Отдых: как не превратиться в «загнанную лошадь»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 22:23, реферат

Описание работы

В грамотном личном тайм-менеджменте важно не только количество времени, но и качество. Поэтому стоит задуматься о том, как организован ваш отдых, восстановление вашего энергетического ресурса.

Файлы: 1 файл

Taym-drayv._Kak_uspevat_zhit_i_rabotat.doc

— 590.50 Кб (Скачать файл)

— С чего начался ваш день?

— Самое яркое впечатление дня.

— Какие люди вас окружают, о чем они говорят?

— Как и над чем вы работали?

— Каких результатов достигли?

— Какие проблемы удалось решить?

— Как вы отдыхали?

— Главное событие дня.

Возможно, это эссе родится не за один день. Не торопитесь, не тяните ростки — пусть прорастают сами, постепенно. В следующие дни заглядывайте в это эссе. Правьте, добавляйте. Работайте со своей мечтой — и она обязательно материализуется.

Анализируя эссе первых учеников ТМ-школы, мы сформулировали понятие «родные» цели. Например, врач из небольшого города пишет о том, как создаст медицинский центр. Видно, что эта цель выстрадана, глубоко осмыслена, человек реально понимает, зачем это нужно людям и зачем это нужно ему. Но часто встречаются эссе, которые мы называем «ксерокопиями страницы глянцевого журнала». «Выхожу из своего белоснежного «Порше», прихожу в свой белоснежный офис, менеджеры в белоснежных рубашках бегут выполнять мои ценные указания…»

Я ничего не имею против белоснежного «Порше» — если это действительно  «родная» цель, если человеку греют  душу хорошие машины. Но часто бывает, что такого рода цели навязаны. Рекламой, окружением, родственниками, социальными стереотипами, системой образования и т. п. Ежедневно нам внушают, чего должен хотеть «правильный» успешный человек. Хотя настоящие успешные люди начинали свой путь к успеху вовсе не с покупки пиджака от Армани.

Для того чтобы управлять своей  жизнью «проактивно», чтобы найти  «родные» цели, нужно сначала отсеять  эту шелуху, навязанные извне штампы. Как сказала директор рекламного отдела производственной компании после ТМ-тренинга: «Я поняла, что бегаю, как паровозик, но расписание не я составила! Чувствую, что пора определиться с расписанием!»

Найти свои «родные» цели не всегда просто. Но это совершенно необходимо. Иначе  вы потратите годы жизни на погоню за морковками, которые подвесил перед вами кто-то другой.

 

«Мемуарник» и определение  ценностей

«Один день из моей жизни в будущем» дал нам эмоциональную картину  желаемого будущего. Следующим шагом  попробуйте определить ваши базовые  ценности, на основе которых можно будет формулировать долгосрочные цели. Простой и технологичный инструмент для выявления личных ценностей изобрел участник Тайм-менеджерского сообщества Виталий Королев, консультант по вопросам корпоративного управления и наследования бизнеса. «Мемуарник» (от слова «мемуары») ведется следующим образом:

— Каждый день вечером выделите 3–5 минут спокойного времени.

— Запишите в ежедневник или в отдельную тетрадь Главное событие дня (ГСД). Именно событие, эмоционально значимое для вас. Это не обязательно главный результат дня, не обязательно главное достижение. Самым ярким событием может оказаться, например, пятиминутный разговор с другом. Событие может быть и позитивным, и негативным. Представьте, что из всей вашей библиотеки на необитаемый остров вам разрешили взять одну книгу — какую вы выберете? Так и здесь — какое одно событие дня вы бы «взяли на необитаемый остров»?

— В конце недели выпишите Главное событие недели — одно из семи ГСД или какое-то отдельное новое событие. В конце месяца — Главное событие месяца. В конце года — Главное событие года.

Рядом с событиями формулируйте ту вашу ценность, на основе которой  именно это событие вы сделали  главным. Например, событие — «Приезд  дочери от бабушки», ценность — «Семья, дети». Нет единственно верного  для всех списка ценностей, у каждого они различны. Кто-то, например, будет чаще записывать в колонку ценностей «новизну, яркость впечатлений», а кто-то, наоборот, «стабильность, предсказуемость». Люди разные, ценности разные — важно определить те, которые актуальны именно для вас.

«Мемуарник» позволит вам достаточно быстро сформировать список ваших ключевых ценностей. Кроме того, он побудит  вас каждый день уделять несколько  минут вопросу о Главном. Это  позволит не терять ключевые ценности вашей жизни в суете текущих дел.

 

Личная эпитафия и  миссия

Мы сделали первый шаг в материализации мечты с помощью «одного дня  из моей жизни в будущем» и определили ключевые ценности нашей «персональной  корпорации» с помощью «мемуарника». Следующий шаг — формулирование личной миссии.

Компания, решившая наладить стратегическое планирование, обычно начинает это  делать с формулирования миссии. Кто-то из западных бизнес-консультантов хорошо сказал:

— Цели — это то, что мы берем от жизни, завоевываем, получаем.

— Миссия — то, что мы отдаем, приносим в этот мир.

Вспомним изначальный смысл  слова «миссионер» — странный человек, который бросает насиженное место, семью, привычную работу и  едет в далекую враждебную страну бескорыстно нести идею, которая ему представляется верной.

Миссия — это в первую очередь  ваша уникальность. Что изменится  в мире, если вас не будет? Что  останется от вас, когда все закончится?

Именно в силу такой постановки вопроса отвечать на него удобно в форме эпитафии. Упражнение это не для слабонервных. Попробуйте нарисовать красивый надгробный камень и сочинить собственную эпитафию. «Иван Иванович Петров родился… скончался… достигнув выдающихся высот в… Безутешные родственники особенно любили его за…»

Представьте, что какой-то человек  прогуливается по кладбищу. Остановится  ли он у вашей могилы, заинтересуется ли надписью на ней? Захочет ли прочитать  ваши мемуары или книгу о вас?

Если эпитафия представляется вам  слишком жестким методом — сочините прощальную речь при вашем выходе на пенсию. Смысл все тот же: очень кратко сформулировать, «что же останется, когда все закончится».

 

Призвание

Личная миссия или эпитафия —  инструмент не быстро действующий. Эпитафию обычно приходится не торопясь «выкристаллизовывать», время от времени пересматривая и корректируя. Дело это непростое, но чрезвычайно полезное, помогающее за суетой текучки найти более высокий смысл и создать фундамент для постановки «родных» целей.

Иногда миссия превращается в призвание. Отличие простое: миссию мы можем менять по своему усмотрению, а призвание — уже нет. Призвание — это когда понимаешь, что, кроме тебя, эту телегу не вывезет никто. И что если ты сломаешься, расслабишься и бросишь ее тащить — простить себе этого никогда не сможешь, и жизнь станет пуста и бессмысленна.

Призвание — вещь тонкая. Для верующего  источник призвания — Бог, для  неверующего — некий «общий порядок  вещей», в котором каждому из нас  отведена своя роль. Интересно, что  мы обычно стремимся к большей  свободе и независимости в жизни. Но призвание, как то, от чего ты уже не можешь отказаться, — это высшая степень несвободы человека. При этом дающая высшую степень осмысленности жизни, счастья, силы и энергию на достижения. Призвание — это не обязательно совершить революцию в медицине, изобретя лекарство от СПИДа; это может быть и жизненная задача простой сельской женщины «вывести сына в люди». Главное в призвании — не материальный масштаб, а некий резонанс личности и «общей гармонии мироздания». Это достаточно тонкие и мало исследованные вопросы, поэтому пока я не могу предложить вам готовые технологии «поиска призвания». Просто имейте это в виду — и призвание будет постепенно проясняться само.

 

Ключевые области жизни

Когда сделаны первые шаги в определении долгосрочного видения вашей жизни (ценности, эпитафия), полезно определить ключевые области, на которые вашу жизнь можно условно разделить. Это поможет увидеть четкую структуру в общем хаосе дел и двигаться в жизни более сбалансированно, поддерживая гармонию различных направлений вашей деятельности.

Ключевые области — это несколько (рекомендую 5–9) основных направлений  деятельности. Это главные русла, в которых развивается ваша жизнь. Например:

— Личное развитие / Профессиональное развитие / Учеба/Образование.

— Семья / Дети / Родственники.

— Друзья / Знакомые / Профессиональное сообщество / Общественная деятельность.

— Хобби / Увлечения.

— Работа / Бизнес / Клиенты / Подчиненные / Проекты.

— Спорт / Здоровье.

— Благосостояние / Карьера и т. д.

Сформированную карту ключевых областей можно сравнить с деревом. Вместо листопада хаотичных мелких дел — ясные ветви, на которых расположены листья-дела. Ключевые области помогут нам не потеряться в хаосе дел и более точно поставить жизненные цели.

Если сразу создать список ключевых областей трудно — возьмите 30–40 бумажных карточек и выписывайте на них ваши обычные ежедневные дела. Например, «пишу отчет», «провожу интервью», «отвечаю на звонок клиента», «разговариваю с другом по телефону» и т. д. Дальше раскладывайте эти бумажки на 5–7 групп, в каждую группу — близкие по смыслу задачи. Когда нарисуется логичная структура этих групп, достаточно будет придумать им простые названия. Ваши ключевые области готовы.

 

«Life management» и жизненные  цели

«Управление временем», «тайм-менеджмент» — термины не очень точные. Временем мы управлять не можем, реально мы подразумеваем «управление собой». Управление нашими целями, задачами, сроками, планами… В конечном итоге — управление нашей жизнью. Термин «life management», «управление жизнью», впервые прозвучал на ТМ-конференции в 2003 году. С тех пор он используется все более широко, поскольку хорошо отражает эволюцию современного тайм-менеджмента: от узких технологических вопросов планирования времени — к более глубоким темам поиска жизненных целей, целеполагания и целедостижения.

Мы уже сделали много предварительных  шагов к тому, чтобы сформулировать долгосрочные жизненные цели. «Один  день из моей жизни в будущем», эпитафия, ценности, ключевые области — сформировали фундамент нашего целеполагания. Теперь предстоит самое сложное и интересное — сформулировать собственно цели.

Для этого можно воспользоваться  простым по форме, но очень непростым  по содержанию инструментом — картой ваших долгосрочных целей. По горизонтали  она содержит две оси: годы, начиная с текущего, и ваш возраст. По вертикали — ваши ключевые области. На пересечении лет и ключевых областей — примерные целевые ориентиры.

 

Карта долгосрочных целей

 

В некоторых ключевых областях перспектива  может просматриваться на более долгий срок в будущее; в некоторых — только на ближайшие несколько лет. Какие-то цели могут быть четкими, какие-то — неопределенными и размытыми. Ничего страшного: лучше пользоваться не очень точной картой местности, чем брести наугад вообще без карты.

Конечно, многое в нашей жизни  зависит не от нас, многое быстро меняется. Но если вы управляете автомобилем, вы ведь тоже ни в чем не уверены  на 100 % — что-то может сломаться, а что-то даже взорваться. Так и управление жизнью. Полной уверенности нет, но управлять — нужно. Тем более что «тест-драйва» тут не дают. Жизнь — дорога с односторонним движением. Так что лучше заранее представлять, куда едешь, и главное — зачем.

Сделать обзор жизненных целей  бывает непросто. Во-первых, не всегда понятно, чего хочешь. Что ж, пишите примерно, оставьте прочерки, добавьте вопросительные знаки. В конце концов, вместо графика — просто рисуйте картинки желаемого. Не бойтесь фантазировать о будущем, это вас ни к чему не обязывает. И желания, и обстоятельства будут меняться — меняйте обзорный график целей вслед за ними. Это займет несколько минут, но даст вам более ясное представление о будущем, карту местности и маршрут движения. Карта никоим образом не сковывает свободу движения. Направление вы выбираете сами, карта лишь помогает двигаться.

Во-вторых, страшно привязывать  цели к срокам. Приходится честно и  реалистично смотреть на свою жизнь. И сталкиваться с неприятными  истинами. Например, если я хочу стать  таким-то директором к 40 годам, а не к 80, когда мне от жизни будут  нужны только кресло-качалка и теплый плед, то английский язык мне нужно учить не «вообще», а «уже вчера».

В-третьих, страшно брать на себя ответственность. А вдруг не получится, а вдруг не смогу… Гораздо приятнее тешить себя мечтами о лучшей жизни, чем честно и ясно прописать — чего я хочу и собираюсь добиться. И честно признаться, что не достиг — если, конечно, не достигнешь.

Все эти возражения серьезны. Слишком  долгие, тяжелые и страшные годы за ними стоят — годы, в которые  планомерно уничтожались самые активные и целеустремленные наши соотечественники. Годы, в которые нам с вами ампутировали те части души, которые смеют хотеть и целеполагать. Но хотим ли мы навечно остаться пассивной толпой, или наберемся смелости и готовности самостоятельно и уверенно идти по жизни? Практика последних лет развития России, когда наши соотечественники «с нуля» создают конкурентоспособные в мировом масштабе предприятия, показывает: не все потеряно. Когда мы захотим, мы можем и ставить цели — и достигать их.

 

Измеримые цели и надцели

В классическом менеджменте и тайм-менеджменте  рекомендуют ставить цели с помощью  техники SMART — от слов specific, measurable, achievable, realistic, time-bound — конкретные, измеримые, достижимые, реалистичные, привязанные  к времени. Например, не просто «я хочу занимать хорошую должность», а «хочу стать топ-менеджером в телекоммуникационной компании, с годовым доходом от… у.е., не позднее чем в ближайшие три года».

Чем ближе цель по времени, чем она  для вас очевиднее — тем  полезнее детализировать ее с помощью техники SMART, найдя подходящий измеритель и привязав достижение цели к четкому сроку. Чем дальше от вас цель по времени, чем менее она очевидна — тем меньше необходимости в такой жесткой конкретизации. Краткосрочные SMART-цели я сравню с маяком: есть огонь, четко показывающий, куда плыть, при этом достижимый. Долгосрочные надцели больше похожи на Полярную звезду: они указывают путь, но могут быть даже недостижимы.

 

Третий шаг создания личной ТМ-системы

Сформулируйте личные ценности и поставьте  долгосрочные цели, для воплощения мечты в реальность. Краткие рекомендации:

— управляйте своей «персональной корпорацией» «проактивно»;

— расчистите штампы и нарисуйте «ваш день через несколько лет»;

— определите ваши ценности с помощью «мемуарника»;

— сформулируйте личную миссию в форме эпитафии;

— ищите ваше призвание;

— выявите 5–7 ключевых областей вашей жизни;

Информация о работе Отдых: как не превратиться в «загнанную лошадь»