Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 20:56, курсовая работа
Мотивация является одной из ведущих функций управления, поскольку достижение основной цели зависит от слаженности в работе людей. Каждый эффективный руководитель стремится убедить сотрудников работать лучше, создать для них внешние и внутренние стимулы для активной и творческой деятельности, поддерживать интерес к работе, инициировать переживание удовлетворения от полученных результатов. Важно также, чтобы работники стремились к достижению целей организации добровольно и творчески.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
1. МОТИВАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС………………………………………………
1.1 Мотивация и ее сущность…………………………………………………….
1.2 Основные стимулы и мотивирующие критерии в профессиональной деятельности……………………………………………………………………….
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ…………………………………………………………………………..
2.1 Характеристика профессиональной мотивации, функции………………...
2.2 Персональные потребности сотрудников как мотивирующие факторы…
2.3 Характеристика мотивационных теорий……………………………………
3. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ МОТИВАЦИИ………………………
3.1 Общее представление о мотивации отечественными учеными………….
3.2 Методика мотивов отношения к труду (ВЦИОМ) …………………………
3.3 Методика формирования нормативных мотивов труда (МГУ) …………….
3.4 Методика мотивации на основе базовых потребностей (НИИ труда)…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. МОТИВАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС………………………………………………
1.1 Мотивация и ее сущность…………………………………………………….
1.2 Основные стимулы и мотивирующие
критерии в профессиональной деятельности………………………………………………
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ
И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ………………………………………………………………
2.1 Характеристика профессиональной мотивации, функции………………...
2.2 Персональные потребности сотрудников как мотивирующие факторы…
2.3 Характеристика мотивационных теорий……………………………………
3. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ МОТИВАЦИИ………………………
3.1 Общее представление о мотивации отечественными учеными………….
3.2 Методика мотивов отношения к труду (ВЦИОМ) …………………………
3.3 Методика формирования нормативных мотивов труда (МГУ) …………….
3.4 Методика мотивации на основе базовых потребностей (НИИ труда)…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………
Мотивация является одной из ведущих функций управления, поскольку достижение основной цели зависит от слаженности в работе людей. Каждый эффективный руководитель стремится убедить сотрудников работать лучше, создать для них внешние и внутренние стимулы для активной и творческой деятельности, поддерживать интерес к работе, инициировать переживание удовлетворения от полученных результатов. Важно также, чтобы работники стремились к достижению целей организации добровольно и творчески.
Система мотивации и стимулирования персонала замыкает на себе многие другие составляющие этой стратегии. Например, эффективно построенная система кадрового мониторинга, так же как и обучения и развития персонала, способствует решению задачи его мотивации.
Мотивация является динамическим
процессом, который стимулирует
и поддерживает на определенном уровне
поведенческую активность индивида.
Она охватывает систему стимулирующих
факторов (потребности, мотивы, цели, намерения
и т.д.), способных влиять на поведение
людей, совокупность причин психологических
факторов, которые стимулируют, поддерживают
и объясняют поведение и
Путь к эффективной
Сегодня имеется колоссальное количество
способов воздействия на мотивацию
конкретного человека, причем диапазон
их постоянно растет.
Более того, тот фактор, который сегодня
мотивирует конкретного человека к интенсивному
труду, завтра может способствовать "отключению"
того же самого человека. Никто точно не
может сказать, как детально действует
механизм мотивации, какой силы должен
быть мотивирующей фактор и когда он сработает,
не говоря уже о том, почему он срабатывает.
В работе широко освещена теоретическая
часть мотивационного процесса, раскрыто
понятие мотивации и его
Обилие литературы по проблемам мотивации сопровождается многообразием точек зрения на их природу. В этой работе были использованы научные издания, учебные работы и пособия.
В этой работе предпринята попытка увидеть в различных гипотезах информацию, которую можно использовать в повседневной жизни и профессиональной деятельности.
Структура данной работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Впервые термин «мотивация»
употребил А. Шопенгауэр в статье
«Четыре принципа достаточной причины»
(1900—1910 гг.). После этого понятие
«мотивация» стали
На сегодняшний день существуют различные трактовки термина «мотивация». Так, К.К. Платонов трактует мотивацию как совокупность мотивов. М.Ш. Магомед-Эминов понимал мотивацию как процесс психической регуляции конкретной деятельности. В.К. Вилюнас рассматривал мотивацию как совокупную систему процессов, отвечающих за побуждение и деятельность человека.
Так, первое направление рассматривает мотивацию как совокупность факторов или мотивов. А второе направление — как процесс, механизм.
И в том, и другом направлении мотивация является вторичным по отношению к мотиву образованием, явлением.
Многие ученые под мотивацией подразумевают детерминацию поведения. На основании этого они выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию.
На сегодняшний день пока нет единого взгляда на сущность мотивации, ее роль в регулировании поведения человека.
Каждая психологическая
школа подразумевает под
1) мотив как потребность;
2) мотив как побуждение;
3) мотив как цель;
4) мотив как намерение;
5) мотив как свойство личности;
6) мотив как состояние.
Существуют психологи, которые под мотивом понимают фактор. Этот фактор для человека имеет особое значение, выступает стимулом к какой-либо деятельности и определяет ее ход и результаты. Здесь стоит заметить, что в данной ситуации мотивом может выступить и боль, и наличие алкоголя в крови, а также другие внешние стимулы.
Принятие разными психологами
за мотив различных
Границами мотива являются потребность и намерение что-то сделать вместе с побуждением. К компонентам мотива, создающим его структуру, относят три блока.
Потребностный блок, который включает в себя биологические, социальные потребности и долженствование.
Блок «Внутреннего фильтра», в который входят следующие компоненты: предпочтение по внешним признакам, интересы и склонности, уровень притязаний, оценка своих возможностей, учет условий достижения цели, нравственный контроль (убеждения, идеалы, ценности, установки, отношения).
Целевой блок, в который входят следующие компоненты: опредмеченное действие, процесс удовлетворения потребностей и потребностная цель.
Все вышеперечисленные компоненты трех блоков могут проявляться в сознании человека в вербальной или образной форме. Они могут проявляться не все сразу, а поочередно. Один из компонентов в том или ином случае
может быть взят за основание действия из конкретного блока. Структура же самого мотива строится из сочетания компонентов, которые обусловили принятое человеком решение.
У того или иного мотива набор компонентов может быть разным. Сходство же мотивов по внешним признакам еще не говорит о том, что они тождественны по смыслу. Мотив должен давать ответы на следующие вопросы: для чего, почему, какой смысл и почему именно так, а также для кого и ради кого.
В состав мотива могут входить два или три компонента из одного блока. Один из этих блоков будет играть главную роль, а остальные два второстепенную или сопутствующую. Например, среди нескольких потребностей, побуждающих в одно и то же время к выбору цели, главной может быть стремление стать эстрадной звездой, а второстепенной — желание изменить свой статус в обществе и повысить свой культурный уровень.
Отсюда следует, что структура
мотива по своей природе
1.2 Основные стимулы и мотивирующие критерии в профессиональной деятельности
- любые стимулирующие действия
должны быть тщательно
- людям важно испытывать
- каждый на своем рабочем месте призван показать то, на что он способен;
- любой человек стремится
- важно интересоваться
- каждому работнику следует
предоставить возможность
- в достижении цели, которую работник сам себе определил или в формулировании которой он принял участие, он проявит значительно больше энергии;
- хорошие работники имеют
- сотрудники должны иметь
- любые серьезные решения об
изменениях в работе
- самоконтроль: должен сопровождать любые действия работника;
- сотрудникам должна быть
- всегда следует поощрять
- сотрудникам важно постоянно
предоставлять информацию о
- каждый работник по
профессиональный мотивация стимул труд
Профессионализм — это не только характеристики производительности труда, но и особенности мотивации личности человека труда, системы его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека. Трудовая мотивация — это то, ради чего человек вкладывает свои профессиональные способности, осуществляет профессиональное мышление и т.д. Мотивационная сфера профессиональной деятельности выполняет ряд функций:
- побуждающую (вызывает
активность человека к
- направляющую (определяет
характер цели в
- регулирующую (определяет ценностные ориентации, мотивы профессиональной деятельности).
Мотивация фиксирует такое
состояние профессиональной деятельности,
которое желательно для человека,
но которого еще нет в наличии.
Она определяется постоянно меняющимся
соотношением разных побуждений, входящих
в мотивационную сферу. К таким
побуждениям относят
Профессиональное призвание определяют как влечение к какой-либо профессии, осознание своих потенциальных возможностей и способностей в овладении данной профессией.
Профессиональные намерения — это осознанное отношение к определенной профессиональной деятельности, стремление получить образование по избранной профессии. В отличие от призвания, намерение включает принятие решения.
Потребность в профессиональном
труде — это готовность к активности
человека, вызванная его нуждой в
чем-либо, предпосылка к
Ценностные ориентации в профессиональной деятельности — это выработанные и принятые обществом основания для оценки назначения труда, правила профессиональной этики.
Потребности и ценностные ориентации ложатся в основу мотивов профессиональной деятельности, которые определяются как внутренние побуждения, направленные на разные стороны профессионального поведения (профессиональную деятельность, профессиональное общение, личность профессионала). Любой фактор, влияющий на возникновение побуждения и принятие решения, является мотивом.
Важно различать мотивы и стимулы. Стимулы — это внешние побуждения, которые могут вызвать, в зависимости от психологических особенностей человека, различные мотивы как внутренние побуждения. От мотивов следует отличать мотивировки. Это указания человеком на причины своих профессиональных действий, которые могут не совпадать с настоящим мотивом.
Таким образом, термином «мотивация» могут обозначаться две группы явлений: индивидуальная система мотивов и система действий по побуждению других сделать что-либо, которая часто обозначается как мотивирование. И те, и другие явления чаще всего не осознаются.