Деловая игра «Assessment Centre» (комплекс
оценки персонала).
В ситуациях, когда главное
для сотрудника - навыки взаимодействия
с людьми, как, например, для продавцов-консультантов,
целесообразно провести игру в полном
объеме (но это требует специальных временных
и денежных затрат), но можно и ее элемент.
Ситуация 1. Ваша задача - убедить
меня купить ваш товар X. Я - директор магазина.
Ситуация 2. Вы менеджер по продажам
на нашем предприятии. Как вы начнете поиск
новых клиентов.
Ситуация 3. Вы звоните по телефону,
представляетесь сотрудником компании.
В ответ вы слышите ругань и категоричную
просьбу не звонить. Ваши действия.
Подобный сокращенный вариант
игры позволяет быстро выяснить реальные
навыки и умение ориентироваться в новой
ситуации.
Четвертый этап -
представление кандидату своей компании.
На данном этапе интервьюер
рассказывает кандидату о компании, его
будущих должностных обязанностей и функциях.
Если интервьюер решил, что претендент
не подходит, то можно убедить претендента
в этом, показав разницу между его возможностями
и реальными требованиями.
Пятый этап - решение
дополнительных вопросов.
На этом этапе имеет смысл предложить
кандидату задать вопросы (что даст возможность
еще раз определить приоритеты кандидата)
и ответить на них. В любом случае это -
последний шанс разрешить сомнения, свои
и кандидата. Только вопросы о профессиональной
деятельности и ни одного о людях и взаимодействиях
- возможна ориентация на работу без учета
интересов людей.
Целесообразно предложить кандидату
заполнить анкету-опросник для дальнейшего
анализа и позволит оценить письменную
коммуникацию, грамотность и др. качества
кандидата. Анкета-опросник предложена
в приложении (Приложение Д).
Шестой этап - подведение
итогов переговоров и принятие решения.
Здесь - краткое подведение
итогов, в любом случае взаимную благодарность
за уделенное время, а также четкую договоренность
о дальнейшем взаимодействии: кто, когда
и по какому решению кому звонит, какова
дальнейшая процедура принятия решения.
Седьмой этап - этап
принятия решения.
После ухода кандидата необходимо сразу систематизировать
и резюмировать всю собранную информацию
о нем [4, c.128], проанализировать плюсы и
минусы, в том числе признаки, создающие
негативное впечатление о кандидате, значимость
каждого признака для будущей работы,
и принять взвешенное решение.
5. Разработка пакета
тестовых заданий для определения
личностных психологических характеристик
при отборе персонала.
Следующим этапом отбора предлагается
проведение тестирование.
После набора кандидатов стоит
выдать им анкеты и определенные тесты,
которые следует разработать для каждой
должности, чтобы наиболее точно определить
подходящего кандидата на соответствующую
должность. Проанализировав должностные
инструкции и профессиональное образование
сотрудников кадрового отдела, нами было
выяснено, что в компании есть два работника,
которые имеют диплом психолога. Таким
образом, можно ввести в их должностные
обязанности составление психологических
и профессиональных тестов для отбора
персонала. Повысится заработная плата
этих сотрудников, но, тем не менее, предприятию
это будет намного выгоднее, чем вводить
новую должность или пользоваться услугами
специализированных служб.
В результате проведенного
анализа можно предложить новую систему
тестирования.
До настоящего времени отбор персонала
на предприятии считался достаточно простым
делом. Начальник лично беседовал с желающими
и принимал решение, руководствуясь своей
интуицией (или рекомендацией вышестоящего
начальства).
При приёме на работу в ООО «Велия»
тесты могут быть направлены на изучение:
профессиональных знаний и навыков; уровня
развития интеллекта и других способностей;
наличия и степени проявления определённых
личностных качеств.
Предлагается, что базой тестов по основным
критерием при отборе персонала будут
следующие тесты-опросники: 16-факторный
тест Р. Кеттела, Калифорнийский личностный
опросник (CPI) - позволяют давать многофакторную,
комплексную оценку личностных черт человека
в целом; методика диагностики мотивацию
к успеху Т. Элерса, опросники мотивации
достижения и мотивации аффилиации Мехрабиана,
методика оценки трудовой мотивации И.Г.
Кокуриной - оценивают основные аспекты
мотивации работника; методика диагностики
уровня субъективного контроля Дж. Роттера
(адаптация Бажина).
Применяемые при отборе претендентов
тесты предназначены для того, чтобы получить
психологический портрет кандидата, оценить
его способности, а также профессиональные
знания и навыки. Они позволяют сравнивать
кандидатов между собой. Тесты используются
для измерения качеств человека, необходимых
для результативного выполнения работы.
Как правило, при тестировании выполнение
заданий и ответы на вопросы осуществляются
письменно самими кандидатами, после чего
оцениваются и интерпретируются результаты.
В ООО «Велия» возможно использование
автоматизированных тестов, в основном
выполнение которых предлагается претендентам
на компьютере. По окончании компьютер
обрабатывает полученную информацию,
производит все необходимые расчёты и
выдаёт результат.
Функции по организации проведения
мероприятий по разработке новой системы
тестирования предложено возложить на
руководителей отделов, которые и будут
заниматься вопросами найма персонала
работников в свои структурные подразделения.
Предлагаемая система отбора
и оценки персонала несет в себе ряд потенциальных
выгод, как для организации, так и для кандидатов.
Преимущества предложенной
усовершенствованной системы отбора персонала
видится в следующем:
валидная оценка индивидуального
потенциала, не подверженная влиянию условий
работы, оценок и склонностей начальства,
или же различий исполняемых функций и
занятий;
объективные процедуры, измеряющие
всех участников по релевантным качествам
или способностям с использованием эквивалентного
стандарта.
возможность узнать индивидуальную
мотивацию (потребности, ожидания, цели,
интересы), используя стандартные процедуры
вне привычного рабочего окружения;
возможность определить специфические
сильные и слабые стороны каждого участника
и использовать эту информацию для определения
карьеры и развития;
формирование команды с высоким
потенциалом;
подбор кадрового резерва из
числа сотрудников, обладающих высоким
трудовым потенциалом.
Преимуществами для кандидатов
являются:
равные возможности для демонстрации
своего потенциала к продвижению;
лучшее понимание своих должностных
обязанностей и необходимых для успеха
качеств;
возможность выразить свои
интересы, цели и ожидания в отношении
карьеры в условиях, специально созданных
для эффективного использования информации;
возможность узнать из обратной
связи о своих индивидуальных сильных
и слабых сторонах и общем потенциале
для целей саморазвития;
возможность принимать решения
о своих личных планах в области карьеры
и жизненных целях на основе более обширной
информации.
Таким образом, в целом предлагаемая
система позволит:
определить внутри организации
стандарты деятельности и критерии отбора;
определить ценность сотрудников
не только для подразделения, в которое
отбирается сотрудник, но и для компании
в целом;
выявить «болевые точки» в системе
обора и оценки кандидатов, что позволит
более тщательно подбирать высококвалифицированный
персонал.
Заключение
В данной курсовой работе нами
было проведено исследование системы
отбора персонала при приёме на работу
и были разработаны рекомендации по ее
совершенствованию (на примере ООО «Велия»).
В теоретической части данной
работы рассмотрены аспекты процесса
отбора персонала, были сделаны следующие
выводы:
Отбор кадров – это процесс
изучения профессиональных и деловых
качеств каждого претендента с целью установления
его пригодности для выполнения обязанностей
на определенном рабочем месте или должности;
оценка кандидатов из привлеченного резерва
на соответствие требованиям; выбор из
совокупности претендентов наиболее подходящего
с учетом соответствия его специальности,
квалификации, личных качеств и способностей
характеру деятельности, интересам организации
и его самого.
Заключительная оценка работника
включает: подробное перечисление деловых
и личных качеств оцениваемого, продемонстрированных
способностей, степени готовности к занятию
конкретной должности, перспективности
для последующего продвижения и т.д. Оцениваются
также инициативность работника (по опыту
прежней работы), заинтересованность в
работе именно данной компании, соответствие
практического опыта теоретической подготовке
работника, характеру предлагаемой работы,
знание функциональной сферы деятельности
и т.д.
В аналитической части работы
была исследована эффективность системы
отбора персонала при приеме на работу
ООО «Велия».
По результатам исследования сделан
вывод о том, что в ООО «Велия» существуют
следующие основные проблемы в системе
отбора персонала:
- отсутствие регламентирующих
документов для системы отбора
персонала;
- большое значение уделяется
формальным подтверждениям квалификации
и опыта работы;
- отсутствие при отборе
кандидатов тестирования личностных
психологических характеристик.
Для наибольшей эффективности процесса
поиска и успешной организации системы
отбора кандидатов, на основе проведенного
исследования в ООО «Велия», были предложены
следующие рекомендации:
- разработать регламентирующую документацию системы отбора персонала;
- усовершенствовать схему отбора кандидатов персонала;
- разработать технологию личного собеседования с кандидатом;
- предложить базу для пакета тестовых заданий для определения
личностных психологических характеристик
при отборе персонала.
Предложенная система позволяет
сделать отбор персонала в ООО «Велия»
более целевым и эффективным, что предоставляет
организации дополнительные возможности
для расширения и качественного улучшения
клиентской базы, обеспечивающих представительность
на рынке продаж.
Внедрение предложенных рекомендаций
позволит:
1) более тщательно подбирать
квалифицированный персонал;
2) освоить новые, современные
методы отбора и оценки персонала;
3) глубже выявлять личные
и профессиональные качества
претендентов, их психологические
характеристики, что, в конечном
итоге, окажет влияние на:
- результаты всей деятельности
организации;
- сформирует более сплоченный
коллектив, что обеспечит более
стабильную работу не только
отдела, в который подбирается
работник, но и компании в целом;
- повысит эффективность
расходования средств за счет
экономии их на обучении, в
результате подбора уже профессионально-подготовленного
персонала.
Список литературы
- Андреев,
А.Ф. Основы кадрового менеджмента / А.Ф.Андреев,
Н.В.Гришина, С.Г.Лопатина. - М.: «Юрайт»,
2001. – 354 с.
- Дуракова И.Б. Управление персоналом:
отбор и найм. Исследование зарубежного
опыта/ И.Б.Дуракова. - М.: Центр, 1998. - С.8.
- Журавлев П.В. Персонал. Словарь
понятий и определений/ П.В.Журавлев, С.А.Карташов,
Н.К.Маусов. - М.: Экзамен, 2000. – 318 с.
- Иванцевич
Дж. Человеческие ресурсы управления /
Дж.Иванцевич, А.А.Лобанов. – М.: Дело, 2003.
– 128 с.
- Кравченко,
К.А. Поиск и отбор персонала: История и
современность. // Управление персоналом.
–2001. - №12. - С.39-42.
- Магура,
М.И. Современные персонал-технологии
/ М.И.Магура, М.Б.Курбатова. – М.: ЗАО «Бизнес-школа
«Интел-Синтез»», 2003. -376 с.
- Моргунов Е. Управление персоналом:
исследование, оценка, обучение/ Е.Моргунов.
- М., 2005. – 339 с.
- Плешин,
Ю.И. Управление персоналом: учебное пособие
/ Ю.И.Плешин. – СПб: Питер, 2003. – 218 с.
- Попов, С.Г. Управление персоналом
/ С.Г.Попов - М.: Ось-89, 2006. – 144 с.
- Пугачев В. П. Руководство персоналом
организации: Учебник/В.П.Пугачев. - М: Аспект
Пресс, 2001. – С.35.
- Саакян
А. М. Управление персоналом в организации/А.М
Саакян, А.П.Зайцев, О.Н.Лашманова. - СПб.:
Питер, 2001. – 505с.
- Технологии кадрового менеджмента:
учебно-практическое пособие / Под ред.
И.В.Мишуровой. – М.: ИКЦ «Март», 2004.- 274 с
- Травин В.В. Менеджмент персонала
предприятия: Учеб.-практ. Пособие / В.В.Травин,
В.А.Дятлов. – М.: Дело, 2002. - 272 с.
- Трудовой кодекс Российской
Федерации. - М.: ООО «ВИТРЭМ», 2004. – 360 с.
- Управление персоналом / под
общей ред. А.С.Турчинова. – М.: Изд. РАГС,
2002. – 321 с.
- Управление
персоналом / под ред. С.И.Самыгина. – Ростов
н/Д.: Феникс, 2004. – 298 с.
- Управление персоналом организации:
Учебное пособие/ Под ред. Кибанова А.Я.
- М.: ИНФРА-М. - 2009. – 512 с.
- Управление персоналом предприятия
/ Под ред. А.А.Крылова, Ю.В.Прушинского.
– М.: ЮНИТИ: Единство, 2002. – 344 с.
- Цыпкин, Ю.А. Управление персоналом
/ Ю.А.Цыпкин, А.Н.Люкшинов - М.: Мир, 2004. –
406 с.
- Шапиро, С.А., Основы управления
персоналом в современных организациях
/ С.А.Шапиро, О.В. Шатаева - М.: Гроссмедиа,
Росбух, 2008. – 202 с.
- Шекшня С.В. Управление персоналом
современной организации. Учебно-практическое
пособие. Издание 3-е, переработанное и
дополненное / С.В.Шекшня. – М.: ЗАО «Бизнес-школа
«Интел-Синтез», 2002. – 318 с.
- Шкатула В.И. Настольная книга
менеджера по кадрам. Изд. 2-е, изм. и доп.
/ В.И.Шкатула. - М.: Изд. группа ИНФРА-М –
НОРМА, 2000. - 560 с.