранения является исследование тенденций здоровья населения в изменяющихся социально-экономических условиях
Введение…………………………………………………………...........................3
1. Теоретические основы государственного управления системой здравоохранения РФ…………………………………………………………..…..6
2. Структура здравоохранения РФ:………………………………………………6
2.1. Государственная система здравоохранения………………...……………6
2.2. Муниципальная система здравоохранения ………………………...……8
2.3. Частная система здравоохранения …………………………………….....9
3. Компоненты структуры здравоохранения России:………………………..…9
3.1.Федеральный уровень…………………………………………………..…..9
3.2. Региональный уровень…………………………………………………...10
3.3.Муниципальный уровень……………….………….....…………………...11
3.4.Министерство финансов…………………………………………………..12
4. Задачи законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан……………………………………………………………………….…..12
5. Функции в сфере здравоохранения…………………………………………..13
6. Организация управления в сфере здравоохранения на федеральном уровне……………………………………………………………………….……17
7. Организация управления в сфере здравоохранения субъектов РФ…….….20
8. Заключение……………………………………………………….……….…...24
9. Список использованной литературы………………………………………...27
3. Компоненты структуры здравоохранения России.
3.1. Федеральный уровень.
Министерство
здравоохранения - высший орган
управления здравоохранением. Его
возглавляет министр,
Структура
Министерства здравоохранения
Бюджет Министерству
здравоохранения устанавливает
Министерство финансов. Из своего бюджета
Министерство здравоохранения финансирует
научно-исследовательские институты,
клиническую деятельность Российской
академии медицинских наук, научные центры
и медицинские учебные учреждения. Медицинские учреждения
федерального значения содержат около
4% коечного фонда страны. Министерство
здравоохранения и его учреждения в настоящее
время получают лишь незначительную часть
государственных средств, отводимых на
здравоохранение, примерно 5%.
3.2. Региональный уровень
Руководящие органы
этого уровня управляют
Медицинское
обслуживание на региональном уровне
обычно осуществляют больница общего
профиля примерно на 1000 коек и детская
больница на 400 коек, при которых имеется
амбулаторное отделение. Лечиться в такой
больнице может любой житель субъекта
Российской Федерации. Имеются также региональные
специализированные медицинские учреждения
- инфекционные, туберкулезные, психиатрические
и прочие. Региональными являются около четверти
учреждений первичного медицинского обслуживания
и свыше 70% диагностических центров.
3.3. Муниципальный уровень
Местные власти многих
крупных городов активно
3.4. Министерство финансов
Как и в большинстве стран, в России важную роль в здравоохранении играет Министерство финансов, поскольку именно от него зависит финансирование здравоохранения. Тем не менее даже в СССР средства государственного бюджета (в отличие от собираемых местными властями налогов) составляли лишь малую часть общего бюджета здравоохранения, и такое положение сохранилось до сих пор. Министерство финансов по-прежнему определяет федеральный бюджет и сообщает местным властям, сколько они должны потратить на здравоохранение. Одно из его подразделений решает вопросы финансирования здравоохранения, в том числе размер взносов на ОМС. Из федерального бюджета здравоохранение получает также средства на проведение программ надзора за определенными заболеваниями и некоторые виды капитальных вложений.
4. Задачи законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Задачами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан являются:
1) определение ответственности
и компетенции Российской
2) правовое регулирование
в области охраны здоровья
граждан деятельности
3) определение прав граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья и установление гарантий их соблюдения;
4) определение профессиональных
прав, обязанностей и
5. Функции в сфере здравоохранения
В сфере здравоохранения Министерство здравоохранения и социального развития РФ выполняет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию по вопросам организации медицинской профилактики и медицинской помощи, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, курортного дела, санитарно-эпидемиологического благополучия. Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России) является федеральным органом Исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, включая вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня жизни и доходов населения, демографической политики, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, оплаты труда, пенсионного обеспечения, в том числе негосударственного пенсионного обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей.
В соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 Министерству здравоохранения и социального развития РФ переданы функции:
1. Медицинское страхование: Осуществляется медицинское страхование двух видов: обязательное и добровольное. Обязательное страхование является всеобщим и реализуется соответственно программам, гарантирующим объем и условия оказания медицинской помощи. Добровольное страхование обеспечивает предоставление дополнительных медицинских услуг;
2. Обеспечение прав граждан на получение медицинских услуг которое возможно на бесплатной или платной основе. Бесплатная медицинская помощь гарантируется государством и включает в себя скорую медицинскую помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина либо окружающих его лиц; амбулаторно-поликлиническую помощь (мероприятия по профилактике, диагностике и лечению заболеваний в поликлинике, на дому и в дневных стационарах всех типов); стационарную помощь при ряде особых заболеваний и состояний.
Постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г, № 27 утверждены Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями. Они предоставляются в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи. Государство регулирует порядок предоставления платных услуг, являющихся дополнительными к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи. Вместе с тем для полноценного государственного регулирования необходимо принятие федерального закона, посвященного вопросам оказания платной медицинской помощи. В ряде субъектов РФ такие законы приняты. Например, 14 февраля 2000 г. принят Закон «О частной медицинской деятельности в Самарской области»;
3. Регулирование отношений, связанных с лекарственными средствами, на основании Федерального закона от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах». Это отношения, возникающие в связи с разработкой, производством, изготовлением, доклиническими и клиническими исследованиями лекарственных средств, контролем их качества, эффективности, безопасности, торговлей лекарственными средствами и иными действиями в сфере обращения лекарственных средств.
Важным аспектом является осуществление государственного регулирования цен на лекарственные средства в отношении Жизненно необходимых лекарственных средств по перечню, ежегодно утверждаемому Правительством РФ, в целях упорядочения цен, сдерживания их необоснованного роста, эффективного и экономного расходования бюджетных средств. Государственное регулирование процесса ценообразования осуществляется путем: государственной регистрации предельных отпускных цен отечественных и иностранных производителей ни жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства; установления органами исполнительной власти субъектов РФ предельных оптовых и розничных надбавок к ценам на Лекарственные средства.
Также установлены перечни медицинских услуг и лекарственных средств, назначенных лечащим врачом, дорогостоящих видов лечения, суммы оплаты которых за счет собственных средств пациента учитываются при определении суммы социального налогового вычета;
4.Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия Населения -- состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Правовые основы закреплены и Федеральном законе от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; проведения социально-гигиенического мониторинга; мер по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях и т. д.;
5. Поддержание высокой работоспособности граждан, обеспечение предоставления гражданам санаторно-курортного лечения
Важную роль в организации управления в сфере здравоохранения призваны играть Федеральные агентства и службы. К функциям Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию отнесены:
-оказание медицинской помощи;
- предоставление услуг в области курортного дела;
-организация
судебно-медицинских и судебно-
- оказание протезно-
- реабилитация инвалидов;
- ведение реестров
и регистров в сфере
Медико-биологическое агентство осуществляет медико-санитарное обеспечение работников отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда. Контроль и надзор в сфере здравоохранения осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения. К её компетенции, в частности отнесены:
- контроль и
надзор за медицинской
- контроль качества
лекарственных средств,
Информация о работе Особенности управления в системе здравоохранения России