Особенности управления в системе здравоохранения России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Здравоохранение является одним из главных направлений деятельности социальной политики любого государства. Общеизвестно, что здоровое население является интегрированным показателем экономического, научного и культурного развития страны, уровня экологического благополучия и уровня организации медицинской помощи населению. В «Основных направлениях государственного регулирования развития здравоохранения Российской Федерации» подчеркивается, что одной из наиболее актуальных задач в области общественного здоровья и здравоохранения является исследование тенденций здоровья населения в изменяющихся социально-экономических условиях

Содержание работы

Введение…………………………………………………………...........................3
1. Теоретические основы государственного управления системой здравоохранения РФ…………………………………………………………..…..6
2. Структура здравоохранения РФ:………………………………………………6
2.1. Государственная система здравоохранения………………...……………6
2.2. Муниципальная система здравоохранения ………………………...……8
2.3. Частная система здравоохранения …………………………………….....9
3. Компоненты структуры здравоохранения России:………………………..…9
3.1.Федеральный уровень…………………………………………………..…..9
3.2. Региональный уровень…………………………………………………...10
3.3.Муниципальный уровень……………….………….....…………………...11
3.4.Министерство финансов…………………………………………………..12
4. Задачи законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан……………………………………………………………………….…..12
5. Функции в сфере здравоохранения…………………………………………..13
6. Организация управления в сфере здравоохранения на федеральном уровне……………………………………………………………………….……17
7. Организация управления в сфере здравоохранения субъектов РФ…….….20
8. Заключение……………………………………………………….……….…...24
9. Список использованной литературы………………………………………...27

Файлы: 1 файл

Государственное регулирования системой здравоохранения в РФ.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

3. Компоненты структуры здравоохранения России. 

3.1. Федеральный уровень.      

 Министерство  здравоохранения - высший орган  управления здравоохранением. Его  возглавляет министр, назначаемый  премьер-министром после утверждения  кандидатуры в Государственной  Думе. Министерство устанавливает  политику здравоохранения в России и официально сохранило право следить за региональным здравоохранением и исполнением решений в сфере здравоохранения субъектами Российской Федерации. Однако расширение полномочий местных властей, и прежде всего их право формировать собственный бюджет, означает, что министерство больше не может рассчитывать на исполнение своих указаний.      

 Структура  Министерства здравоохранения Российской  Федерации часто меняется: объединяют  и создают новые департаменты, их функции перераспределяют.

 Бюджет Министерству  здравоохранения устанавливает  Министерство финансов. Из своего бюджета Министерство здравоохранения финансирует научно-исследовательские институты, клиническую деятельность Российской академии медицинских наук, научные центры и медицинские учебные учреждения. Медицинские учреждения федерального значения содержат около 4% коечного фонда страны. Министерство здравоохранения и его учреждения в настоящее время получают лишь незначительную часть государственных средств, отводимых на здравоохранение, примерно 5%.   
 

3.2. Региональный  уровень      

 Руководящие органы  этого уровня управляют здравоохранением  в субъектах Российской Федерации.  До введения обязательного медицинского  страхования (ОМС) в 1993 г. власти  субъектов Российской Федерации полностью распоряжались финансированием своего здравоохранения. Позже оно отчасти отошло в ведение учрежденных территориальных фондов ОМС. Однако медицинское страхование введено не полностью, и пока власти субъектов Российской Федерации и местные власти обеспечивают здравоохранение примерно на две трети, а потому все еще играют важную роль в управлении здравоохранением. Субъекты Российской Федерации обязаны обеспечивать выполнение федеральных целевых программ, прежде всего направленных на контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой и борьбу с социально значимыми инфекционными заболеваниями, но отчитываться перед Министерством здравоохранения не обязаны. После децентрализации власти в первой половине и середине 1990-х гг. региональные  власти стали достаточно самостоятельными. В одних субъектах Российской  Федерации департаменты здравоохранения активно участвуют в разработке реформ, контроле за качеством медицинского обслуживания и других начинаниях, в других особенной активности не проявляют.         

       Медицинское обслуживание на региональном уровне обычно осуществляют больница общего профиля примерно на 1000 коек и детская больница на 400 коек, при которых имеется амбулаторное отделение. Лечиться в такой больнице может любой житель субъекта Российской Федерации. Имеются также региональные специализированные медицинские учреждения - инфекционные, туберкулезные, психиатрические  и прочие. Региональными являются около четверти учреждений первичного медицинского обслуживания и свыше 70% диагностических центров.   

3.3. Муниципальный уровень     

 Местные власти многих  крупных городов активно участвуют  в реформах здравоохранения, а  вот власти сельских районов  чаще исполняют обязанности, больше  похожие на обязанности руководства  центральной районной больницы. По принятому в 1995 г. закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местные власти не отвечают перед региональным руководством, но должны выполнять указы Министерства здравоохранения. В такой ситуации управлять здравоохранением в стране сложно: программы и реформы, которые исходят от региональных властей, для местных властей не обязательны. Последние обязаны только обеспечить местное население  медицинским обслуживанием, в объеме, указанном  в законах. На деле же очень часто  по взаимной договоренности местное  здравоохранение переходит под руководство регионального министерства здравоохранения.  

3.4. Министерство финансов      

 Как и  в большинстве стран, в России  важную роль в здравоохранении играет Министерство финансов, поскольку именно от него зависит финансирование здравоохранения. Тем не менее даже в СССР средства государственного бюджета (в отличие от собираемых местными властями налогов) составляли лишь малую часть общего бюджета здравоохранения, и такое положение сохранилось до сих пор. Министерство финансов по-прежнему определяет федеральный бюджет и сообщает местным властям, сколько они должны потратить на здравоохранение. Одно из его подразделений решает вопросы финансирования здравоохранения, в том числе размер взносов на ОМС. Из федерального бюджета здравоохранение получает также средства на проведение программ надзора за определенными заболеваниями и некоторые виды капитальных вложений. 

4. Задачи законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Задачами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан являются:

1) определение ответственности  и компетенции Российской Федерации,  республик в составе Российской  Федерации, автономной области,  автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга по вопросам охраны здоровья граждан в соответствии с Федеративным договором, а также определение ответственности и компетенции органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья граждан;

2) правовое регулирование  в области охраны здоровья  граждан деятельности предприятий,  учреждений и организаций независимо  от формы собственности, а также  государственной, муниципальной  и частной систем здравоохранения;

3) определение прав граждан,  отдельных групп населения в области охраны здоровья и установление гарантий их соблюдения;

4) определение профессиональных  прав, обязанностей и ответственности  медицинских и фармацевтических  работников, установление гарантий  их социальной защиты.

5. Функции в сфере здравоохранения

В сфере здравоохранения  Министерство здравоохранения и  социального развития РФ выполняет  функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию по вопросам организации  медицинской профилактики и медицинской  помощи, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, курортного дела, санитарно-эпидемиологического благополучия. Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России) является федеральным органом Исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, включая вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня жизни и доходов населения, демографической политики, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, оплаты труда, пенсионного обеспечения, в том числе негосударственного пенсионного обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей.

В соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 Министерству здравоохранения и социального развития РФ переданы функции:

1. Медицинское страхование: Осуществляется медицинское страхование двух видов: обязательное и добровольное. Обязательное страхование является всеобщим и реализуется соответственно программам, гарантирующим объем и условия оказания медицинской помощи. Добровольное страхование обеспечивает предоставление дополнительных медицинских услуг;

2. Обеспечение прав граждан на получение медицинских услуг которое возможно на бесплатной или платной основе. Бесплатная медицинская помощь гарантируется государством и включает в себя скорую медицинскую помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина либо окружающих его лиц; амбулаторно-поликлиническую помощь (мероприятия по профилактике, диагностике и лечению заболеваний в поликлинике, на дому и в дневных стационарах всех типов); стационарную помощь при ряде особых заболеваний и состояний.

Постановлением  Правительства РФ от 13 января 1996 г, № 27 утверждены Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями. Они предоставляются в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи. Государство регулирует порядок предоставления платных услуг, являющихся дополнительными к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи. Вместе с тем для полноценного государственного регулирования необходимо принятие федерального закона, посвященного вопросам оказания платной медицинской помощи. В ряде субъектов РФ такие законы приняты. Например, 14 февраля 2000 г. принят Закон «О частной медицинской деятельности в Самарской области»;

3. Регулирование отношений, связанных с лекарственными средствами, на основании Федерального закона от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах». Это отношения, возникающие в связи с разработкой, производством, изготовлением, доклиническими и клиническими исследованиями лекарственных средств, контролем их качества, эффективности, безопасности, торговлей лекарственными средствами и иными действиями в сфере обращения лекарственных средств.

Важным аспектом является осуществление государственного регулирования цен на лекарственные средства в отношении Жизненно необходимых лекарственных средств по перечню, ежегодно утверждаемому Правительством РФ, в целях упорядочения цен, сдерживания их необоснованного роста, эффективного и экономного расходования бюджетных средств. Государственное регулирование процесса ценообразования осуществляется путем: государственной регистрации предельных отпускных цен отечественных и иностранных производителей ни жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства; установления органами исполнительной власти субъектов РФ предельных оптовых и розничных надбавок к ценам на Лекарственные средства.

Также установлены  перечни медицинских услуг и  лекарственных средств, назначенных  лечащим врачом, дорогостоящих видов  лечения, суммы оплаты которых за счет собственных средств пациента учитываются при определении  суммы социального налогового вычета;

4.Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия Населения -- состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Правовые основы закреплены и Федеральном законе от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; проведения социально-гигиенического мониторинга; мер по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях и т. д.;

5. Поддержание высокой работоспособности граждан, обеспечение предоставления гражданам санаторно-курортного лечения

Важную роль в организации управления в сфере  здравоохранения призваны играть Федеральные  агентства и службы. К функциям Федерального агентства по здравоохранению  и социальному развитию отнесены:

-оказание медицинской  помощи;

- предоставление  услуг в области курортного дела;

-организация  судебно-медицинских и судебно-психиатрических  экспертиз;

- оказание протезно-ортопедической  помощи;

- реабилитация  инвалидов;

- ведение реестров  и регистров в сфере здравоохранения.

Медико-биологическое  агентство осуществляет медико-санитарное обеспечение работников отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда. Контроль и надзор в сфере здравоохранения осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения. К её компетенции, в частности отнесены:

- контроль и  надзор за медицинской деятельностью  в сфере лекарственных средств  и по оказанию протезно-ортопедической  помощи;

- контроль качества  лекарственных средств, медицинской  и реабилитационной техники и  изделий медицинского назначения, а также контроль за оказанием медико-социальной помощи населению и медико-социальной реабилитации инвалидов;

Информация о работе Особенности управления в системе здравоохранения России