Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 20:56, курсовая работа
Мотивация является одной из ведущих функций управления, поскольку достижение основной цели зависит от слаженности в работе людей. Каждый эффективный руководитель стремится убедить сотрудников работать лучше, создать для них внешние и внутренние стимулы для активной и творческой деятельности, поддерживать интерес к работе, инициировать переживание удовлетворения от полученных результатов. Важно также, чтобы работники стремились к достижению целей организации добровольно и творчески.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
1. МОТИВАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС………………………………………………
1.1 Мотивация и ее сущность…………………………………………………….
1.2 Основные стимулы и мотивирующие критерии в профессиональной деятельности……………………………………………………………………….
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ…………………………………………………………………………..
2.1 Характеристика профессиональной мотивации, функции………………...
2.2 Персональные потребности сотрудников как мотивирующие факторы…
2.3 Характеристика мотивационных теорий……………………………………
3. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ МОТИВАЦИИ………………………
3.1 Общее представление о мотивации отечественными учеными………….
3.2 Методика мотивов отношения к труду (ВЦИОМ) …………………………
3.3 Методика формирования нормативных мотивов труда (МГУ) …………….
3.4 Методика мотивации на основе базовых потребностей (НИИ труда)…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………
Методика мотивации на основе базовых потребностей была разработана НИИ труда Министерства труда и социальной защиты РФ. Данная методика позволяет выявить:
1) направленность рабочих на реализацию отдельных групп ценностей труда и работы;
2) группы работников, которые
по-разному реагируют на
Данная методика выделила подходы к рассмотрению механизма функционирования мотивации:
- анализ мотивации личности (структура, сила, направленность, тип мотивации);
- удовлетворенность от трудовой деятельности;
- определение корреляционной
зависимости удовлетворенности
труда с параметрами, которые
характеризуют трудовую
Методика позволяет выявить два основных вида мотивации: ценностный и практический. Также выделяют и третий вид мотиваций: сбалансированный или нейтральный.
Методика выделяет группы базовых потребностей. Удовлетворение этих потребностей осуществляется за счет трудовой деятельности:
1) потребности, связанные
с самим трудом и его
2) потребности, связанные с общественной полезностью;
3) потребности как средство существования;
4) потребности статусные (уважение, карьера).
Методика рассматривает мотивацию как противоречивое единство следующих составляющих: требований к работе, возможности реализовать выдвинутые требования и ценности.
Данная методика позволяет определить общий тип ориентации специалиста. Ниже приведена таблица с группировкой ценностей сотрудников на основании данной методики.
Таблица 2 Группировка ценностей
Потребление |
Свободное время |
Содержание труда |
Общественная полезность |
1. Достойный заработок |
1. Развитие личности |
1. Интересная работа |
1. Общественный долг |
2. Дополнительные блага |
2. Общение |
2. Служебное продвижение |
2. Спрос на продукцию и услуги |
3. Рост квалификации | |||
3. Достаток в семье |
3. Уважение |
4. Самостоятельность |
3. Польза потребителю |
5. Самореализация |
Стоит отметить, что использование
данного метода возможно при наличии
четких социально-экономических
Противоречия, высказанные разными авторами в части теоретических и практических аспектов действующих ныне мотивационных моделей, отнюдь не приводят к их полному отрицанию, наоборот, критические замечания главным образом направлены на их совершенствование. Эффективность или жизненность той или иной модели можно проверить только путем их апробации на практике с учетом той среды, где они будут внедряться. Бесспорно одно, что отсутствие мотивационных моделей на наших предприятиях будет снижать эффективность действующих систем управления и социально-экономическую деятельность трудовых коллективов.
Вместе с тем становится
ясным, что мотивационные модели
могут приводить как к
Таким образом, исследовав основные подходы к классификации и характеристике мотивирующих факторов, можно определить ряд факторов, которые характерны практически для любой организации и любого сотрудника. Среди материальных – заработная плата и дополнительные материальные блага или услуги. Среди нематериальных – стабильность и определенность труда; потребность в принадлежности к определенной социальной группе; признание и статус; межличностные отношения; автономность и творчество. Наиболее типичными персональными потребностями являются: потребность в поддержании жизнедеятельности и здоровье; потребность в надежности и безопасности; потребность в признании; потребность в общении; потребность в принадлежности к референтной группе; потребность в престиже; потребность в новизне и творчестве.
Важно также отметить значимость знаний
о мотивации в управленческой
деятельности руководства организации,
заинтересованной в повышении производительности
труда своих сотрудников, их полной
отдаче на предприятии. Понимание и
применение на практике системы мотивации
своих работников приведет не только
к общему повышению эффективности
организации, но и к удовлетворенности
работой самих сотрудников, улучшению
психологического климата, общий настрой
работников. И как следствие, опять
же, увеличение производительности самой
организации. Грамотный руководитель
должен четко знать, что не все
сотрудники мотивированны одинаково.
Поэтому он должен точно распознавать
актуальные мотивы каждого из своих
сотрудников и стараться по возможности
удовлетворить потребности
Итак, сфера применения знаний по мотивации
очень обширна. А результат от практического
применения этих знаний действительно
огромен в различных областях профессиональной
деятельности.
Вне сомнения, что изучения в области мотивации будут продолжены в исследованиях современных психологов, так как актуальность этой темы очевидна и практически значима.