Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 14:10, курсовая работа
Целью данной работы является выявление и оценка возможностей применения японского менеджмента на российских предприятиях.
В связи с поставленной целью в работе были сформулированы следующие задачи:
- определить особенности и основные черты японского менеджмента;
- охарактеризовать возможности применения японского опыта в российском бизнесе.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЯПОНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 5
1.1. Философия японского менеджмента 5
1.2. Комплексное управление качеством: система «Канбан» и «кружки качества» 11
2. ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ ТРАДИЦИЙ И ОПЫТА ЯПОНСКОЙ ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА 18
2.1. Японские этические стандарты в российском бизнесе 18
2.2. Система менеджмента в корпорации Toyota в России 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 37
В Toyota считают: в России можно стремиться к абсолютному качеству и сокращать издержки с той же эффективностью, что и в Японии. Для этого нужно лишь в точности следовать инструкциям. Фокус в менеджменте теперь приходится на стандартизацию процедур и дисциплину, а не на беспрерывное совершенствование.
На российском заводе Toyota, который открылся в ноябре 2007 года, как и на всех других заводах компании, есть «тренажерный зал». А ближайший центр GPC, где по идее должны обучаться российские сотрудники,– в Великобритании. Но японцы решили перестраховаться. Будущие работники завода проходили обучение в японском GPC. Причем не только тим-лидеры, то есть бригадиры, а все 450 человек – до последнего рабочего. Это максимальное число учащихся, которое вообще может вместить центр. Кандидатов с опытом работы в местном автопроме на завод Toyota в Санкт-Петербурге не принимали, хотя в других странах подобных ограничений нет. Судя по всему, в Toyota уверены, что выбить из рабочего «русский кайдзен» невозможно. Японцы вообще к россиянам относятся с подозрением. При выполнении упражнения с болтами строгие сотрудники GPC вежливо просят российских журналистов вынуть руки из карманов. Дескать, требование техники безопасности.
В коридоре учебного центра висят флаги тех стран, откуда родом прошедшие обучение курсанты. На флагах – памятные надписи. Самая крупная на российском флаге такая: «Если будете мало платить – …» В другом углу флага красуется еще одна: «Спасибо, Япония, я сюда вернусь». Благодарить есть за что. Обучение одного специалиста обходится центру в $140 в день. Чтобы обучить всех россиян, ушло почти $4 млн без учета проживания, услуг переводчиков и перелета (билет в эконом-классе на рейс «Аэрофлота» Москва–Токио стоит около $3 тыс.). Зато теперь старший менеджер департамента по работе с рынком Европы Toyota господин Саганава уверен: «Внедрение производственной системы Toyota в Санкт-Петербурге прошло без проблем».
В Toyota понимают, что построить японское производство на отдельно взятом питерском заводе получится нескоро. К поставщикам у японской компании не меньше «пожеланий», чем к собственным рабочим. К примеру, Ford требует от своих контрагентов всего лишь сертификации по ISO, а Toyota – соблюдения придуманных ею же принципов менеджмента. Так что у компании пока нет ни одного партнера. Работа по поиску поставщиков только ведется, после чего их, похоже, тоже придется обучать. Иначе в России у Toyota ничего не выйдет не только с кайдзен, но и с just in time.
Таким образом, японская система менеджмента не отказываются от традиционного принципа управления, но стремятся адаптировать свой стиль управления к динамично меняющимся социально-экономическим условиям. И для российской практики управления наиболее ценным было бы перенять у японцев умение, не отрицая традиционного опыта, постепенно переходить к современным моделям управления.
Подводя итоги курсовой работы, отметим, что, безусловно, невозможен перенос всей японской системы управления на российские предприятия.
Однако, на наш взгляд, указанные японские системы нам проще воспринять, чем, например, американцам, в связи со схожестью культур трудовых отношений в России и Японии.
В России не применяется понятие «пожизненный наем», однако для многих российских работников характерна продолжительная работа на одном предприятии, иногда даже в течение всей трудовой деятельности. Это связано прежде всего с низкой миграцией населения, ограниченным числом предприятий во многих российских регионах и родственными связями работников.
По моему мнению, для того чтобы российские предприятия эффективно функционировали, их руководителям необходимо создавать условия для долгосрочной занятости сотрудников. Также целесообразно использовать в деятельности российских компаний элементы японской системы подготовки на рабочем месте. По моему мнению, на многих современных российских предприятиях уделяется излишнее внимание проверке специальных профессиональных знаний кандидатов на работу, и особенно наличию у них значительного опыта работы в других организациях. При этом на немногих предприятиях имеются собственные программы обучения сотрудников. В японских же компаниях, напротив, не требуют от образовательных учреждений специальной подготовки и учитывают при приеме на работу, главным образом, общий кругозор работников и их способность вписаться в коллектив. Предприятия сами обучают своих сотрудников необходимым навыкам.
Современным российским предприятиям следует шире внедрять собственные системы внутрифирменного обучения, чтобы не упускать перспективных потенциальных сотрудников, не имеющих узкоспециализированных знаний, а также с целью обеспечения профессионального роста работников.
Руководству российских предприятий также необходимо обратить внимание на новую японскую систему оплаты труда. Создание мотивационной среды на японских предприятиях заключается прежде всего во внедрении стимулирующих методов оплаты труда. Тогда как на большинстве российских предприятий оплата труда сотрудников не носит мотивирующего характера. Представляется, что российским предприятиям целесообразно заимствовать наиболее рациональные методы японской системы оплаты труда, оказывающие мотивирующее воздействие на поведение людей в организации. К таким методам можно отнести «плавающие» оклады, распределение доходов работника на основе экспертной оценки, бестарифную оплату труда.
Можно выделить следующие основные принципы, которые возможно заимствовать из японского типа управления:
Приложение 1
Три основных типа
современного менеджмента: критерии организации
Критерии |
Американский подход |
Японский подход |
Китайский подход |
Основа |
эффективность |
гармония и эффективность |
максимальная эффективность |
Отношение |
главное — реализация проекта |
главное — выполнение обязанностей при неформальном отношении к ним |
главное — выполнение обязанностей в целях реализации проекта с минимальными затратами |
Конкуренция |
сильная |
слабая |
средняя |
Гарантии для работника |
низкие |
высокие |
средние |
Принятие |
сверху — вниз |
снизу — вверх |
сверху — вниз |
Делегирование полномочий |
основа основ |
распространено |
отвергается как вредный подход |
Отношения с подчиненными |
формальные |
«семейные» |
семейные в рамках «большой семьи» |
Метод найма |
по деловым качествам + умению подать себя |
по окончании учебы — отбор по деловым качествам |
отбор в рамках «большой семьи» с последующим образованием, в том числе за счет семьи |
Оплата |
по результату |
по результату, в зависимости от качества, оценки начальником и множества специфических критериев |
минимальная (принцип максимальной экономики) |
1 Стратегема — алгоритм достижения поставленной цели, при котором следует неуклонно придерживаться незыблемых моральных и социальных норм. В свою очередь, такое поведение оценивается как наиболее эффективное.
2 Дзайбацу — традиционные финансовые, промышленные или торговые объединения-монополисты, контролируемые родом, семьей или группой семей. Подвергнуты принудительному расформированию после 1947 года в рамках борьбы с монополиями. Кэйрэцу — традиционные предпринимательские группы, вертикально или горизонтально интегрированные. Схожи с европейскими холдингами. При объединении кэйрэцу с банком и (или) страховой компанией на основе перекрестного владения акциями, что помогает обойти антимонопольное законодательство, возникает объединение — сюдан. Сегодня сюданы фактически стали преемниками дзайбацу.