Отчет по практике в супермаркете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 13:59, отчет по практике

Описание работы

Целью данной работы является теоретическое изучение экономических механизмов деятельности предприятия торговли для приобретения дополнительных знаний и навыков анализа управленческой деятельности.
В работе были рассмотрены экономические механизмы менеджмента. Базой для рассмотрения некоторых вопросов был супермаркет «Сфера-маркет», который по своим характеристикам удовлетворяет понятию «супермаркет». В процессе работы на курсовой были сделаны выводы о большом значении менеджмента в жизни общества, о важности и необходимости дальнейшего развития отечественной науки управления на федеральном уровне.
Были также рассмотрены некоторые стороны функционирования спортивного супермаркет «Сфера-маркет». На основе имеющихся данных были сделаны соответствующие выводы о проблемах функционирования как конкретного хозяйственного субъекта, так и практически всех коммерческих организаций страны.

Содержание работы

Введение...........................................................................................................................3
1. Научные подходы и принципы менеджмента..........................................................4
1.1. Менеджмент в условиях рыночной экономики.....................................................4
1.2. Субъекты рыночных отношений............................................................................7
2. Экономические и правовые основы управления организацией............................10
2.1. Имидж организации (фирмы)................................................................................10
2.2. Организационно-правовые формы коммерческих фирм....................................13
2.3. Экономические основы хозяйствования фирмы.................................................18
3. Экономические методы управления в менеджменте.............................................25
3.1. Хозяйственный расчет в экономическом механизме менеджмента..................25
3.2. Ценовая политика...................................................................................................27
3.3. Финансовая политика.............................................................................................32
4. Экономическая эффективность управления...........................................................35
4.1. Сущность, критерии и показатели эффективности управления........................35
Заключение.....................................................................................................................36
Список литературы........................................................................................................37

Файлы: 1 файл

практика.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ                               

Введение...........................................................................................................................3

1. Научные подходы и принципы  менеджмента..........................................................4

1.1. Менеджмент в условиях рыночной  экономики.....................................................4

1.2. Субъекты рыночных отношений............................................................................7

2. Экономические и правовые основы управления организацией............................10

2.1. Имидж организации (фирмы)................................................................................10

2.2. Организационно-правовые формы  коммерческих фирм....................................13

2.3. Экономические основы хозяйствования  фирмы.................................................18

3. Экономические методы управления  в менеджменте.............................................25

3.1. Хозяйственный расчет в экономическом  механизме менеджмента..................25

3.2. Ценовая политика...................................................................................................27

3.3. Финансовая политика.............................................................................................32

4. Экономическая эффективность  управления...........................................................35

4.1. Сущность, критерии и показатели  эффективности управления........................35

Заключение.....................................................................................................................36

Список литературы........................................................................................................37

    

    

    

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Целью данной работы является теоретическое изучение экономических механизмов деятельности предприятия торговли для приобретения дополнительных знаний и навыков анализа управленческой деятельности. Предприятием, которое использовалось в данной работе в качестве базы, был выбран супермаркет «Сфера-маркет».

Его обширнейший ассортимент  и громадные торговые площади  удовлетворяют требованиям, предъявляемым к супермаркету. Супермаркет «Сфера-маркет» является закрытым акционерным обществом.

В первом разделе курсовой работы рассмотрены научные подходы и принципы менеджмента, дана оценка роли менеджмента в условиях рыночной экономики, приведены сведения о субъектах рыночных отношений, с которыми приходится сталкиваться супермаркету «Сфера-маркет» в процессе своей работы.

Во втором разделе работы приведены современные взгляды на экономические основы управления организацией, а также даны сведения о правовой стороне жизнедеятельности организаций.

Третий раздел работы посвящен экономическим механизмам в работе менеджера, которые позволяют эффективно вести торговую деятельность.

В четвертом разделе  курсовой содержится информация о способах оценки эффективности управления и о применяемых для этого финансово-экономических показателях.

В конце работы приведены  выводы, приложения и список использованной литературы.

  

 

  1. НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ  МЕНЕДЖМЕНТА

     1.1. Менеджмент  в условиях рыночной экономики

Понятие "МЕНЕДЖМЕНТ" в последнее  время  все  чаще  и  чаще употребляется в русском языке.  Открываются "школы менеджеров", создаются "клубы менеджеров", проводятся "семинары менеджеров", но редко люди отдают себе отчет в том,  что же именно скрывается за этим красивым словом. Слова "менеджер"  и "менеджмент" употреблялись в английском языке еще в прошлом столетии. Но лишь ко второй четверти XX века они постепенно начинают приобретать определенное значение, в соответствии с которым менеджером является  человек,  организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами. В литературе менеджмент часто определяется как управление  производством, система методов, принципов, средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства или иной общественной деятельности.

Термин "менеджмент" ("management") американского происхождения и не переводится на другой язык дословно. В англоязычных странах он употребляется довольно свободно в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как для других значений используются другие слова.

Постараемся дать более точное определение понятию «менеджмент». Итак, менеджмент — это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Менеджмент — это  управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:

  • ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;
  • постоянное стремление к повышению эффективности производства: с меньшими затратами, получение оптимальных результатов;
  • хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;
  • постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;
  • конечный результат деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена;
  • необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

Менеджмент как самостоятельный  вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Он может владеть акциями фирмы, а может в не иметь их, работая по найму на должности менеджера. Труд менеджера — это производительный труд, возникающий в условиях комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающий связь и единство всего производственного процесса. Термин "менеджер" обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной деятельности в качестве управляющего фирмы независимо от уровня управления, а также его профессиональной подготовки и практического опыта работы. Надо отметить, что в последние годы подходы ко многим аспектам деятельности менеджера претерпели довольно сильные изменения и продолжают меняться далее.

Что же является наиболее характерным для управленческой мысли - и в теоретическом,  и в практическом плане - сегодня, в конце 90-х годов? Как представляется, наиболее заметны две новые тенденции.

Во-первых, это интернационализация  менеджмента, коллективное осмысление новых реальностей,  порождаемых  углублением международного разделения труда, возрастанием конкуренции и взаимозависимости в мировой   экономике, развитием  транснациональных корпораций, созданием международных систем информации,  других  структур интегрирующего свойства

Во-вторых, особенность  последних  лет  -   все больше обращения к здравому смыслу,  простым истинам, хорошо усваиваемым рецептам, которые доступны для понимания и использования теми,  кто несет нелегкое бремя управления или  кто встает  на  этот путь. 

Не следует забывать, что в настоящее время не только качества менеджеров и способы их обретения, но и сама роль менеджера как профессионально подготовленного руководителя, являются предметом серьезных дискуссий. Родоначальниками концепции менеджмента как специализированного вида деятельности являются американцы. Именно они создали образ менеджера как профессионала, обладающего специальным образованием (зачастую в дополнение к инженерному, юридическому, экономическому и т.п.), вложили  огромные деньги в создание инфраструктуры для управления в виде сотен школ бизнеса, десятков тысяч консультативных фирм, разветвленных информационных сетей общего пользования, разнообразнейших научных исследований и публикаций в области управления, диверсифицированных деловых услуг. Благодаря этому они добились, пожалуй, самой значительной эффективности управления. Мне кажется, в современной России необходимо уделять повышенное внимание грамотному, глубокому, фундаментальному изучению науки управления. Это жизненно необходимо для возрождения страны и возвращения ее в категорию супердержав.

   

 

1.2. Субъекты рыночных отношений

Любое предприятие, всякая организация не могут функционировать  сами по себе, в отрыве от окружающего мира, от всей экономики страны. Они вынуждены работать в определенном экономическом, правовом пространстве.  Экономика нашей страны классифицируется как рыночная.

Рынок -  место,  где  происходит купля-продажа товаров  по свободно складывающимся ценам. Еще одно определение рынка: рынок – совокупность клиентов, способных и желающих произвести обмен, которая позволит или удовлетворит нужду. Размер рынка зависит от численности людей, которые имеют желание приобрести товар, имеют необходимые ресурсы, чтобы его произвести и способны обменять эти ресурсы на товар.

Рыночная экономика - это система  экономических  отношений  по поводу  купли-продажи  товаров и услуг,  осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и ценообразования, обеспечивающая эффективность решения социально- экономических проблем.

Рынки можно классифицировать по различным характеристикам:

  1. По объектам приложения различают:  рынок товаров, рынок услуг, строительный рынок,  рынок технологий, информационный рынок, кредитный рынок, фондовый рынок, рынок рабочей силы.
  2. В  пространственном  отношении различают: локальный, региональный, национальный, региональный по группе интегрированных стран, мировой рынки.
  3. По механизму функционирования различают: свободный, монополизированный, государственно-регулируемый и планово-регулируемый рынки.
  4. По уровню насыщенности различают: равновесный  (по объему и структуре), дефицитный и избыточный.

Надо также отметить, что в процессе  регулирования  общественного воспроизводства рынок выполняет шесть основных функций:

  1. Информационная, т.е. распространение различной информации, необходимой человеку в рыночных условиях.
  2. Посредническая.  В условиях развитого разделения труда экономически обособленные производители могу обмениваться  результатами своего труда.
  3. Стимулирование эффективного хозяйствования, рационального использования органических ресурсов человеком и обществом. С помощью механизма равновесных цен: а) максимально  оптимально  формируются  структурные  пропорции и объем производства; б) обеспечивается  рациональное распределение органических производственных ресурсов; в) вырабатываются наиболее технологические способы производства и достигается минимизация издержек при высоком качестве продукции.
  4. Распределения и обмена.  Обеспечивается распределение и обмен между группами общества.
  5. Функция пропорциональности. Рынок способствует установлению соответствия между производством и потреблением.
  6. Функция санирования.  Через  механизм  конкурентной  борьбы происходит очищение рынка от неконкурентоспособных предприятий.

В условиях рынка действующие  лица практически всегда можно грубо разделить на три большие группы: покупатели, продавцы и государство, как контролирующая сторона. Каждая сторона имеет свои определенные цели и задачи. В общем виде естественно покупатель желает приобрести какую-либо продукцию, услугу; продавец – реализовать свое предложение; что касается государства, то у него есть несколько целей – это и обеспечение доходной части бюджета (за счет фискальных мер), это и установление контроля за происходящим для обеспечения стабильности и правопорядка (и в экономическом смысле также), что совершенно необходимо для заполняемости госбюджета (за счет жесткого надзора и мер принуждения), а также государство имеет некоторые другие цели.

Необходимо заострить внимание на том, что государство является не единственным фактором, определяющим функционирование экономики страны. Любая фирма функционирует в определенных социально-политических условиях и испытывает воздействие имеющейся экономико-правовой базы, научно-технических факторов и специфической культурно-этической среды. Силы макросреды представляют собой “не поддающиеся контролю со стороны фирмы” факторы, за которыми фирма должна внимательно следить и на которые должна реагировать.

Главные факторы, которые  действуют в макроокружении:

  1. Демографический.
  2. Экономический.
  3. Природный.
  4. Технологический.
  5. Политико-законодательный или правовой.
  6. Культурный.

Все эти факторы в  совокупности определяют законы и закономерности менеджмента, которые могут несколько различаться в различных условиях.

В конце данного пункта, думается, необходимо справочно дать информацию о некоторых субъектах экономической жизни города, с которыми рассматриваемый магазин сталкивается в процессе своей деятельности.

Во-первых, это поставщики. К их числу относятся как сочинские  организации, так и иногородние (Краснодар, Санкт-Петербург).

Вторая группа субъектов  – это покупатели. К их числу  можно отнести практически все население города Сочи, а также определенную часть гостей курорта.

Третья группа. К ней  относятся различные проверяющие  и фискальные органы, как то: налоговая инспекция, санэпиднадзар, пожарная инспекция, ОБЭП т.д. Можно также выделить четвертую группу субъектов, с которыми приходится общаться фирме. Это собственные работники магазина.

Информация о работе Отчет по практике в супермаркете