Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 20:56, курсовая работа
Мотивация является одной из ведущих функций управления, поскольку достижение основной цели зависит от слаженности в работе людей. Каждый эффективный руководитель стремится убедить сотрудников работать лучше, создать для них внешние и внутренние стимулы для активной и творческой деятельности, поддерживать интерес к работе, инициировать переживание удовлетворения от полученных результатов. Важно также, чтобы работники стремились к достижению целей организации добровольно и творчески.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
1. МОТИВАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС………………………………………………
1.1 Мотивация и ее сущность…………………………………………………….
1.2 Основные стимулы и мотивирующие критерии в профессиональной деятельности……………………………………………………………………….
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ…………………………………………………………………………..
2.1 Характеристика профессиональной мотивации, функции………………...
2.2 Персональные потребности сотрудников как мотивирующие факторы…
2.3 Характеристика мотивационных теорий……………………………………
3. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ МОТИВАЦИИ………………………
3.1 Общее представление о мотивации отечественными учеными………….
3.2 Методика мотивов отношения к труду (ВЦИОМ) …………………………
3.3 Методика формирования нормативных мотивов труда (МГУ) …………….
3.4 Методика мотивации на основе базовых потребностей (НИИ труда)…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………
Мотивы подготавливают целенаправленность профессионального поведения, хотя и не обеспечивают его. Заявить — не означает сделать. Цель в профессиональной деятельности — это осознанный образ результатов труда у человека. Целеполагание включает целеобразование (порождение новых целей) и целереализацию. Разные люди ставят разные цели в профессиональной деятельности. Одним важно достичь минимального результата — «не перетрудиться», другие желают добиться наивысших результатов и т.д. Говоря о профессиональном целеполагании, различают:
- сильное целеполагание (перспективное, гибкое, помехоустойчивое);
- слабое целеполагание (зависимое от внешних условий).
Труд эффективен, когда
существует смысл профессиональной
деятельности. Смысл — это основание
для оценки человеком значимости
профессиональной деятельности лично
для себя. Эмоции — субъективные
переживания человеком успеха или
неуспеха в профессиональной деятельности,
окрашивая ценностные ориентации, идеалы
превращают их в смыслы для конкретного
человека. Совокупность смыслов (смысла
жизни, смысла профессии) образует систему
духовных ценностей человека, его
профессиональное кредо. Важно, чтобы
человек обладал
Если труд радует человека, то возникает удовлетворенность профессиональной деятельностью. Это чувство усиливается, если существует разделенность удовлетворения с другими людьми. Больше всего людей удовлетворяет в работе признание своей личности со стороны других людей, интерес к труду, оплата и гарантированность труда. Неудовлетворенность трудом выражается в напряженности, апатии, раздражении, быстрой утомляемости. Именно неудовлетворенность трудом является основной причиной текучести кадров.
Мотивационная сфера профессиональной
деятельности неодинакова на разных
стадиях профессионализации. Источниками
изменения в мотивационной
- перестраивание общественных отношений человека;
- изменение условий
- логика саморазвития человека;
- неравномерность развития
и рассогласование между
- рассогласование между
отдельными сторонами в
Для сложившейся мотивационной сферы профессионального труда свойственны:
- разнообразие побуждений,
что позволяет поддерживать и
укреплять мотивацию в
- качество и наличие
параметров каждого из
- выделение главных побуждений, например, стремление трудиться на благо других конкретных людей;
- преобладание конструктивной
направленности мотивационной
- гибкость, подверженность
изменениям в зависимости от
условий труда, социальных
Недостаточность мотивационной сферы профессиональной деятельности может выражаться в следующем:
- бедность мотивационной
сферы, присутствие только
- дискредитация прежних мотивов труда;
- доминирование мотивов,
внешних по отношению к
- наличие параметров незрелости побуждений (неустойчивость, неосознанность и др.);
- конфликты между отдельными побуждениями, мотивами;
- неблагоприятная динамика мотивации, потеря интереса к профессии;
- неадекватность мотивационной сферы фактическому содержанию труда, например, нереальные цели;
- искусственное вызывание
интереса к труду, например, за
счет неправомерного
В практической деятельности часто используются различные типологии мотивации работника. В качестве примера приведем типологию, представленную В.В. Травиным и В.А. Дятловым.
«Инструментально-
«Профессионально-
«Патриот» (социалистическая
мотивация) характеризуется тем, что
основа его мотивации к труду
— высокие идейные и
«Хозяйская» мотивация основана на достижении и приумножении собственности. Богатства, материальных благ. Для такого работника почти не нужна внешняя мотивация. Для него достаточно этой внутренней идеи постоянного увеличения материальных благ. Потребности таких работников практически неограниченны.
«Люмпенизированный» работник предпочитает уравнительное распределение материальных благ. Его постоянно преследует чувство зависти и неудовлетворенности порядком распределения благ в обществе. Такие работники не любят ответственности, индивидуальных форм труда и распределения.
Индивидуальный подход к мотивации очень важен. Известно, что у одного сотрудника доминирующей выступает одна потребность, у второго – другая. Ведущими могут быть несколько потребностей, близких по механизму и внутреннему содержанию.
Потребности меняются с возрастом, и с удовлетворением одной потребности возникает другая. Потребности зависят от семейного воспитания и психотипа человека, усвоенного им сценария поведения и, кроме того, от достижений, неудач и эмоциональных травм, полученных в жизни.
У молодого и амбициозного сотрудника ведущими могут быть потребности в конкуренции и достижениях. В зрелом возрасте он будет стремиться и позитивной корпоративной культуре.
С целью эффективной персональной
мотивации сотрудников
Потребность в поддержании жизнедеятельности и здоровья. Потребность в пище, сне, жилье и здоровье жизненно важны для всех людей. Однако бывают сотрудники, для которых эти потребности выступают первостепенными.
Такие сотрудники обычно ведут здоровый образ жизни, соблюдают диету, интересуются новинками укрепляющих препаратов и пищевых добавок. Они хорошо знают, сколько калорий, витаминов и минеральных веществ содержится в полезных продуктах, «плохого» холестерина – во вредных. Они регулярно проходят профилактические обследования, занимаются фитнесом, предпочитают подвижный отдых. Внешне выглядят ухоженными и подтянутыми. Жизнелюбивы и энергичны.
Однако, потребности в поддержании жизнедеятельности и здоровья редко полностью удовлетворяются у работающих людей. Во многих организациях по причине перегруженности сотрудники не успевают пообедать или перекусывают «на бегу». Перегрузка и стресс приводят к хроническому недосыпанию.
Неудовлетворенные жизненные
потребности создают внутреннее
напряжение, делают человека раздражительным
и эмоционально неустойчивым. Если
не удовлетворяется потребность
в полноценном питании и
Потребность в признании.
В любой организации можно
встретить людей, для которых
потребность в принятии и одобрении
со стороны руководства и коллег
является ведущей. Как правило, это
эмоциональные и открытые люди. Поощрение
потребности в признании
Потребности в общении. Проявление потребности в активном общении зависит от характера и возраста человека. Открытые, подвижные и общительные люди больше настроены на контакты с коллегами и партнерами, нежели люди замкнутые. Последние тяготеют к работе, где контакты с людьми ограничены, и проявляют такие черты, как стремление к концентрации, углубленности, тщательности и педантичности.
Для открытых людей мотивирующей будет организация работы в общем помещении, связанная с интенсивным общением с сотрудниками. Имеющим потребность в концентрации, лучше работать в отдельных кабинетах.
Молодые сотрудники больше стремятся к активным контактам, нежели люди пожилого возраста, обремененные семейными обязанностями. Потребность коммуникабельных и молодых людей обязательно должна подкрепляться на работе. Как отмечает Е. Булыгин, если этой группе сотрудников запрещать общаться, они все равно будут разговаривать, только прячась от руководства. Мотивирующим фактором для таких сотрудников будет время, выделенное для неформального общения на работе. Есть мнение, что достаточно переброситься короткими фразами, чтобы почувствовать «плечо товарища».
Потребность в принадлежности к референтной группе и командной работе. В любой компании, кроме официальной штатной структуры присутствует неформальная структура отношений между сотрудниками, возникающая на основе взаимных оценок и симпатий. Потребность быть вместе со всеми выражается в стремлении стать принятым членами команды, иметь позитивные отношения с коллегами и сотрудниками, вызывающими симпатию. Стремление принадлежать к референтной группе присутствует у всех сотрудников, как общительных, так и закрытых. Если потребность в принадлежности к группе не удовлетворяется, сотрудник становится аутсайдером и тяжело это переживает.
Потребность в надежности и безопасности. Не все, но многие сотрудники имеют потребность в надежности и безопасности (физической, эмоциональной, экономической). Обычно это осторожные люди, предпочитающие порядок и комфорт. Они ценят свое слово, проявляют обязательность и ответственность. Не любят опаздывать и могут быть педантичными.
Физическая безопасность обеспечивается условиями работы, имеющей минимальный риск или полное отсутствие риска для жизни. Сотрудников, проявляющих осторожность, мотивируют условия труда, не связанные с риском для здоровья и жизни.
Потребность в эмоциональной безопасности проявляется в том, что сотрудники чувствительны к принятому в компании или подразделении стилю управления непосредственного руководителя.
Потребность в экономической безопасности проявляется в ожидании работающих людей иметь вознаграждение, обещанное по договору. Если в компании задерживается заработная плата, или имеются случаи выплаты меньших сумм денег по сравнению с обещанными, потребность персонала в экономической безопасности не будет удовлетворена.
Потребность в престиже. Если сотрудник стильно одевается, имеет машину модной модели, работает в известной компании, а на столе – компьютер последней версии, - это тот человек, для кого важен престиж. Внимание к престижу отражает отношение человека к себе, своей жизни и работе, своему успеху и благосостоянию. Несмотря на то, что потребность в престиже относится к внешней атрибутике жизни, она часто выступает серьезным мотиватором.
На имидж тратится много
средств, и это себя оправдывает.
По внешним признакам, проявляющимся
в одежде, выборе марки машины, компьютера,
деловые люди оценивают успешность
и надежность компании. В частной
жизни демонстрируют
Потребность в новизне. Потребность
в новизне проявляется в
Потребность в творчестве. Решение новых нестандартных проблем, разработка креативных проектов, рождение новых идей – все эти условия стимулируют сотрудников, имеющих потребности в творчестве. Их привлекает неизведанное, они испытывают прилив энергии, осваивая новое интеллектуальное пространство и расширяя возможности профессии.
Неудивительно, что нередко такие сотрудники отказываются от повышения в должности, поскольку выполнение управленческой работы влечет за собой увеличение административных обязанностей, которые мешают профессиональному творчеству.
Существуют различные мотивационные теории, которые, по мнению М.Х. Мескона, можно разбить на две группы:
1) содержательные (объясняющие поведение человека мотивами, основой которых являются те или иные потребности человека);
2) процессуальные (устанавливающие
тот или иной набор факторов,
взаимодействующих между собой
в психологическом процессе
К группе мотивационных теорий
содержательного характера