Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 00:56, отчет по практике
Цель учебно-ознакомительной практики – ознакомление студентов с основными направлениями деятельности предприятий и организаций, развитие навыков организации и проведения мероприятий, а также закрепление и углубление знаний, полученных в ходе теоретического обучения, формирование первичных представлений об избранной профессии
Местом прохождения производственной практики является предприятие АВТОБУСНЫЙ ЗАВОД Открытое акционерное общество «Минский автомобильный завод» - управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» (Далее ОАО «МАЗ» Автобусный завод)
ОАО «МАЗ»– один из крупнейших в Европе, и уже более 60-ти лет является одним из ведущих производителей современной автомобильной техники.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Характеристика предприятия и продукции. 4
2. Организационная структура предприятия. 6
3. Используемые технологии, система менеджмента качества 17
4. Характеристика основных фондов 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
Кафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки «Менеджмент»
заочная форма обучения
Курс 1
отчетные материалы
по учебно-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ практике
|
|
Минск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Характеристика предприятия и продукции. 4
2. Организационная структура предприятия. 6
3. Используемые технологии, система менеджмента качества 17
4. Характеристика основных фондов 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
Приложение 1. 29
Учебно-ознакомительная практика является одним из этапов подготовки специалистов в высших учебных заведениях и направлена на закрепление и углубление знаний, полученных в институте, путем приобретения навыков самостоятельной практической работы по специальности; направлена на изучение вопросов организационно-экономического характера.
Цель учебно-ознакомительной
практики – ознакомление студентов
с основными направлениями
Местом прохождения
ОАО «МАЗ»– один из крупнейших в Европе, и уже более 60-ти лет является одним из ведущих производителей современной автомобильной техники.
Производство автобусов было основано в 1992 году и является наиболее динамично развивающимся направлением производственной программы завода. На сегодняшний день ОАО «МАЗ» Автобусный завод серийно выпускает 13 моделей автобусов и более 50 модификаций на их базе, а также троллейбус.
Открытое акционерное общество «Минский автомобильный завод» - управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» (Далее ОАО «МАЗ») является одним из крупнейших предприятий автомобильной отрасли Республики Беларусь и находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь.
В июне 2012 года зарегистрировано ОАО «МАЗ» как управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ».
Юридический адрес: Республика Беларусь, 220021 г. Минск, ул. Социалистическая, 2
Первый опытный образец городского низкопольного автобуса собственной конструкции МАЗ-101 появился в 1995 году. Данная модель явилась основой, на которой совершенствовалась конструкция, технология, шло освоение комплектующих, нарабатывался опыт эксплуатации. Это позволило создать прочную базу и комплекс высокоэффективных технологических процессов, на которые сегодня опирается производство автобусов Минского автозавода.
Автобусы ОАО «МАЗ» имеют единые конструкторско-технологические принципы построения кузова, основанные на гибкой технологии, с применением унифицированных стальных прямоугольных и специальных профилей несущего каркаса, облицовки из нержавеющей и оцинкованной стали и пластика. Это позволяет создавать различные комплектации кузова по требованию заказчика, обеспечивает высокую прочность и долговечность. Существенное влияние на увеличение долговечности оказывает обработка внутренних полостей каркаса и днища антикоррозийными составами. В сочетании с лакокрасочными материалами ведущих европейских производителей и применением технологии вклейки бокового остекления, которая обеспечивает герметичность и не допускает появление очагов коррозии в оконных проемах, применяемые на автобусах ОАО «МАЗ» решения позволяют достигнуть нового уровня долговечности кузова. Данная технология соответствует лучшим зарубежным аналогам.
География продаж автобусов ОАО «МАЗ» простирается от Калининграда до Хабаровска. На сегодняшний день пассажирские машины эксплуатируются более чем в 80 городах Республики Беларусь, Российской Федерации, Украины, Латвии и стран Восточной Европы.
Ведется постоянная и целенаправленная работа по продвижению автобусов МАЗ на рынки стран Центральной и Юго-Восточной Азии, Центральной и Южной Европы, Ближнего Востока, Северной Африки, Китая, Латинской и Центральной Америки.
Основными поставщиками сырья, материалов и комплектующих, с которыми поддерживаются давно сложившиеся, долгосрочные связи, являются: ОАО «ТК «Уралхимпласт», г. Москва, ОАО Сибур-Нефтехим г. Дзержинск, Нижегородская обл. (РФ), ЗАО НПО Синтезхимикат г.Чапаевск, Самарской области, ОАО «Нижнекамскнефтехим» г. Нижнекамск, Р.Татарстан, ЗАО «ФК», г. Буй, Костромская область (РФ), ЗАО «Искож», г. Йошкар-Ола, ЗАО «Завод металлов и сплавов» г. Рязань, ОАО «САЭТЭ», г. Ставрово и многие другие.
В настоящее время на ОАО «МАЗ» Автобусный завод разработана система бальной оценки поставщиков, в которой учтен весь комплекс требований к ним. Результаты расчетов по данной системе, наряду с другими требованиями, служат основанием для распределения поставок.
Продукция Открытого акционерного общества «Минского автомобильного завода» - управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» ориентирована на рынок и требования этого рынка. Это доказывает постоянное совершенствование качества и характеристик автобусов в соответствии с Европейскими стандартами. Данное соответствие влияет на номенклатуру и ассортимент выпускаемой продукции. Автобусы не только усовершенствуются по техническим характеристикам, но и могут производиться непосредственно по требованиям определенного заказчика.
Одним из структурных подразделений Открытого акционерного общества «Минский автомобильный завод» - управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ», является Автобусный завод, который имеет организационную структуру управления, которая характеризуется наличием отдельных подразделений, выполняющих различные функции, что свидетельствует о её линейно-функциональном характере.
Директору подчиняются все.
В структуре можно выделить следующие подразделения:
- технические службы (отдел
главного конструктора, отдел главного
технолога, отдел
- производственная сфера включает цех сварки и сборки автобусов (ЦСиСА), сварочно-заготовительный цех (СЗЦ), цех автобусных агрегатов (ЦАА) и производственно-диспетчерский отдел. Они подчиняются заместителю директора по производству;
- обеспечением контроля
качества занимаются отдел
- отдел бухгалтерского
учёта и отчётности, планово-экономический
отдел, отдел межзаводской
- взаимодействие с другими
предприятиями координирует
- отдел организации труда и заработной платы (ООТиЗ), включающий группу анализа и отчётности, а также бюро ОТиЗ по каждому из цехов – ЦСиСА, СЗЦ, ЦАА;
- отдел кадров;
- хозяйственный отдел;
- юрисконсульт;
- отдел охраны;
- секретарь, делопроизводитель.
Структурная схема управления Автобусным заводом приведена в приложении 1.
Для более эффективной координации работы важнейшие функции управления, возложенные на директора ОАО «МАЗ» Автобусный завод генеральной дирекцией головного предприятия, детализированы и распределены между его заместителями: заместителем директора по развитию и совместным проектам, заместителем директора по производству, заместителем директора по качеству и главным инженером. Заместитель директора по развитию и совместным проектам координирует и контролирует работу шести подразделений (отдела бухгалтерского учета и отчетности, отдела организации труда и заработной платы, планово-экономического отдела, отдела кадров и режима, транспортного отдела), а также инженера по охране труда, начальника хозяйственного отдела, юрисконсульта, начальника охраны, секретаря-машинистки делопроизводителя. Заместитель директора по развитию и совместным проектам также является советником и помощником директора в вопросах стратегии и тактики развития филиала и создания всевозможных совместных проектов с другими предприятиями и структурными подразделениями головного предприятия (предприятиями, входящими в производственное объединение «БелавтоМАЗ», филиалами, производствами, цехами).
Отдел бухгалтерского учета и отчетности (ОБУиО) детализируется на три подразделения во главе с начальником отдела: бюро учета затрат на производство и сводной отчетности, бюро материального учета, группу расчетов по заработной плате. В функции ОБУиО входит формирование производственной себестоимости, которое предполагает отнесение производственных затрат на бухгалтерские счета, ведение корреспонденции бухгалтерских счетов, обсчет подетального незавершенного производства на начало и конец отчетного месяца, ведение строгой бухгалтерской отчетности и сдача ее в установленные сроки. Группа расчетов по заработной плате производит выдачу всех видов справок о доходе, начисление всех видов выплат работникам и всех отчислений в бюджет, а также всех полагающихся вычетов.
Отдел организации труда и заработной платы (ООТиЗ) детализируется на четыре подразделения во главе с начальником отдела: группу анализа и отчетности, бюро организации труда и заработной платы цеха сварки и сборки автобусов, сварочно-заготовительного цеха, цеха автобусных агрегатов. ООТиЗ занимается расчетом трудоемкости изготовления пассажирской техники, запчастей и готовых узлов и деталей, формированием расценок согласно норм времени и выработки на каждую отдельно взятую деталь, проводит хронометраж и фотографию рабочего дня (функции инженеров по нормированию труда). Также ООТиЗ производит формирование фонда оплаты труда каждой категории работающих (производственные рабочие, вспомогательные рабочие, руководители, специалисты, служащие, ученики), составляет штатное расписание всех категорий работающих с отражением численности, детализированной по разрядам и профессиям, тарифных ставок и окладов, а также всевозможных доплат и премий. Каждое бюро занимается формированием расценок на детали, фондом оплаты труда работников и подготовкой основных показателей производственно-хозяйственной деятельности для проведения ежемесячного заседания балансовой комиссии своего производственного цеха. Группа анализа и отчетности производит расчет общей трудоемкости изготовления пассажирской техники, а также занимается всеми расчетами по фонду оплаты труда инженерно-технических работников и вспомогательных рабочих управления филиала и отдела главного конструктора.
Планово-экономический отдел структурируется на два подразделения во главе с начальником отдела: бюро ценообразования и бюро планирования и отчетности. В функции бюро ценообразования входит формирование действующих и фиксированных цен на всю продукцию филиала начиная с запчастей и деталей для внутризаводского оборота (полуфабрикаты собственного производства, требующие дальнейшей обработки в других подразделениях головного предприятия) и реализации другим организациям и заканчивая пассажирской техникой МАЗ, предназначенной для продажи бюджетным и коммерческим организациям с учетом всех особенностей и специфики дифференцированного ценообразования; формирование материальных затрат на изготовление деталей для обсчета незавершенного производства; ежегодный перерасчет действующих и фиксированных цен на продукцию филиала, формирование нормативов сырья и материалов, покупных полуфабрикатов в действующих и фиксированных ценах на основании норм расхода материалов и покупных и цен на них и ежемесячный пересмотр сформированных нормативов. В функции бюро планирования и отчетности входит формирование планов производства, планов по труду, плановой себестоимости и анализ выполнения данных планов на основании сопоставления плановых и фактических показателей: себестоимости, фонда оплаты труда, производительности труда, объема производства, средней заработной платы, численности работающих; исчисление и сопоставление темпов роста всех основных показателей; анализ причин перевыполнения или невыполнения плановых показателей, подготовка к ежемесячному заседанию балансовой комиссии, на которой подводятся итоги работы филиала за отчетный месяц.
Отдел кадров и режима представлен начальником отдела, инженером по кадрам и кадровыми работниками, каждый из которых занимается кадровыми вопросами всех категорий работающих одного цеха. Помимо производственных цехов, ОАО «МАЗ» Автобусный завод имеет в своей структуре управления (к которому относятся все подразделения, за исключением производственных цехов и отдела главного конструктора) и отдел главного конструктора. Кадровые работники занимаются учетом фонда рабочего времени (ведение ежедневного табеля учета рабочего времени), неявок по уважительным и неуважительным причинам; подготовкой всей необходимой документации, подтверждающей уважительные и неуважительные причины неявок на работу (трудовые отпуска, болезни, неявки с разрешения администрации, командировки, учебные отпуска и иные виды неявок) и возлагающей обязанности отсутствующих на других сотрудников (приказы, распоряжения и т.д.); расчетом фактической среднесписочной численности работающих, подготовкой, оформлением и расторжением трудовых контрактов на основании действующего трудового законодательства. Решения о принятии на работу работников согласно действующего штатного расписания принимает начальник отдела с обязательным согласованием данного решения с директором филиала и начальником структурного подразделения, в которое направляется работник для работы.