Отбор персонала при приёме на работу на примере ООО «Велия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

До 60-х годов в вопросах отбора персонала ориентировались лишь на текущие потребности предприятия. При таком подходе работодатель рассчитывал получить в любой момент необходимое ему количество работников, для использования которых не требуется длительной специальной подготовки. Избыточный рынок рабочей силы давал работодателям такую возможность, а увольнение избыточного персонала практически ничего не стоило. Изменения в условиях деятельности предприятий выдвинули в качестве общего для всех требование ориентироваться на формирование ресурсов не только в текущих потребностях, но и на длительную перспективу. Это требование касается всех видов ресурсов, в том числе и человеческих.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Теоретические исследования в сфере отбора персонала в компанию…….5
Процесс отбора персонала: принципы, этапы, функции……………….5
Основные методы отбора персонала…………………………………….8
Собеседование, как основной метод оценки кандидата………………11
Исследование системы отбора персонала в ООО «Велия»……………….17
Общая характеристика компании………………………………………17
Анализ численности и структуры персонала…………………………19
Анализ системы отбора персонала в ООО «Велия»………………….21
Рекомендации по совершенствованию системы отбора персонала в ООО «Велия»…………………………………………………………….26
Заключение………………………………………………………………………37
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

112м.docx

— 158.25 Кб (Скачать файл)

Аттестация представляет собой построение делового портрета кандидата с помощью специально разработанного метода персонал - технологии. Данный метод включает в себя разработку перечня из 80 профессиональных, деловых и личностных качеств применительно к данной управленческой деятельности и оценка группой экспертов всех кандидатов на должности в соответствии с данным перечнем критериев. Аттестационный способ не применяют для отбора в чистом виде и дополняют собеседованием и другими методами испытаний.

Испытания. Поведенческие науки разработали много видов различных испытаний, которые помогают предсказать, сколь эффективно сможет кандидат выполнять конкретную работу. Один из видов отборочных испытаний предусматривает измерение способности выполнения задач, связанных с предполагаемой работой. Для того чтобы такие испытания были полезными для отбора кандидатов, требуется значимая корреляция между высокими оценками, набираемыми в ходе испытания, и фактическими показателями работы.

Способ ситуационного моделирования – это технология, ориентированная на решение задач отбора в условиях социально-экономической, политической и социально-психологической нестабильности.

Ассессмент-центр представляет собой оценку компетенций участников посредством наблюдения их реального поведения в деловых играх. [16, c.123] Внешне данный метод очень похож на тренинг - участникам предлагаются деловые игры и задания, но их цель - не развитие умений и навыков, а равные для всех возможности проявить свои сильные и слабые стороны. В каждом задании за каждым участником закреплен эксперт. Он подробнейшим образом фиксирует поведение своего подопечного, которое относится к наблюдаемой компетенции. Высокая точность оценок в ассессмент-центре обеспечивается целой системой процедур. Игровые задания точно разработаны под конкретные компетенции и в идеале прошли процедуру валидизации, на оценку каждой компетенции предлагается несколько заданий, что резко уменьшает шансы участника замаскировать реальный уровень их развития, у каждого участника в разных заданиях разные эксперты, это уменьшает действие субъективных факторов.

Таким образом, существует большое разнообразие методов отбора персонала при приеме на работу в компанию.

Необходимость использования комплекса различных методов при отборе связана с тем, что ни один из предлагаемых методов по отдельности не дает исчерпывающей информации, на основании которой можно было бы принять верное решение о приеме на работу. Только дополняя результаты, полученные с помощью одного метода, данными, собранными с помощью других методов, можно рассчитывать на то, что отобранные работники будут максимально соответствовать установленным критериям отбора и полностью устроят организацию.

 

1.3 Собеседование, как основной метод оценки  кандидатов

 

Собеседование при приеме на работу способно дать глубокую информацию о кандидате, при сопоставлении которой с другими методами оценки возможно получение точной и прогностической информации.

В ходе собеседования выясняется степень заинтересованности кандидата в конкретной работе и его потенциал для работы в вакантной должности.

При подготовке к отборочному собеседованию различают три области потребностей: что требуется интервьюеру? что требуется кандидатам? что требуется для проведения самого отборочного собеседования?

Основные принципы построения интервью:

1. Критериальность интервью. Вопросы строятся в соответствии  с критериями, полученными в ходе  профессиографического исследования.

2. Оценка зоны ближайшего развития. Оценивать нужно не только то, что человек умеет в данный момент, какими качествами он обладает сегодня, но также и то, способен ли он осваивать новое, обучаем ли он и гибок ли в своем поведении.

3. Упор на оценку мотивации. Третьей из основных целей интервью выступает оценка мотивации сотрудника, в первую очередь его дальних, конечных целей, поскольку именно они определяют поведение человека.

4. Этические моменты –  недопущение в интервью фрустрации, демонстрации негативного отношения  к сотруднику.

5. Принцип обратной связи. По требованию сотрудника, а во многих случаях и без требования, нужно предоставить ему обратную связь по результатам исследования, причем сообщение ложной информации недопустимо.[10, c.35]

Результаты собеседования могут заноситься в следующий бланк, представленный в таблице 1.

 

Таблица 1 - Результаты собеседования

Для служебного пользования

Имя претендента

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высший

Первое впечатление

х

 

 

 

Квалификация

 

х

 

 

Мотивация

 

 

х

 

Умение работать в коллективе

 

 

 

x


 

 

Принципиальная схема анализа включает: особенности познавательной сферы, мотивационная сфера, эмоционально-волевые характеристики, самосознание и самооценка, коммуникативные характеристики.

Схема регистрации соответствия личных качеств претендента к предъявляемым требованиям представлена в таблице 2.

 

 

 

 

Таблица 2 - Проверка соответствия личных качеств претендента к предъявляемым требованиям.

Качества

Требования

Реальное состояние кандидата

Здоровье и физическое состояние

Требуется хорошее здоровье, слух, способность долго находиться на ногах

Плохое зрение, слух, выглядит физически ослабленным

Интеллектуальное развитие

Среднее, способность понимать и запоминать простые приказы

Интеллектуальное развитие высокое

Черты личности

Уравновешенность, способность работать самостоятельно

Спокоен, рассудителен

Оплата труда

И т.д.

Повременно-премиальная оплата и часто сверхурочная работа

Отказ от сверхурочной работы


 

 

Собеседование при найме на работу сводится к восьми основным вопросам и соответствующим ответам на них.

Первый вопрос сводится к уяснению «что вы за человек?» Ставя этот вопрос, руководитель-интервьюер хочет знать о кандидате как можно больше и, в сущности, просит рассказать о себе. Ответы кандидата следует слушать внимательно и, главное, критически, так как он будет стремиться к тому, чтобы с первых слов произвести благоприятное впечатление на интервьюера.

Вопрос к кандидату: «чем вы можете быть полезным?» - это вопрос о том, насколько поступающий в курсе дела организации, в которой он хочет работать. Важно знать, какую дополнительную информацию собеседник получил и как он ее использует при ответе. Отрицательный ответ - серьезная причина для отказа при найме на вакантное место, ибо нежелание подготовиться к собеседованию свидетельствует о не дисциплинированности и не заинтересованности.

Важен вопрос: «каковы ваши сильные стороны?» Безусловно, претендент-собеседник постарается показать себя энергичным, решительным, напористым, находчивым, зрелым, полным энтузиазма кандидатом. Руководителю не следует перебивать собеседника в описании своих деловых качеств. Не нужно и подвергать их сомнению. Но как убедиться в их истинности? В этом случае важно заставить поступающего на работу подтвердить наличие перечисленных им качеств конкретными примерами из жизни или во время учебы, работы. [3, c.209]

Следующий вопрос: «каковы ваши слабые стороны?» Этот вопрос не должен смущать ни руководителя, ни тем более проходящего собеседование. Ответы на такого рода вопросы - проверка откровенности, искренности и психологической уравновешенности. Можно прямо попросить рассказать о своих неудачах в жизни или на последнем рабочем месте.

Необходим и вопрос: «каковы ваши самые крупные достижения?» Этот вопрос непременно должен всплыть в ходе собеседования и избежать его попросту нельзя. Следует учитывать, что человек, который не способен назвать хотя бы один свой значительный успех, практически не готов к серьезной и ответственной работе.

Советует задать и такой вопрос: «на какую зарплату вы можете рассчитывать?» Желательно, чтобы он был поставлен тогда, когда руководство приняло окончательное решение относительно конкретного кандидата. Если претендент при ответе на заданный вопрос начнет нервничать, скромно занижать сумму вознаграждения, то не следует радоваться по этому поводу и умиляться его скромности. Скорее всего, неуверенность в ответе объясняется неуверенностью в своей квалификации.

Желательно, чтобы перед окончанием собеседования, когда ваш партнер находится в определенном недоумении по поводу отсутствия вопросов о его видении будущего рабочего места, интервьюер спросил что-то вроде: «Не хотите ли вы обсудить что-нибудь, о чем мы с вами не упомянули в разговоре?» Короткий ответ типа: «Да, кажется, все» или «Нет, мы все обсудили» сигнализирует о том, что будущего работника практически не интересует специфика его деятельности, что его ждет в будущем и чего от него ожидает начальство. Серьезный кандидат не может не поинтересоваться о содержании своей работы, о том, чего от него ждут именно на данном участке работы и чего ожидают вообще от кандидата на эту должность. Описание работы снимает неопределенность, позволяет избежать путаницы и, главное, излишней потери времени.

Кроме того, руководитель должен предварительно разрабатывать «словесный портрет» искомого работника, куда включается приблизительное описание претендента на вакантное место: возраст, пол, образование, опыт прошлой деятельности в интересующем предприятие направлении, какие-либо «особые» требования и т.п. В этот «портрет» включается то, что должно быть обязательно, и то, чего не должно быть ни в коем случае. Важно помнить, что этот документ предназначен только для руководителя, и его не показывают претенденту. [15, c.170-172]

Таким образом, наиболее широко используемым и одним из наиболее эффективных методов отбора, следует признать собеседование, которое проводят с кандидатами представители организации-работодателя.

 Сопоставление результатов, полученных после собеседования с разными кандидатами и зафиксированных в стандартной форме, дает возможность сравнить их сильные и слабые стороны.

Итак, обобщив теоретические аспекты отбора персонала при приеме на работу в организацию, можно сделать следующие выводы:

Отбор кадров – это процесс изучения профессиональных и деловых качеств каждого претендента с целью установления его пригодности для выполнения обязанностей на определенном рабочем месте или должности; оценка кандидатов из привлеченного резерва на соответствие требованиям; выбор из совокупности претендентов наиболее подходящего с учетом соответствия его специальности, квалификации, личных качеств и способностей характеру деятельности, интересам организации и его самого.

Окончательная оценка претендента является итогом специальных подробных обсуждений внутри групп оценщиков с разбором продемонстрированных им знаний, навыков, способностей.

Заключительная оценка работника включает: подробное перечисление деловых и личных качеств оцениваемого, продемонстрированных способностей, степени готовности к занятию конкретной должности, перспективности для последующего продвижения и т.д. Оцениваются также инициативность работника (по опыту прежней работы), заинтересованность в работе именно данной компании, соответствие практического опыта теоретической подготовке работника, характеру предлагаемой работы, знание функциональной сферы деятельности и т.д.

Процедура принятия решения о приёме работника предусматривает, как правило, следующее:

1. наличие нескольких  кандидатов на данную должность;

2. оценку профессионально-необходимых  качеств кандидатов и соответствие  их требованиям, предъявляемым должностью;

3. сравнительный анализ  оценок качеств претендентов  для выбора наиболее достойного;

4. изучение и учет мнения  трудового коллектива (по возможности) о каждом кандидате на приём;

5. назначение на должность  наиболее достойного кандидата.

 

 

2 Исследование системы отбора персонала в ООО «Велия»

 

2.1 Технико-экономические показатели организации

 

ООО «Велия»  является обществом с ограниченной ответственностью. ООО  «Велия»  зарегистрировано  Отделом  регистрации предприятий Администрации г. Владивостока Приморского края 24 февраля 2003 г. Регистрационный № 14207. Уставный капитал ООО «Велия» составляет 85 тыс. руб.

Специализация магазина – строительные материалы.

Основными видами деятельности ООО «Велия» являются:

  • организация и ведение розничной торговли;
  • торгово-закупочная и торгово-посредническая деятельность;
  • внешнеэкономическая деятельность.

Информация о работе Отбор персонала при приёме на работу на примере ООО «Велия»