Особенности управления в системе здравоохранения России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Здравоохранение является одним из главных направлений деятельности социальной политики любого государства. Общеизвестно, что здоровое население является интегрированным показателем экономического, научного и культурного развития страны, уровня экологического благополучия и уровня организации медицинской помощи населению. В «Основных направлениях государственного регулирования развития здравоохранения Российской Федерации» подчеркивается, что одной из наиболее актуальных задач в области общественного здоровья и здравоохранения является исследование тенденций здоровья населения в изменяющихся социально-экономических условиях

Содержание работы

Введение…………………………………………………………...........................3
1. Теоретические основы государственного управления системой здравоохранения РФ…………………………………………………………..…..6
2. Структура здравоохранения РФ:………………………………………………6
2.1. Государственная система здравоохранения………………...……………6
2.2. Муниципальная система здравоохранения ………………………...……8
2.3. Частная система здравоохранения …………………………………….....9
3. Компоненты структуры здравоохранения России:………………………..…9
3.1.Федеральный уровень…………………………………………………..…..9
3.2. Региональный уровень…………………………………………………...10
3.3.Муниципальный уровень……………….………….....…………………...11
3.4.Министерство финансов…………………………………………………..12
4. Задачи законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан……………………………………………………………………….…..12
5. Функции в сфере здравоохранения…………………………………………..13
6. Организация управления в сфере здравоохранения на федеральном уровне……………………………………………………………………….……17
7. Организация управления в сфере здравоохранения субъектов РФ…….….20
8. Заключение……………………………………………………….……….…...24
9. Список использованной литературы………………………………………...27

Файлы: 1 файл

Государственное регулирования системой здравоохранения в РФ.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

- осуществление  лицензирования некоторых видов  деятельности в установленной  сфере;

- осуществление  государственной регистрации лекарственных  средств, медицинской и реабилитационной техники и изделий медицинского назначения;

- аккредитация  медицинских учреждений, санаторно-курортных  организаций.

6. Организация управления в сфере здравоохранения на федеральном уровне.

К ведению Российской Федерации в вопросах охраны здоровья граждан относятся:

1) принятие и  изменение федеральных законов  в области охраны здоровья  граждан и контроль за их  исполнением;

2) защита прав  и свобод человека и гражданина  в области охраны здоровья;

3) установление  основ федеральной государственной политики в области охраны здоровья граждан, разработка и реализация федеральных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан;

4) установление  структуры федеральных органов  управления государственной системы  здравоохранения, порядка их организации  и деятельности;

5) определение  доли расходов на здравоохранение  при формировании республиканского  бюджета Российской Федерации, формирование целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, определение налоговой политики (в том числе льгот по налогам, сборам и иным платежам в бюджет) в области охраны здоровья граждан;

6) управление  федеральной государственной собственностью, используемой в области охраны здоровья граждан;

7) природопользование, охрана окружающей природной  среды, обеспечение экологической  безопасности;

8) организация  государственной санитарно-эпидемиологической  службы Российской Федерации,  разработка и утверждение федеральных санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

9) организация  системы санитарной охраны территории  Российской Федерации;

10) реализация  мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях, информирование населения об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах;

11) обеспечение  единой технической политики  в области фармацевтической и  медицинской промышленности, утверждение государственных стандартов Российской Федерации, технических условий на продукцию медицинского назначения, организация надзора за их соблюдением:

12) сертификация (регистрация, испытание и разрешение  применения) лекарственных и дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов и изделий медицинского назначения, сильнодействующих и ядовитых веществ, наркотических, психотропных средств, выдача лицензий на их производство, контроль за их производством, оборотом и порядком их использования; сертификация продукции, работ и услуг; выдача разрешений на применение новых медицинских технологий;

13) установление  единой федеральной системы статистического  учета и отчетности в области  охраны здоровья граждан;

14) разработка  единых критериев и федеральных программ подготовки медицинских и фармацевтических работников, определение номенклатуры специальностей в здравоохранении; установление основных льгот медицинским и фармацевтическим работникам;

15) установление  стандартов качества медицинской помощи и контроль за их соблюдением; разработка и утверждение базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации; установление страхового тарифа взносов на обязательное медицинское страхование граждан Российской Федерации; установление льгот отдельным группам населения в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении;

16) координация  деятельности органов государственной  власти и управления, хозяйствующих  субъектов, субъектов государственной,  муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан; охрана семьи, материнства, отцовства и детства;

17) установление  порядка производства медицинской  экспертизы;

18) установление  порядка лицензирования медицинской  и фармацевтической деятельности;

19) установление  порядка создания и деятельности  комитетов (комиссий) по вопросам  этики в области охраны здоровья  граждан;

20) координация  научных исследований, финансирование  федеральных программ научных  исследований в области охраны  здоровья граждан;

21) международное  сотрудничество Российской Федерации  и заключение международных договоров  Российской Федерации в области  охраны здоровья граждан.

Отдельные полномочия в вопросах охраны здоровья граждан, отнесенные к ведению Российской Федерации, могут быть переданы республикам в составе Российской Федерации, автономной области, автономным округам, краям, областям, городам Москве и Санкт-Петербургу в порядке, установленном Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

7. Организация управления в сфере здравоохранения субъектов РФ

К ведению автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в вопросах охраны здоровья граждан  относятся:

1) принятие правовых  актов, контроль за соблюдением  федерального законодательства, законодательная инициатива в области охраны здоровья граждан;

2) защита прав  и свобод человека и гражданина  в области охраны здоровья;

3) осуществление  государственной политики Российской  Федерации в области охраны  здоровья граждан; реализация федеральных программ по развитию здравоохранения; разработка и реализация региональных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан;

4) формирование  органов управления государственной  системы здравоохранения автономной  области, автономных округов,  краев, областей, городов Москвы  и Санкт-Петербурга, развитие сети  учреждений государственной и  муниципальной систем здравоохранения, а также учреждений системы социальной защиты населения; материально-техническое обеспечение предприятий, учреждений и организаций государственной системы здравоохранения; контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи;

5) определение доли расходов на здравоохранение при формировании собственного бюджета, формирование целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан; финансирование и обеспечение развития первичной медико-санитарной помощи, других видов медицинской и лекарственной помощи; осуществление мер по медицинскому страхованию граждан; установление дополнительных льгот отдельным группам населения в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении;

6) предоставление  льгот по налогам, сборам и  иным платежам в бюджет в установленном порядке для предприятий, учреждений и организаций, деятельность которых направлена на охрану здоровья граждан;

7) координация  деятельности органов государственной  власти и управления, хозяйствующих  субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан;

8) защита исконной  среды обитания и традиционного  образа жизни малочисленных этнических  общностей;

9) природопользование, охрана окружающей природной  среды, обеспечение экологической безопасности;

10) обеспечение  санитарно-эпидемиологического благополучия  и условий для осуществления  государственного санитарно-эпидемиологического  надзора на подведомственной  территории; выявление факторов, неблагоприятно  влияющих на здоровье граждан, информирование о них населения и проведение мероприятий по их устранению, осуществление профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и природоохранных мер;

11) охрана семьи,  материнства, отцовства и детства;  санитарно-гигиеническое образование населения;

12) реализация  мер, направленных на спасение  жизни людей и защиту их  здоровья при чрезвычайных ситуациях,  информирование населения об  обстановке в зоне чрезвычайной  ситуации и принимаемых мерах;

13) лицензирование  медицинской и фармацевтической деятельности, контроль за деятельностью муниципальных лицензионных комиссий;

14) организация  и координация деятельности по  подготовке кадров в области  охраны здоровья граждан;

15) регулярное  информирование населения, в том  числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих;

16) международное  сотрудничество в области охраны  здоровья граждан;

17) другие вопросы  в области охраны здоровья  граждан, не относящиеся к компетенции Российской Федерации.

Органы государственной  власти автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга по соглашению с  федеральными органами государственной  власти Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий в вопросах охраны здоровья граждан.

6. Организация  управления в сфере здравоохранения  органов местного самоуправления

К ведению органов  местного самоуправления в вопросах охраны здоровья граждан относятся:

1) контроль за  соблюдением законодательства в  области охраны здоровья граждан;

2) защита прав  и свобод человека и гражданина  в области охраны здоровья;

3) формирование  органов управления муниципальной  системы здравоохранения; развитие  сети учреждений муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности; создание условий для развития частной системы здравоохранения; организация первичной медико-санитарной, других видов медико-социальной помощи, обеспечение ее доступности, контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи, обеспечение граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на подведомственной территории;

4) формирование  собственного бюджета в части  расходов на здравоохранение;

5) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и условий для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на подведомственной территории; выявление факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье граждан, информирование о них населения и проведение мероприятий по их устранению, осуществление профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и природоохранных мер;

6) координация  и контроль деятельности предприятий,  учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения в пределах своих полномочий, контроль за качеством оказываемой медико-социальной помощи в частной системе здравоохранения;

7) формирование  целевых фондов, предназначенных  для охраны здоровья граждан;  осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию граждан;

8) лицензирование  медицинской и фармацевтической  деятельности на подведомственной  территории по поручению органа  государственного управления соответствующего  субъекта Российской Федерации;

9) охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности; ликвидация последствий катастроф и стихийных бедствий;

10) создание  и обеспечение деятельности учреждений  для проведения реабилитации  инвалидов и лиц, страдающих  психическими расстройствами, организация их обучения, профессиональной переподготовки и трудового устройства, создание специализированных предприятий, цехов и иных форм организации производства для этих групп населения, а также специальных учреждений для неизлечимо больных пациентов;

11) регулярное  информирование населения, в том  числе через средства массовой  информации, о распространенности  социально значимых заболеваний  и заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Заключение

 В ходе курсовой работы выявлены следующие проблемы:

1. Ограниченные ресурсы, выделяемые из бюджетов разных уровней на здравоохранение, не позволяют обеспечить улучшение качества медицинской помощи населению, увеличивать до необходимого объема проведение профилактических мер. Несмотря на некоторое улучшение финансирования здравоохранения в последние годы, объем выделяемых средств остается недостаточным для нормального функционирования отрасли.

2. Остаточный принцип финансирования здравоохранения привел к высоким показателям смертности, заболеваемости и росту инвалидности населения, в том числе трудоспособного; низким показателям репродуктивного здоровья населения и здоровья новорожденных.

Информация о работе Особенности управления в системе здравоохранения России