Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 14:10, курсовая работа
Целью данной работы является выявление и оценка возможностей применения японского менеджмента на российских предприятиях.
В связи с поставленной целью в работе были сформулированы следующие задачи:
- определить особенности и основные черты японского менеджмента;
- охарактеризовать возможности применения японского опыта в российском бизнесе.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЯПОНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 5
1.1. Философия японского менеджмента 5
1.2. Комплексное управление качеством: система «Канбан» и «кружки качества» 11
2. ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ ТРАДИЦИЙ И ОПЫТА ЯПОНСКОЙ ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА 18
2.1. Японские этические стандарты в российском бизнесе 18
2.2. Система менеджмента в корпорации Toyota в России 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 37
Одновременно пересматриваются инвестиционные программы с целью ограничения размеров привлеченного капитала, сокращения затрат и перехода на самофинансирование.
В этой связи отказываются от излишней централизации, предпочитая горизонтальные связи. Создаются отделения, советы и комитеты менеджеров разных уровней для организации тесного взаимодействия между различными службами, расширяется практика формирования программно-целевых структур управления[20, с. 71].
Руководство компании координирует деятельность отделений, исследовательскую работу, маркетинг, вопросы привлечения капитала. На наиболее важные управленческие решения отделений может быть наложено вето.
Японский опыта сфере финансов приобретает для российских менеджеров особое значение в связи с тем, что и в России формируется рынок ценных бумаг, а предприятия приобретают все большую самостоятельность, в том числе в области финансирования. Вот почему вариативность финансовых решений, маневрирование источниками финансирования, сдержанное отношение к банковским кредитам, особенности дивидентной политики, характерные для Японии, должны заслуживать особого внимания руководителей российских предприятий.
Подводя итоги первой главы, отметим, что японский менеджмент является специфическим стилем управления персоналом, разновидностью кадровой политики, распространенным в Японии и отражающим исторические особенности, вариации общественно-экономического уклада, культуру и общественную психологию этой страны.
Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских и основываются на следующих особенностях: пожизненный найм работников или найм на длительный срок, повышение заработной платы с выслугой лет, участие работников в профсоюзах, которые создаются в рамках фирмы (а не отрасли, как в США).
По мнению японского специалиста в области менеджмента Х.Иосихара, японский стиль управления характеризуется следующими особенностями:
1. Гарантия занятости и создание обстановки доверительности.
2. Гласность и ценности корпорации.
3. Управление, основанное на информации.
4. Управление, ориентированное на качество.
5. Постоянное присутствие руководства на производстве.
6. Поддержание чистоты и порядка.
Современные руководители российских предприятий в основном изучали англо-американский опыт управления и теперь используют его в работе. Вершиной в образовании менеджера принято считать степень МВА (Master of Business Administration). Программы этих курсов также опираются на стандарты западного образца (приложение 1).
Робкие попытки разработать российскую стилистику менеджмента пока что оборачиваются идеями возврата на несуществующий «особый путь» России в социальной истории (и как частный случай исторического развития — в экономике); они не простираются дальше замены идей протестантской этики индивидуальной ответственности архаичной триадой общинности, православия и жесткой вертикальной системы управления. Специалисты полагают, что заимствование принципов одного лишь западного стиля управления менеджерами российских предприятий не слишком рационально: как по причине родовых недостатков цивилизации пуритан, так и из-за того, что этнокультурные окружения, в которых работают отечественные организации, не могут и не должны в полной мере воспринять западную культуру управления.
По отечественным понятиям,
отношения начальников и
Положительный результат от внедрения любых зарубежных методов управления возможен лишь в том случае, если они могут быть полноценно адаптированы к российской хозяйственной культуре. Возможно, мировоззренчески близким российскому является японский стиль управления или как минимум существенные его черты. Для России, почти на треть являющейся дальневосточной страной, это предположение не выглядит удивительным. К пользе внимательного изучения традиций японского менеджмента склоняют и неоспоримые экономические успехи Японии в ХХ веке, достигнутые вопреки крайней ограниченности природных ресурсов, перенаселенности и сокрушительному поражению империи Восходящего солнца во Второй мировой войне.
На протяжении десятилетий японский опыт управления активно изучают во многих странах мира. Пристальный интерес к методам управления своих тихоокеанских соседей и опасных конкурентов проявляют в США, где постепенно приходят к выводу о неэффективности многих традиционных для западной цивилизации принципов управления, связанных с нерациональным использованием человеческих ресурсов. Японская же система управления, по мнению многих исследователей, позволяет наиболее полно использовать знания и навыки сотрудников при достижении целей предприятия [17, с. 80]. В последнее время все большее число американских предприятий внедряют приемы и методы японской модели управления, позволяющие создавать условия для более производительной работы сотрудников. Следовало бы уже сейчас обратить внимание на методы управления, применяемые современными организациями Японии, чтобы подходящие стратегии и тактики заимствовать напрямую, а не внедрять по прошествии времени через «третьи руки» (опыта деятельности западных компаний).
Вероятно, для наиболее эффективного управления российскими предприятиями отечественным исследователям целесообразно и доступно интегрировать лучшие достижения как западного, так и японского менеджмента, оптимально их сочетая. Это утверждение связано с тем, что[21, с. 36]:
1. Россия возникла
и находится в географической
области взаимодействия
2. В общественном
сознании жителей Японии и
России совершается переход от
коллективных ценностей к
3. Японский стиль управления активно изучается, адаптируется и заимствуется в деятельности многих компаний за пределами Японии, особенно в промышленно развитых странах (например, в США и странах Западной Европы), который, в свою очередь, активно внедряется в экономику России и стран СНГ, привнося в наши управленческие методы не всегда адаптированный к отечественным условиям синтетический опыт менеджмента.
Изучая литературу
по японскому менеджменту, легко
заметить: большинство работ посвящено
анализу причин так называемого
японского «экономического
Японская модель менеджмента опирается на древнекитайскую традицию стратегемного1 мышления. Это неудивительно, поскольку «молодые варвары», как характеризуют японцев древнекитайские источники, сформировались путем ассимиляции коренного курилоидного (айны, эбису) населения Японских островов переселенцами из Китая и с Корейского полуострова. Не позже VIII века н.э., когда народ хань давно обладал развитой философией, наукой и культурой, на территории нынешней Японии культура дземон сменяется культурой яей. На острова с материка проникают сеяние риса, техника литья из бронзы, ручная керамика сменяется изготовленной на гончарном круге. Вместе с материальной культурой новое население, и поныне относящееся к локальному варианту дальневосточной расы, приносит вывезенную из Поднебесной духовную культуру, включая даосскую мудрость и раннебуддистское мировоззрение. По мнению признанных классиков японской антропологии, с этого началась история современного японского этноса, характеризующаяся неразрывной преемственностью с сегодняшним днем.
Воспринятое японцами
и во многом сохранившееся как
устойчивая традиция миропонимания
и отношения к миру, традиционное
китайское мировоззрение
Модернизацию Японии за последние века можно рассматривать как итог целенаправленного движения всей нации во главе с национальным менеджментом к достойному месту в мире. Энергия, мудрость и ум, вложенные в достижение этой цели, произвели на свет современный японский социум. В новом тысячелетии менеджмент Страны благоухающей вишни намерен растить и поощрять таланты, поддерживать социальную справедливость и прозрачность, стимулировать устойчивый рост экономики и культуры, содействовать развитию мировой экономики, сохранению и восстановлению глобальной среды обитания человечества.
Японская модель корпоративного развития характеризуется ориентацией на долгосрочные инвестиции в промышленности, тесные связи между промышленным, финансовым и образовательным секторами, плотные взаимодействия хозяйствующих субъектов за счет перекрестного владения акциями.
Несмотря на симпатичный образ деятельности менеджеров, который возникает даже при поверхностном ознакомлении с идеологией современных японских организаций и не всегда приятных для европейского самолюбия сравнений японской корпоративной модели с другими вариантами корпоративного развития, очень мало литературы посвящено изучению возможностей заимствования лучших элементов японского стиля управления. Это явление можно наблюдать повсеместно за границами Японии, в том числе в нашем Отечестве. Аргументы для отказа использовать опыт японцев (их с удивительным постоянством приводят многие исследователи японского менеджмента) вкратце таковы[11, с. 13]:
1) происхождение
японской системы управления
связано исключительно с
2) составляющие
японской системы управления
представляют нерасторжимое
3) в настоящее
время японская модель
Перечисленные аргументы представляются нам спорными; более того, их несложно опровергнуть. Проанализируем каждый из них отдельно.
1. Культурно-исторические
особенности происхождения
Для того чтобы сделать вывод о невозможности либо возможности применения элементов японской системы управления в других странах (в частности, в России), необходимо ответить на вопрос: «Связано ли возникновение японского менеджмента исключительно с японской ментальностью и с антропологическими, историческими, культурными и религиозными особенностями японцев или же национальная школа менеджмента в Японии является преимущественно следствием рационального подхода к управлению?»
Действительно, в период авторитарного правления семьи Токугавы вплоть до «реставрации Мэйдзи» (1867—1868 гг.) Япония находилась почти что в полной изоляции от остального мира. С регулярностью посещаемая из европейцев одними лишь голландскими негоциантами страна развивала особое общество и культуру, которым не было равных по уровню коллективного взаимодействия. Анализируя японскую философию хозяйствования, нетрудно подметить воплощение религиозных взглядов японцев (особенно заимствованных в древности из Поднебесной империи идей Кон Фуцзы и Лао Цзы), представлений самурайской этики (он и гири) и военной стратегии (буси до) в современных чертах японской трудовой этики. Например, Конфуций учил бережно сохранять наследие предков и верность уложениям. Зло, по его мнению, состояло в уклонении от прежних законов. Японцы по сей день глубоко чтут свои традиции, уважая и чужой способ жить. Конфуций также утверждал: «Ошибки, которые не исправляются, — вот настоящие ошибки». На японских предприятиях молодым специалистам позволяется экспериментировать и делать ошибки; считается, что только в этом случае можно накопить бесценный опыт для последующей работы в компании. При этом японцы делают все возможное, чтобы не допустить повторения промахов. Они любят учиться как на своем, так и на чужом опыте.